Автор: Чекашкина Зинаида Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Наровчат
Населённый пункт: с. Наровчат, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Наровчат
Проектная деятельность как средство повышения
мотивации обучающихся на уроках русского языка и
литературы
Учитель русского языка и литературы Чекашкина З.И.
Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в
свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется
несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя
ориентированы на безусловное прохождение программы. Установки ученика
совсем иные. Как я уже отмечала выше, учитель идет в класс с главной целью
- изложить школьникам новую информацию. Опытный педагог знает, что
информация учителя - это еще не знание ученика. Для того чтобы перевести
информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать
достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома,
проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают
того, что школьники выучивают новый материал, но при ЭТОМ возникает
целый блок негативных психологических последствий в учении. Последствия
принуждения проявляются у школьников в безынициативности, нежелании
включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в
полном исчезновении навыка. Силы учителя уходят на преодоление
нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда
непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову
студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать,
что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Но сегодня педагогу
отводится иная роль.
Современный учитель должен быть профессионалом, который инициирует
пробные действия учащихся, консультирует, корректирует их действия. В
этом ему помогают современные образовательные технологии.
Использование современных образовательных технологий в практике
обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и
нравственного развития учащихся. Я использую различные технологии
полностью или отдельные их приёмы.
Образовательные технологии и их результативность.
Технология
Результат использования
Учебно-
исследовательская
технология
Развитие
исследовательских
навыков
в
процессе
обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация
результатов
в
виде
реферата,
исследовательской
и
творческой
работы.
Развитие
навыков
публичного
выступления.
Технология
игрового
обучения
Активизация
деятельности
учащихся.
Увеличение
накопляемости
оценок.
Отработка
коммуникативного
аспекта.
Технология
развития
критического
мышления через чтение
и письмо
Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям,
навыкам
и
способам
мышления.
П оявляе т с я
возможность объединения отдельных дисциплин.
О б у ч е н и е
в
сотрудничестве
Р а з в и т и е
к о м м у н и к а т и в н ы х
н а в ы к о в ,
взаимоответственности, способности обучаться в силу
собственных возможностей при поддержке товарищей.
Дебаты
Сознательно
стимулируют
творческую,
поисковую
деятельность,
тщательную
проработку
изучаемого
материала.
Развивают
навыки,
необходимые
для
общения. Вырабатывают критическое мышление.
Информационно-
коммуникативные
технологии
Разработка
учащимися
обучающих
презентаций.
Запрос
на
расширение
доступа
к
ИНТЕРНЕТ.
Использование
электронных
версий
тестов
по
предметам
Лекционно-
семинарско-зачетная
система, тестирование
Помогает
адаптироваться
в
дальнейшем
в
вузах.
Предусматривает формирование общеучебных умений
и навыков.
Планируя применение образовательных технологий, учитель исходит из
того, что каждый ученик на протяжении периода обучения должен
поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываются:
- возрастные особенности учащихся;
- преемственность технологий;
- особенности классных групп в параллелях;
- возрастание доли самостоятельности учащихся.
В своей работе я также использую проектную деятельность как средство
повышения мотивации обучающихся. Одним из важнейших пунктов
обучения русскому языку и литературе является наличие определенной
проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения.
Для этого используется проектное обучение, являющееся одной из
современных технологий обучения.
Изучение большинства тем курса литературы заканчивается созданием
проекта, который означает деятельность (индивидуальную или групповую),
включающую исследование и решение проблем. Эта деятельность
планируется и доводится до завершения учеником под руководством учителя
или самим учеником.
Применяются различные типы проектов, выбираемые в соответствии с
конкретными условиями и целями проведения. Это исследовательские
проекты, творческие, информационные, практико-ориентированные.
Метод проектов выполняет ряд важных задач по развитию компетенций
учащихся. А именно:
- развитие умений работы с информацией,
- формирование навыков исследовательской деятельности,
- развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки
результатов своей деятельности,
- развитие умений принимать решения в нестандартной ситуации,
- формирование навыков работы в команде, умений соотносить свои действия
с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Данный вид работы зарекомендовал себя как в старших классах, так и в
классах среднего звена. Причем проекты различных типов. Например,
исследовательский проект «Дети войны». Тема определена. Нужно было
найти материал о человека , детство которого выпало на это военное
лихолетье. Из ряда предложений остановились на жительнице села Савинки
Голубевой А.Ф. Посетили ветерана, выслушали ее интересный рассказ о
жизни, работе в школе. Связались с Савинской школой, где она проработала
44 года учителем, переговорили с людьми , которые знают и помнят своего
бывшего учителя. Сложилась яркая и полная картина жизни вроде бы ничем,
на первый взгляд, не примечательного человека.
Информационный проект. Этот тип проекта хорошо зарекомендовал себя при
изучении обзорных тем,
так как это один из самых трудных разделов
литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях
отечественной литературы
складываются в систему, что помогает учащимся
сформировать целостное представление об истории русской литературы в её
движении и развитии. Примером может служить проект по жизни и
творчеству Л.Н. Толстого. По крупицам, начиная со среднего звена , дети
собирали информацию о писателе. Завершением проекта стала поездка детей
в родовое имение Л.Н.Толстого в Ясную Поляну, где участники проекта
могли увидеть то, с чем познакомились в ходе работы над проектом.
Творческий проект «Мой Лермонтов…» завершился участием обучающихся
в районном конкурсе сочинений, посвящённому дню рождения
М.Ю.Лермонтова.
Создание поэтического сборника А.А.Ахматовой вызвал особый интерес.
Обучающимся нужно было познакомиться с большим количеством
произведений, написать статью, предваряющую сборник, в которой они
обосновали , чем привлекло творчество поэтессы.
Обучающиеся 5 класса выполнили проект «В гостях у сказки», создав свой
сборник сказок, где использовали реалии современной жизни.
Таким образом, можно сказать, что какую бы технологию ни выбрал учитель,
нужно стремиться к тому , чтобы она принесла обучающимся новые знания,
позволила бы заинтересовать их.