Автор: Лапенкова Наталья Геннадьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ "РОУКС"
Населённый пункт: город Качканар, Свердловской области
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа
Тема: спортивно-оздоровительные группы
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа по горнолыжному спорту
«РОУКС»
Утверждена
педагогическим советом
протокол № 2 от 01 сентября 2019 г.
Спортивно-оздоровительные группы с основами техники
горнолыжного спорта.
дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта
срок реализации программы 9 месяцев (78 занятий)
Авторы:
Лапенкова Наталья Геннадьевна
тренер-преподаватель
МБУ ДО «ДЮСШ «РОУКС»
Качканар
2019
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
2
Содержание.
Пояснительная записка. ..................................................................................................................................................... 3
Учебный план. ...................................................................................................................................................................... 4
Примерный учебно-тематический план. ......................................................................................................................... 5
Содержание дополнительной образовательной программы ....................................................................................... 6
Контроль текущий ......................................................................................................................................................... 8
Контроль итоговый ........................................................................................................................................................ 9
Требования к уровню подготовки. ................................................................................................................................... 9
Перечень учебно-методического обеспечения ................................................................................................................ 9
Список литературы. .......................................................................................................................................................... 10
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
3
Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования детей в возрасте с 4 до 7 лет «Спортивно-
оздоровительные
группы
с
основами
техники
горнолыжного
спорта»
является
программой
физкультурно-
спортивной направленности.
Новизна данной программы заключена в возможности предоставления дополнительного образования для
детей с 4-х лет.
Анализ развития горнолыжного спорта в России и за рубежом показал большое отставание развития
методик обучения основам горнолыжной техники российской школы от зарубежных. Это вынуждает искать новые
подходы в подготовке спортивного резерва.
Одним из них является более раннее обучение детей основам горнолыжной техники. На это указывает
возраст
начала
занятий
многих
выдающихся
горнолыжников
мира
и
России
(Тальянов,
Стенмарк
начали
заниматься с 4-5 лет), большинство олимпийских чемпионов встали на лыжи в возрасте 3-4 года и только немногие
достигли успеха, начав заниматься после 8 лет.
При
работе
над
данной
программой
были
использованы
методические
разработки
зарубежных
и
отечественных авторов, а также свой личный опыт работы с дошкольниками.
Горнолыжный спорт – вид лыжного спорта, заключающийся в спуске с гор по специальным трассам.
Горнолыжный спорт входит в состав Международной федерации лыжного спорта (ФИС) с 1924 г.
На сегодняшний день в мировой практике существуют различные методики начального обучения детей в
горнолыжном спорте. По мнению французских специалистов, начинать обучение детей горными лыжами можно в
возрасте четырех лет. Ребенок в возрасте 4-6 лет разучивает основные элементы горнолыжной техники за 7-8 дней
катания.
Образовательной программы дополнительного образования детей по горнолыжному спорту в дошкольном
возрасте в доступной нам литературе обнаружить не удалось.
В данной программе использованы рекомендации, взятые из доступных общему пользованию материалов
на региональных сайтах Ярославской области и Красноярского края.
Анализ образовательных программ дошкольного образования выявил следующее.
- Практически все авторы и разработчики программ дошкольного образования и художественно-эстетического, и
технического,
и
общего
направлений,
предусматривают
разделы,
модули,
блоки
и
т.д.,
как-то
касающиеся
физического воспитания детей.
-
Только
в
некоторых
программах
в
разделы
физического
воспитания
включаются
элементы
спортивных
движений, в частности обучению передвижению на лыжах, подъемы и спуски на лыжах с гор.
- Встречаются программы, где занятиям физическими упражнениями на открытом воздухе отводится очень мало
времени. Основной
упор
в таких
программах сделан на развитие физических
качеств путем
упражнений в
спортивном зале.
При обучении ходьбе на лыжах дошкольник должен овладеть разными способами ходьбы на лыжах,
научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски.
Настоящая образовательная программа дополнительного образования детей направлена на предоставление
дополнительных образовательных услуг в области физической культуры и спорта детям в возрасте 4-7 лет.
Продолжительность обучения по данной программе составляет 9 месяцев (78 занятий) при двух разовых
тренировках в неделю.
Обучение условно разбито на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе решаются задачи повышения и укрепления общей физической подготовки
детей, развития двигательных навыков, координации движений, ловкости. Продолжительность этапа 2-3 месяца
(сентябрь-ноябрь), в зависимости от климатических условий.
На основном этапе решаются задачи обучения детей навыкам горнолыжной техники. Продолжительность
этапа 4-6 месяцев, в зависимости от климатических условий.
В
конце
полного
курса
обучения
предусмотрен
текущий
и
итоговый
контроль
в
виде
веселых
соревнований.
На заключительном этапе решаются задачи общефизической подготовки, развития ловкости, координации
движений.
Продолжительность этапа 1-2 месяца.
Общая педагогическая нагрузка при работе с одной группой составляет 156 часов.
Наполняемость группы не более 15 человек.
Рекомендуемый режим работы – 2 занятия в неделю (суббота, воскресенье), продолжительностью
2
академических часов.
Академический час в устанавливается в соответствии с требованиями пункта 12.13. СанПиН 2.4.1.2660 –
10:
- для детей 5-го и 6-го года жизни (4-5 лет) – 25 минут;
- для детей 7-го года жизни (6 лет) – 30 минут.
Перерыв между академическими часами в одном занятии - 10 минут для отдыха обучающихся
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
4
Учебный план.
(в ак. часах)
Содержание
Итого
В том числе теории
Охрана жизни и здоровья, ТБ
13
13
Развитие навыков самообслуживания
22,5
2,7
Упражнения на развитие ловкости
15,3
1,5
Упражнения на развитие координации
15,3
1,5
Упражнения на развитие гибкости
15,3
1,5
Подвижные игры и эстафеты
22,5
1,5
Упражнения в ботинках без лыж
3,7
0,7
Ходьба и скольжение на лыжах по ровной поверхности
10,3
0,8
Подъем в гору
14
0,7
Прямой спуск с горы
8
0,7
Упражнения во время спуска
10,3
1
контроль текущий
2,8
0,3
контроль промежуточный итоговый
3
0,3
156
26,2
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
5
Примерный учебно-тематический план.
(рассчитан на продолжительность академического часа 30 мин.)
Подготовительный этап.
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Итого
В том
числе
теории
Охрана жизни и здоровья, ТБ
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
130
130
Развитие навыков
самообслуживания
25
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
275
25
Упражнения на развитие
ловкости
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
260
25
Упражнения на развитие
координации
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
260
25
Упражнения на развитие
гибкости
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
260
25
Подвижные игры и эстафеты
0
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
375
25
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
1560
255
Основной этап.
Содержание
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Итого
В том
числе
теории
Охрана жизни и здоровья, ТБ
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
160
160
Развитие навыков
самообслуживания
30
10
10
10
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
200
35
Упражнения в ботинках без
лыж
10
10
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
110
20
Ходьба и скольжение на лыжах
по ровной поверхности
15
35
45
45
10
10
10
10
10
5
5
5
5
5
10
10
10
10
10
10
10
10
10
0
0
0
0
0
0
0
0
0
305
25
Подъем в гору
0
0
0
0
25
25
25
0
25
20
20
20
20
0
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15 15
15
15
15
15
15
0
0
420
20
Прямой спуск с горы
0
0
0
0
15
15
15
0
15
0
0
0
0
0
20
20
20
20
20
20
20
20
20
0
0
0
0
0
0
0
0
0
240
20
Упражнения во время спуска
0
0
0
0
0
0
0
0
0
25
25
25
25
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
30
30
30
30
30
30
30
0
0
310
30
контроль текущий
0
0
0
0
0
0
0
40
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
45
0
85
10
контроль промежуточный
итоговый
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
45
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
45
90
10
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
1920
330
Заключительный этап.
Содержание
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
Итого
В том
числе
теории
Охрана жизни и здоровья, ТБ
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
100
100
Развитие навыков
самообслуживания
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
200
20
Упражнения на развитие
ловкости
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
200
20
Упражнения на развитие
координации
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
200
20
Упражнения на развитие
гибкости
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
200
20
Подвижные игры и эстафеты
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
300
20
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
60
1200
200
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
6
Содержание дополнительной образовательной программы
Охрана жизни и здоровья, техника безопасности (здоровьесбережение).
При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно
во время занятий на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется в процессе выполнения
различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется
анатомофизиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям
меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное
сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через
нос, рот и сочетанию дыхания с движением.
Важным
разделом
работы
по
охране
жизни
и
здоровья
с
дошкольниками
является предупреждение
травматизма. Основным является обеспечение санитарно-гигиенических условий для мест проведения занятий и
физкультурного оборудования, строгое соблюдение правил обучения, с обязательной страховкой при выполнении
детьми сложных упражнений.
Для
эффективного
и
безопасного
обучения
необходимо
прежде
всего
выполнить
ряд
требований
к
инвентарю и одежде. Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным ростовесовым показателям
ребенка.
Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы
ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках
специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать
ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей
они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием
палками надо объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и
опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами - большим,
указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.
Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный,
с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз.
Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть
выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам - так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а
в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с
брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно
колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей.
Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому
желательно
иметь варежки
или рукавички,
обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка
предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером
с высоким воротом.
Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности
родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде:
-
не кутать детей, как эскимосов - это затрудняет движения;
-
дошкольники более чувствительны к морозу, чем подростки;
-
если верхняя курточка легкая, то один дополнительный свитер под нее будет кстати;
-
хороши шерстяные вещи, но только не наружу, так как шерсть сильно собирает снег и поглощает влагу, а
детям очень нравится поваляться в снегу;
-
помнить и о том, что ребенок будет часто падать;
-
необходимы запасные рукавички или варежки для замены мокрых, к тому же дети поразительно часто их
теряют;
-
проверить, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;
-
выбирать верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими
руками;
-
отдавать предпочтение одежде, которую можно сравнительно легко чистить и стирать - ребенок обязательно
найдет достаточно грязи даже на снегу.
С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано при температуре от -1 до - 18° С. В ветреную
погоду нижняя граница повышается на 2-3°.
Исключительно
важно
дать
ребенку
основы
знаний
по
гигиене,
сообщив
простейшие
правила
и
гигиенические требования к занятиям на лыжах:
- нельзя садиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;
- запрещено использовать снег для утоления жажды;
- недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.
Необходимо напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.
Правила поведения на склоне.
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
7
Развитие навыков самообслуживания
После подбора инвентаря детей необходимо обучить обуванию, застегиванию и растегиванию креплений,
переноске лыж и палок, уходу за инвентарем. Показать место, куда необходимо ставить ботинки и лыжи. Все это
вначале дети выполняют с помощью родителей или тренера, затем, постепенно, детей необходимо приучать
выполнять все самостоятельно, по мере освоения навыков самообслуживания.
Упражнения в ботинках без лыж
Упражнения в ботинках выполняются без лыж. Упражнения можно проводить в помещении или на
свежем воздухе. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы ребенок привык к ботинкам, так как ботинок весит
намного больше обычной обуви.
Примерный комплекс упражнений в ботинках без лыж.
1.
Ходьба вперед, спиной вперед, в сторону.
2.
И.П. основная стойка, руки внизу.
1.
Поднять левое колено на уровне пояса.
2.
И.П.
3.
Поднять правое колено на уровне пояса.
4.
И.П.
3.
И.П. основная стойка.
1.
Присесть, руки вперед.
2.
И.П.
3.
Присесть, руки в стороны.
4.
И.П.
4.
И.П. основная стойка.
1,2,3,4 подпрыгивания на месте.
5.
И.П. основная стойка
прыжки, с продвижением вперед, на двух ногах, с одной на одну.
Ходьба и скольжение на лыжах по ровной поверхности
Перед тем как детей вывести на склон, необходимо научить их передвигаться по ровной местности,
привыкнуть к необычным ощущениям (тяжелые ботинки, лыжи, скольжение) в условиях равнины.
Упражнения в равновесии на месте.
1. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах. Почувствовать голенью переднюю часть ботинка. Не
опускать таз очень низко.
2. Касание руками голенищ ботинка впереди – колени согнуть. Общий наклон вперед, почувствовать
голенью ботинок впереди. Не отклоняться и не садиться назад.
3. Касание руками пяток – колени согнуть. Общий наклон вперед. Почувствовать голенью переднюю часть
ботинка. Не отклоняться и не садиться назад.
4. Касание голенища ботинка с левой и правой стороны поочередно.
5. выполнить перемещение веса тела с закрытыми глазами максимально вперед и назад (маятник),
чередование загрузки правой и левой лыжи – вернуться в серединное положение. Почувствовать изменение
давления веса тела на стопу. Почувствовать срединное положение.
6. Чередование скольжения на лыжах вперед назад. Правая вперед, левая назад и наоборот. Почувствовать
изменение переноса веса тела в переднем и боковом направлении.
7. Чередование подъема:
а) пятки лыж;
б) носка лыж;
в) целой лыжи.
Почувствовать вес тела на одной лыже. Голень должна упираться в переднюю часть ботинка.
8. Передвижение приставными шагами в сторону. Почувствовать перенос веса тела с одной лыжи на
другую. Выполнять в обе стороны.
9. Разворот переступанием через носки – через пятки лыж. Почувствовать перенос веса тела с одной лыжи
на другую. Каждым способом выполнять в обе стороны.
10. Скользящие шаги. Пятки лыж не поднимать (передвижение змейкой).
11. Короткие и длинные шаги.
12. Передвижение в высоком и низком положении.
13. Передвижение с одновременным отталкиванием палками (одновременный бесшажный ход).
14. Прогулка по слабо пересеченной местности.
15. Игры: эстафеты, игры с ловлей типа «Кошки-мышки» на одной лыже, на двух. В играх и эстафетах
обязательно чередовать правую и левую лыжу.
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
8
Подъем в гору
После обучения передвижению по равной поверхности можно переходить к обучению подъему в гору.
Выполняются подъемы «елочкой», «лесенкой».
Прямой спуск с горы
Одновременно с обучением подъемам необходимо производить обучение прямым спускам. Прямой спуск
предназначен для освоения основного базового положения на лыжах, обучения переносить вес тела в боковом и
передне-заднем положении.
Описание движения – лыжи на ширине бедер, поставлены параллельно и плоско, равномерно загружены;
голеностопные, коленные и бедерные суставы слегка согнуты (среднее положение); положение рук вдоль
туловища, руки в локтях слегка согнуты, палки параллельны, направлены назад, разведены в стороны; взгляд
направлен вперед.
Местность: пологий, короткий склон с безопасным стартом и выкатом.
Подъем в гору лесенкой, елочкой.
Упражнения с вертикальными движениями.
1. Пробная попытка. Акцентировать внимание на правильном положении частей тела (согласно описания).
2. Сгибание и разгибание ног коленных суставов. Общий наклон вперед, сгибание-разгибание только в
коленных суставах. Таз не должен опускаться вниз. Голень упирается в переднюю часть ботинка.
3. Обеими руками коснуться голенищ ботинка сбоку. Общий наклон вперед, голень упирается в переднюю
часть ботинка.
4. Касание ботинок впереди. Больше наклон вперед, голень наклонена вперед.
5. Проезд под палкой через ворота (обозначенные лыжными палками). Наклон голени и туловища вперед.
До ворот спуск в основной стойке.
6. Легкие прыжки во время всего спуска. Сохранять положение основной стойки (смотреть описание).
Упражнения во время спуска
Предназначены для развития и совершенствования координационных способностей.
1. Падение. Объяснить, показать и попробовать 2-3 раза.
2. Поочередное поднимание левой, правой ноги (Лошадка).
3. Выполнять переступания в стороны. Шаг влево, шаг вправо. Акцентировать внимание на параллельном
положении лыж и общем наклоне вперед.
4. Подпрыгивания на двух ногах (Мячики).
5. Перепрыгивание через препятствие.
6. Приседания и вставания (Земля – Небо).
7. Из прямого спуска в конце склона, перенести вес тела вперед и раздвинуть пятки лыж. Скользить в
плуге до полной остановки. В начале обучения повторять до полного автоматизма выполнения этого упражнения.
8. Прямой спуск с чередованием остановкой плугом.
9. Длинный скользящий плуг во время всего спуска (скольжение на внутренних кантах).
10. Фонарики. Во время прямого спуска развести носки лыж в стороны, лыжи поставить на внутренние
канты, свести носки лыж, и т.д.
Прохождение простейших трасс
Совершенствование выполнения поворотов.
1. Прямой спуск с приседанием в домиках (домики из пластиковых древок).
2. Спуск с выполнением поворотов для заезда в домики (домики стоят в шахматном порядке).
3. Спуск по коридорам, обозначенными древками.
4. Спуск с поворотами большого радиуса с объездом игрушек.
5. Спуск с поворотами малого радиуса.
6. Прохождение прямой трассы (трассу разметить игрушками).
7. Прохождение трассы поставленной в шахматном порядке с малым радиусом поворота.
8. Повороты в плуге с палками. Палки держать перед собой.
9. Повороты в плуге с использованием маленького обруча. Обруч в руках. Дети смотрят вперед через
обруч.
Повторение пройденного материала (резервное время)
Это время используется для повторения всего пройденного материала или в случае, когда по погодным
условиям (мороз) не состоялись предыдущие тренировочные занятия.
Контроль текущий
Текущий контроль проводится после первого этапа с целью определения наиболее подготовленных детей.
Форма проведения текущего контроля - спортивный праздник. Приглашаются родители детей и все
заинтересованные лица.
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
9
Детям
предлагается
миниэстафета
с
выполнением
подъема
в
гору,
разворота,
прямого
спуска
и
торможения.
Для определения уровня усвоения учебной программы используется метод экспертных оценок. Каждый
ребенок оценивается тремя-пятью экспертами по каждому движению. Используется трехбалльная система оценок.
Движение полностью усвоено. Движение частично усвоено. Движение не усвоено.
Контроль итоговый
Итоговый контроль проводится среди всех учащихся прошедших полный курс обучения по данной
программе.
Форма проведения итогового контроля спортивно-игровая. Она включает в себя проведение миниэстафет
для основной группы и соревнований для группы наиболее подготовленных по простейшей трассе (Банэ).
Уровень усвоения:
- в миниэстафетах оценивается так же, как и при текущем контроле;
- при прохождении трассы необходимо пройти без пропуска ворот.
Требования к уровню подготовки.
По окончанию изучения данного курса дети должны:
знать:
-
имя и отчество тренера-преподавателя;
-
наименование учреждения, где проходили обучение;
-
наименование инвентаря;
-
свой инвентарь, на котором ребенок проходит обучение;
-
правила поведения на склоне, в помещении;
-
правила обращения с инвентарем (переноска, хранения).
уметь:
-
самостоятельно обувать ботинки (застегивать с помощью взрослых);
-
самостоятельно переносить инвентарь;
-
самостоятельно застегивать и расстегивать крепление лыж;
-
самостоятельно ухаживать за своим инвентарем (протирать, ставить на свое место);
-
выполнять следующие движения на горных лыжах:
- подъем в гору «лесенкой», «елочкой»;
- развороты на месте в обе стороны («ромашка»);
- прямой спуск с горы, с остановкой плугом или разворотом, в указанном месте;
- выполнять элементы поворотов – закантовка лыж в обе стороны;
- прохождение простейших трасс для наиболее подготовленных.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Склон небольшой крутизны, с пологим выкатом и контруклоном.
2.
Лыжи.
3.
Палки.
4.
Ботинки.
5.
Стойки деревянные или пластиковые (древки).
6.
Обручи диаметром 40-50 см.
7.
Мячи, скакалки, кубики и пр.
© Лапенкова Н.Г. 2019 «Спортивно-оздоровительные группы с основами техники горнолыжного спорта»: дополнительного общеразвивающая программа
10
Список литературы.
1.
Асташина М.П. Использование фольклора в работе с детьми по физическому воспитанию // Дети и здоровье:
Сб. матер, науч.-практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания (23-25 ноября 1992 г., г.
Иркутск) Под общ. ред. А.И.Кравчука и Ю.П.Симакова. - Омск: ОГИФК, 1993
2.
Горнолыжный спорт/ Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М: ФиС, 1986.
3.
Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит, 2001.
4.
Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985.
5.
Жубер Ж. Хочу как папа: Обучение детей на горных лыжах // Спорт за рубежом, 1990, №22.
6.
Зырянов В. А. Подготовка горнолыжника. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
7.
Иванов В. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста 3-7 лет в режиме детского сада: В сб.
"Дети и здоровье". – Омск, 1993.
8.
Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста. Доктор
педагогических наук, профессор Ю.К. Чернышенко
Кандидаты педагогических наук, доценты В.А. Баландин, Б.Ф. Курдюков, В.З. Яцык, Т.А. Банникова. Интернет
9.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебн.
пос. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1978.
10.
Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 1996, № 2
11.
Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в
дошкольных учреждениях" (утв. Минздравом СССР 29 октября 1984 г. N 11-14/26-6) Гарант справочно-
правовая система
12.
Николаев В.Г. Биомедицинская и спортивная антропология – охране здоровья населения: Физическая культура
и спорт XXI века. / Материалы научной конференции 13.10.2002 г., Красноярская государственная
медицинская академия. Сайт в Интернете
13.
Николаенко С. Ф. Начальное обучение горнолыжников. – Лыжный спорт, 1982, вып.2.
14.
Новый подход к обучению в горнолыжном спорте. Методические рекомендации / Адамов Ю. В., Данилов К.
Ю., Жуков В. И., - М, РУНМР, УЛВС, 1985.
15.
Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В.
Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994
16.
Раменская Т. И. Лыжная подготовка дошкольников: Родительский лекторий. Российская государственная
академия физической культуры. Сайт в Интернете.
17.
Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991.
18.
Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова. - М.: Просвещение, 1990.
19.
Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /
В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
20.
Шлык Н.И., Загуменова М.В., Выдрич З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической
работоспособности и соматовегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки //Теория и практика
физической культуры. 1984, №11