Напоминание

"Сбрось усталость!"


Автор: Малеева Ирина Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №23"
Населённый пункт: город Электросталь, Московская область
Наименование материала: Тренинг для педагогов
Тема: "Сбрось усталость!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг для педагогов

«Сбрось усталость!»

Подготовила: педагог-психолог

«Центр развития ребенка –

- детский сад №23»

Малеева Ирина Юрьевна

г. о. Электросталь Моск. обл

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья

педагога.

Задачи:

- создание условий способствующих профилактике СЭВ;

-

развитие

коммуникативных

умений,

эмоциональной

сферы;

сплочения

и

доверия,

снятие эмоционального напряжения;

- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Ход тренинга:

Упражнение 1. «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться

со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руки;

2 хлопка – здороваемся плечами;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время

игры.

Упражнение 2. Знакомство с правилами работы в группе.

Искренность в общении. Чем более откровенными будут рассказы о том,

что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем

более эффективной будет ваша работа.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать о том,

что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента

участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в

обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все, что

говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из эстетических оснований

нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в

тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на

занятии.

Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение

его

проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении

вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может

нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.

Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от

обсуждения

и

допускать

рассуждения

типа:

«Все

так

думают»,

«Большинство

так

считает».

Попытайтесь

строить

свои

рассуждения

примерно

так:

«Я

думаю…»,

«Я

чувствую…»,

«Мне

кажется…».

Основное

внимание

каждого

из

нас

должно

быть

сосредоточенно на том, что происходит с нами.

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего

мнения. Давайте в группе будем понимать друг друга, чувствовать, что человек хотел

сказать, какой смысл вложил в высказывание.

Общение между всеми участниками на «ты». Этот принцип создает в

группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами.

Упражнение 3. «Никто не знает, что…»

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатели сидят по кругу. У психолога в руках мяч: «Сейчас мы будем бросать друг

другу этот мяч и тот, у кого он окажется, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я (или —

у меня)..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в

выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».

Упражнение 4. «Сборный портрет»

Цель: развитие рефлексии, повышение самооценки.

Психолог говорит: «Я допускаю, что среди вас нет такого человека, который бы вам

казался идеальным. Но сейчас вы пройдете и будете внимательно смотреть на лица. Попробуйте

составить сборный портрет, из 5-6 человек, идеальной девушки. Выбранных вами девушек

попросите выйти сюда и объясните, кого и за что вы выбрали (черты характера). Например:

красивая как Галя; веселая как Света; нежная как Лена, и т. д.

Упражнение 5. «Лишний стул»

Цель: снятие психологической дистанции между членами группы.

Воспитатели

сидят

на

стульях

в

кругу.

Психолог

убирает

постепенно

3-4

стула.

Воспитателям предлагается уместиться на оставшихся стульях.

Упражнение 6. «Счет до десяти»

Цель: развитие взаимопонимания между участниками группы.

Воспитатели

встают в круг, не касаясь друг друга. Психолог: «Сейчас по сигналу

«Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать

до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один»,

другой скажет «два», третий скажет «три» и т. д. Однако в игре есть правило: слово должен

произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала.

Начнем?» Психолог

предлагает добиться желаемого результат за 5 попыток. После каждой

неудачной

попытки

участники

могут

открыть

глаза

и

посмотреть

друг

на

друга,

но

переговариваться запрещается.

Упражнение 7. «Психологическая зарядка»

Цель: снятие мышечного напряжения.

1.

Стоя,

свести

лопатки,

улыбнуться,

подмигнуть

правым

глазом,

потом

левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

2.

Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над

головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо:

«Чудо как я хороша!»,

повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»

3.

Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем

становлюсь богаче!»

4.

Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я

решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

5.

Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку

всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

6.

Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у

меня нет преграды, все получится, как надо!»

Упражнение 8. «Поворот»

Цель:

поддержание

положительного

эмоционального

настроя,

развитие

групповой

сплоченности.

Психолог предлагает участникам встать в шеренгу на расстоянии 40 см друг от друга:

«Сейчас вы закроете глаза, и по моему хлопку каждый повернется на 90 или на 180 градусов в

любую сторону. Ваша задача — повернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону. Неважно,

в какую, главное — в одну и ту же. Предварительные переговоры запрещены». Повторяют

несколько раз, в идеале все участники должны повернуться в одну сторону.

Упражнение 9. «Карусель»

Цель: поддержание позитивного настроения в группе, снятие мышечного напряжения

Упражнение выполняется в парах. Психолог: «Сидя лицом друг к другу, вложите всю

сою энергию в руки. Ничего не говорите. Познакомьтесь с партнером, касаясь своими руками

его рук (3 минуты). Познакомившись, боритесь руками. Боритесь руками! (3 минут). Борьба

окончена. Теперь миритесь с партнером с помощью рук (3 минуты). Затем попрощайтесь с

партнером (3 минуты) и откройте глаза. Обменяйтесь друг с другом своими впечатлениями.

Воспитатели делятся на две подгруппы и встают «круг в круге» лицом друг к другу.

Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. В каждой паре

участники должны сказать пожелание друг другу на день.

Упражнение 10. «Покажи пальцем»

Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять

вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое-либо свойство

и предлагает воспитателям опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого

из них, обладает сегодня данным свойством:

покажите самого активного сегодня;

кто сегодня особенно веселил группу;

самого сонного;

того, кто сегодня помог вам;

того, кого вы хотели бы узнать поближе;

с кем хотели подружиться.

Упражнение 11. «Я в лучах солнца!»

Цель: оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день.

Психолог:

«Нарисуйте

на

листе

бумаги

солнце

так,

как

его

рисуют

дети:

кружок

посередине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет.

Вспомните сегодняшний день, и на каждом лучике напишите «Я сегодня молодец, потому

что...» Такой рисунок можно повесить дома, на работе и добавлять лучи. Если станет плохо на

душе, покажется, что вам ничего не удается и вы ни на что не годны, посмотрите на это

солнышко и вспомните, что вы переживали, когда рисовали и подписывали каждый лучик.

Рефлексия занятия: какие ожидания оправдались, какие – нет, чему научились, что

давалось легко, а что не очень, пожелания к ведущему.



В раздел образования