Автор: Зверева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1561 корпус 7
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование сотрудничества воспитателя с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Формирование сотрудничества воспитателя с родителями- необходимость, так как влияние
семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если
требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и семье, не согласованы,
то как воспитание, так и образование ребенка будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что
закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении.
Это единство достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо
известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным
содержанием, методами и приемами воспитания и образования детей и в некоторой мере
овладели ими.
В таком случае работу детского сада необходимо выстроить так, чтобы родители стали активными
участниками образовательного процесса, либо непосредственно во время занятий, либо в
подборе материала для этого процесса.
Но есть трудность, которую многим педагогам, придется преодолеть. Мы привыкли управляться
самостоятельно со всеми делами в группе и чувствовать себя уверенно во всем, что обычно
происходит под нашим началом и вдруг появляется посторонний взгляд, который может заметить
наши ошибки или неудачные стечения обстоятельств.
И с другой стороны, родителям тоже сейчас нелегко, они тоже еще «чужие» в этом процессе. Они
тоже бояться совершить ошибку, порой не знают, что могут предложить в качестве помощи, не
знакомы с правилами, регламентирующими жизнь детей в саду. Им тоже необходима помощь и
наша поддержка. Для этого необходимы родительские собрания, лучше в неформальной
обстановке, темы которых должны быть актуальными, основанными на опросе родителей
(анкетировании, бесед).
А также стоит помнить, что родители-это по большей части доброжелательные и разумные люди,
которые просто хотят, чтобы их малыши получили все самое лучшее и необходимое. И этот лед со
временем растает.
Также формирование данного партнерства невозможно без взаимного доверия во
взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимания нужд и интересов ребенка и
своих обязанностей как воспитателей; укрепления авторитета педагога в семье и родителей в
детском саду.
Для выстраивания доверительного отношения родителей к воспитателю, применимо правило:
«Общаясь с родителем 10 раз ребенка похвали и 1 поругай (а в нашем случае, озвучь проблему и
дай рекомендации)».
Также для создания гармоничных отношений может помочь создание совместной группы
родителей и воспитателей в WhatsApp, которая используется не только для объявлений и
информации, а по большей части для освящения жизни группы, деятельности детей(фото, видео,
описание деятельности в группе). В следствии чего будут получены взаимные положительные
эмоции, которые создадут хороший микроклимат в вашей группе.
Также эффективна такая форма работы, как «Родительская гостиная». Она находит свой отклик у
родителей и желающих посетить ее, как правило, находится немало. Здесь воспитатели,
совместно с родителями, ищут решение каких-то вопросов по воспитанию детей, также родители
получают полезные рекомендации от специалистов или просто играют, занимаются творчеством с
детьми и получают от этого только положительные эмоции. Формируется маленькое сообщество!
Непременным условием проведения таких «гостиных», должна быть актуальность и интерес
выбранных тем и неформальное общение.
Также интересна такая форма работы, как совместное оформление альбомов, газет,
«работающих» стендов. Несомненно, собираемый материал должен касаться как жизни ребенка в
семье, так и в саду. Например, в младшей группе будет представлять интерес выпуск газеты
«Устами младенца». Сбор, совместно с родителями, интересных высказываний детей будет
настраивать вас на совместное сотрудничество в дальнейшем.
Также хороша такая уже известная форма работы, как «День открытых дверей», когда коллектив
педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически
грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка, но и родители зачастую
принимают активное участие в его организации, что безусловно также создает условия для
формирования партнерских отношений между родителями и педагогами в совместной творческой
деятельности.
Конечно, все не проходит гладко и несомненно бывают трудности в выстраивании партнерских
отношений, но так как мы понимаем, что от участия родителей в работе любого образовательного
учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только
потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и
благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много
знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. А педагоги, в свою очередь,
имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны
их домашнего воспитания, поэтому необходимо стараться совершенствовать эту работу.
Гармоничное развитие ребенка возможно только при согласованности действий родителей и
педагогов.