Автор: Раиса Валентиновна Корноглуб
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Сборник
Тема: Методические материалы для проведения деловых игр, направленных на профессиональную ориентацию старшеклассников.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования города Новосибирска «Дом детского творчества им. А. И.
Ефремова»
Методические материалы для проведения деловых игр,
направленных на профессиональную ориентацию старшеклассников.
Авторы-разработчики:
Корноглуб Раиса Валентиновна,
методист высшей квалификационной категории.
Введение.
Не секрет, что выбор профессии, один из самых важных, и вместе с
тем, один из самых сложных в жизни каждого человека. И в работе со
старшеклассниками мы ещё раз в этом убедились.
Сейчас в школах ведётся предмет «Основы выбора профессий», где
школьникам рассказывают о многообразии профессионального мира. Но весь
этот
профориентационный
курс
не
эффективен
без
применения
имитационных игр-погружений в профессиональную деятельность, которые
позволяют детям «окунуться» в профессиональные условия.
Данные методические материалы рекомендованы для использования в
образовательных учреждениях – СОШ, СПО, ВО, УДО.
Методические рекомендации по реализации деловой игры
«Приём на работу»
Деловая
игра
«Прием
на
работу» является
одним
из
ярких
моментов
проекта, так как не только моделирует профессиональные условия, но и
позволяет детям раскрыть себя с другой стороны.
Условия:
класс
делится
пополам
–
одна
половина
соискатели
работы
(ожидают в коридоре), другие – работодатели (заседают в классе). Педагог
вводит их в игру. Легенда работодателей – они самый сплоченный и богатый
концерн в России, они своими руками и трудолюбием выстроили уникальный
бизнес, и теперь у них есть 3 вакансии. Но они должны отобрать тех людей, в
которых готовы вкладывать свои деньги и время, что бы в будущем получить
результат. Название концерна и область деятельность педагогом утаивается,
так как это «финишный сюрприз».
Ход игры: соискатели по одному заходят в класс и собеседуются. Разрешено
применять методы «стрессового собеседования», к которому соискатели уже
готовы (предварительное инструктирование).
Вопросы для собеседования:
1.
Расскажите
о
предыдущем
месте
работы.
Какие
обязанности
вы
выполняли? Причина увольнения?
2.
Дальнейшие вопросы (1 – 2) задаются исходя из проблемы увольнения.
3.
Личностные качества. Положительные и отрицательные. («Поиграйте»
на отрицательных качествах)
4.
Чем вы можете быть полезны нам, помимо основных должностных
обязанностях (другие знания, умения)?
5.
Готовы ли вы вкладывать свой труд бесплатно на благо фирмы вне
рабочее время? (Уборка территории, ландшафтный дизайн, проведение
праздников, промо-акции, участие в ярмарках, выставках)
6.
Расскажите о вашей семье, о хобби. («Поиграйте» с данными фактами)
7.
Вы
стрессоустойчевый
человек?
Если
да…..
(Стрессовое
задание:
спеть,
станцевать,
открыть
окно
и
крикнуть
«Весна
идёт,
весне
дорогу», Басня, частушка, стихотворение, рэп и т.д.)
По окончании игры работодатели должны каждому соискателю глядя в глаза
либо обосновано отказать, либо также обосновано принять на работу.
Сюрпризом от педагога является примерно следующая информация: «Вы
сегодня
собеседовались
на
должность
старшего
вязальщика
пинеток
в
уникальном концерне «Пинетковязы». Эта информация рассмешит детей и
игра окончится без обид.
Наблюдения. Эта игра играет роль ещё и «сплотителя», даже если класс
разобщенный, то в результате этот диагноз проходит.
Методические
рекомендации
по
реализации
деловой
игры
«Конфликт - примирение»
В данной игре участвует весь класс. Как, правило, в классе три ряда парт, за
которыми сидят дети. Данные ряды будут являться тремя конкурирующими
группами.
Роль педагога – мотиватор, который должен погрузить детей в атмосферу
рабочей организации, объяснить, что такое конфликтные ситуации на работе.
Введение в игру.
Каждой группе педагог выдаёт конфликтную ситуацию напечатанную на
отдельном листе. Группа обсуждает суть конфликта и находит пути выхода из
ситуации. Затем, выбирается пара участников от каждой группы. Каждая пара
проиграть саму ситуацию, чтобы другие поняли суть конфликта, и показали
пути решения данной проблемы.
Ситуации:
1.
Между сотрудницами А. и Б. разгорелся конфликт. А. и Б. работали
вместе над одним проектом, когда пришло время сдавать проект, то у
А. возникли проблемы со здоровьем, и она не смогла участвовать в
этом. Б. блестяще сдала проект и присвоила лавры себе.
2.
В. и
Г. – подруги. Они работали в разных отделах и никогда не
ссорились. С некоторого времени они стали работать вместе и стали
часто ссориться. В. считала, что она образованней Г. и всегда старалась
подчинить себе В.
3.
У
сотрудниц
Д.
и
Е.-
конфликт.
Д.-
серьезная,
ответственная,
аккуратная девушка, а Е.- полная противоположность Д., но Е. очень
ценили как генератора потрясающих идей и талантливого человека. Е.
всегда опаздывает на работу, и когда она проходит мимо Д. всегда
роняет органайзер Е., и это её очень забавляет.
Итог игры.
Педагог и участники обсуждают ситуации и выбирают лучшую пару,
которая прекрасно справилась с ситуацией и нашла оптимальное решение
проблемы.
Методические
рекомендации
по
реализации
деловой
игры
«Ошибки и препятствия на предпрофессиональном и профессиональном
пути»
В
игре
«Ошибки
и
препятствия
на
предпрофессиональном
и
профессиональном пути» класс делится на 3 группы, от каждой группы
выбирается
представитель
«рассказчик»,
который
начиная
с
данного
момента, рассказывает, как он будет выстраивать путь к профессии – от
выбора предметов ЕГЭ до профессиональной зрелости.
Задача оппонентов придумывать препятствия такие, как:
- опоздание на экзамены,
- непоступление в избранный ВУЗ,
- отсутствие бюджетных мест и возможности оплачивать обучение,
- уход в академический отпуск,
- конфликты с преподавателями ВУЗа,
- проблемы на собеседованиях при поиске работы,
- проблемы на работе и т.д.
Задача
«рассказчика»
найти
оптимальный
выход
из
ситуации,
не
побояться выбрать другие пути, но прийти к успешному результату. Если
«рассказчик» не может выбраться из ситуации, его ситуацию разбирает его
команда.
Педагог
следит
за
правильностью
и
реальностью
выводов.
Побеждает тот, кто «достойней» и «правильней» прошел данный путь и
набрал наибольшее количество баллов. Максимальный рассказ по времени
должен составлять не более 10 минут на 1 рассказчика. При наличии
времени – рассказ может увеличиться.
Наблюдения: Эта игра помогает разобраться с разными негативными
ситуациями и понять правильные варианты выхода из них.
Ход игры:
1.
«Рассказчики» по очереди встают перед аудиторией и начинают свой
рассказ. Конкуренты – две остальные группы, имеют право задавать ему
вопросы, ставить препятствия. Его группа имеет право выдвинуть ответ
если рассказчик растерялся. При каждом выходе из проблемной ситуации
рассказчику присваивается 10 баллов. Если помогала группа, то 5 баллов.
Если рассказчик не смог выйти из ситуации – снимается 10 баллов. Баллы
за неотвеченные вопросы, присваиваются оппонентам.
2.
Оппонентам
выдаётся
по
3
стандартных
вопроса,
за
вопросы
придуманные
самостоятельно
и
являющиеся
актуальными,
команде
присваивается по 1 баллу за каждый вопрос.
3.
Педагог
подводит
итог
игры:
ошибки
допущенные
детьми
и
положительные моменты игры.
В конце игры все оппоненты должны пожать друг-другу руки.
Методические рекомендации по реализации деловой игры
«Приём на работу»
Деловая игра «Прием на работу» является одним из ярких моментов
проекта, так как не только моделирует профессиональные условия, но и
позволяет детям раскрыть себя с другой стороны.
Условия: класс делится пополам – одна половина соискатели работы
(ожидают в коридоре), другие – работодатели (заседают в классе). Педагог
вводит их в игру. Легенда работодателей – они самый сплоченный и
богатый концерн в России, они своими руками и трудолюбием выстроили
уникальный бизнес, и теперь у них есть 3 вакансии. Но они должны
отобрать тех людей, в которых готовы вкладывать свои деньги и время, что
бы
в
будущем
получить
результат.
Название
концерна
и
область
деятельность педагогом утаивается, так как это «финишный сюрприз».
Ход
игры:
соискатели
по
одному
заходят
в
класс
и
собеседуются.
Разрешено применять методы «стрессового собеседования», к которому
соискатели уже готовы (предварительное инструктирование).
Вопросы для собеседования:
1.
Расскажите
о
предыдущем
месте
работы.
Какие
обязанности
вы
выполняли? Причина увольнения?
2.
Дальнейшие вопросы (1 – 2) задаются исходя из проблемы увольнения.
3.
Личностные качества. Положительные и отрицательные. («Поиграйте»
на отрицательных качествах)
4.
Чем вы можете быть полезны нам, помимо основных должностных
обязанностях (другие знания, умения)?
5.
Готовы ли вы вкладывать свой труд бесплатно на благо фирмы вне
рабочее время? (Уборка территории, ландшафтный дизайн, проведение
праздников, промо-акции, участие в ярмарках, выставках)
6.
Расскажите о вашей семье, о хобби. («Поиграйте» с данными фактами)
7.
Вы
стрессоустойчевый
человек?
Если
да…..
(Стрессовое
задание:
спеть, станцевать, открыть окно и крикнуть «Весна идёт, весне дорогу»,
Басня, частушка, стихотворение, рэп и т.д.)
По окончании игры работодатели должны каждому соискателю глядя в
глаза либо обосновано отказать, либо также обосновано принять на работу.
Сюрпризом от педагога является примерно следующая информация: «Вы
сегодня собеседовались на должность старшего вязальщика пинеток в
уникальном концерне «Пинетковязы». Эта информация рассмешит детей и
игра окончится без обид.
Наблюдения. Эта игра играет роль ещё и «сплотителя», даже если класс
разобщенный, то в результате этот диагноз проходит.