Автор: Матуева Сэсэгма Цыреновна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МАОУ лицей №27 д/с
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: педчтение (самообразование)
Тема: "Мой послушный язычок"
Раздел: дошкольное образование
МАОУ лицей №27 детский сад «Дельфинчик»
Тема педагогического чтения
«Мой послушный язычок»
(Логопедические упражнения как средство развития
и стимулирования правильной речи у детей)
Подготовила воспитатель:
Матуева С. Ц.
Улан – Удэ 2020 год.
Актуальность.
С 2019 года я начала работать в старшей логопедической группе. Где
обучаются дети с нарушениями речи. Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь
ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в
школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем:
письменная речь формируется на основе устной.
Поэтому дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции
недостатков, в том числе и речевых, так как психика детей этого возраста
восприимчива к разным педагогическим воздействиям.
Цель организации логопедической группы в ДОО - создание целостной
системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими основной
общеобразовательной программы и подготовка детей к успешному обучению
в школе.
Основные задачи логопедической группы:
Формировать правильное произношение;
Формировать лексические и грамматические средства языка;
Развивать навыки связной речи;
Предупреждать возникновение нарушений чтения и письма;
Активизировать познавательную деятельность детей.
Логопедические упражнения включают в себя: артикуляционную гимнастику;
дыхательную гимнастику; пальчиковую гимнастику;
речевую гимнастику.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает
упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,
необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого
звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет
четкая, точная работа артикуляционного аппарата.
Рекомендации:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись, по 3-4 раза в день по 3-5
минут, не более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме, например
«Сказка о Веселом язычке».
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении
у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Если
у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, чайной
ложкой или просто чистым пальцем).
Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что
любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение
исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с
хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми
упражнениями.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная
система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на
звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные
упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно
использовать упражнения , при которых дыхательные мышцы работают с
особым напряжением, способствующие развитию не только органов дыхания,
но и работе сердечно-сосудистой системы.
Цель дыхательной гимнастики:
увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный,
длительный, экономный выдох.
Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной
мускулатуры и позволяют развить сильную воздушную струю, которая
необходима для правильной речи.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию
правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что
позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине
речевых отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо помещение
проветрить.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного
обеда, желательно – натощак или через час после еды.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не
напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Потому, что с
детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые заняты
на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И
редко что- то делают своими руками.
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека
существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем
лучше развита его речь.
Пальчиковая гимнастика - это уникальный комплекс упражнений и игр для
развития речи ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает
интенсивный поток информации, возникает риск умственного и
эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются
для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у
дошкольников.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики
стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше
запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные
мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорные игры
«Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования
показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют
развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями,
на прогулке, во время досуговой деятельности.
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для
освоения письма);
активизируют речевые центры;
развивают внимание, память, воображение;
создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом
отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это
позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения и
создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя
собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети начинают произносить текст
частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст
разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с
движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее
понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к
ним по желанию детей.
Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между
рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное
воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга,
указательный палец влияет на функционирование желудка, средний —
кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.
Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на
работе всего организма.
Итог:
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,
показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей
ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если
возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте
игру.
Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают
что-то неправильно, поощряйте успехи.
Результат: Положительная динамика процесса усвоения ребенком
правильного звукопроизношения; Выработка правильного темпа речи, ритма
дыхания; Развитие речевого выдоха; Улучшение речевой памяти;
Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро
реагировать на смену движений; Развитие координации в соответствии с
музыкальным сопровождением, что способствует снижению
психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.