Напоминание

"Мой послушный язычок"


Автор: Матуева Сэсэгма Цыреновна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МАОУ лицей №27 д/с
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: педчтение (самообразование)
Тема: "Мой послушный язычок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАОУ лицей №27 детский сад «Дельфинчик»

Тема педагогического чтения

«Мой послушный язычок»

(Логопедические упражнения как средство развития

и стимулирования правильной речи у детей)

Подготовила воспитатель:

Матуева С. Ц.

Улан – Удэ 2020 год.

Актуальность.

С 2019 года я начала работать в старшей логопедической группе. Где

обучаются дети с нарушениями речи. Хорошая речь – важнейшее условие

всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь

ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в

познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его

психическое развитие.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в

школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем:

письменная речь формируется на основе устной.

Поэтому дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции

недостатков, в том числе и речевых, так как психика детей этого возраста

восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Цель организации логопедической группы в ДОО - создание целостной

системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для

коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими основной

общеобразовательной программы и подготовка детей к успешному обучению

в школе.

Основные задачи логопедической группы:

Формировать правильное произношение;

Формировать лексические и грамматические средства языка;

Развивать навыки связной речи;

Предупреждать возникновение нарушений чтения и письма;

Активизировать познавательную деятельность детей.

Логопедические упражнения включают в себя: артикуляционную гимнастику;

дыхательную гимнастику; пальчиковую гимнастику;

речевую гимнастику.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых

звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает

упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного

аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,

необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого

звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых

для правильного произношения звуков.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет

четкая, точная работа артикуляционного аппарата.

Рекомендации:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись, по 3-4 раза в день по 3-5

минут, не более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме, например

«Сказка о Веселом язычке».

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить

новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его

закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении

у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в

спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной

гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок

может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но

тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Если

у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, чайной

ложкой или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что

любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение

исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

координированными.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с

хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми

упражнениями.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная

система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на

звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные

упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также

продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно

использовать упражнения , при которых дыхательные мышцы работают с

особым напряжением, способствующие развитию не только органов дыхания,

но и работе сердечно-сосудистой системы.

Цель дыхательной гимнастики:

увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный,

длительный, экономный выдох.

Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной

мускулатуры и позволяют развить сильную воздушную струю, которая

необходима для правильной речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать продолжительность, силу и

правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию

правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что

позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине

речевых отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо помещение

проветрить.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного

обеда, желательно – натощак или через час после еды.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не

напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Потому, что с

детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые заняты

на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И

редко что- то делают своими руками.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека

существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем

лучше развита его речь.

Пальчиковая гимнастика - это уникальный комплекс упражнений и игр для

развития речи ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает

интенсивный поток информации, возникает риск умственного и

эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются

для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у

дошкольников.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики

стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше

запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные

мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорные игры

«Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования

показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют

развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями,

на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для

освоения письма);

активизируют речевые центры;

развивают внимание, память, воображение;

создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это

позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения и

создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя

собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети начинают произносить текст

частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее

понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к

ним по желанию детей.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между

рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное

воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга,

указательный палец влияет на функционирование желудка, средний —

кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на

работе всего организма.

Итог:

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей

ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если

возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте

игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают

что-то неправильно, поощряйте успехи.

Результат: Положительная динамика процесса усвоения ребенком

правильного звукопроизношения; Выработка правильного темпа речи, ритма

дыхания; Развитие речевого выдоха; Улучшение речевой памяти;

Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро

реагировать на смену движений; Развитие координации в соответствии с

музыкальным сопровождением, что способствует снижению

психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.



В раздел образования