Автор: Елена Николаевна Каримова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: конспект
Тема: Мой город
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД для детей старшего возраста.
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе
игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах
деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о городе Магнитогорске.
Систематизировать знания о региональной символике, национальных костюмах.
Речевые:
Развивать логическое мышление, пространственные ориентировки, ловкость,
сообразительность, творческое воображение.
Формировать социально-коммуникативные умения и навыки, способность
правильно оформлять речевое высказывание.
Воспитательные:
Способствовать сплочению детского коллектива; воспитывать желание помочь,
поддержать, порадоваться за другого.
Воспитывать нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время
образовательной деятельности.
Оборудование: конверты с заданиями, кроссворд, следы-ориентиры из цветного
картона, иллюстрации с достопримечательностями города Магнитогорска,
дидактическая игра «Собери флаг России», предметы и игрушки для дидактической
игры «Достопримечательности Магнитогорска», краски, кисточки, эмблемы.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций народов Южного Урала;
разучивание башкирских, татарских, русских народных подвижных игр;
рассматривание иллюстраций о городе Магнитогорске; презентация «Мой родной
город»; рассматривание иллюстраций достопримечательности нашего города
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, каждая семья, каждый человек отмечают день рождения, но
день рождения есть не только у человека. Свой день рождения есть у книги, игрушки,
дома и даже у целого города. Вот и у нашего города в этом году в июне будет день
рождения. В честь этого праздника, и чтобы вы лучше узнали свой город, я предлагаю
вам выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Согласны? Переходить от одного задания к другому мы будем с
помощью следов. Давайте найдем следы с цифрой один.
Воспитатель: А вот и первое задание. Откроем конверт и узнаем сколько лет
исполнится в этом году нашему любимому городу. Странно лист абсолютно чистый.
Что же делать? (после небольшой паузы). Я кажется начинаю догадываться. Знаете,
бывают такие листы с секретом, в которых сначала ничего не видно, а буквы
появляются лишь после того, как листы бумаги закрасились краской. Давайте мы тоже
попробуем закрасить этот лист (дети вместе с воспитателем начинают закрашивать
лист бумаги).
Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь какие-то цифры появляются! Что за чудеса?
Воспитатель: Ребята, кто знает, что это за цифра?
Дети: 90!
Воспитатель: Правильно, значит нашему городу в июне исполнится 90 лет. Молодцы
с первым заданием справились. Идём дальше. Вам необходимо отыскать следы с
цифрой два!
Воспитатель: Второе задание. Если правильно решим кроссворд, узнаем у подножья
какой горы расположен город Магнитогорск.
1. Главный завод города Магнитогорска (Металлургический комбинат).
2. Самая большая и главная река нашего края (Урал).
3. Что изображено на флаге города Магнитогорска (Черный треугольник).
4. Главные часы города Магнитогорска (Куранты).
5. Как называется театр, расположенный рядом с детским садом (театр Пушкина).
(Театр куклы и актёра Буратино).
6. Где жили первые строители города Магнитогорска (Палатках).
7. Послушайте музыкальное произведение, как оно называется? (гимн Магнитогорска).
8. Как называется место в нашем городе куда приходят поезда (Вокзал).
9. Один из берегов нашего города (Левый).
Воспитатель: Кроссворд мы решили, и можем прочитать, какое ключевое слово у нас
получилось (читают): МАГНИТНОЙ. Город построен у подножья горы Магнитной.
Молодцы! Со вторым заданием вы успешно справились! Идём дальше, по следам с
цифрой три.
На следующем столе дети находят коробку. Воспитатель достаёт из коробки несколько
маленький конвертов и вынимает оттуда полоски бумаги трёх цветов.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего эти полоски. Что мы можем из них
сделать?
После совместного обсуждения дети приходят к выводу, что каждому из них
необходимо собрать флаг России. Задание выполняют за столами каждый.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Что вы собрали?
Дети: Российский флаг.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я предлагаю немного отдохнуть и провести
разминку:
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(подняться на носки и присесть)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы, ищем следы с цифрой четыре?
Дети: Да.
На доске висят: иллюстрации с изображением достопримечательностей города
Магнитогорска. Внизу представлены карточки, которые по ассоциации напоминают о
каждой из достопримечательностей:
• Вокзал - паровоз;
• Площадь гуляний - часы;
• Ледовая арена «Металлург» - клюшка;
• Картинная галерея - картина;
• Аквапарк – спасательный круг;
• Цирк – клоун.
Воспитатель: «Подумайте! Разложите парами: к каждой из иллюстраций с
изображением достопримечательностей города Магнитогорска подберите нужную
карточку».
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы успешно справились!
Воспитатель: Тогда, вперёд! Ищем следы с цифрой пять.
Воспитатель (Открывает конверт, читает задание): «А сейчас вам необходимо собрать
пазл - картинку и узнать, кто на ней изображен».
(Дети собирают пазл)
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что изображено на картинке?
Дети: Люди в национальных костюмах (русский, башкирский, татарский).
Воспитатель: Посмотрите, куда ведут следы. Переходят к следующему столу. На
столе лежат конверт. Поздравляю вас вы дошли до последнего задания! За то, что так
хорошо знаете свой город вы получаете медаль «Знатоку Магнитогорска».
Воспитатель: Понравилось вам наше приключение? Что для вас было сложным? А
что было самым легким? А куда вы с вашими родителями хотели бы сходить в эти
выходные?
(Ответы детей)
Воспитатель: Обязательно позовите их туда. А сейчас нам пора заканчивать,
пойдёмте покажем другим ребятам какие медали вы получили.
«Будем беречь и охранять природу»
Ход занятия
Воспитатель: - Дети, природа имеет важное значение в жизни каждого человека:
кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить
невозможно. А что именно подскажут загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит.
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярче светит,
И не пекарь, а печёт. (Солнце)
- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, а всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- А без воздуха можем мы прожить? Почему?
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто такая? (Вода)
- Солнце, воздух, вода, грибы, пчёлы, рыба – всё это природа. Человек живёт в
природе, от природы зависит жизнь человека.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
- Что же надо сделать, чтобы природа оставалась красивой?
- Как вы ведёте себя или ваши родители, когда отдыхаете на природе?
- А сейчас послушайте стихотворение:
Ну, а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух! Сколько грязи в нём!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое!
Земля, что сделали с тобою?!
Пусть знак беды у нас отметит
Больные точки на планете!
- В опасности вся наша планета Земля. На ней много больных мест. Это получилось
потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих
предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в
небо, газы от машин. Отходы заводов сливают в реки, моря и загрязняют их, нефть из
танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша
Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет
природа. Наша планете в опасности. Она требует помощи.
- Как вы думаете, хотят ли люди помочь нашей планете?
- Правильно, конечно, хотят. Этим занимаются экологи. Далеко в Сибири есть озеро
Байкал. Это очень красивое и глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в
нашей стране думают, как его спасти.
- На юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда. Воды в нём с
каждым годом становится всё меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди думают,
как и его спасти. Но не всё так плохо на нашей Земле, есть у нас и чистые озёра, и
чистые речки.
- Давайте представим, что мы с вами плывём по одной такой чистой речке.
Физкультминутка.
Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют движения.
Мы плывём по тёплой речке,
Тихо плещется вода.
(Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
(Потягивание – руки вверх и в стороны)
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
(Движения руками , имитирующие махи крыльями)
Наконец она садится
На корягу над водой.
(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся на свои места)
Воспитатель: -Дети, а вы знаете, в 1960 году учёные решили издать Красную
книгу. Почему именно красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся
опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай человек! Подумай о природе!
Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь
вида животного или растения ведёт за собой разрыв звена в цепочке природных
процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.
- Кто занесён в Красную книгу?
(Редкие животные и растения).
- Почему их называют редкими?
(Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и
загрязнения окружающей среды и т.д.)
Воспитатель
показывает
детям
«Красную
книгу»
нашей
местности,
рассматривает
иллюстрации,
на
которых
изображены
некоторые
животные
и
растения.
- Многие растения стали сегодня редкостью и поэтому занесены в «Красную
книгу», хотя ещё недавно они были широко распространены в природе.
Уничтожение лесов, осушение болот, сенокосы до созревания семян привели к
плачевному
результату.
Из-за
неумеренных
сборов
в
«Красной
книге»
оказались
многие лекарственные растения, например, ландыш, водосбор и др.
Многих животных тоже осталось мало в природе, поэтому они тоже занесены в
«Красную книгу»: дальневосточный тигр, снежный барс, гепард, зубр, чёрный аист, ёж
ушастый, орёл степной и мн.др.
Воспитатель вместе с детьми делают выводы, что нужно беречь природу,
красота, которую дарит природа, бесценна.
Ты можешь удивиться, Земля – наш дом огромный,
Узнав, - Земля наш дом! И пусть сооружён
Живут в нём звери, птицы, Он не из плит бетонный,
И мы с тобой живём. Но суть совсем не в том.
Земля – наш дом огромный, А в том, что мы – соседи,
И мы должны сберечь
В нём много этажей Оленей и медведей.
Для жителей подводных Об этом наша речь!
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.