Автор: Султанова Гульфира Мухаметовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Советы педагогу
Раздел: начальное образование
Советы педагогу.
Учитесь гореть не сгорая.
Все чаще приходится слышать о синдроме «профессионального выгорания», который
развивается на фоне длительного стресса и ведет к истощению эмоционально-
энергетических ресурсов человека. В первую очередь это касается педагогов. Откуда этот
синдром берется и как с ним бороться?
Работа педагога неизбежно сопровождается частыми напряженными ситуациями,
которые связаны с повышенным эмоциональным реагированием. В первую очередь это
нарушение дисциплины, неподчинение требованиям учителя, конфликты, трудности
восприятия нового материала. Негативное влияние порою оказывают и родители детей
своим невнимательным или неправильным отношением к воспитанию, отношения с
коллегами и администрацией тоже способны подлить «масла в огонь»: чрезмерный
контроль, конфликты при распределении нагрузки, непродуманность введения новых
технологий… Свою лепту вносит и весьма скромная зарплата, которая ставит педагога в
условия выживания.
Состояние «выгорания» развивается достаточно долго. И в конечном итоге
случается информационный или эмоциональный стресс, который характеризуется
несдержанностью, грубостью, окриками и оскорблениями учеников… Профессиональный
долг обязывает педагога быть сдержанным. А внешнее сдерживание приводит к
повышению эмоционального напряжения и негативно сказывается на здоровье.
Например, исследования Е.М.Семеновой показывают, что учителя отличаются
крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и эти показатели
снижаются по мере увеличения стажа работы. 40 % учителей имеют умеренные нервные
расстройства. Это значит, что они не способны справиться самостоятельно с
отрицательными воздействиями, им необходима специальная психологическая помощь.
Г.А. Пономарева отмечает, что симптомы «выгорания» появляются как на
физиологическом, так и на психологическом и социальном уровнях.
На физиологическом уровне – это небольшое повышение температуры, боль и
першение в горле, увеличение лимфатических узлов, боли в мышцах и суставах,
расстройство сна.
На психологическом – отмечается чувства непреходящей усталости и слабости,
депрессия и потеря вкуса жизни, снижение интеллектуальных возможностей,
раздражительность.
На социальном уровне присутствует потеря интереса и апатия к работе, проблемы
во взаимоотношениях с коллегами, утрата интереса к общественной жизни, свертывание
перспективных жизненных планов.
Как избежать подобного «выгорания»?
Во-первых, необходимо создать условия для творческой самореализации и роста
профессионального мастерства. В течение учебного года оказывать индивидуальную и
групповую психологическую поддержку педагогам. Организовать лечебно-
оздоровительную работу с педагогами. Противостоять действию факторов эффективно
помогают физические тренировки: организация различных групп здоровья, туристические
походы, плавание…. Не следует забывать и про досуг: коллективно посещать театры,
концерты, выезжать на природу. Большую пользу может принести самоанализ и анализ
негативных ситуаций с тем, чтобы снизить их значимость и научиться адекватно
реагировать.
Нет спору, профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует
большого самообладания, а проблема «профессионального выгорания» становится с
каждым годом все актуальнее, и закрывать на нее глаза не стоит.