Напоминание

Советы педагогу


Автор: Султанова Гульфира Мухаметовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Советы педагогу
Раздел: начальное образование





Назад




Советы педагогу.

Учитесь гореть не сгорая.

Все чаще приходится слышать о синдроме «профессионального выгорания», который

развивается на фоне длительного стресса и ведет к истощению эмоционально-

энергетических ресурсов человека. В первую очередь это касается педагогов. Откуда этот

синдром берется и как с ним бороться?

Работа педагога неизбежно сопровождается частыми напряженными ситуациями,

которые связаны с повышенным эмоциональным реагированием. В первую очередь это

нарушение дисциплины, неподчинение требованиям учителя, конфликты, трудности

восприятия нового материала. Негативное влияние порою оказывают и родители детей

своим невнимательным или неправильным отношением к воспитанию, отношения с

коллегами и администрацией тоже способны подлить «масла в огонь»: чрезмерный

контроль, конфликты при распределении нагрузки, непродуманность введения новых

технологий… Свою лепту вносит и весьма скромная зарплата, которая ставит педагога в

условия выживания.

Состояние «выгорания» развивается достаточно долго. И в конечном итоге

случается информационный или эмоциональный стресс, который характеризуется

несдержанностью, грубостью, окриками и оскорблениями учеников… Профессиональный

долг обязывает педагога быть сдержанным. А внешнее сдерживание приводит к

повышению эмоционального напряжения и негативно сказывается на здоровье.

Например, исследования Е.М.Семеновой показывают, что учителя отличаются

крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и эти показатели

снижаются по мере увеличения стажа работы. 40 % учителей имеют умеренные нервные

расстройства. Это значит, что они не способны справиться самостоятельно с

отрицательными воздействиями, им необходима специальная психологическая помощь.

Г.А. Пономарева отмечает, что симптомы «выгорания» появляются как на

физиологическом, так и на психологическом и социальном уровнях.

На физиологическом уровне – это небольшое повышение температуры, боль и

першение в горле, увеличение лимфатических узлов, боли в мышцах и суставах,

расстройство сна.

На психологическом – отмечается чувства непреходящей усталости и слабости,

депрессия и потеря вкуса жизни, снижение интеллектуальных возможностей,

раздражительность.

На социальном уровне присутствует потеря интереса и апатия к работе, проблемы

во взаимоотношениях с коллегами, утрата интереса к общественной жизни, свертывание

перспективных жизненных планов.

Как избежать подобного «выгорания»?

Во-первых, необходимо создать условия для творческой самореализации и роста

профессионального мастерства. В течение учебного года оказывать индивидуальную и

групповую психологическую поддержку педагогам. Организовать лечебно-

оздоровительную работу с педагогами. Противостоять действию факторов эффективно

помогают физические тренировки: организация различных групп здоровья, туристические

походы, плавание…. Не следует забывать и про досуг: коллективно посещать театры,

концерты, выезжать на природу. Большую пользу может принести самоанализ и анализ

негативных ситуаций с тем, чтобы снизить их значимость и научиться адекватно

реагировать.

Нет спору, профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует

большого самообладания, а проблема «профессионального выгорания» становится с

каждым годом все актуальнее, и закрывать на нее глаза не стоит.



В раздел образования