Напоминание

"Сущность связной речи и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста."


Автор: Серёдкина Юлия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 1"
Населённый пункт: г. Свирск
Наименование материала: публикация
Тема: "Сущность связной речи и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сущность связной речи и ее особенности у детей старшего

дошкольного возраста.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому

кругу

педагогических

работников:

воспитателям,

логопедам,

психологам.

Давно

известно,

что

к

старшему

дошкольному

возрасту

проявляются

существенные

различия

в

уровне

речи

детей.

В

посвященных

развитию

связный речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А.П. Условной, А.М. Леушиной,

Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой и других отмечается, что

умение

связно

говорить

прививается

лишь

при

целенаправленном

руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.

По данным психологов (С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской и др.),

связная

устная

речь

детей

старшего

дошкольного

возраста

носит

ярко

выраженный

ситуативный

характер,

когда

они

пытаются

передать

свои

мысли в форме развёрнутого устного высказывания. Тем не менее, несмотря

на очевидное необходимость исследования природы связной речи, работ,

посвященных

этой

проблеме,

крайне

мало.

Нет

и

единого

определения

понятия «связный речи».

Так,

например,

С.

Л.

Рубинштейн

понятие

«вязность»,

считал,

как

«адекватность

речевого

оформления

мысли

говорящего

или

пишущего

с

точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [41. с. 14]. Отсюда

следует, что основной характеристикой связной речи является ее понятность

для собеседника ими окружающих говорящего людей (42, с. 117).

О.С.

Ахманова

говорит

о

том,

что

связанная

речь

-это

качество

разновидности общения при помощи языка, определяемое в своих свойствах

обстоятельствами и целями коммуникации» (бытовая, деловая, обиходная и

т.д.).

Н.П. Ерастов, не дает точного определения связной речи, но говорит о

том, что умения связно излагать свои мысли лежит «отождествляющая»

деятельность мышления.

По мнению Е.А. Флериной «связная речь» употребляется в нескольких

значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи, а также используются

синонимические термины «высказывание», «текст» (61, с. 116).

Д.Б. Эльконин (67) и А.В. Запорожец (19) отмечали, что в связная речь-

это единый речевой и умственный аппарат, при котором ребенок учится

мыслить, говорить, совершенствовать речь.

В

этом

плане

Н.С.

Карпинская

подчеркивала,

что

связная

речь

выполняет важнейшие социальные функции, помогает ребенку устанавливать

связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в

обществе, что, несомненно, является решающим условием для развития его

личности (24, с. 67).

Ф.А.

Сохин

утверждал,

что

связная

речь-это

не

п р о с то

последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены

точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь

как бы вбирает в себя все достижение ребёнка в овладении родным языком, в

освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их

речевого развития.

Поскольку лишь в последние два десятилетия этой проблеме стало

уделяться повышенное внимание, что понятийный аппарат находится ещё в

стадии разработки, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд языковых

явлений трактуется и определяется по-разному.

Связная

речь

это

речь,

которая

отражает

существенные

стороны

своего предметного содержания и выполняет коммуникативную функцию.

Она имеет две основные формы- монолог и диалог. Главной задачей развития

связной

речи

ребенка

в

данном

возрасте

является

совершенствование

монологической речи.

По

мнению,

О.И.

Соловьевой «монологическая

речь»

связное,

логически

последовательное

высказывание,

протекающее

относительно

долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного

человека, которая неизвестна слушателям» [33, 53]. Поэтому высказывание

содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ

литературных

произведений,

составление

описательных

рассказов

о

предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих

рассказов; освоение форм речи - рассуждения, а также сочинение рассказов

по картине, и серии сюжетных картинок.

Что

же

касается

диалогической

речи

с

точки

зрения

ученых

Д.Б.

Эльконина (66), Н.С. Карпинской (24) она представляет собой первичную

естественную

форму

языкового

общения,

классическую

форму

речевого

общения.

И

отличается непроизвольностью,

реактивностью.

По

мнению

Г. А. Урунтаевой:

«Очень

важно

отметить,

что

для

диалога

типично

использование

шаблонов,

речевых

стереотипов,

устойчивых

формул

общения,

привычных,

часто

употребляемых

и

как

бы

прикрепленных

к

определенным бытовым положениям и темам разговора» [37, 34].

По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной «диалог» характеризуется

следующим образом: в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и

не

нуждаются

в

развертывании

мысли

и

высказывания;

для

диалога

характерны разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность,

обрывистость;

простые

и

сложные

бессоюзные

п р едл оже н и я;

кратковременное

предварительное

обдумывание.

Связность

диалога

обеспечивается двумя собеседниками (2, с. 49).

Общение у детей дошкольного возраста в большинстве своем протекает

в форме диалога с монологическими вставками, в том случае, наряду с

короткими репликами употребляются развернутые высказывания, состоящие

из

нескольких

предложений

и

содержащие

различную

информацию

(сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой

деятельности.

Она

носит

характер

последовательного

систематического

развернутого изложения.

В

лингвистической

и

психологической

литературе

диалогическая

и

монологической речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они

отличаются по своей коммуникативный направленности, лингвистической и

психологической природе.

У

детей

старшего

дошкольного

возраста

развития

связный

речи

достигает

довольно

высокого

уровня.

Развитие

детских

представлений

и

формирование

общих

понятий

является

основой

совершенствования

мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать

суждения

и

умозаключения.

В

диалогической

речи

дети

пользуются

достаточно

точными,

кратким

или

развёрнутым

ответом

соответствии

с

вопросом.

В

определённой

мере

проявляется

умение

формулировать

вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ.

Старшие дошкольники более активно участвует в беседе или разговоре:

спорят,

рассуждают,

довольно

мотивированно

отстаивают

свое

мнение,

убеждают товарища. Они уже не ограничивается названием предмета или

явления и неполной передачи их качеств, в большинстве случаев вычленяют

характерные признаки и свойства, дают развёрнутый и достаточно полный

анализ предмета или явления.

Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и

закономерное отношение между предметами и явлений ими находит прямое

отражение

в

монологической

речи

детей.

Развивается

умение

отобрать

нужные

знания

и

найти

более

или

менее

целесообразную

форму

их

выражение

в

связном

повествовании.

Значительно

уменьшается

число

неполных

и

простых

не

распространённых

предложений

за

счет

распространённых осложнённых и сложных.

Появляется

умение

довольно

последовательно

и

чётко

составлять

описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. Однако дети,

особенно в старшей группе, ещё нуждается в предшествующим образцы

воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к

описываемым предметом или явлением ещё недостаточно развито.

Развития связный речи происходит постепенно вместе с развитием

мышления и связано с усложнением в детской деятельности и формами

общения с окружающими людьми.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы

связей с высказыванием (описание, повествование, отчасти рассуждение) с

опоры на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая

структура детских рассказов. Вместе с тем у значительной части детей эти

умения

не

устойчивый.

Дети

затрудняются

в

отборе

фактов

для

своих

рассказов,

в

логически

последовательном

их

расположение,

в

структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Основные

недостатки

в

развития

связный

речи

это

неумение

построить

связный

текст,

используя

все

структурные

элементы

(начало,

середина, конец), соединить части высказывания.

Знание специфики связной речи и особенности её развития у детей

позволяет определить задачи и содержание обучения. Обучение связной речи

можно

рассматривать

как

цель

и

как

средства

практического

овладение

языком.

Освоение

разных

сторон

речи

является

необходимым

условием

развития связный речи.

(

Подготовила публикацию: Середкина Юлия Вячеславовна МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 1» Ирк.область г. Свирск)



В раздел образования