Автор: Серёдкина Юлия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 1"
Населённый пункт: г. Свирск
Наименование материала: публикация
Тема: "Сущность связной речи и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Сущность связной речи и ее особенности у детей старшего
дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому
кругу
педагогических
работников:
воспитателям,
логопедам,
психологам.
Давно
известно,
что
к
старшему
дошкольному
возрасту
проявляются
существенные
различия
в
уровне
речи
детей.
В
посвященных
развитию
связный речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А.П. Условной, А.М. Леушиной,
Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой и других отмечается, что
умение
связно
говорить
прививается
лишь
при
целенаправленном
руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.
По данным психологов (С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской и др.),
связная
устная
речь
детей
старшего
дошкольного
возраста
носит
ярко
выраженный
ситуативный
характер,
когда
они
пытаются
передать
свои
мысли в форме развёрнутого устного высказывания. Тем не менее, несмотря
на очевидное необходимость исследования природы связной речи, работ,
посвященных
этой
проблеме,
крайне
мало.
Нет
и
единого
определения
понятия «связный речи».
Так,
например,
С.
Л.
Рубинштейн
понятие
«вязность»,
считал,
как
«адекватность
речевого
оформления
мысли
говорящего
или
пишущего
с
точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [41. с. 14]. Отсюда
следует, что основной характеристикой связной речи является ее понятность
для собеседника ими окружающих говорящего людей (42, с. 117).
О.С.
Ахманова
говорит
о
том,
что
связанная
речь
-это
качество
разновидности общения при помощи языка, определяемое в своих свойствах
обстоятельствами и целями коммуникации» (бытовая, деловая, обиходная и
т.д.).
Н.П. Ерастов, не дает точного определения связной речи, но говорит о
том, что умения связно излагать свои мысли лежит «отождествляющая»
деятельность мышления.
По мнению Е.А. Флериной «связная речь» употребляется в нескольких
значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи, а также используются
синонимические термины «высказывание», «текст» (61, с. 116).
Д.Б. Эльконин (67) и А.В. Запорожец (19) отмечали, что в связная речь-
это единый речевой и умственный аппарат, при котором ребенок учится
мыслить, говорить, совершенствовать речь.
В
этом
плане
Н.С.
Карпинская
подчеркивала,
что
связная
речь
выполняет важнейшие социальные функции, помогает ребенку устанавливать
связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в
обществе, что, несомненно, является решающим условием для развития его
личности (24, с. 67).
Ф.А.
Сохин
утверждал,
что
связная
речь-это
не
п р о с то
последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены
точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь
как бы вбирает в себя все достижение ребёнка в овладении родным языком, в
освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их
речевого развития.
Поскольку лишь в последние два десятилетия этой проблеме стало
уделяться повышенное внимание, что понятийный аппарат находится ещё в
стадии разработки, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд языковых
явлений трактуется и определяется по-разному.
Связная
речь
–
это
речь,
которая
отражает
существенные
стороны
своего предметного содержания и выполняет коммуникативную функцию.
Она имеет две основные формы- монолог и диалог. Главной задачей развития
связной
речи
ребенка
в
данном
возрасте
является
совершенствование
монологической речи.
По
мнению,
О.И.
Соловьевой «монологическая
речь»
–
связное,
логически
последовательное
высказывание,
протекающее
относительно
долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного
человека, которая неизвестна слушателям» [33, 53]. Поэтому высказывание
содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ
литературных
произведений,
составление
описательных
рассказов
о
предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих
рассказов; освоение форм речи - рассуждения, а также сочинение рассказов
по картине, и серии сюжетных картинок.
Что
же
касается
диалогической
речи
с
точки
зрения
ученых
Д.Б.
Эльконина (66), Н.С. Карпинской (24) она представляет собой первичную
естественную
форму
языкового
общения,
классическую
форму
речевого
общения.
И
отличается непроизвольностью,
реактивностью.
По
мнению
Г. А. Урунтаевой:
«Очень
важно
отметить,
что
для
диалога
типично
использование
шаблонов,
речевых
стереотипов,
устойчивых
формул
общения,
привычных,
часто
употребляемых
и
как
бы
прикрепленных
к
определенным бытовым положениям и темам разговора» [37, 34].
По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной «диалог» характеризуется
следующим образом: в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и
не
нуждаются
в
развертывании
мысли
и
высказывания;
для
диалога
характерны разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность,
обрывистость;
простые
и
сложные
бессоюзные
п р едл оже н и я;
кратковременное
предварительное
обдумывание.
Связность
диалога
обеспечивается двумя собеседниками (2, с. 49).
Общение у детей дошкольного возраста в большинстве своем протекает
в форме диалога с монологическими вставками, в том случае, наряду с
короткими репликами употребляются развернутые высказывания, состоящие
из
нескольких
предложений
и
содержащие
различную
информацию
(сообщение, дополнение или уточнение сказанного).
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой
деятельности.
Она
носит
характер
последовательного
систематического
развернутого изложения.
В
лингвистической
и
психологической
литературе
диалогическая
и
монологической речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они
отличаются по своей коммуникативный направленности, лингвистической и
психологической природе.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
развития
связный
речи
достигает
довольно
высокого
уровня.
Развитие
детских
представлений
и
формирование
общих
понятий
является
основой
совершенствования
мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать
суждения
и
умозаключения.
В
диалогической
речи
дети
пользуются
достаточно
точными,
кратким
или
развёрнутым
ответом
соответствии
с
вопросом.
В
определённой
мере
проявляется
умение
формулировать
вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ.
Старшие дошкольники более активно участвует в беседе или разговоре:
спорят,
рассуждают,
довольно
мотивированно
отстаивают
свое
мнение,
убеждают товарища. Они уже не ограничивается названием предмета или
явления и неполной передачи их качеств, в большинстве случаев вычленяют
характерные признаки и свойства, дают развёрнутый и достаточно полный
анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и
закономерное отношение между предметами и явлений ими находит прямое
отражение
в
монологической
речи
детей.
Развивается
умение
отобрать
нужные
знания
и
найти
более
или
менее
целесообразную
форму
их
выражение
в
связном
повествовании.
Значительно
уменьшается
число
неполных
и
простых
не
распространённых
предложений
за
счет
распространённых осложнённых и сложных.
Появляется
умение
довольно
последовательно
и
чётко
составлять
описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. Однако дети,
особенно в старшей группе, ещё нуждается в предшествующим образцы
воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к
описываемым предметом или явлением ещё недостаточно развито.
Развития связный речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления и связано с усложнением в детской деятельности и формами
общения с окружающими людьми.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы
связей с высказыванием (описание, повествование, отчасти рассуждение) с
опоры на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая
структура детских рассказов. Вместе с тем у значительной части детей эти
умения
не
устойчивый.
Дети
затрудняются
в
отборе
фактов
для
своих
рассказов,
в
логически
последовательном
их
расположение,
в
структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Основные
недостатки
в
развития
связный
речи
–
это
неумение
построить
связный
текст,
используя
все
структурные
элементы
(начало,
середина, конец), соединить части высказывания.
Знание специфики связной речи и особенности её развития у детей
позволяет определить задачи и содержание обучения. Обучение связной речи
можно
рассматривать
как
цель
и
как
средства
практического
овладение
языком.
Освоение
разных
сторон
речи
является
необходимым
условием
развития связный речи.
(
Подготовила публикацию: Середкина Юлия Вячеславовна МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 1» Ирк.область г. Свирск)