Напоминание

Техника речи.


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования по программе
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Техника речи.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Упражнения для улучшения дикции в Детском оперном те-

атре.

Дикцию Станиславский относил к азам актерского искус-

ства

,

изучение правильного произношения он сравнивал со

школьной программой начальных классов

.

Актеры

,

которые

не преодолевают эту программу

,

сталкиваются с трудностя-

ми на сцене

,

у них тормозится работа над ролью

.

Совет К

.

С

.

Станиславского « …однажды и навсегда покончить с

элементарными требованиями дикции и звука» остается ак-

туальным для каждого начинающего актера

.

Артикуляционная разминка

Перед тем

,

как начать упражнения для дикции

,

нужно провести артикуляционную зарядку

.

Она помогает размять мышцы звукового аппарата

,

облегчить проговаривание звуков

,

сде-

лать речь четкой и внятной

.

Упражнения выполняют последовательно

,

начиная с разминки языка

:

1.

Язык высовывают как можно дальше

,

затем возвращают его обратно

,

также стараясь за-

вести как можно глубже

.

Продолжительность зарядки –

5-7

минут

.

2.

Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении

7-10

минут

.

3.

Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов

(

рот при этом

закрыт

).

В каждую сторону нужно сделать не менее

20

вращений

.

4.

Высовывают язык

,

вращают его сначала по часовой стрелке

(10

кругов

),

затем против ча-

совой стрелки также

10

кругов

.

5.

Губы вытягивают в трубочку

,

задерживают в этом положении на несколько секунд

.

Затем

губы растягивают в широкой улыбке

,

также фиксируют положение на несколько секунд

.

Дви-

жения чередуют в течение

7-10

минут

.

6.

Губы вытягивают в трубочку

,

в этом положении стараются совершить губами движения по

кругу и вверх

-

вниз

.

Длительность упражнения –

5-7

минут

.

7.

Надувают щеки как можно сильнее

,

воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение

минимум

5

минут

.

8.

Проводят разминку лицевых мышц

:

для этого можно корчить рожицы

,

выпучивать глаза

,

надувать щеки – делать любые движения

,

которые заставят работать мимические мышцы

.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции

.

Произношение отдельных звуков

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков –

именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов

.

Речь актера требует

,

чтобы согласные звучали четко

,

без проглатывания и заваливания

,

поэтому тренировку на-

чинают с отработки произношения согласных звуков

:

1.

Произнесение взрывных согласных

.

К группе взрывных согласных относятся звуки

,

кото-

рые образуются при преодолении воздушной струей какого

-

либо барьера

.

Это

[

б

-

п

] (

преодо-

ление затвора губ

), [

т

-

д

] (

кончик языка прижимается к зубам

), [

г

-

к

] (

часть языка прижимается

к твердому небу

).

Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса

,

с

«взрывом»

:

П

!

ПЬ

!

Т

!

ТЬ

!

К

!

КЬ

!

После этого согласные произносят в паре с гласными

:

ПУ

!

ПО

!

ТУ

!

ТО

!

КУ

!

КО

!

Затем присоединяют звонкие согласные

:

БУ

!

БО

!

ДУ

!

ДО

!

ГУ

!

ГО

!

РУ

!

РО

!

и так далее

.

2.

Произнесение конечных согласных

.

Упражнение выполняется с голосом

,

конечные соглас-

ные нужно произносить активно и четко

:

БУ

-

БУ

-

БУ

-

БУ

-

БУПП

!

БА

-

БА

-

БА

-

БА

-

БАПП

!

По этому

принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных

,

в конце должен отчетливо

слышаться «взрыв»

.

3.

Произнесение гласных

.

Их учатся выговаривать перед зеркалом

,

чтобы контролировать

правильность положения губ

.

Например

,

чтобы произнести звук

[

у

],

губы складывают трубоч-

кой

,

в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ

;

звук

[

о

]

выгова-

ривается

,

когда губы образуют кольцо

,

воздух выдыхается широким потоком

.

После этого

приступают к тренировке звучания сочетаний гласных

:

АИ

,

ОИ

,

УИ

,

АО

,

АУ

,

ОЫ

,

ЭО

,

повто-

ряя сочетания по три раза

.

4.

Произнесение трудных буквенных сочетаний

.

Прорабатывают такие сочетания как ЛРА

,

ЛРЯ

,

ЛРУ

,

ЛРЮ

,

ЧРА

,

ШРА

,

РЛО

,

МФО

,

РЛИ

,

МФЕ

.

Звуки можно комбинировать как угодно

,

например

,

в сочетании ДРДА

-

ДРДЯ заменяют

[

р

]

на любой другой согласный звук

,

например

,

ДЛДА

.

Все звуки нужно произносить четко

, [

р

]

должен отчетливо вибрировать

.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов

.

С

его помощью улучшают четкость произношения

,

учатся произносить окончания слов полно-

стью

,

без проглатывания

.

Примеры звуковых рядов

:

ПТА

-

ПТО

-

ПТУ

-

ПТЭ

-

ПТЫ

-

ПТИ

.

ПТКА

-

ПТКО

-

ПТКУ

-

ПТКЭ

-

ПТКИ

-

ПТКЫ

.

КТА

-

КТО

-

КТУ

-

КТЭ

-

КТЫ

-

КТИ

.

ЗДРИ

-

ЗДРЭ

-

ЗДРА

-

ЗДРО

-

ЗДРУ

-

ЗДРЫ

.

Скороговорки

Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться пра-

вильно и понятно проговаривать скороговорки

.

Существует огромное количество скорогово-

рок

,

которые помогают улучшить произношение определенных звуков

,

чем больше скорого-

ворок будет освоено актером

,

тем лучше будет его дикция

.

Найти скороговорки легче всего в интернете

,

вот лишь несколько из них

:

Интервьюер интервента интервьюировал

.

Линолеум линял

-

линял

,

полиловел и вылинял

.

Прокурор проколол дыроколом протокол

.

Стаффордширский терьер ретив

,

а черношерстный ризеншнауцер резв

.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

.

По шоссе Саша шел

,

саше на шоссе Саша нашел

.

Купи кипу пик

,

кипу пик купи

,

пик кипу купи

.

Все скороговорки не перескороговоришь

,

не перевыскороговоришь

.

Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками

,

камушками или конфетами

.

В начале тренировок речь будет неразборчивой

,

но нужно учить-

ся преодолевать сопротивление

,

стараться говорить внятно

.

Артикуляционные мышцы при

этом получают максимальную нагрузку

,

что ускоряет достижение поставленной цели

.

Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится

,

этому нужно учиться посте-

пенно

.

Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок

:

1.

Начинайте произносить скороговорку медленно

,

вчитываясь в каждое слово и проговари-

вая каждый слог

.

2.

Постепенно ускоряйте темп произношения

,

звуки при этом артикулируйте с преувеличени-

ем

.

3.

Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их

.

4.

После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки

шепотом

,

при этом старайтесь

,

чтобы каждый звук был предельно четким и понятным

.

5.

После того

,

как скороговорка была произнесена шепотом

,

пробуйте выговорить ее громко

,

с каждым разом увеличивая скорость речи

.

6.

Обращайте внимание на смысл скороговорки

,

старайтесь говорить с интонацией

.

Постановка дыхания

Важное свойство

,

помогающее правильной дикции

,

– умение дышать во время разговора

.

Человек может говорить только на выдохе

,

поэтому актер должен уметь дышать так

,

чтобы

вдох не разрывал речевой поток

,

был незаметен для окружающих

.

Правильно поставленный

выдох не нарушает интонацию

,

координируется с ритмом фразы и не мешает произноше-

нию слов

.

Упражнения для тренировки дыхания

:

1.

Открывают рот

,

вдох и выдох делают через нос

.

Упражнение повторяют

10

раз

.

2.

Руку кладут на живот

,

делают медленный вдох носом

,

затем медленно выдыхают

,

но уже

через небольшое отверстие между губами

.

Рука должна отчетливо ощущать движение жи-

вота

,

упражнение повторяют

5-6

раз

.

3.

Одну ноздрю закрывают пальцем

,

делают

5-6

вдохов и выдохов через другую ноздрю

.

4.

Вдыхают носом

,

при этом пальцами нажимают на крылья носа

,

чтобы создать сопротивле-

ние воздуху

.

5.

Вдыхают носом

,

затем резко выдыхают носом

,

при этом быстро втягивают мышцы живота

.



В раздел образования