Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования по программе
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Техника речи.
Раздел: дополнительное образование
Упражнения для улучшения дикции в Детском оперном те-
атре.
Дикцию Станиславский относил к азам актерского искус-
ства
,
изучение правильного произношения он сравнивал со
школьной программой начальных классов
.
Актеры
,
которые
не преодолевают эту программу
,
сталкиваются с трудностя-
ми на сцене
,
у них тормозится работа над ролью
.
Совет К
.
С
.
Станиславского « …однажды и навсегда покончить с
элементарными требованиями дикции и звука» остается ак-
туальным для каждого начинающего актера
.
Артикуляционная разминка
Перед тем
,
как начать упражнения для дикции
,
нужно провести артикуляционную зарядку
.
Она помогает размять мышцы звукового аппарата
,
облегчить проговаривание звуков
,
сде-
лать речь четкой и внятной
.
Упражнения выполняют последовательно
,
начиная с разминки языка
:
1.
Язык высовывают как можно дальше
,
затем возвращают его обратно
,
также стараясь за-
вести как можно глубже
.
Продолжительность зарядки –
5-7
минут
.
2.
Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении
7-10
минут
.
3.
Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов
(
рот при этом
закрыт
).
В каждую сторону нужно сделать не менее
20
вращений
.
4.
Высовывают язык
,
вращают его сначала по часовой стрелке
(10
кругов
),
затем против ча-
совой стрелки также
10
кругов
.
5.
Губы вытягивают в трубочку
,
задерживают в этом положении на несколько секунд
.
Затем
губы растягивают в широкой улыбке
,
также фиксируют положение на несколько секунд
.
Дви-
жения чередуют в течение
7-10
минут
.
6.
Губы вытягивают в трубочку
,
в этом положении стараются совершить губами движения по
кругу и вверх
-
вниз
.
Длительность упражнения –
5-7
минут
.
7.
Надувают щеки как можно сильнее
,
воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение
минимум
5
минут
.
8.
Проводят разминку лицевых мышц
:
для этого можно корчить рожицы
,
выпучивать глаза
,
надувать щеки – делать любые движения
,
которые заставят работать мимические мышцы
.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции
.
Произношение отдельных звуков
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков –
именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов
.
Речь актера требует
,
чтобы согласные звучали четко
,
без проглатывания и заваливания
,
поэтому тренировку на-
чинают с отработки произношения согласных звуков
:
1.
Произнесение взрывных согласных
.
К группе взрывных согласных относятся звуки
,
кото-
рые образуются при преодолении воздушной струей какого
-
либо барьера
.
Это
[
б
-
п
] (
преодо-
ление затвора губ
), [
т
-
д
] (
кончик языка прижимается к зубам
), [
г
-
к
] (
часть языка прижимается
к твердому небу
).
Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса
,
с
«взрывом»
:
П
!
ПЬ
!
Т
!
ТЬ
!
К
!
КЬ
!
После этого согласные произносят в паре с гласными
:
ПУ
!
ПО
!
ТУ
!
ТО
!
КУ
!
КО
!
Затем присоединяют звонкие согласные
:
БУ
!
БО
!
ДУ
!
ДО
!
ГУ
!
ГО
!
РУ
!
РО
!
и так далее
.
2.
Произнесение конечных согласных
.
Упражнение выполняется с голосом
,
конечные соглас-
ные нужно произносить активно и четко
:
БУ
-
БУ
-
БУ
-
БУ
-
БУПП
!
БА
-
БА
-
БА
-
БА
-
БАПП
!
По этому
принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных
,
в конце должен отчетливо
слышаться «взрыв»
.
3.
Произнесение гласных
.
Их учатся выговаривать перед зеркалом
,
чтобы контролировать
правильность положения губ
.
Например
,
чтобы произнести звук
[
у
],
губы складывают трубоч-
кой
,
в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ
;
звук
[
о
]
выгова-
ривается
,
когда губы образуют кольцо
,
воздух выдыхается широким потоком
.
После этого
приступают к тренировке звучания сочетаний гласных
:
АИ
,
ОИ
,
УИ
,
АО
,
АУ
,
ОЫ
,
ЭО
,
повто-
ряя сочетания по три раза
.
4.
Произнесение трудных буквенных сочетаний
.
Прорабатывают такие сочетания как ЛРА
,
ЛРЯ
,
ЛРУ
,
ЛРЮ
,
ЧРА
,
ШРА
,
РЛО
,
МФО
,
РЛИ
,
МФЕ
.
Звуки можно комбинировать как угодно
,
например
,
в сочетании ДРДА
-
ДРДЯ заменяют
[
р
]
на любой другой согласный звук
,
например
,
ДЛДА
.
Все звуки нужно произносить четко
, [
р
]
должен отчетливо вибрировать
.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов
.
С
его помощью улучшают четкость произношения
,
учатся произносить окончания слов полно-
стью
,
без проглатывания
.
Примеры звуковых рядов
:
ПТА
-
ПТО
-
ПТУ
-
ПТЭ
-
ПТЫ
-
ПТИ
.
ПТКА
-
ПТКО
-
ПТКУ
-
ПТКЭ
-
ПТКИ
-
ПТКЫ
.
КТА
-
КТО
-
КТУ
-
КТЭ
-
КТЫ
-
КТИ
.
ЗДРИ
-
ЗДРЭ
-
ЗДРА
-
ЗДРО
-
ЗДРУ
-
ЗДРЫ
.
Скороговорки
Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться пра-
вильно и понятно проговаривать скороговорки
.
Существует огромное количество скорогово-
рок
,
которые помогают улучшить произношение определенных звуков
,
чем больше скорого-
ворок будет освоено актером
,
тем лучше будет его дикция
.
Найти скороговорки легче всего в интернете
,
вот лишь несколько из них
:
Интервьюер интервента интервьюировал
.
Линолеум линял
-
линял
,
полиловел и вылинял
.
Прокурор проколол дыроколом протокол
.
Стаффордширский терьер ретив
,
а черношерстный ризеншнауцер резв
.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
.
По шоссе Саша шел
,
саше на шоссе Саша нашел
.
Купи кипу пик
,
кипу пик купи
,
пик кипу купи
.
Все скороговорки не перескороговоришь
,
не перевыскороговоришь
.
Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками
,
камушками или конфетами
.
В начале тренировок речь будет неразборчивой
,
но нужно учить-
ся преодолевать сопротивление
,
стараться говорить внятно
.
Артикуляционные мышцы при
этом получают максимальную нагрузку
,
что ускоряет достижение поставленной цели
.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится
,
этому нужно учиться посте-
пенно
.
Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок
:
1.
Начинайте произносить скороговорку медленно
,
вчитываясь в каждое слово и проговари-
вая каждый слог
.
2.
Постепенно ускоряйте темп произношения
,
звуки при этом артикулируйте с преувеличени-
ем
.
3.
Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их
.
4.
После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки
шепотом
,
при этом старайтесь
,
чтобы каждый звук был предельно четким и понятным
.
5.
После того
,
как скороговорка была произнесена шепотом
,
пробуйте выговорить ее громко
,
с каждым разом увеличивая скорость речи
.
6.
Обращайте внимание на смысл скороговорки
,
старайтесь говорить с интонацией
.
Постановка дыхания
Важное свойство
,
помогающее правильной дикции
,
– умение дышать во время разговора
.
Человек может говорить только на выдохе
,
поэтому актер должен уметь дышать так
,
чтобы
вдох не разрывал речевой поток
,
был незаметен для окружающих
.
Правильно поставленный
выдох не нарушает интонацию
,
координируется с ритмом фразы и не мешает произноше-
нию слов
.
Упражнения для тренировки дыхания
:
1.
Открывают рот
,
вдох и выдох делают через нос
.
Упражнение повторяют
10
раз
.
2.
Руку кладут на живот
,
делают медленный вдох носом
,
затем медленно выдыхают
,
но уже
через небольшое отверстие между губами
.
Рука должна отчетливо ощущать движение жи-
вота
,
упражнение повторяют
5-6
раз
.
3.
Одну ноздрю закрывают пальцем
,
делают
5-6
вдохов и выдохов через другую ноздрю
.
4.
Вдыхают носом
,
при этом пальцами нажимают на крылья носа
,
чтобы создать сопротивле-
ние воздуху
.
5.
Вдыхают носом
,
затем резко выдыхают носом
,
при этом быстро втягивают мышцы живота
.