Напоминание

Постановка голоса в детском оперном театре на произведениях В.А.Моцарта


Автор: Маркова Мария Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования по оперному вокалу
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Разработка конспекта занятия для творческого объединения учреждения дополнительного образования (на примере творчества В.-А. Моцарта, для детского оперного театра г. Санкт-Петербурга)
Тема: Постановка голоса в детском оперном театре на произведениях В.А.Моцарта
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

Государственное бюджетное учреждение культуры

и дополнительного образования «Институт культурных программ»

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной программе

профессиональной переподготовки

«Методическая и организационно-педагогическая деятельность

в системе дополнительного образования»

Трудоемкость: 250 академических часов

Тема: Разработка конспекта занятия для творческого объединения учреждения

дополнительного образования (на примере творчества В.-А. Моцарта, для

детского оперного театра г. Санкт-Петербурга)

Выполнила Маркова Мария Викторовна_______________

(Ф.И.О) (подпись)

Руководитель Чурилина Ирина Николаевна_______________

(Ф.И.О) (подпись)

Аттестационная работа выполнена с оценкой ______________

Дата защиты «____» ____________ 2018 г.

Секретарь АК ___________________________ ______________

(Ф.И.О.) (подпись)

Содержание

1.

Введение………………………………………………………………3

2.

Описание содержания занятия………………………………………5

3.

Описание проблем и актуальности занятия……………………….10

4.

Материалы и оборудования………………………………………...11

5.

Портрет обучающегося………………...…………………………...11

6.

Заключение…………………………………………………………..12

7.

Список использованной литературы………………………………13

8.

Приложения………………………………………………………….13

1.

Введение

На мой взгляд, на примерах вокальной музыки В.-А. Моцарта можно

и необходимо учиться. Учиться слушать, слышать, понимать, уметь

различать музыку композитора от других, знать и понимать

особенности 18 века в музыкальной культуре, уметь находить

различия, особенности в его вокальной музыке, применять это в

практических занятиях по вокалу. Далеко не секрет, что вокальная

техника, которая применялась певцами и композиторами 18 века очень

трудна. Это техника пред бельканто. Она помогает учащимся

правильно интонировать. Держать тесситуру, аккуратно выпевать

колоратурную технику, и, что самое важное, особенно для вокалиста

это дыхание. Вокальные произведения В.-А. Моцарта – это особая

техника, особое умение, которое требует большого внимания со

стороны педагога-вокалиста. Будь то романсы, или арии из опер или

кантат. В данном конспекте я рассмотрю и романсы, и арии по типам

голосов, которые, возможно, помогут педагогам и юным вокалистам

понять технику, особенности вокальной музыки композитора.

Конечно, голос и его возможности, тембр певца, способности-это

индивидуальность каждого. Но поэтапное овладение занятий,

приведут к результату.

Объектом занятий являются учащиеся вокалисты Детского оперного

театра г. Санкт-Петербурга в возрасте от 8-18 лет

Цель занятий:

- начальное овладение вокальной академической техникой в виду

возраста и способностей учащихся на произведениях вокальной

музыки В.-А. Моцарта

Задачи занятий:

- Знакомство с творчеством композитора В.-А. Моцарта

- Умение распознавать музыку других композиторов 18 века и её

особенности

- Ознакомить учащихся с вокальными произведениями композитора

- Формирование комплекса исполнительских навыков и умений

сольного пения с учётом природных способностей учащегося на

примере вокальных произведений В.А. Моцарта

- Развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,

музыкальности, эмоциональности

- На примере произведений В.А. Моцарта работа над средствами

музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами,

фразировкой, динамикой

- Знакомство со знаменитыми постановками театров и режиссёров,

знакомство с известными ариями и исполнителями

- Работа над немецкой и итальянской вокальной фонетикой, и

произношением

2.

Основное содержание занятия

I.

Напомню, что занятие уже рассчитано на учащегося,

подготовленного к занятиям в театре, т.е. учащийся знает,

что перед занятием надо распеться, поэтому начинаем

всегда с распевки (примеры распевок см. в Приложении).

Для творчества композитора в его партиях характерны

колоратурные украшения, поэтому педагог здесь должен

уделять внимание быстрым распевкам на стаккато. Это

поможет интонации, дыханию, правильной позиции

(обычно, высокая позиция в головном регистре); начинать с

группетто по трезвучию и усложнять. Здесь в зависимости

от типа голоса (сопрано, альт, дискант, меццо-сопрано)

начинать в той тесситуре, для которой характерен тип

голоса. Для более полного восприятия учащегося можно

включить запись певца, где исполнитель выпевает эти

колоратурные украшения. (для примера, 1-ая ария Царицы

ночи в исполнении Дианы Дамрау из оперы «Волшебная

флейта», попутно и знакомить с творчеством композитора,

его известными ариями из опер и исполнителями), - см. в

разделе Приложения.

Помимо распевок на стаккато, также следует не забывать и о

распевках на дыхание, которые тоже необходимы для

произведений, распевок на интонацию (обычно, это распевки,

где есть секунды большие и малые), распевки на крупные

интервалы (октавные, малую септиму и сексту, кварту, квинту и

тритон), и пару распевок на аккорды (скажем, спеть доминант

септ), всё это пригодится и для вокальной техники, и для более

точного понимания и восприятия вокальной музыки Моцарта.

II.

1. Переходим, непосредственно, к произведению

композитора. Для начала, в качестве объекта работаем с

учащимися 2 года обучения. Для примера, терцет

ангелочков из оперы «Волшебная флейта» (ноты см. в

разделе Приложения). У нас есть учащихся в возрасте 8-9

лет. Начинаем работу с того, что знакомим учащихся с

оперой «Волшебная флейта» (либретто, герои, время).

Включить запись данного терцета, желательно видео с

постановки (Метрополитен опера). Знакомим с делением

голосов: первый голос, второй голос, альт. Учимся петь в

терцию, умение слышать свою партию, выстраивать пение

в терцию. С каждым голосом проходим свою партию

(*напомню, что в Детском Оперном театре, регулярно

проходят занятия по сольфеджио, и ребята 2 года обучения

знают ноты). Здесь очень важно работа над образом.

Напомнить, что музыка рождественская, ангелочки

маленькие, нежные, и, поэтому, пение должно быть как

колокольчики. Посылать звук в головной регистр, на

дыхании, кантилена во фразах, а для нижнего голоса

держать свою партию, на дыхании и больше грудной

регистр в работе, кантилена во фразах. Поём постепенно:

первый голос, затем первый и второй, затем все три голоса

вместе. * Если учащиеся не справляются, можно отдельные

места петь в унисон, т.е. не давать сразу материал на три

голоса.

Работа над романсом. В своей работе я взяла романс «Маленькая

пряха». По тесситуре он подойдёт для высокого голоса для

учащейся 9-10 лет. Пение на стаккато с акцентами на нотки. Пение

на русском языке. После распевки, работаем над текстом. Прошу

учащуюся прочесть текст, разобрать непонятные слова и фразы.

Далее прошу простучать ритм, затем сольфеджирование

(пропеваем нотки и называем их). И переходим к произведению со

словами. Работа над нотами-акцентами, над дыханием, попутно

разбираем указания композитора (где петь форте, меццо-воче и

т.д.), слушаем запись исполнителя, и стараемся найти особенности

вокального произведения, что характерно? (лёгкость, простота, а

главное, полётность немецкой музыки). Для Моцарта характерна,

как и для всей немецкой музыки, это полётность звука, петь в

среднем звучании (меццо-воче), острота звука, посылая на дыхании

в головной регистр. И технически удержать спускание вниз по

гамме простое колоратурное украшение. И так работать можно с

любым романсом. Исходя из возраста и способностей учащегося.

Чем старше, тем сложнее можно брать романс с более сложными

колоратурными украшениями, исходя от типа голоса подбирать

романс правильно по тесситуре.

Работа над арией. Разберём арию Барбарины из оперы «Свадьба

Фигаро». Она подходит для учащейся в возрасте от 11-13 лет.

Почему именно её для такого возраста? По физиологическим

особенностям, пока не наступил гормональная перестройка у

девочек. Эта ария ровная, звучит мягко, мягкое прикосновение

звука, нет скачков по нотам, на ней хорошо ставить дыхание. Она

удобная и ровная для этого физиологического периода. Начинаем

разбор с краткого описания оперы (либретто, герои, эпоха).

Просмотр видео с Миреллой Френни этой сцены. Знакомим с

итальянской музыкой (попутно объясняем особенности того

времени, почему Моцарт писал на итальянском, а не на немецком,

т.к. Италия была страной законодателем оперы, и Моцарту платили

большой гонорар за написание опер на итальянском языке). Читаем

арию на итальянском языке, затем перевод арии, разбираем

поэтический текст. Важно объяснять образ Барбарины. Сравнивать

на что похожа её ария (плач), и, исходя от этого строим фразы:

кантилена, легато, соединяем нотки лигами, длинные фразы поём

на одном дыхании. Сольфеджируем (называем нотки и поём). Затем

предложить спеть учащейся вокализом на гласную «и» (она

помогает собрать звук и не глубить его. Посылая его в «маску»),

либо на гласную «А» (на гласную «А» более сложнее, т.к. есть

тенденция у учащихся её глубить, т.е. не в правильной позиции, но

она помогает держать «вокальный столб», т.е. дыхание+ работа

связок и регистров), и после работа с итальянским текстом. Очень

важно в этой арии петь секунды, а особенно те места, где есть

бекары для чистоты интонации. И важна работа над стремительной

атакой звука в кульминации арии (в дальнейшем, это пригодится

скажем, для исполнения арии Памины или Царицы ночи, Церлины

или Графини и Сюзанны).

Работа над арией. Ария Церлины из оперы «Дон Жуан» или

Памины из оперы «Волшебная флейта». Возраст учащейся 14-16

лет. Почему именно в этом возрасте я взяла эти две арии Моцарта?

На мой взгляд, в этом возрасте у девочек происходят гормональная

перестройка, они становятся более волнительными, резкими,

перепад настроения, капризные, у них чётко слышен тембр и

характер. Эти две арии как раз в таком ключе. Там есть и мягкая

атака звука и стремительная, есть сложные колоратурные

украшения, большие скачки в тесситуре, длинные фразы на

дыхании. Начинаем с того, что знакомим с операми (в зависимости

от выбранной арии), либретто, герои, эпоха. Подсказываем

наиболее известные постановки для просмотра, слушаем записи

исполнителей. Я рекомендую арию Церлины в исполнении

Миреллы Френни, Памины – Доротеи Ройзман. Мирелла Френни,

как представитель Италии, поскольку опера написана на

итальянском языке, и арию Памины в исполении Доротей Ройзман,

как представительницу немецкой вокальной школы.

Сольфеджируем арию (пропеваем по ноткам и называем их),

стучим ритм, разбор языков, разбор поэтического перевода,

попутно обращаем внимание на указания композитора. Работа над

дыханием, кантиленой, работа над образом, работа над

колоратурными украшениями, сглаживание регистров, большие

интервалы пропеваем отдельно. Работа над полётностью звука

(отправлять всё на дыхании в головной регистр, всё в вокальную

маску). Стремительная атака верхних нот. Конечно, за одно занятие

эти арии не впеваются, для этого требуются усилия минимум на

пару месяцев, но первоначальная работа должна быть, на мой

взгляд, именно такая.

Работа над вокальным дуэтом из оперы. Дуэт Сюзанны и

Графини из оперы «Свадьба Фигаро». Для учащихся 17-18 лет. К

этому времени учащиеся полностью овладели знаниями по

сольфеджио, умением петь на 2 голоса, владеют знаниями об

академическом вокале, умеют строить интервалы в вокале, умение

слушать друг друга в ансамбле, знакомы с особенностями

итальянской фонетики и музыкальными терминами. Дуэт для двух

сопран. Просматривание записи постановки Метрополитан опера с

участием Чечилии Бартоли и Рене Флеминг. Дуэт «Sul`aria»-

спокойный, подходит для колоратурного и лирического сопрано, не

сложный по тесситуре. Самое важное-это кантиленность звучания,

добиваться от учащихся сливаться в голосах друг друга, умение

петь в терцию. Ставить звук на дыхании, высокие ноты на мягкой

атаке звука, исходить от образов героинь, от поэтического перевода

текста. Работа над итальянской фонетикой.

III.

В конце занятия очень важно, чтобы педагог вместе с

учащимся подвёл итог занятия: что сегодня получилось, а

над чем ещё надо работать. Что нового узнал учащийся.

Очень важно спрашивать об ощущениях, может что-то

неудобно в вокале или есть вопросы!!! Как учащийся

понимает и представляет звук. Постараться, найти и помочь

особенности произведения и тем самым выделить

особенности Моцарта от других композиторов и от других

произведений других эпох. Показывать педагогу именно те

приёмы и особенности композитора (например, резкие

скачки в вокале, колоратурные украшения, полётность

звука, основа- церковная музыка, показать особенности)

3.

Описание проблем и актуальности занятий

Конечно, материал для занятий непростой. Проблема, с

которой может сталкиваться, в первую очередь, учащийся,

это то, что педагог не разборчив в музыке, т.е. как говорят

«всё под одну гребёнку»: и 18 век и 19, и 20 - учить одним

приёмом. Педагог, скажем много лет пропел партии Верди

или Пуччини, или певец оперетт и пытается учить одной

техникой петь всё, в частности Моцарта. Это большая беда

для всех. От неправильности техники, приёмов страдает

голос учащегося. Голос-это тончайшая материя, тембр дан

природой, и, если педагог будет правильно учить, то и

голос сохранится на много лет, и позволит поступить

ученику в Высшее музыкальное заведение. Ведь в этом

возрасте закладывается фундамент классической

академической школы пения. Вокальные произведения

Моцарта, на мой взгляд, это и есть основной фундамент в

вокале. Они помогают учащимся овладеть множеством

спектром, необходимым для дальнейшего

профессионального пути: дыхание, кантилена, интонация,

образ, знания, техника. По сей день партии в операх В.-А.

Моцарта всегда актуальны и востребованы в театрах России

и Европы.

4. Материалы и оборудования

- Чуткий и опытный педагог, который никогда не упрекнёт

учащегося за его безграмотность или неумение

- Концертмейстер!!! Это очень важно, особенно сыграть фактуру

музыки 18 века

- Проектор для показа видео известных постановок

- Выход в интернет (чтобы педагог быстро смог найти записи и

сравнить с другими исполнениями), а также показать фото

известных исполнителей-вокалистов

- Нотный материал. Он должен быть у концертмейстера, педагога

и вокалистов

- Словарь музыкальных терминов, итало-русский и немецко-

русские словари

- Удобная обувь для вокалиста. Это важный аспект!! Чтобы

чувствовать удобство во время пения и ощущение «на двух

стопах»

- Фортепиано, рояль, синтезатор

5.

Портрет обучающегося

Данный конспект приемлем для обучающихся в Детском

Оперном театре г. Санкт-Петербурга в возрасте от 8-18 лет, для

вокальных студий Дворца учащейся молодёжи, для вокальных

студий при районных Домах культуры, в детских музыкальных

школах. Напомню, что для работы над голосом и

произведениями В.-А. Моцарта, востребованы учащиеся,

имеющие музыкальное представление ритма, интонации, слуха,

знания по сольфеджио.

6.

Заключение

В представленной работе была рассмотрена цель изучения

вокальных произведений композитора В.-А. Моцарта,

постановка голоса на его произведениях, техники дыхания,

кантилены, работа над колоратурными украшениями, выявления

особенностей вокальной музыки и умение различать её от

других произведений других эпох; а также познавательная часть

знакомство с творчеством композитора. Знакомство с записями

постановок, знакомство с выдающимися певцами. А также

затронута проблема и актуальность этой темы. В дальнейшем,

это может помочь педагогам и учащимся определиться с

образованием с интересами, а может обратить внимание на

проблемы и работы над ними. Это требует определённой

музыкальной подготовленности и терпения.

7.

Список литературы

1.

М. Бриоль «Моцарт» из серии Жизнь замечательных людей,

из-во «Молодая гвардия» 2007г.

2.

И. Гивенталь, Л. Щукина «Музыкальная литература. Выпуск

2». Из-во «Музыка», 1984г.

3.

П. Виардо «Вокальные упражнения»

4.

Д. А. Митрофанова «Итальянский язык для вокалистов.

Фонетика в пении» из-во «Планета музыки», 2014г.

5.

Словарь музыкальных терминов

6.

Итало-русский словарь

7.

Немецко-русский словарь

8.

Приложения

1.

Терцет трёх ангелочков из оперы «Волшебная флейта»

2.

Романс «Маленькая пряха»

3.

Ария Барбарины из оперы «Дон Жуан»

4.

Ария Церлины из оперы «Дон Жуан»

5.

Ария Памины из оперы «Волшебная флейта»

6.

Дуэт Сюзанны и Графини из оперы «Дон Жуан»



В раздел образования