Автор: Чернобровкина Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 56" Ленинского района г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Особенности современных школьников
Раздел: начальное образование
Особенности современных школьников
Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще
характеризуется
как
общество
повышенной
агрессивности.
Фильмы,
программы, компьютерные игры – все то, что окружает современных детей и
заполняет их досуг, – пропитано агрессией. И это стало нормой. Подростки
предпочитают
вместо
чтения
книг
играть
в
компьютерные
игры,
вместо
посещения театра – смотреть боевик, вместо спортивных игр – участвовать в
группировках.
Это
их
выбор.
Обязательным
осталось
только
посещение
школы,
где
сходятся
дети
разных
национальностей,
разных
статусов
и
взглядов. Именно в школе необходима терпимость по отношению друг к
другу, несмотря на цвет кожи, социальное положение, разность точек зрения.
Ведь
именно
школа
является
тем
специальным
институтом,
в
котором
формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке
жизни человека.
В современных условиях проблема терпимости стоит особенно остро.
Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют негативный
жизненный
опыт.
Неблагополучие
семей,
где,
прежде
всего,
начинается
воспитание ребенка, предопределяет уровень развития его толерантности.
Круг общения и неустроенность быта приводят к нетерпимости учащихся ко
всему. Агрессивность, насмешки детей наблюдаются не только на переменах,
но и на уроках. Таким образом, дети в школе попадают в группу риска
толерантности: в силу общих проблем культуры и образования нашей страны,
и неблагополучия той среды, в которой они выросли. Поэтому воспитание
терпимости – одна из важнейших задач современной школы.
Обучение навыкам самостоятельной взрослой жизни невозможно без
таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения.
Нужно всё время пытаться понять другого человека, его установки, ценности,
всё то, что ему дорого. Это настроенность на понимание и диалог с другим
человеком, взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Поэтому
необходимо
учиться
принимать
другого
со
всеми
его
особенностями.
Воспитать толерантность мгновенно абсолютно невозможно. Толерантность
влечёт за собой иную жизненную философию, иные способы управления,
иные установки, которые, по сути, приводят к действительной.
На уроках гуманитарного цикла, таких как история и обществознание,
где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники
учатся
излагать
свои
мысли
и
слушать
собеседника,
владеть
навыками
работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать
способы
взаимодействия
с
окружающими
и
удалёнными
людьми
и
событиями, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к
различным точкам зрения по исследуемому вопросу.
Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе такой
совместной
деятельности.
Учитель
может
выступать
только
с
позиции
соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность педагога к
смене
традиционного
для
него
способа
общения
с
позиции
старшего,
взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего
самостоятельность
воспитанника.
Собственные
коммуникативные
и
организационные
навыки
учителя
подвергаются
значительной
нагрузке
и
проверке.
Чтобы
создать
благоприятную
для
развития
толерантности
атмосферу,
учителя
должны
понимать
невербальный
язык,
влияющий
на
межличностные
отношения:
позитивное
влияние
похвалы,
улыбки
и
негативное влияние хмурого взгляда. Поэтому для обучающихся средних и
старших
классов
должно
быть
организовано
учебное
пространство:
моделирование встреч с представителями иных культур в привлекательной
форме;
искусственно
созданные
проблемные
ситуации
для
выявления
возможных
противоречий
в
отношениях
с
людьми,
чтобы
преодолеть
подростковые предубеждения и стереотипы; поддержка в детском коллективе
атмосферы
взаимопринятия,
уважения;
оказание
помощи
учащимся
в
овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать
свои
и
чужие
точки
зрения;
проявление
в
общении
с
детьми
доброжелательности,
терпения,
уважения;
акцентирование
внимания
на
ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности,
правах и обязанностях человека в обществе.
Надо
стараться
обеспечить
для
современного
подростка
социально
признаваемую
и
социально
одобряемую
деятельность.
Психологический
смысл
этой
деятельности
состоит
в
том,
что,
участвуя
в
ней,
ребенок
фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное
место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников и
взрослых.
В
процессе
этой
деятельности
подросток
осознает
себя
и
признается
окружающими
как
равноправный
член
общества.
Социально
признаваемая
деятельность
–
трудовая,
спортивная,
художественная,
организаторская
и
другие
–
имеет
жесткие
объективные
условия,
определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный
контроль,
постепенно
перерастающий
в
самоконтроль.
Поэтому
в
воспитательной
работе
надо
опираться
на
индивидуальные
особенности
детей,
преодолевая
определенный
разрыв
между
фронтальной
работой
с
коллективом
и
осуществлением
индивидуального
подхода
к
конкретному
подростку.
Однако
формировать
адекватную
позицию
по
отношению
к
чужому
мнению довольно сложно. Этот процесс длительный и результатов можно
добиться
лишь
при
условии
понимания
идей
и
установок
со
стороны
взрослых.
Определить
эффективность
деятельности,
в
том
числе
и
воспитательной,
можно
по
её
результату.
В
данном
случае,
по
тем
изменениям, которые происходят в личности ребёнка. Узнать об изменениях в
личности подростка, в характере его отношений к различным идеям и точкам
зрения, к людям, непохожим на него самого, помогают различные способы:
наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе
научных дискуссий, групповой рефлексии или анализ индивидуальных работ,
а
так
же
беседы,
анкетирование,
тестирование.
По
полученным
данным
становится ясно, что актуализируются морально-нравственные потребности
и
мотивы
и
развиваются
нравственно-волевые
качества
детей.
В
практической
деятельности
учим
школьников,
руководствоваться
моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные
ценности. Наша задача помочь им самостоятельно и ответственно определять
свою позицию в сфере человеческих отношений.
Главный
результат
воспитательной
работы
–
появление
у
детей
деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка
этических суждений и убеждений, единство оценок и воззрений, рождение
нравственного общественного мнения.
Как именно будут воспитывать педагоги и родители своих детей, зависит
не
столько
основополагающих
государственных
документов,
сколько
от
желания,
воли,
ценностей
самих
педагогов
и
родителей
Будущее
нашей
страны
зависит
не
от
государственной
власти,
а
от
нас
самих,
и
мы
в
состоянии о нем позаботиться.
Для этого необходимо постараться и сделать так, чтобы и у педагога, и у
ребенка возникало ощущение их принадлежности к некоему общему кругу
(единство интересов). Надо добиться, чтобы это ощущение переросло во что-
то интересное для ребенка, притягательное своими увлечениями, знаниями,
профессионализмом,
характером,
устанавливать,
помимо,
деловых
отношений,
также
и
неформальные
отношения
с
ребенком.
Постараться
разнообразить
формы
воспитательной
работы,
сократив
при
этом
число
«словесных
форм».
Преодолеть
«политику
недоверия»
к
педагогу.
Ведь
качество воспитания зависит от мотивации воспитателя. И как следствие – от
этого во многом зависит и наше будущее.
Действительно
в
школе
проводиться
очень
много
разрозненных
и
разнонаправленных
мероприятий,
в
которых
нет
последовательности.
Следовательно,
детям
не
всегда
интересно
заниматься
такими
мероприятиями, потому что они не видят единой цели и работа кажется не
законченной.