Напоминание

"Поэтическая речь и проза"


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования по программе "Актерское мастерство" и "Сценическая речь в оперном спектакле".
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Поэтическая речь и проза"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урок

.

Детский оперный театр

.

Отличия и определения поэтической речи от прозаической

.

Что такое

прозаическое произведение

?

Отличие стихотворения от прозаического

произведения

.

Размышляем о прочитанном

.

С интонационно

-

синтаксическим строем художественной речи связана

также ее ритмическая и темповая организация

.

Наибольшей мерой рит-

мичности отличается

,

разумеется

,

стихотворная речь

.

С очень давних

пор люди заметили

,

что слова

,

сложенные в стройные стихотворные

строки

,

легче запоминаются

(

что было немаловажным

,

когда искусство

слова бытовало только в своем устном варианте

) ,

легче воспринимают-

ся

,

а главное

,

становятся красивыми и приобретают особое воздействие

на слушателя

(

поэтому

,

кстати

,

в древности стихотворной формой поль-

зовались не только в произведениях художественной словесности

,

но и

в научных

,

скажем

,

трудах

;

например

,

знаменитая научная поэма Лукре-

ция Кара «О природе вещей» написана стихами

) .

Две последние функ-

ции остались ведущими для стихотворной речи и в современности

:

при-

давать художественному тексту эстетическое совершенство и усиливать

эмоциональное воздействие на читателя

.

В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования

речевых элементов – стихотворных строк

,

пауз

,

ударных и безударных

слогов и т

.

д

.

Конкретная ритмическая организация стиха во многом зави-

сит от системы стихосложения

,

а та

,

в свою очередь – от особенностей

национального языка

.

Так

,

в силу ряда особенностей русского языка

(

ха-

рактер ударения

,

неразличение долгих и кратких слогов в безударном

положении и др

.)

в нашем стихосложении совершенно не привилась сил-

лабическая система

,

которая оказывалась очень плодотворной в поль-

ском и французском языках

;

зато в русском стихосложении нашли свое

место и силлаботоника

,

и дольник

,

и декламационная тоническая систе-

ма

.

Итак

,

стих есть ритмически упорядоченная

,

ритмически организованная

речь

.

Однако свой ритм

,

иногда более

,

иногда менее ощутимый

,

есть и в

прозе

,

хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру

.

Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной

соразмерности

колонов

,

что

связано

с

интонационно

-

синтаксической

структурой текста

,

а также различного рода ритмическими повторами

.

Проследим

,

например

,

ритмическую организацию одного отрывка из ро-

мана Булгакова «Мастер и Маргарита»

(

знаком «

//

» отмечены границы

колонов

) :

«В белом плаще с кровавым подбоем

, //

шаркающей кавале-

рийской походкой

, //

ранним утром четырнадцатого числа весеннего ме-

сяца нисана

//

в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода

Великого

/ /

вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»

.

В приведенных

примерах ритмичность прозаического текста чувствуется явно

,

однако

гораздо чаще она существует в прозе как бы в скрытом виде

,

делая фра-

зы эстетически значимыми

,

но не привлекая особенного внимания чита-

теля и не отвлекая его от идей

,

героев

,

сюжета и т

.

д

.

Не менее

,

чем ритмическая

,

важна и темповая организация художе-

ственного текста

;

впрочем

,

на практике эти две стороны художественно-

го синтаксиса настолько неотрывны друг от друга

,

что иногда говорят о

темпоритме произведения

.

Темпоритм имеет своей функцией прежде

всего создание определенной эмоциональной атмосферы в произведе-

нии

.

Дело в том

,

что разные типы темповой и ритмической организации

прямо и непосредственно воплощают в себе определенные эмоциональ-

ные состояния и обладают способностью с необходимостью вызывать

именно эти эмоции в сознании читателя

,

слушателя

,

зрителя

;

в таких ис-

кусствах

,

как музыка или танец

,

эта закономерность видна очень ясно

.

Прослеживается она и в художественной литературе

.

Посмотрим

,

напри-

мер

,

как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской «Дамы с

собачкой»

:

«Сидя рядом с молодой женщиной

,

которая на рассвете каза-

лась такой красивой

,

успокоенный и очарованный в виду этой сказочной

обстановки – моря

,

гор

,

облаков

,

широкого неба

,

– Гуров думал о том

,

как

в сущности

,

если вдуматься

,

все прекрасно на этом свете

,

все

.

кроме

того

,

что мы сами мыслим и делаем

,

когда забываем о высших целях бы-

тия

,

о своем человеческом достоинстве»

.

Роль особого

,

плавного

,

размеренного построения фразы в создании

эмоционального колорита сцены очевидна

,

она ощущается без всякого

анализа

.

Торжественный и возвышенный строй мыслей героя представ-

лен здесь с помощью темповой и ритмической организации текста бук-

вально с физической ощутимостью

.

А скажи об атом иначе – короткими

фразами

,

например

,

– и тут же пропала бы психологическая атмосфера

.

В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической

?

Если говорить о различении стиха и прозы

,

можно вспомнить пьесу

Ж

.

Б

.

Мольера «Мещанин во дворянстве»

,

где учитель наивно объясняет

господину Журдену

,

чем стихи отличаются от прозы

:

«Все

,

что не проза

-

то стихи

,

и все

,

что не стихи

,

то проза»

.

Мольер

,

естественно

,

пародиро-

вал недалекость и малообразованность героев

.

Кажущаяся самоочевид-

ность ответа

(

например

,

«Есенин

-

стихи

,

а Достоевский

-

проза»

)

дока-

зывает лишь то

,

что эта разница есть

,

но никак не дает нам надежного

критерия разграничения

.

Проза

,

по Поспелову Г

.

Н

., (

от лат

. prorsus -

идущий прямо вперед

,

не воз-

вращающийся

) -

это речь

,

не заключающая в своей интонации собствен-

но ритмических акцентов и пауз

,

имеющая только логические

(

а также

эмфатические

)

паузы и акценты

(

ударения

) .

Под ред

.

Г

.

Н

.

Поспелова

.

Введение в литературоведение

.

М

.:

Высшая школа

, 1988,

с

. 353

Стих в словаре Усольцевой Т

.

Н

.

и Сусловой Н

.

В

. - (

от греч

. stichos -

ряд

,

строка

) -

минимальная единица стихотворной речи

.

Выделение отдель-

ных стихов в составе поэтического произведения графически специаль-

но подчеркивается печатанием отдельными строчками и

,

как правило

,

сопровождается рифмой

.

Суслова Н

.

В

.,

Усольцева Т

.

Н

..

Новый литерату-

роведческий словарь

-

справочник для ученика и учителя

.

М

. :

Белый ве-

тер

, 2003,

с

. 107

В основе стихотворной речи лежит

,

прежде всего

,

определенный ритми-

ческий принцип

.

Поэтому характеристика конкретного стихосложения со-

стоит

,

прежде всего

,

в определении принципов его ритмической органи-

зации

,

то есть в установлении принципов

,

строящих стихотворный ритм

.

Ритм речи сам по себе не создает стиха

,

точно так же как и стих не сво-

дится к собственно ритму

.

Если

,

с одной стороны

,

известная ритмич-

ность вообще присуща речи в силу физиологических причин

(

вдохи и

выдохи

,

разбивающие речь на более или менее равномерные отрезки

),

то с другой стороны

,

четкая ритмическая организация речи возникает

напр

.

в трудовом процессе

,

в рабочих песнях

,

фиксирующих и усиливаю-

щих ритмичность работы

.

Одно из отличий стихов от прозы заключается в том

,

что в тактах прозы

самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты

.

В

стихах же

,

когда словные акценты равны

,

на последнем слове каждого

стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение

,

которое

всегда

неизменно

,

является

основной

,

соразмерно

повторяющейся

«единицей» ритма стихотворной речи

,

и называется «константным»

(

лат

.

constantus --

установленный

,

постоянный

)

ударением

,

или константой сти-

ха

.

Другое отличие стихов от прозаических речевых тактов состоит в том

,

что в прозе такты отделяются только логическими паузами

(

обозначают-

ся знаками препинания

),

стихи же отделяются друг от друга паузами рит-

мическими

,

которые показывают конец каждого стиха и оттеняют его

ритмическое константное ударение

.

Вкратце следует добавить

,

что у стиха

,

в отличие от прозы

,

также имеет-

ся рифма

-

совпадение

,

созвучие окончаний двух или нескольких стихов

,

связывающее их между собой

,

и есть клаузула

,

ритмообразующая конеч-

ная единица стиха

.

В прозе вся речь делится на отдельные группы слов

,

которые в каком

-

то

отношении соразмерны

.

Эти группы слов называются тактами

,

они отде-

ляются друг от друга интонационными паузами

.

Соразмерность таких

тактов заключается в равном количестве словных ударений

.

Но ударе-

ния эти слышны только относительно

,

так как на деле никто не подсчи-

тывает количество словных акцентов

.

Ритмичностью обладают нехудо-

жественная речь

(

научная

,

публицистическая и т

.

п

. )

и

,

конечно же

,

худо-

жественная

,

так как она совершенна

,

и имеет законченную форму

.

Про-

заический текст делится на абзацы

,

предложения

,

словосочетания

.

При

определении ритма прозы можно выделить особенности акцентации

,

что

называется просодией

,

и делится на

3

группы в зависимости от падения

ударения

:

в первую группу входят слова с самостоятельным значением

,

а

именно знаменательные части речи

,

и они всегда ударны

;

во вторую

группу входят слова служебных частей речи

,

и они всегда безударны

;

и

,

наконец

,

третью группу слов составляют слова

-

исключения из первой

группы

,

на которых

,

в зависимости от контекста

,

либо ставится

,

либо не

ставится ударение

.

Есть внешнее

,

формальное различие между поэзией и прозой

,

и есть

между ними различие внутреннее

.

Николаев А

.

И

.

Основы литературове-

дения

.

Иваново

:

ЛИСТОС

,

2011.

с

.

15

Первое состоит в том

,

что прозе

противополагаются стихи

;

последнее

- -

в том

,

что прозе

,

как мышлению

и изложению рассудочному

,

противополагается поэзия

,

как мышление и

изложение образное

,

рассчитанное не столько на ум и логику

,

сколько на

чувство и воображение

.

Отсюда понятно

,

что не всякие стихи

--

поэзия и

не всякая прозаическая форма речи

--

проза внутренняя

.

Мы знаем «сти-

хотворения в прозе» и вообще такие произведения

,

написанные прозой

,

которые являются чистейшей поэзией

:

достаточно назвать имена Гого-

ля

,

Тургенева

,

Толстого

,

Чехова

.

Если формально превратить любой

текст в стих

,

даже это же предложение

:

Если формально

Превратить любой

Текст в стих…

нельзя не согласиться с тем

,

что мы видим

:

связи «по вертикали» уста-

навливаются в этом тексте случайно

,

превращая информацию в нечто

пародийное

.

Надо заметить

,

что о свободе прозаической речи можно говорить лишь

условно

:

на самом деле проза тоже имеет свои законы и требования

.

Пусть в отличие от поэзии

,

художественная проза не знает рифмы и рит-

мической размеренности стоп

, --

все

-

таки и она должна быть мелодична

.

И стих

,

и проза являются художественной речью

,

которая

,

в свою оче-

редь

,

ритмична

.

А ритм

-

это проявление организованности

,

упорядочен-

ности движения

.

Когда проза слепо подражает стихам и становится тем

,

что непочтительно

,

но верно характеризуют как «рубленную прозу»

,

то

это

,

можно сказать

,

неэстетично

;

но какая

-

то особая гармоничность и

симметричность

,

особая последовательность слов

,

несомненно

,

прозе

свойственна

,

и тонкий слух это чувствует

.

Достаточно вспомнить столь

короткую фразу из поэмы Гоголя «Мертвые души»

: "

Какой же русский не

любит быстрой езды

?!".

Она звучит мелодично

,

не просто как отдельное

предложение текста

.

Слово в стихе

,

по мнению Е

.

Н

.

Дрыжаковой

,

приобретает б

?

льшую

смысловую выразительность

.

Дрыжакова Е

.

Н

.

В волшебном мире поэ-

зии

.

М

. :

Просвещение

,

1978,

с

. 2 3

Поэтому именно в стихотворной речи

мы чаще встречаем метафоры

(

от греч

. metaphora -

перенос

) -

вид тропа

,

переносное значение слова

,

основанное на уподоблении одного предме-

та или явления другому по сходству или по контрасту

.

Суслова Н

.

В

.,

Усольцева Т

.

Н

. .

Новый литературоведческий словарь

-

справочник для

ученика и учителя

.

М

.:

Белый ветер

, 2003,

с

. 56

Еще Эткинд в своей книге «Разговор о стихах» заметил

:

«У поэзии дру-

гое измерение» Эткинд Е

.

Разговор о стихах

.

Л

., 1970.

с

. 14.

Очень важно

усвоить себе

,

что поэзия это больше

,

чем стиль

:

это

--

миросозерцание

;

то же самое надо сказать и о прозе

.

Если поэзия делится

- -

приблизи-

тельно и обще

- -

на эпос

,

лирику и драму

,

то в прозе различают такие

роды и виды

:

повествование

(

летопись

,

история

,

воспоминания

,

геогра-

фия

,

характеристика

,

некролог

) ,

описание

(

путешествие

,

например

) ,

рас-

суждение

(

литературная

критика

,

например

) ,

ораторская

речь

;

есте-

ственно

,

что эта классификация не может быть строго выдержана

,

и

перечисленные роды и виды разнообразно переплетаются между собою

.

Конечно

,

если автор сознательно и намеренно в поэтическом творении

отступает в область прозы

,

то это

- -

другое дело

,

и здесь нет художе-

ственной ошибки

:

философские рассуждения или исторические экскурсы

«Войны и мира» Толстого не могут быть поставлены великому писателю

в эстетическую вину

.

А чисто

-

литературный факт взаимопроникновения

прозы и поэзии свои более глубокие корни имеет в том

,

объясняется

тем

,

что невозможно самую действительность делить на прозу и поэзию

.

Одно из двух

:

либо все на свете

--

проза

,

либо все на свете

--

поэзия

.

И

лучшие художники принимают последнее

.

Для

них

- -

где жизнь

,

там и

поэзия

.

Зачем крутится ветр в овраге

,

Подъемлет лист и пыль несет

,

Когда корабль в недвижной влаге

Его дыханья жадно ждет

?

Зачем от гор и мимо башен

Летит орел

,

тяжел и страшен

,

На черный пень

?

Спроси его

.

Зачем арапа своего

Младая любит Дездемона

,

Как месяц любит ночи мглу

?

Затем

,

что ветру и орлу

И сердцу девы нет закона

.

Гордись

:

таков и ты

,

поэт

,

И для тебя условий нет

.

Пушкин А

.

С

.

Если передать стихи прозой

,

то получится вот что

:

кораблю нужен ветер

,

чтобы плыть

,

а тот

,

в свою очередь

,

занимается ненужной работой

:

кру-

тится в овраге

,

поднимает листву и пыль над землей

.

Орел

,

грозный и

странный

,

повелитель птиц

,

зачем

-

то садится на трухлявый пень

.

Пре-

лестная Дездемона

,

вместо того

,

чтобы полюбить человека своего круга

из

знати

,

легкомысленно

влюбляется

в

мрачного

и

безобразного

«арапа»

.

И поэт таков же

:

создает свое искусство

,

не поддающееся ни

логике

,

ни рассудку

,

воспевая то

,

что творится в душе

.

И этим можно гор-

диться

.

Прозаический вариант данного стиха весьма безобразен

,

и вряд

ли запомнится

.

Именно то

,

что неподвластно рассудку и логике приоб-

щает поэта к неразумной природной стихии

,

что и делает его поэтом с

большой буквы

.

Прозе нужны отвлеченности

,

схемы

,

формулы

,

и она движется по руслу

логики

;

поэзия

,

в свою очередь

,

требует картинности

,

и в живые краски

претворяет она содержание мира

,

и слова для нее

- -

носители не поня-

тий

,

а образов

.

Проза рассуждает

,

поэзия рисует

.

Проза суха

,

поэзия

взволнована и волнует

.

Проза анализирует

,

поэзия синтезирует

,

то есть

,

первая разнимает явление на его составные элементы

,

между тем

,

как

вторая берет явление в его целостности и единстве

.

В связи с этим поэ-

зия

олицетворяет

,

одухотворяет

,

животворит

;

проза

же

родственна

мировоззрению механистическому

.

Только поэт

,

такой как Тютчев

,

мог

почувствовать и сказать

:

«Не то

,

что мните вы

,

природа

;

не слепок

,

не

бездушный лик

:

в ней есть душа

,

в ней есть свобода

,

в ней есть любовь

,

в ней есть язык»

.

«Стих

-

это моментальный снимок души»

,

и Бродский был абсолютно

прав

.

Поль Валерин

,

французский поэт

,

эссеист

,

философ

,

в книге об искус-

стве пишет что “поэзия есть большее выражение чувств”

.

Для него проза

-

это ходьба

,

а поэзия это танец

.

Ритм

-

это повторение каких

-

либо однозначных явлений через равные

промежутки

времени

(

например

,

чередование ударных и безударных

слогов в строке

).

Явления ритма окружают нас всюду

:

ритмично бьётся наше сердце

,

рит-

мично сменяются день и ночь

,

времена года

...

Чёткий ритм присущ стихотворной речи

.

Конечно

,

ритм есть и в прозе

,

но

всё

-

таки прозаическая речь производит впечатление естественной

,

как в

жизни

,

текущей речи

.

Стихотворная речь особенная

.

Она отличается и

более чётким ритмом

,

и необычайной лаконичностью

,

краткостью

.

Кроме

того

,

в стихотворной речи обычно есть рифма

.

Ритм создаёт определённое настроение

,

окрашивает стихотворение или

отрывок единым тоном

.

Обратите внимание

,

какой разный ритм в следу-

ющих стихотворных отрывках

.

Как подчёркивает он характеры героинь

?

Но царевна молодая

,

Тихомолком расцветая

,

Между тем росла

,

росла

,

Поднялась

-

и расцвела

,

Белолица

,

черноброва

,

Нраву кроткого такого

...

И царица хохотать

,

И плечами пожимать

,

И подмигивать глазами

,

И прищёлкивать перстами

,

И вертеться

,

подбочась

,

Гордо в зеркальце глядясь…

Вы видите

,

что ритм второго отрывка более быстрый

,

резкий

,

и это соот-

ветствует его содержанию

.

Стихотворная

речь

предполагает

организованность

,

порядок

,

чему

способствуют и ритм

,

и рифма

,

и другие особенности такой речи

.

Свободную речь

,

то есть речь

,

свободно движущуюся от предложения к

предложению

,

называют прозаической речью

,

а речь

,

подчинённую опре-

делённому порядку

,

ритму

,

строю

, -

стихотворной

.

Размышляем о прочитанном

Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные

сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне

...

»

,

покажите раз-

ницу между прозаической и стихотворной речью

.

Что такое ритм

?

Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёрт-

вой царевне

...

»

.



В раздел образования