Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования по программе "Актерское мастерство" и "Сценическая речь в оперном спектакле".
Учебное заведение: ГБНОУ ДУМ СПб
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Поэтическая речь и проза"
Раздел: дополнительное образование
Урок
.
Детский оперный театр
.
Отличия и определения поэтической речи от прозаической
.
Что такое
прозаическое произведение
?
Отличие стихотворения от прозаического
произведения
.
Размышляем о прочитанном
.
С интонационно
-
синтаксическим строем художественной речи связана
также ее ритмическая и темповая организация
.
Наибольшей мерой рит-
мичности отличается
,
разумеется
,
стихотворная речь
.
С очень давних
пор люди заметили
,
что слова
,
сложенные в стройные стихотворные
строки
,
легче запоминаются
(
что было немаловажным
,
когда искусство
слова бытовало только в своем устном варианте
) ,
легче воспринимают-
ся
,
а главное
,
становятся красивыми и приобретают особое воздействие
на слушателя
(
поэтому
,
кстати
,
в древности стихотворной формой поль-
зовались не только в произведениях художественной словесности
,
но и
в научных
,
скажем
,
трудах
;
например
,
знаменитая научная поэма Лукре-
ция Кара «О природе вещей» написана стихами
) .
Две последние функ-
ции остались ведущими для стихотворной речи и в современности
:
при-
давать художественному тексту эстетическое совершенство и усиливать
эмоциональное воздействие на читателя
.
В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования
речевых элементов – стихотворных строк
,
пауз
,
ударных и безударных
слогов и т
.
д
.
Конкретная ритмическая организация стиха во многом зави-
сит от системы стихосложения
,
а та
,
в свою очередь – от особенностей
национального языка
.
Так
,
в силу ряда особенностей русского языка
(
ха-
рактер ударения
,
неразличение долгих и кратких слогов в безударном
положении и др
.)
в нашем стихосложении совершенно не привилась сил-
лабическая система
,
которая оказывалась очень плодотворной в поль-
ском и французском языках
;
зато в русском стихосложении нашли свое
место и силлаботоника
,
и дольник
,
и декламационная тоническая систе-
ма
.
Итак
,
стих есть ритмически упорядоченная
,
ритмически организованная
речь
.
Однако свой ритм
,
иногда более
,
иногда менее ощутимый
,
есть и в
прозе
,
хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру
.
Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной
соразмерности
колонов
,
что
связано
с
интонационно
-
синтаксической
структурой текста
,
а также различного рода ритмическими повторами
.
Проследим
,
например
,
ритмическую организацию одного отрывка из ро-
мана Булгакова «Мастер и Маргарита»
(
знаком «
//
» отмечены границы
колонов
) :
«В белом плаще с кровавым подбоем
, //
шаркающей кавале-
рийской походкой
, //
ранним утром четырнадцатого числа весеннего ме-
сяца нисана
//
в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода
Великого
/ /
вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»
.
В приведенных
примерах ритмичность прозаического текста чувствуется явно
,
однако
гораздо чаще она существует в прозе как бы в скрытом виде
,
делая фра-
зы эстетически значимыми
,
но не привлекая особенного внимания чита-
теля и не отвлекая его от идей
,
героев
,
сюжета и т
.
д
.
Не менее
,
чем ритмическая
,
важна и темповая организация художе-
ственного текста
;
впрочем
,
на практике эти две стороны художественно-
го синтаксиса настолько неотрывны друг от друга
,
что иногда говорят о
темпоритме произведения
.
Темпоритм имеет своей функцией прежде
всего создание определенной эмоциональной атмосферы в произведе-
нии
.
Дело в том
,
что разные типы темповой и ритмической организации
прямо и непосредственно воплощают в себе определенные эмоциональ-
ные состояния и обладают способностью с необходимостью вызывать
именно эти эмоции в сознании читателя
,
слушателя
,
зрителя
;
в таких ис-
кусствах
,
как музыка или танец
,
эта закономерность видна очень ясно
.
Прослеживается она и в художественной литературе
.
Посмотрим
,
напри-
мер
,
как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской «Дамы с
собачкой»
:
«Сидя рядом с молодой женщиной
,
которая на рассвете каза-
лась такой красивой
,
успокоенный и очарованный в виду этой сказочной
обстановки – моря
,
гор
,
облаков
,
широкого неба
,
– Гуров думал о том
,
как
в сущности
,
если вдуматься
,
все прекрасно на этом свете
,
все
.
кроме
того
,
что мы сами мыслим и делаем
,
когда забываем о высших целях бы-
тия
,
о своем человеческом достоинстве»
.
Роль особого
,
плавного
,
размеренного построения фразы в создании
эмоционального колорита сцены очевидна
,
она ощущается без всякого
анализа
.
Торжественный и возвышенный строй мыслей героя представ-
лен здесь с помощью темповой и ритмической организации текста бук-
вально с физической ощутимостью
.
А скажи об атом иначе – короткими
фразами
,
например
,
– и тут же пропала бы психологическая атмосфера
.
В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической
?
Если говорить о различении стиха и прозы
,
можно вспомнить пьесу
Ж
.
Б
.
Мольера «Мещанин во дворянстве»
,
где учитель наивно объясняет
господину Журдену
,
чем стихи отличаются от прозы
:
«Все
,
что не проза
-
то стихи
,
и все
,
что не стихи
,
то проза»
.
Мольер
,
естественно
,
пародиро-
вал недалекость и малообразованность героев
.
Кажущаяся самоочевид-
ность ответа
(
например
,
«Есенин
-
стихи
,
а Достоевский
-
проза»
)
дока-
зывает лишь то
,
что эта разница есть
,
но никак не дает нам надежного
критерия разграничения
.
Проза
,
по Поспелову Г
.
Н
., (
от лат
. prorsus -
идущий прямо вперед
,
не воз-
вращающийся
) -
это речь
,
не заключающая в своей интонации собствен-
но ритмических акцентов и пауз
,
имеющая только логические
(
а также
эмфатические
)
паузы и акценты
(
ударения
) .
Под ред
.
Г
.
Н
.
Поспелова
.
Введение в литературоведение
.
М
.:
Высшая школа
, 1988,
с
. 353
Стих в словаре Усольцевой Т
.
Н
.
и Сусловой Н
.
В
. - (
от греч
. stichos -
ряд
,
строка
) -
минимальная единица стихотворной речи
.
Выделение отдель-
ных стихов в составе поэтического произведения графически специаль-
но подчеркивается печатанием отдельными строчками и
,
как правило
,
сопровождается рифмой
.
Суслова Н
.
В
.,
Усольцева Т
.
Н
..
Новый литерату-
роведческий словарь
-
справочник для ученика и учителя
.
М
. :
Белый ве-
тер
, 2003,
с
. 107
В основе стихотворной речи лежит
,
прежде всего
,
определенный ритми-
ческий принцип
.
Поэтому характеристика конкретного стихосложения со-
стоит
,
прежде всего
,
в определении принципов его ритмической органи-
зации
,
то есть в установлении принципов
,
строящих стихотворный ритм
.
Ритм речи сам по себе не создает стиха
,
точно так же как и стих не сво-
дится к собственно ритму
.
Если
,
с одной стороны
,
известная ритмич-
ность вообще присуща речи в силу физиологических причин
(
вдохи и
выдохи
,
разбивающие речь на более или менее равномерные отрезки
),
то с другой стороны
,
четкая ритмическая организация речи возникает
напр
.
в трудовом процессе
,
в рабочих песнях
,
фиксирующих и усиливаю-
щих ритмичность работы
.
Одно из отличий стихов от прозы заключается в том
,
что в тактах прозы
самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты
.
В
стихах же
,
когда словные акценты равны
,
на последнем слове каждого
стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение
,
которое
всегда
неизменно
,
является
основной
,
соразмерно
повторяющейся
«единицей» ритма стихотворной речи
,
и называется «константным»
(
лат
.
constantus --
установленный
,
постоянный
)
ударением
,
или константой сти-
ха
.
Другое отличие стихов от прозаических речевых тактов состоит в том
,
что в прозе такты отделяются только логическими паузами
(
обозначают-
ся знаками препинания
),
стихи же отделяются друг от друга паузами рит-
мическими
,
которые показывают конец каждого стиха и оттеняют его
ритмическое константное ударение
.
Вкратце следует добавить
,
что у стиха
,
в отличие от прозы
,
также имеет-
ся рифма
-
совпадение
,
созвучие окончаний двух или нескольких стихов
,
связывающее их между собой
,
и есть клаузула
,
ритмообразующая конеч-
ная единица стиха
.
В прозе вся речь делится на отдельные группы слов
,
которые в каком
-
то
отношении соразмерны
.
Эти группы слов называются тактами
,
они отде-
ляются друг от друга интонационными паузами
.
Соразмерность таких
тактов заключается в равном количестве словных ударений
.
Но ударе-
ния эти слышны только относительно
,
так как на деле никто не подсчи-
тывает количество словных акцентов
.
Ритмичностью обладают нехудо-
жественная речь
(
научная
,
публицистическая и т
.
п
. )
и
,
конечно же
,
худо-
жественная
,
так как она совершенна
,
и имеет законченную форму
.
Про-
заический текст делится на абзацы
,
предложения
,
словосочетания
.
При
определении ритма прозы можно выделить особенности акцентации
,
что
называется просодией
,
и делится на
3
группы в зависимости от падения
ударения
:
в первую группу входят слова с самостоятельным значением
,
а
именно знаменательные части речи
,
и они всегда ударны
;
во вторую
группу входят слова служебных частей речи
,
и они всегда безударны
;
и
,
наконец
,
третью группу слов составляют слова
-
исключения из первой
группы
,
на которых
,
в зависимости от контекста
,
либо ставится
,
либо не
ставится ударение
.
Есть внешнее
,
формальное различие между поэзией и прозой
,
и есть
между ними различие внутреннее
.
Николаев А
.
И
.
Основы литературове-
дения
.
Иваново
:
ЛИСТОС
,
2011.
с
.
15
Первое состоит в том
,
что прозе
противополагаются стихи
;
последнее
- -
в том
,
что прозе
,
как мышлению
и изложению рассудочному
,
противополагается поэзия
,
как мышление и
изложение образное
,
рассчитанное не столько на ум и логику
,
сколько на
чувство и воображение
.
Отсюда понятно
,
что не всякие стихи
--
поэзия и
не всякая прозаическая форма речи
--
проза внутренняя
.
Мы знаем «сти-
хотворения в прозе» и вообще такие произведения
,
написанные прозой
,
которые являются чистейшей поэзией
:
достаточно назвать имена Гого-
ля
,
Тургенева
,
Толстого
,
Чехова
.
Если формально превратить любой
текст в стих
,
даже это же предложение
:
Если формально
Превратить любой
Текст в стих…
нельзя не согласиться с тем
,
что мы видим
:
связи «по вертикали» уста-
навливаются в этом тексте случайно
,
превращая информацию в нечто
пародийное
.
Надо заметить
,
что о свободе прозаической речи можно говорить лишь
условно
:
на самом деле проза тоже имеет свои законы и требования
.
Пусть в отличие от поэзии
,
художественная проза не знает рифмы и рит-
мической размеренности стоп
, --
все
-
таки и она должна быть мелодична
.
И стих
,
и проза являются художественной речью
,
которая
,
в свою оче-
редь
,
ритмична
.
А ритм
-
это проявление организованности
,
упорядочен-
ности движения
.
Когда проза слепо подражает стихам и становится тем
,
что непочтительно
,
но верно характеризуют как «рубленную прозу»
,
то
это
,
можно сказать
,
неэстетично
;
но какая
-
то особая гармоничность и
симметричность
,
особая последовательность слов
,
несомненно
,
прозе
свойственна
,
и тонкий слух это чувствует
.
Достаточно вспомнить столь
короткую фразу из поэмы Гоголя «Мертвые души»
: "
Какой же русский не
любит быстрой езды
?!".
Она звучит мелодично
,
не просто как отдельное
предложение текста
.
Слово в стихе
,
по мнению Е
.
Н
.
Дрыжаковой
,
приобретает б
?
льшую
смысловую выразительность
.
Дрыжакова Е
.
Н
.
В волшебном мире поэ-
зии
.
М
. :
Просвещение
,
1978,
с
. 2 3
Поэтому именно в стихотворной речи
мы чаще встречаем метафоры
(
от греч
. metaphora -
перенос
) -
вид тропа
,
переносное значение слова
,
основанное на уподоблении одного предме-
та или явления другому по сходству или по контрасту
.
Суслова Н
.
В
.,
Усольцева Т
.
Н
. .
Новый литературоведческий словарь
-
справочник для
ученика и учителя
.
М
.:
Белый ветер
, 2003,
с
. 56
Еще Эткинд в своей книге «Разговор о стихах» заметил
:
«У поэзии дру-
гое измерение» Эткинд Е
.
Разговор о стихах
.
Л
., 1970.
с
. 14.
Очень важно
усвоить себе
,
что поэзия это больше
,
чем стиль
:
это
--
миросозерцание
;
то же самое надо сказать и о прозе
.
Если поэзия делится
- -
приблизи-
тельно и обще
- -
на эпос
,
лирику и драму
,
то в прозе различают такие
роды и виды
:
повествование
(
летопись
,
история
,
воспоминания
,
геогра-
фия
,
характеристика
,
некролог
) ,
описание
(
путешествие
,
например
) ,
рас-
суждение
(
литературная
критика
,
например
) ,
ораторская
речь
;
есте-
ственно
,
что эта классификация не может быть строго выдержана
,
и
перечисленные роды и виды разнообразно переплетаются между собою
.
Конечно
,
если автор сознательно и намеренно в поэтическом творении
отступает в область прозы
,
то это
- -
другое дело
,
и здесь нет художе-
ственной ошибки
:
философские рассуждения или исторические экскурсы
«Войны и мира» Толстого не могут быть поставлены великому писателю
в эстетическую вину
.
А чисто
-
литературный факт взаимопроникновения
прозы и поэзии свои более глубокие корни имеет в том
,
объясняется
тем
,
что невозможно самую действительность делить на прозу и поэзию
.
Одно из двух
:
либо все на свете
--
проза
,
либо все на свете
--
поэзия
.
И
лучшие художники принимают последнее
.
Для
них
- -
где жизнь
,
там и
поэзия
.
Зачем крутится ветр в овраге
,
Подъемлет лист и пыль несет
,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет
?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел
,
тяжел и страшен
,
На черный пень
?
Спроси его
.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона
,
Как месяц любит ночи мглу
?
Затем
,
что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона
.
Гордись
:
таков и ты
,
поэт
,
И для тебя условий нет
.
Пушкин А
.
С
.
Если передать стихи прозой
,
то получится вот что
:
кораблю нужен ветер
,
чтобы плыть
,
а тот
,
в свою очередь
,
занимается ненужной работой
:
кру-
тится в овраге
,
поднимает листву и пыль над землей
.
Орел
,
грозный и
странный
,
повелитель птиц
,
зачем
-
то садится на трухлявый пень
.
Пре-
лестная Дездемона
,
вместо того
,
чтобы полюбить человека своего круга
из
знати
,
легкомысленно
влюбляется
в
мрачного
и
безобразного
«арапа»
.
И поэт таков же
:
создает свое искусство
,
не поддающееся ни
логике
,
ни рассудку
,
воспевая то
,
что творится в душе
.
И этим можно гор-
диться
.
Прозаический вариант данного стиха весьма безобразен
,
и вряд
ли запомнится
.
Именно то
,
что неподвластно рассудку и логике приоб-
щает поэта к неразумной природной стихии
,
что и делает его поэтом с
большой буквы
.
Прозе нужны отвлеченности
,
схемы
,
формулы
,
и она движется по руслу
логики
;
поэзия
,
в свою очередь
,
требует картинности
,
и в живые краски
претворяет она содержание мира
,
и слова для нее
- -
носители не поня-
тий
,
а образов
.
Проза рассуждает
,
поэзия рисует
.
Проза суха
,
поэзия
взволнована и волнует
.
Проза анализирует
,
поэзия синтезирует
,
то есть
,
первая разнимает явление на его составные элементы
,
между тем
,
как
вторая берет явление в его целостности и единстве
.
В связи с этим поэ-
зия
олицетворяет
,
одухотворяет
,
животворит
;
проза
же
родственна
мировоззрению механистическому
.
Только поэт
,
такой как Тютчев
,
мог
почувствовать и сказать
:
«Не то
,
что мните вы
,
природа
;
не слепок
,
не
бездушный лик
:
в ней есть душа
,
в ней есть свобода
,
в ней есть любовь
,
в ней есть язык»
.
«Стих
-
это моментальный снимок души»
,
и Бродский был абсолютно
прав
.
Поль Валерин
,
французский поэт
,
эссеист
,
философ
,
в книге об искус-
стве пишет что “поэзия есть большее выражение чувств”
.
Для него проза
-
это ходьба
,
а поэзия это танец
.
Ритм
-
это повторение каких
-
либо однозначных явлений через равные
промежутки
времени
(
например
,
чередование ударных и безударных
слогов в строке
).
Явления ритма окружают нас всюду
:
ритмично бьётся наше сердце
,
рит-
мично сменяются день и ночь
,
времена года
...
Чёткий ритм присущ стихотворной речи
.
Конечно
,
ритм есть и в прозе
,
но
всё
-
таки прозаическая речь производит впечатление естественной
,
как в
жизни
,
текущей речи
.
Стихотворная речь особенная
.
Она отличается и
более чётким ритмом
,
и необычайной лаконичностью
,
краткостью
.
Кроме
того
,
в стихотворной речи обычно есть рифма
.
Ритм создаёт определённое настроение
,
окрашивает стихотворение или
отрывок единым тоном
.
Обратите внимание
,
какой разный ритм в следу-
ющих стихотворных отрывках
.
Как подчёркивает он характеры героинь
?
Но царевна молодая
,
Тихомолком расцветая
,
Между тем росла
,
росла
,
Поднялась
-
и расцвела
,
Белолица
,
черноброва
,
Нраву кроткого такого
...
И царица хохотать
,
И плечами пожимать
,
И подмигивать глазами
,
И прищёлкивать перстами
,
И вертеться
,
подбочась
,
Гордо в зеркальце глядясь…
Вы видите
,
что ритм второго отрывка более быстрый
,
резкий
,
и это соот-
ветствует его содержанию
.
Стихотворная
речь
предполагает
организованность
,
порядок
,
чему
способствуют и ритм
,
и рифма
,
и другие особенности такой речи
.
Свободную речь
,
то есть речь
,
свободно движущуюся от предложения к
предложению
,
называют прозаической речью
,
а речь
,
подчинённую опре-
делённому порядку
,
ритму
,
строю
, -
стихотворной
.
Размышляем о прочитанном
Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные
сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне
...
»
,
покажите раз-
ницу между прозаической и стихотворной речью
.
Что такое ритм
?
Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёрт-
вой царевне
...
»
.