Напоминание

"Сотрудничество - путь к успеху"


Автор: Волкова Алевтина Евгеньевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с 10 "Белочка"
Населённый пункт: г.о.г.Кулебаки
Наименование материала: проектная работа
Тема: "Сотрудничество - путь к успеху"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

г.о.г.Кулебаки Нижегородская область

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «СОТРУДНИЧЕСТВО – ПУТЬ К УСПЕХУ»

Выполнила:

Учитель-дефектолог

Волкова А.Е.

2014 г.
1

Содержание.
1. Актуальность – 3 стр. 2. Проблема – 4-6 стр. 3. Цели и задачи - 7 стр. 4. План мероприятий - 8 стр. 5. Условия проведения диагностической работы 9-11 стр. 6. Ожидаемые результаты 12 стр. 7. Этапы проектной работы: 7.1. Аналитический этап 13-14 стр. 7.2. Диагностический этап 15-17 стр. 7.3. Методы диагностики, задания и критерии оценок 18-40 стр. 7.4. Проективный этап 41-43 стр. 8. Направления коррекционно-педагогического сопровождения 44-45 стр. 9. Приложение 46-55 стр. - Примерное тематическое планирование. - План взаимодействия специалистов 10. Итоги 56-57 стр. 11. Список используемой литературы 58 стр.
Актуальность.
2
В настоящее время н е только для нашей страны, н о и для стран всего мира характерным я вл я е т с я увеличение количес т в а д е т е й , и м е ю щ и х различные отклонения в развитии. Нарушение зрения занимают в э т о м перечне о д н о из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в г р у п п у р и с к а п о з р е нию , т о е с т ь д е т е й , у которых п р и появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Исследования показывают, что нарушение зрения отрицательно сказывается на всех видах деятельности, на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребёнка и осложняет его интеграцию в общество нормально видящих сверстников. Учитывая известное положение Л.С. Выготского о том, судьбу личности решает не сам дефект, а его социальные последствия, можно утверждать, что социальную интеграцию ребёнка с нарушением зрения нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Необходимо в процессе коррекционной и педагогической работы сформировать самостоятельность, инициативность, независимость, творческие способности дошкольника. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной, т.е. ребёнку с особенностями развития зрительного анализатора необходима такая система сопровождения, которая помогла бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности и помогла, научила в последствии самостоятельно принимать решения, отвечать за них и в дальнейшем приобретать трудовые или профессионально-трудовые навыки.
Проблема.
3
Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, в том числе и ребёнка с нарушением зрения, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. Всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка в процессах интеграции в социум и в образовательную среду. Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. Е.А. Козырева рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуации. По мнению автора «сопровождение» – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: 1. Диагностики существа возникшей проблемы. 2. Информации о путях возможного решения проблемы. 3. Консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы. 4. Первичной помощи при реализации плана решения. На комплексный подход специалистов к решению проблем ребенка указывают В. Иванова, Т. Голубева, что самая важная задача службы сопровождения – комплексность охвата проблемы. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением. Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной 4
деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды. Коррекционная работа с дошкольниками, с особенностями развития зрительного анализатора, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Нарушения зрения обуславливают особенности психического и личностного развития детей с нарушением зрения (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.). Так, нарушение зрительных функций влечёт за собой снижение скорости, точности, а также дифференцированности зрительного восприятия. Отсюда вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения, в первую очередь, проявляются в снижении запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающего мира. Зрительная недостаточность обедняет чувственный опыт, что, в свою очередь, приводит к вербализму – нарушению соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Невозможность или большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию приводят к разрыву между тем, о чем ребёнок может рассказать, и тем, что может практически делать. Недостаток опыта и трудности предметно-практической деятельности, в свою очередь, вызывают отставание в развитии моторики пальцев рук, координации их движений. Трудности ориентировки в пространстве и формирования пространственных образов при нарушениях зрения снижают мобильность и создают проблемы в самостоятельном передвижении. Вследствие этого у детей снижается двигательная активность, они начинают отставать от своих сверстников в физическом развитии, у многих из них возникают стереотипные навязчивые движения. 5
Дефицит зрительных впечатлений отрицательно сказывается на формировании у всех подкатегорий детей с нарушением зрения навыков общения. Исследователи (М.И. Земцова, Л.П. Григорьева, Л.И. Плаксина, В.З. Денискина, В.А. Феоктистова и др), в частности, отмечают, что при нарушенном зрении страдают такие компоненты коммуникации как мимика и пантомимика. Перечисленные выше вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения обуславливают значительную специфику процесса формирования у них познавательной деятельности, навыков самообслуживания, пространственных представлений, способов получения и переработки информации и т.п. Для компенсации недостающей зрительной информации у таких детей необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязание, слуха, обоняния, органа вкуса), развивать память и логическое мышление, особенно, умение сравнивать и обобщать. Таким образом, дети с нарушением зрения имеют ряд специфических особенностей познавательной, эмоционально-волевой, личностной и поведенческих сфер, влияющих на характер учебной деятельности.
Цели и задачи.
6
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - совершенствовать систему взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушением зрения в условиях реализации ФГТ. ЗАДАЧИ 1. Создание единых коррекционно-педагогических и социально-психологических условий для эффективного развития детей с нарушением зрения в социуме. 2. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения. 3. Разработать конкретные механизмы внедрения модели психолого -педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в практику работы дошкольного учреждения. 4. Проанализировать эффективность применения модели психолого- педагогического сопровождения детей с нарушением зрения.
План работы педагогов по сопровождению детей с нарушением зрения.
7
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Диагностика – выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 3. Консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности. 4. Составление индивидуального образовательного маршрута – комплексная работа специалистов ДОУ и родителей по составлению прогноза развития ребёнка с учётом индивидуальных, возрастных и зрительных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития. 5. Коррекционная работа (индивидуальная и подгрупповая) – организация работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении, общении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 6. Развивающая работа (индивидуальная и подгрупповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. 7. Психологическое просвещение педагогов и родителей –формирование потребности в психологических знания, желания использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности. 8
8. Анализ результатов коррекционной работы, выбранных образовательных программ, предметно-пространственной коррекциионно-развивающей среды, профессиональной деятельности специалистов.
Условия проведения диагностической работы.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения, помимо общих, решаются и специальные коррекционные медико-психолого-педагогические задачи. Важнейшими из них являются социальная адаптация и абилитация детей. Успешность решения этих задач обеспечивается точной диагностикой развития каждого ребёнка, выявляющей имеющиеся проблемы и адекватным содержанием коррекционного воспитания и обучения. До сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией зрения. Поэтому для проведения диагностики детей со зрительной депривацией следует адаптировать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением, т.е адаптировать стимульный материал и процедуру проведения исследования в соответствии с особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития. Адаптация стимульного материала при обследовании детей с нарушением зрения вызывается необходимостью его чёткого и точного восприятия детьми и требует знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций ребёнка: остроты зрения, цветового характера зрения и др. В связи с этим необходимо подбирать материал для обследования и учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребёнком. Имеются также общие требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения:  Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме. 9
 Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные  При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.  Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.  Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.  Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.  Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.  Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.  Рассаживать детей надо сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.  Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей 10
к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.
Адаптация по процедуре проведения
:  Поскольку у детей с нарушением зрения при различных заданиях возможен сукцессивный способ зрительного восприятия стимульного материала, то в таких случаях требуется увеличение времени на экспозицию стимульного материала минимум вдвое. В зависимости от особенностей зрительной патологии время может быть увеличено до десяти раз.  При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается не менее чем в 2-3 раза.  Трудности координации движений, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, что также требует увеличение временных норм на их выполнение по сравнению с нормально видящими детьми в 2-3 раза. 11

Предполагаемые

результаты

взаимодействия

по

сопровождению

детей

коррекционных групп таковы:
обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах; осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе; обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми; высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов; одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе. Ожидаемый эффект компенсации зрительного дефекта выражается в формировании у детей адекватных представлений об изучаемых объектах и явлениях, а также понятий по степени обобщённости на уровне нормы (зрячих сверстников) или приближённых к ней. 12

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1.

Аналитический этап
(подготовительный этап) Задачи:  Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка,  Изучение и анализ нормативно-правового обеспечения,  Изучение и анализ научного и программно-методического обеспечения, опыта коллег,  Выявление уровня педагогической компетентности педагогов,  Разработка комплексной диагностической программы,  Выявление уровня педагогической грамотности родителей,  Анализ соответствия развивающей среды требованиям коррекционных программ и технологий, степени её адаптированности индивидуальным возможностям ребёнка,  Определение объёма работы и последовательности процесса сопровождения,  Подготовка необходимой документации,  Составление графика работы. На данном этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать разные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые предлагают специалисты. После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы, как у родителей, так и у специалистов по сопровождению. 13
Учитель-дефектолог, совместно с врачом-офтальмологом, в своём общении с другими специалистами объясняет цели коррекционно-педагогического сопровождения, рассказывает об актуальных и потенциальных возможностях детей, кроме этого объясняются зрительные диагнозы, зрительные возможности и нагрузки, наличие вторичных отклонений, доводится информация о лечении, обговариваются условия для проведения диагностической и дальнейшей коррекционной работы. 14

Диагностический этап
В с вя з и с признанием коррекционной педагогик о й принципов гуманизма, провозглашающих личность ребенка самой большой ценностью, в обязанность коррекционно-образовательного учреждения вменяется создание таких условий для развития ребенка, которые гарантировали б ы каждому воспитаннику достижение адекватного уровня физического, психического и социального развития, определен- н о г о уровня образованности, формирования положительных качеств личности, подготовки к самостоятельной жизни и успешности в производственных, деловых и человеческих отношениях. Очевидно, ч то одной и з важнейших предпосылок для создания для детей с нарушением зрения оптимальных условий вообще и условий д л я развития зрительного восприят и я в частности является и х
всестороннее

медико-психолого-педагогическое изучение.
Выявление уровня развития ребёнка с нарушением зрения позволяет решить следующие общедидактические и специальные задачи: • определить готовность ребенка к школе; • заранее спрогнозировать возникновение трудностей в обучении; • определить п р и ч и н ы у ж е и м е ю щ и хс я и л и намечающихс я т руд но с т е й и своевременно перейти к их устранению; • получить материал для разработки индивидуальной коррекционной программы по развитию зрительного восприятия. Приступая к диагностике дошкольников с нарушениями зрения, педагог должен подробно ознакомиться с медицинской и педагогической ( в случае посещения ребенком дошкольного учреждения) документацией на каждого ребенка, с анализом наблюдений з а ребенком в различных видах е го деятельности (учебной, игровой, творческой), побеседовать с родителями или лицами, их заменяющими. В диагностическом обследовании выделяются основные этапы: 1. Сбор данных. 2. Переработка и интерпретация данных. 3. Вынесение решения – диагноз (врача-офтальмолога, психолого-педагогическое заключение) и прогноз. 15
Парадигма развивающего, личностно ориентированного образования предполагает новые подходы к организации диагностической, коррекционной и развивающей работы в системе сопровождения. Основными направлениями деятельности данного, оценочно-прогностического модуля, являются:  Сбор и анализ общих сведений о ребенке.  Комплексное изучение и индивидуальных особенностей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Оценка психофизического и образовательного потенциала обучающегося, возможностей и характера трудовой деятельности.  Прогноз основных содержательных линий развития ребенка, формирование необходимых рекомендаций субъектам коррекционно-педагогического процесса.  Мониторинг результатов образовательной, воспитательной, коррекционной деятельности специального коррекционного образовательного учреждения (СКОУ) применительно к конкретному ребенку (контроль и оценка эффективности коррекционной и педагогической деятельности).  Организация преемственной деятельности с территориальной ПМПК и медицинскими учреждениями. Л.И. Солнцева, Е.Н. Подколзина и др. отмечают, что проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому всем специалистам, работающим в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями зрения, приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Их использование связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития. 16

Диагностические методики.
Л.И. Солнцева ниже приводит примеры использования 10 тестов из нестандартизированных методик при работе с детьми, имеющими нарушение зрения, с учетом специальных требований к стимульному материалу и к процедуре обследования. 17
1.
Коробка форм.
Выполнение задания требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры. Для детей с нарушением зрения, кроме этих общих требований, при выполнении задания (особенно при окклюзии и монокулярном зрении) возникает трудность, связанная с восприятием глубины и объемности фигур-вкладышей, вычленение из объемной фигуры плоскостного изображения геометрической формы и идентификация ее с прорезями коробки. В связи с этим предварительно следует проанализировать вместе с детьми фигуры- вкладыши, вычленить плоскостную фигуру. Возможны также трудности практического вкладывания фигур не только из-за неправильного поворота фигуры, но и из-за недостаточно точной координации движений. Психолог должен это отмечать при выполнении теста, ставя уточняющие вопросы. 2.
Пирамидка и мисочки
(предметные действия). Методика этих тестов выясняет уровень восприятия отношений предметов по величине, особенности организации деятельности, а также знание названий идентификации цветов (при нормальном цветоразличении) на основе выбора по образцу. При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений. Из-за этого может быть замедлено выполнение задания.Для более адекватной оценки возможностей восприятия следует предварительно выяснить знание детьми понятия величины, умение расположить их по восходящей или нисходящей линиям, как подготовительного этапа к выполнению задания и определения уровня организации поля деятельности с наполняющими его объектами. 3.
Разрезные картинки
– этот тест выявляет уровень зрительного синтеза. При его проведении с детьми, имеющими нарушение зрения, необходимо знать поле их зрения и способ зрительного восприятия – симультанный или сукцессивный. При таких нарушениях зрения у детей может страдать анализ, на основе которого строится образ. Он может быть фрагментарный, в котором не представлены несущественные и даже существенные признаки объекта.В связи с этим 18
предварительно необходимо показать и проанализировать целостную картинку, установить, есть ли у ребенка представление об изображенном на разрезной картинке объекте. 4 .
Конструирование по образцу
. В этом тесте должны быть четко выражены и подчеркнуты различия в строительных деталях, предъявляемых для выполнения задания. Они могут быть ярких различных цветов. Предъявление должно осуществляться на контрастном фоне с тем, чтобы ребенок с нарушенным зрением мог выделить места сочленения деталей. 5 .
Свободный рисунок
– выявляет уровень владения техникой рисования и развития мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Он может выбрать, что ему больше нравится. Однако лучше, если карандаши и фломастеры были бы более контрастными к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый). 6.
Рисунок человека
– позволяет выяснить уровень развития образного мышления, особенности эмоционально-личностной сферы и общение с окружающими. Следует учитывать, что нормально видящий ребенок начинает рисовать человека после трех лет. После четырех человеческую фигуру в полный рост, а около пяти – четко передает на рисунке все части тела человека: голову, шею, туловище, руки, кисти рук и ступни. К шести годам он способен передавать в рисунке движение. У детей с нарушением зрения эти временные границы могут быть сдвинуты, в зависимости от состояния зрения и развития манипулятивных движений рук и их зрительно- моторной координации. Поэтому результаты этого теста должны быть соотнесены с другими тестами, направленными на выяснение характера образного мышления и эмоций, личности и общения. 7.
Свободная игра
. Тест построен на наблюдении за действиями ребенка во время игры. Выясняется принятие роли, развитие сюжета, последовательность игровых действий, использование заместителей игрушек. 8 .
Дорисовывание

фигур
– может быть применен лишь с учетом общих требований к адаптации стимульного материала. Он может выявить не только 19
уровень развития воображения и способность создавать оригинальные образы, но и показать пробелы в формировании реальных образов, связанные с нарушением зрения. 9.
Повторение слов и предложений
– дает возможность проверить запоминание и воспроизведение осмысленного знакомого материала. Необходима косвенная предварительная проверка знания (понимания слов и предложений): в беседе, игре, в работе с дидактическим материалом или картинками. Как и для нормально видящих, возрастные нормы остаются теми же: в 3 года предъявляются три-четыре знакомых слова, в 4 – пять-семь знакомых слов и простая фраза. 10.
Вопросы к картинкам
. Основные специфические требования предъявляются к стимульному материалу; процедура обследования остается такой же, как и у нормально видящих детей. Время на рассматривание картинок не ограничивается. Выявляется уровень развития активной речи по ответам на вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Кто это?», «Что она (или он) делает?». Стандартизированные диагностические методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности, разработанные под руководством Л.А. Венгера и В.В. Холмовской, могут быть также использованы при обследовании детей с нарушением зрения при условии создания условий, позволяющих им решать эти задания, адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным стимулам для таких детей. Для обследования детей с нарушением зрения специалистами начальной школы- детского сада № 662 г. Кронштадта, Ленинградской области разработана следующая схема обследования: 20

Развернутое обследование зрительного восприятия ребенка,

поступившего в группу для детей с нарушением зрения

(младший возраст) *

Имя, фамилия _______________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________________

Зрительный диагноз __________________________________________________________________

Уровень зрительного восприятия

Тифлопедагог

_______________________

МДОУ № _________

_____________ учебный год
21
Исследуемые параметры Содержание задания Характер выполнения Результаты обследования
I. Исследование

восприятия цвета

1.
Узнавание и называние цветов (4 основных + черный, белый).
2.
Соотнесение по цвету. Кубики «Покажи такой же».
3.
Выделение в окружающей действительности. Предложить а) самостоятельно б) по словесной установке а) самостоятельно б) методом проб
II. Исследование

восприятия

формы

1.
Узнавание и называние («Узнай и назови»: шар, куб, кирпич, круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.
2.
Соотнесение. Шар – мячик, кубик – коробочка а) самостоятельно б) по словесной установ а) соотносит б) не соотносит Уровень восприятия формы o 22

III. Исследование

восприятия

величины

1.
Соотнесение по величине: матрешки, 3 шт. «Покажи такую же».
2.
Словесное обозначение (большой, маленький)
3.
Раскладывание по величине в порядке возрастания и убывания: 3 матрешки расставляем в ряд по росту. Ребенку предлагаются такие же матрешки: «Поставь матрешек, а) по образцу б) самостоятельно а) самостоятельно б) по словесной установке а) самостоятельно
IV. Исследование

зрительного

внимания
Убирание одного из предметов. «Чего не стало?» (3 игрушки; одну спрятать). а) сразу называет спрятанный предмет б) называет не сразу
V. Исследование

пространственног

о восприятия
Оценка расстояния в большом пространстве (близко, далеко). «Что ближе к тебе?», «Что дальше от тебя?». а) самостоятельно называет б) не называет Уровень пространственного восприятия o
VI. Исследование

ориентировки в

пространстве

1.
Ориентировка на себе. Наверху, внизу, слева, справа.
2.
Ориентировка относительно себя (справа, слева, сзади, спереди).
3.
Ориентировка на листе бумаги (середина, верх, низ, справа, а) выполняет б) не выполняет а) выполняет б) не выполняет Уровень ориентировки в пространстве o 23

VII. Исследование

восприятия и

воспроизведения

сложной формы

1.
Анализ и конструирование образца из 2-х форм. Узнай, что на картинке. Сделай так же.
2.
Составление целого из частей. Разрезные картинки (2-3 части). а) методом проб б) самостоятельно в) приложением Уровень восприятия сложной формы o
VIII.

Исследование

состояния мелкой

моторики

1.
Различные застежки (кнопки, пуговицы)
2.
Закручивание пробок.
3.
Шнуровка.
4.
Собирание пирамидки. Уровень развития мелкой моторики o 24

IХ. Исследование

восприятия

предметов и их

изображений

1.
Одежда. Картинки (платье, рубашка, пальто, носки)
2.
Овощи (репа, морковь, огурец)
3.
Фрукты (яблоко, груша)
4.
Деревья (елочка)
5.
Цветы (цветок) а) объем б) узнавание и называние в) выделение частей (самостоятельно, по словесному указанию). а) объем б) узнавание и называние в) выделение частей а) объем б) узнавание и называние в) выделение частей а) объем б) узнавание и называние в) выделение частей
Условные обозначения:
o


высокий уровень
25


o


средний
o


низкий уровень

Развернутое обследование зрительного восприятия ребенка,

посещающего группу для детей с нарушением зрения

(старший возраст) *

Имя, фамилия _______________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________________

Зрительный диагноз __________________________________________________________________

Уровень зрительного восприятия

Тифлопедагог

_______________________
26

МДОУ № _________

_____________ учебный год
Исследуемые параметры Содержание задания Характер выполнения Результаты обследования
I. Исследование

восприятия цвета

1.
Узнавание, называние цветов: оранжевый, коричневый, серый, фиолетовый, бордовый, розовый, голубой, оттенки. Игра «Ателье».
2.
Соотнесение по цвету: Звездочки на небе» - 7 оттенков.
3.
Фиксация по насыщенности. Разложить от самого светлого до самого темного.
4.
Локализация. Предложить описать окраску предметов на расстоянии. При а) самостоятельно б) выбирает цвета по названию без показа педагогом. в) педагог называет, ребенок показывает. а) самостоятельно б) по словесной установке а) самостоятельно выкладывает по названиям Уровень восприятия цвета o 27

II. Исследование

восприятия

формы

1.
Узнавание и называние а) «Узнай и назови»: конус, призма, куб, шар. б) «Дворец»: назови фигуры, из которых состоит дворец. в) «Зеркала» (объем)
2.
Соотнесение: а) «Найди и положи такие же формы» - Игра «Печенье»; а) самостоятельно б) по словесной установке а) самостоятельно б) по образцу
3.
Выделение формы в окружности: «Какой формы?» п/показ предм. картинок
4.
Локализация. Группировка фигур. «Раздели на 2 группы» (по 3 фигуры). а) самостоятельно б) по словесной установке а) самостоятельно Уровень восприятия формы o
III. Исследование

восприятия

величины

1.
Соотнесение по величине (общему объему). Пирамидки. Все кольца, от одной и от другой. Задание: «Найди такое же кольцо».
2.
Словесное обозначение («Красная шапочка»: широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий и т. д.)
3.
Выкладывание по возрастающей и убывающей 5 – 7 предметов. а) тонкая дифференцировка б) грубая дифференцировка а) самостоятельно б) по словесной установке в) не выполняет Уровень восприятия величины o 28

IV. Исследование

зрительного

внимания
Изменение одного из предметов: «Что изменилось?» (4 объекта; один изменить). Убирание одного из предметов: «Чего не стало?» (5 картинок – одну убрать). Дифференцировка объектов: «Чем отличаются?» (отмечать от 1 до 4 признаков). а) сразу называет б) затрудняется в) не называет Уровень зрительного внимания o
V. Исследование

пространственног

о восприятия
1. Оценка расстояния в большом пространстве (от предмета): «Что ближе к столу?», «Что дальше от стола?». 2. Оценка взаимного положения предметов в пространстве: а) Найди одинаковые карточки (4 карт. с 3- мя объектами (в центре одна и та же фигура и цвет одинаковый). б) Определение взаимного положения предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий (в, на, за, перед, у, слева, справа, под). а) тонкая дифференцировка б) грубая дифференцировка 29

VI. Исследование

ориентировки в

пространстве

1.
Ориентировка относительно себя (справа, слева, сзади, впереди).
2.
Ориентировка во времени (времена года, дни недели, части суток, месяцы).
3.
Ориентировка на листе бумаги.
4.
Ориентировка на рабочем месте
5.
Ориентировка по предлогам
6.
Ориентировка по клеткам
7.
Ориентировка в рядах и столбиках а) ориентируется б) не ориентируется Уровень ориентировки в пространстве o
VII. Исследование

восприятия и

воспроизведения

сложной формы

1.
Анализ и конструирование образца из геометрических форм, контур и усложнение фигуры (паровоз) по элементарному образцу.
2.
Составление целого из частей (4 – 6 частей). -Танграм -Разрезные картинки а) тонкая дифференцировка б) грубая дифференцировка а) самостоятельно б) методом проб Уровень восприятия сложной формы o 30

VIII.

Исследование

состояния мелкой

моторики

1.
Работа с мозаикой
2.
Работа с палочками
3.
Фигуры из пальцев
4.
Владение ножницами
5.
Обводка и раскрашивание по трафарету а) умеет б) не умеет а) выполняет самостоятельно б) по образцу в) наложением а) выполняет по подражанию б) не выполняет а) умеет б) не умеет Уровень развития мелкой моторики o
IХ. Исследование

восприятия

сюжетного

изображения

1.
Объем восприятия. Перечисляют предметы по картинке, а не по памяти а) Задание: «Перечисли, что видишь на картинке» (выделять основные персонажи, а не второстепенные) б) Обратить внимание на планы (1, 2, 3)
2.
Уровень понимания сюжета и качество оречевления. «Расскажи, что случилось» (перечисление, описание, истолкование).
3.
Способы восприятия глубины пространства: а) выполняет самостоятельно б) затрудняется Уровень восприятия Сюжетного изображения o 31

IХ. Исследование

восприятия

предметов и их

изображений

1.
Одежда. Карточки на дифференцировку (платье - сарафан, пальто – куртка, свитер - кофта)
2.
Посуда (сахарница – заварной чайник)
3.
Мебель (кресло – стул – табурет)
4.
Овощи (репа, лук, редис, свекла)
5.
Фрукты (вишня – слива, лимон - апельсин)
6.
Транспорт (автобус – троллейбус – трамвай)
7.
Деревья. Карточки с деревьями (сосна, дуб, береза), карточки с листьями тех же деревьев
8.
Цветы (ромашка – мак, колокольчик – а) узнавание и называние б) выделение признаков в) обобщение (назови все предметы одним словом) а) узнавание и называние в) выделение частей в) обобщение а) узнавание и называние б) выделение признаков в) обобщение а) узнавание и называние б) выделение частей Уровень восприятия предметов и их изображений o 32

10.
Птицы (ворона – сорока, снегирь – синица) а) узнавание и называние б) выделение частей тела (по плану)
Х. Исследование

понимания

эмоциональных

состояний

1.
Различие на картинках.
2.
Изображение на себе а) различает б) не различает а) показывает
ХI. Исследование

зрительно-

моторной

координации

1.
Проведение горизонтальных и вертикальных прямых
2.
Штриховка
3.
Обводка фигур, нарисованных а) выполняет б) не выполняет
Условные обозначения:
o


высокий
o


средний уровень
o


низкий уровень
33
34
Для сравнения приведём ещё диагностическую программу
Развитие восприятия цвета (старшая группа)
№ Название методики Задание детям Замечания Уровень н.г. к.г. 1 «Цветные карандаши» «Назови цвет карандаша» н.г. к.г. н.г. к.г. Красный Жёлтый задание принимает Зелёный Синий понимает условие Коричневый Чёрный требуется неб.помощь Белый Розовый требуется обучение Голубой Серый не испытывает трудности Оранжевый Фиолетовый прочее Сиреневый 2 «Цветные кубики» «Найди кубик, такого же цвета» Красный Жёлтый задание принимает Зелёный Синий понимает условие Коричневый Чёрный требуется неб.помощь Белый Розовый требуется обучение Голубой Серый не испытывает трудности Оранжевый Фиолетовый прочее Сиреневый 3 «Разноцветный мир»» «Скажи, что бывает …» Красным Жёлтым задание принимает Зелёным Синим понимает условие Коричневым Чёрным требуется неб.помощь Белым Розовым требуется обучение Голубым Серым не испытывает трудности Оранжевым фиолетовый прочее сиреневый 4 «Назови оттенок» «Покажи тёмный и светлый оттенок цвета» задание принимает Красный Жёлтый понимает условие Зелёный Синий требуется неб.помощь Коричневый Розовый требуется обучение Голубой Серый не испытывает трудности Оранжевый Фиолетовый прочее Сиреневый 35
Критерии оценки Название методики Начало года Конец года высоки й средний низкий высоки й средний низкий Методика «Цветные карандаши» 9 -11 6 - 8 5 и менее 11 7 - 10 6 и менее Методика «Цветные кубики» 9 -11 6 - 8 5 и менее 11 7 - 10 6 и менее Методика «Разноцветный мир» 9 -11 6 - 8 5 и менее 11 7 - 10 6 и менее Методика «Назови оттенок» 9 4 - 8 3 и менее 9 5 - 8 4 и менее Общий уровень развития восприятия цвета Начало года__________________________________________________________________________ Конец года ___________________________________________________________________________
Развитие восприятия формы (старшая группа)
№ Название методики Задание детям Замечания Уровень 1 «Узнай и назови» «Узнай и назови геометрическую фигуру» -задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: Круг Квадрат Треугольник Овал Шар Куб Конус 2 Соотнесение предм. с геом ф Критерии оценки Название методики Начало года Конец года высоки й средний низкий высоки й средний низкий Методика «Узнай и назови» 2 1 0 6 - 7 3 - 5 1 - 3 Общий уровень развития восприятия формы Начало года__________________________________________________________________________ Конец года ___________________________________________________________________________
Развитие восприятия величины (старшая группа)
№ Название методики Задание детям Замечания Уровень 1 «Что больше, что меньше?» «Найди и покажи все маленькие (большие) предметы» -задание принимает – - понимает условие – 36
- требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: Маленькие Большие 2 «Сравни по величине и назови предметы» Рассмотри предметы, назови их величину -задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: широкий узкий высокий низкий длинный короткий Критерии оценки Название методики Начало года Конец года высоки й средний низкий высоки й средний низкий Методика «Что больше, что меньше?» 3 2 1 5 3 1 - 2 «Сравни по величине и назови предметы» - - - 6 5 - 4 менее4 Общий уровень развития восприятия величины Начало года__________________________________________________________________________ Конец года ___________________________________________________________________________
Развитие памяти (старшая группа)
№ Название методики Задание детям Замечания Уровень 1 «Любимое стихотворение» «Расскажи своё любимое стихотворение» (запись стихотворения) -задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года 2 « Запомни картинки» - «Рассмотри предметы на верхней части картинки» (закрыть картинку) - «Покажи все предметы, которые были на верхней части картинки» -задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года Критерии оценки Название методики Начало года Конец года высокий средний низкий высокий средний низкий 37
«Любимое стихотворение» (выразительно читает стихотворение) 3 (стремится передать ритмический рисунок, может допускать отдельные ошибки) 2 (повторяет отдельные фразы без сохранения общего смысла и ритмического рисунка) 1 (выразительно читает стихотворение) 3 (стремится передать ритмический рисунок, может допускать отдельные ошибки) 2 (повторяет отдельные фразы без сохранения общего смысла и ритмического рисунка) 1 «Запомни картинки» 6 3 - 5 3 и менее 8 7 - 4 4 и менее Общий уровень развития памятт Начало года__________________________________________________________________________ Конец года _______________________________________________________________________
Развитие внимания (старшая группа)
№ Название методики Задание детям Замечания Уровень 1 «Найди отличия» «Рассмотри картинки и скажи, чем они отличаются» - задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года 2 «Назови предметы» - «Рассмотри картинку и назови все предметы» (зашумлённые изображения) - задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года 3 «Зрительный диктант» «Внимательно посмотри на рисунок, нарисуй рядом по клеткам точно такой же» - задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь – - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года Критерии оценки Название методики Начало года Конец года высокий средний низкий высокий средний низкий «Найди отличия» 5 3- 4 2 и менее 5 3 - 4 2 и менее «Назови предметы» 5 3 - 4 2 и менее 5 3 - 4 2 и менее «Зрительный диктант» нет ошибок 1 ошибка более 2 ошибок нет ошибок 1 ошибка более 2 ошибок Общий уровень развития внимания Начало года______________________________________________________________________ Конец года _______________________________________________________________________
Развитие мышления (старшая группа)
№ Название методики Задание детям Замечания Уровень 1 «Найди лишний «Рассмотри картинки и скажи, какой предмет - задание принимает – 38
предмет» лишний и почему» - понимает условие – - требуется неб.помощь- - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года 2 «Найди ошибки» «Рассмотри картинку и скажи, что неправильно нарисовал художник» - задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года 3 «Найди закономерность» «Внимательно посмотри на рисунок, дорисуй в пустой клетке нужную фигуру» - задание принимает – - понимает условие – - требуется неб.помощь - требуется обучение – - не испытывает трудности- - прочее: начало года конец года Критерии оценки Название методики Начало года Конец года высокий средний низкий высокий средний низкий «Найди лишний предмет» 5 3 - 4 2 и менее 5 3 - 4 2 и менее «Найди ошибки» 5 3 - 4 2 и менее 5 3 - 4 2 и менее «Найди закономерность» справился самостоятельно справился с неб. помощью не справился справился самостоятельно справился с неб. помощью не справился Общий уровень развития мышления Начало года______________________________________________________________________ Конец года _______________________________________________________________________
Развитие мелкой моторики рук (старшая группа)
№ Название методики Задание детям Замечания Уровень 1 Рисуночный тест «Моя семья» «Нарисуй свою семью» - задание принимает – - понимает условие – - прочее: начало года конец года 2 «Штриховка» «Выполни штриховку по образцу» - задание принимает – - понимает условие – начало года конец года 39
- прочее: 3 «Шнуровка» «Зашнуруй ботинок, завяжи бантик» - задание принимает – - понимает условие – - прочее: начало года конец года Критерии оценки Название методики Начало года Конец года высокий средний низкий высокий средний низкий «Моя семья» Правильно держит карандаш. Закрашивает без просветов. Рисует предметы с деталями. Изображение человека пропорциональное, правильное. Правильно держит карандаш. Закрашивает с неб.просветами. Рисует предметы без деталями. Изображение человека пропорциональное, допускает неточности. Слабый нажим карандаша. Закрашивает с просветами. Рисует предметы без деталями. Изображение человека схематичное. Правильно держит карандаш. Закрашивает без просветов. Рисует предметы с деталями. Изображение человека пропорциональное, правильное. Правильно держит карандаш. Закрашивает с неб.просветами. Рисует предметы без деталями. Изображение человека пропорциональное, правильное. Слабый нажим карандаша. Закрашивает с просветами. Рисует предметы без деталями. Изображение человека пропорциональное, правильное. «Штриховка» Выполняет по образцу и без него. Линии ровные, чёткие. Не выходит за контуры Выполняет по образцу. Линии не всегда ровные, чёткие. Иногда выходит за контуры Выполняет по образцу. Линии неровные, нечёткие. Выходит за контуры Выполняет по образцу и без него. Линии ровные, чёткие. Не выходит за контуры Выполняет по образцу. Линии не всегда ровные, чёткие. Иногда выходит за контуры Выполняет по образцу и без него. Линии ровные, чёткие. Не выходит за контуры «Шнуровка» Шнурует и завязывает самостоятельно Шнурует и завязывает с небольшой помощью Не умеет шнуровать и завязывать Шнурует и завязывает самостоятельно Шнурует и завязывает с небольшой помощью Не умеет шнуровать и завязывать Общий уровень развития мелкой моторики рук Начало года______________________________________________________________________ Конец года _______________________________________________________________________ 40

Проективный этап.
Целью деятельности данного этапа в структуре системы коррекционно- педагогического сопровождения является определение, разработка и реализация эффективных мер коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в процессе образовательной, медицинской, воспитательной или коррекционной деятельности, социального сопровождения и реабилитации, направленных на получение детьми полноценного образования, повышение их социального статуса. Учитель-дефектолог (тифлопедагог), который является ведущим специалистом, координирующий и направляющий координирующий корре кционно- образовательную работу в образовательном учреждении, и специалисты, сопровождающие ребенка в образовательном процессе в условиях образовательного учреждения:  обеспечивают контроль за развитием детей;  дают оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;  принимают участие в разработке образовательной коррекционной программы образовательного учреждения;  проводят психолого-педагогическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;  прогнозируют социальные риски образовательного процесса, проводят профилактическую работу;  оказывают качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса, в том числе и родителям. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно–восстановительной работы и коррекции познавательной сферы и развития личности, а так же дальнейшая способность ребенка адаптировать в обществе. Поэтому мы на этом этапе: 1. Разрабатывается интегрированный перспективный план коррекционно- развивающей работы основанный на основе комплексной диагностики, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работы. 41
( смотреть «Тематический план взаимодействия специалистов») 2. Составляются индивидуальные планы лечебно-коррекционной работы. Осуществляется подготовка к лечению детей на аппаратах. Медсестра-ортоптистка координирует специалистов (в первую очередь тифлопедагога) в организации коррекционной работе: - дает рекомендации по вопросам офтальмологического лечения; -определяет физическую и зрительную нагрузку; -проводит курс лечения по рекомендациям врача-офтальмолога. Например, в период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагается детям задания , в которых необходимо с помощью зрения выделять цвет, форму, величину предметов и изображений: задания связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором. В период ортоптического лечения проводятся специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью, детей учим, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их. На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности расстояние между ними. ( «Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо»). Так же тифлопедагог проводит подготовку для проведения диагностики на «Цветотестере». 3. Проводятся специальные коррекционные занятия (занятия с детьми учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя- занятия ритмикой, инструктора по физо, педагога по дополнительному образованию) Так же специалисты включают в индивидуальную коррекционную работу задания и рекомендации тифлопедагога, которые предлагаются каждую неделю. Для прослеживания этого вида работы созданы специальные бланки, где отмечаются 42
дети, с которыми необходимо провести работу, указываются игры и упражнения, а так каждый специалист указывает качество и степень усвоения каждым ребенком данного задания (смотреть журнал взаимодействия с учителем-логопедом, с музыкальным руководителем, с физкультурным руководителем, с педагогом психологом). 4. Проводятся воспитателями специальные коррекционные игры и упражнения (на общеобразовательных занятиях – в учебной деятельности, в повседневной жизни группы – в свободной деятельности, на индивидуальных коррекционных занятиях воспитателей по заданиям тифлопедагога) Следует отметить основную цель тифлопедагога- подготовка детей к восприятию того материала, который преподносят им воспитатели, другие специалисты на общеобразовательных занятиях, подготовка детей к самостоятельному участию в этих занятиях, других видах деятельности. Всю коррекционно-развивающую работу следует строить на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированном подходе, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта и компенсаторных возможностях каждого ребенка.
Направления коррекционно-педагогического сопровождения.
1. Аналитическое направление 43
2. Диагностическое направление процесса сопровождения детей с отклонениями в развитии: выявление особенностей развития детей с нарушением зрения, знакомство с диагнозом, изучение развития познавательных процессов, психических и речевых особенностей развития ребенка, выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования, составление карты развития ребенка. 3 . Коррекционно - развивающее направление процесса сопровождения д е т е й с отклонениями в развитии – проведение коррекционно-развивающих занятий, р азработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающей работы, составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка. 4. Консультативное направление процесса сопровождения детей с отклонениями в развитии – консультирование педагогов, родителей (лиц их заменяющих), ближайшего социального окружения ребёнка. 5. Лечебно-профилактическое направление процесса сопровождения детей с отклонениями в развитии - организация и проведение контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка. Использование специальных коррекционных занятий, лечебной физкультуры, специальных игр с музыкальным сопровождением, игр с перевоплощением, особых приемов психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на занятиях. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения и другие нарушения в развитии. 6.Социально-педагогическое направление процесса сопровождения детей с отклонениями в развитии - социальная адаптация и реабилитация детей с нарушения ми слуха, зрения и другими нарушениями в развитии. Интеграция детей с нарушениями зрения, слуха и другими нарушениями в развитии: социально- психологическое сопровождение. Организация социально-педагогической помощи детям и их родителям. Повышение профессиональной компетентности педагога. 44

Приложение.

Перспективное планирование по развитию зрительного восприятия
45

(средняя группа)

Тема

Программное содержание

Виды и формы работы

Сентябрь
3-я неделя 1.Овощи «Что Зина принесла в корзине» - с о в е р ш е н с т в о в а т ь с п о с о б ы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки овощей (форма, ц в е т, структура поверхности, вкус) - развивать умение обследовать предметы с помощью осязания; Словарная работа: Предметы: овощи, названия овощей, корнеплоды. Признаки: цвет, форма, в е л и ч и н а , в к у с о в ы е качества. - Д/и «Найди то, что я 3-я неделя Овощи «Большие и маленькие» -закреплять представления о величине предметов; - формировать понятие относительной величины – «большой», «маленький», «больше», «меньше»; - учить находить два одинаковых предмета среди пяти предметов разной - Д / и « Р а з д е л и т ь п о группам» - «Найди пару» - «Найти свой домик» - Расставь по величине» - «Собрать бусы» Практическое задание: 4-я неделя Фрукты «Мы делили апельсин» - совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки фруктов (форма, цвет, структура поверхности, вкус, запах); - развивать умение обследовать Словарная работы: Предметы: апельсин, фрукты, кожура Признаки: жёлтый. Оранжевый, круглый, овальный, шершавый, 4-я неделя «Овощи и фрукты» (форма) -закреплять умение детей анализировать основные признаки предметов, их форму; - формировать способы зрительного восприятия предметов в окружающей действительности, умение различать и называть форму геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, овал; - развивать осязание и мелкую - 1. Обследование овощей и ф р у к т о в п о ф о р м е и величине - 2.Соотнесение н ату р . овощей и фруктов (цветных силуэтов) с изображением геом. фигур Дорисовать части овощей (после обводки трафарета –
ОКТЯБРЬ
1-я неделя Дары леса «Путешествие в ягодную страну»
-
продолжать учить различать и соотносить форму геометрических с формой плоскостных изображений ягод. - развивать полисенсорное восприятие, активизировать зрительные, вкусовые, обонятельные анализаторы; Словарная работа: Предметы: ягоды, компот, варенье, клубника, вишня, слива Признаки: клубничное…,форма Действия: варить, собирать, 1-я неделя «Длинные и короткие
»
- закреплять представления о длине предметов; -развивать глазомер; - упражнять в сравнении трёх групп предметов; -учить располагать пять предметов в убывающей и возрастающей - Д/и «Сравни дорожки» - «Сравни ленты» - «Найти одинаковые полоски» - «Правильно расставь игрушки» - «Дострой лесенку» 2-я неделя «Деревья» «Здравствуй, деревце» - развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух; -учить ориентироваться на участке д/с, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев. Словарная работа: Предметы: берёза, ель, тополь, рябина, клён. Признаки: высокие, низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие. Наречия: выше, ниже, 46
2-я неделя «Оранжевые превращения» (цвет) - Закреплять навыки цветовосприятия; - учить называть точным словом оранжевый цвет, локализовать предметы оранжевого цвета из предметов красного и жёлтого цвета; - «узнай и правильно назови» - «выбери такого же цвета» - «выбери все оранжевые» - 3-я неделя Лес «Лес нас в гости приглашает» - учить определять направления, называть местоположение предметов; - развивать слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз; - воспитывать любознательность, Словарная работа: Предметы: ель, сосна, берёза, клён, лес, звери, птицы, грибы, дупло, нора, берлога. Признаки: лесные. 3-я неделя Ширина Закреплять представления о ширине предметов; - учить сравнивать предметы по ширине путём наложения и приложения, выделять и самостоятельно располагать 5 - «Сравни дощечки по ширине» -«Каждую машину в свой гараж» -«Расставь по порядку» - «Расставь машины» 4-я неделя Осень «В гости к Осени» - закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (форма, цвет, величина); - учить различать движущие предметы (падающие листья), понимать и называть словом действия (кружатся, летят, опадают, падают); Словарная работа: Предметы: береза, осина, клён. Признаки: берёзовый, кленовый, осиновый, с березы, с клёна. Действия: кружатся, летят, 4-я неделя «Краски осени» - закреплять знания названий основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, оранжевый), понятие о цветовосприятии; - формировать умение анализировать цвет предмета; - учить узнавать и называть цвет 1. « Узнать и правильно назвать цвет» 2. Собрать все листья и назвать их цвет Практическое задание: 1.Обвести по трафарету овощ или фрукт. Закрасить 47
Зав. МБДОУ д/с 10 «Белочка» __________ /Гришаева И.Г./
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА А.Е. ВОЛКОВОЙ

Месяц

Со специалистами

С воспитателями

С детьми

С родителями

I ПЕРИОД
Сентябрь Со всеми специалистами: - рекомендации для проведения диагностической и дальнейшей коррекционной работы (знакомство со зрительными диагнозами, зрительными нагрузками, требованиями к демонстрационному материалу…) Предоставление результатов диагностики. Рекомендации на каждого ребёнка. - Проведение диагностики (психологопедагогическое, сенсорное обследование). - Составление индивидуальных программ развития каждого ребёнка -Проведение коррекционно- развивающих занятий, индивидуальных занятий Круглый стол «Посмотри на мир глазами ребёнка» (проблемы, трудности, создание условий, помощь) – гр. № 7 48
- Обмен результатами диагностики; -Составление рекомендаций (зрительные нагрузки, зрительные возможности, размер пособий, наглядности, использование вспомогательных средств) -составление индивидуальных маршрутов развития - Составление интегрированного календарно-перспективного плана коррекционной работы Октябрь Консультация: «Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения » Семинар «Особенности сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения. Условия для развития сенсорного восприятия.» -Проведение коррекционно- развивающих занятий, индивидуальных занятий (ежедневно) Род. собрание «Роль развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения» - гр. № 7, «Как подготовить ребёнка к школе» - гр. № 3 49
- Коррекционно- развивающее занятие с психологом, муз. руководителем «Во саду ли, в огороде» (закрепление тем «Осень», «Овощи», «Фрукты») - Индивидуальные консультации Открытое занятие для родителей «Осень. Деревья». Ноябрь Консультация с педагогом дополнительного образования «Использование нетрадиционных техник рисования у детей с нарушением зрения» Мастер-класс с педагогом дополнительного образования по ИЗО «Квилинг» (подг. подгр) - Семинар-практикум: «Формы работы по развитию представлений о системах сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения » - Проведение коррекционно- развивающих занятий, индивидуальных занятий (ежедневно) - Проведение развлечений совместно с муз. руководителем, психологом - Индивидуальные консультации Оформление стендовой информации
II ПЕРИОД
Декабрь Со всеми специалистами «Развитие Консультирование по запросу - Проведение коррекционно- развивающих занятий, Родительское собрание - «Зрительная 50
коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения» индивидуальных занятий (ежедневно) - Подготовка к новогодним праздникам гимнастика» Январь
Со всеми специалистами:
Обсуждение результатов коррекционно- развивающей работы за I период работы - Составление рекомендаций на каждого ребёнка Консультация «Профилактика и лечение заболеваний органов зрения» - Проведение срезовой диагностики - Проведение коррекционных занятий Индивидуальные консультации Оформление стендовой информации Февраль Круглый стол «Создание условий для коррекционной работы». Семинар-практикум «Арт-терапия в коррекционной работе» (педагог-психолог, Круглый стол «Создание условий для коррекционной работы». -Консультации по запросу - Проведение коррекционных занятий (ежедневно) Индивидуальные консультации 51
пед.доп.обр. по ИЗО, учитель-дефектолог) Подготовка документов на ПМПК
III ПЕРИОД
Март Консультация (совместная) «Самомассаж в работе с детьми» Совместное занятие с психологом «Страна цвета» Консультации по запросу - Проведение коррекционных занятий (ежедневно) Родительское собрание «Формирование неречевых средств общения» Апрель Коррекционно- развивающее занятие с психологом, логопедом, муз. руководителем «Весна» Консультация «Игры на развитие ориентировки в пространстве» - Проведение коррекционных занятий (ежедневно) Индивидуальные консультации Оформление стендовой информации Май - Анализ результатов коррекционно- развивающей работы за год Консультация «Коррекционная работа в летний период» - Проведение коррекционных занятий (2 недели) Открытое занятие «Насекомые» - ориентировка в пространстве 52
- Составление рекомендаций на лето - Проведение диагностики (тифло-психолого- педагогическое, сенсорное обследование) - Родительское собрание «Анализ работы за год. Рекомендации на лето» 53

Заключение
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация". Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие: 1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей. 2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического р а з в и т и я д о ш к о л ь н и к о в . 3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и с а м о с т о я т е л ь н о с т и . О п о р а н а л и ч н ы й о п ы т д е т е й . 4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми з н а н и й и у м е н и й . 5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных 54
н а в ы к о в н а к а ж д о й с т у п е н и о б у ч е н и я . 6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов к о р р е к ц и о н н о й р а б о т ы в с е х с п е ц и а л и с т о в . 7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и к о р р е к ц и о н н ы х ц е л я х . 8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Вывод:
Только

в

тесном

взаимодействии

всех

участников

педагогического

процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с

нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их

в обществе.

Используемая литература:
1. Одинокова Н.А. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения. 2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. 3. Тихонова Т.М., Торгова Н.Ю. Системный подход в организации лечебно- восстановительной и коррекционно-педагогической работы детского сада для детей с проблемами в развитии (с нарушением зрения). 4. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие 55
социализации детей дошкольного возраста» ст. Дружининой Л.А. Создание условий и перестроение структуры в детском саду для детей с нарушением зрения, ст. Лукиной В.Ф. Дифференцированный подход к развитию зрительного пространственного восприятия дошкольников с нарушением зрения как средство успешной социализации. 5. Ж. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004 г № 2 6. Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной (средняя группа). 7. Интернет-ресурсы: Открытый урок Газизова М.Л. «Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ, Мигунова Р.Р. «Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительному восприятию у детей с нарушением зрения»; nsportal Доровских С.В., Лукьянчик О.Н. «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-образовательном сопровождении детей с нарушением зрения». 56


В раздел образования