Автор: Трушина Ольга Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Наровчат
Населённый пункт: с.Наровчат, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении математики
Раздел: среднее образование
МОУ СОШ с.Наровчат
Личностно-ориентированный подход
в обучении математики
Подготовила:
учитель математики Трушина Ольга
Александровна
2019 год
Личностно-ориентированный подход в обучении математики ставит пе-
ред собой следующие цели:
1. Строить учебный процесс с учетом индивидуальности каждого ребёнка:
его потребностей, мотивов, активности, интеллекта.
2. Научиться сотрудничать с учениками и научить сотрудничать между со-
бой.
3. Добиваться взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающей развитие
личности как индивидуальности. В процессе работы над темой решаются
следующие задачи:
-
изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-
определение формы дифференциации;
-
воздействие
на
формирование
творческого
и
интеллектуального
потенциала каждого ребенка. Для достижения поставленных целей необходимо:
1.
Изучение необходимой документации по личностно – ориентировок;
подходу к процессу обучения и воспитания школьников.
2.
Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3.
Обмен опытом работы по данной теме.
4.
Уроки с личностно - ориентировочной направленностью. Работая
над темой, используются следующие принципы педагогической техники:
-
принцип свободы выбора;
-
принцип открытости;
-
принцип деятельности;
-
принцип обратной связи;
-
принцип идеальности;
Для успешной работы проводится тестирование учащихся в начале каж-
дого учебного года. В тестирование включаются вопросы по определению базы
математических знаний-учащихся; определению типа внимания. По результатам
этих
тестов
планируется
индивидуальная
работа
с
каждым
учащимся.
Учитываются также результаты входных срезов.
На
уроках,
ориентированных
на
личность,
используются
следующие
приемы и методы:
-
Опрос у доски. Но только, если уверены, что ответ этот будет бле-
стящим, чтобы он выглядел как образец ответа, к которому нужно стремиться
всем остальным.
-
Опрос по цепочке.
-
Тихий опрос. Беседа проводится полушепотом с одним или не-
сколькими учащимися, в то время как другие заняты работой.
-
Работа в группах. Часто применяется при повторении и обобщении.
Одним
группам
даются
задания
теоретические
(составить
конспект
по
определенной теме), а другим
практические. Создаются
также группы для
выполнения творческих заданий.
-
Взаимный опрос.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют недели ма-
тематики, которые, как правило, проводятся в школе.
Знание возрастных психологических особенностей учащихся позволяет
осуществить личностный подход в воспитании и обучении. Это также позволяет
спланировать системы уроков по теме, в конце которой проводится зачёт.
При
изучении
темы,
учитель
анализирует
количество
часов,
теоретический
материал
и
практические
задания;
решает
все
задачи,
предлагаемые
в
учебнике
для
того,
чтобы
выделить
ключевые,
к
которым
сводятся
все
остальные;
выделяет,
какие
задачи
нужны
для
коллективного
решения,
какие
–
для
группового,
какие
-
для
индивидуального,
для
самостоятельной
работы
и
домашнего
задания.
Такие
уроки
организуют
активную работу класса в целом и каждого ученика в отдельности, заставляют
детей задумываться о своих способностях и возможностях, появляется желание
мыслить и развивать свою память, смекалку.
Большое значение придается усилению прикладной направленности мате-
матики. Для реализации поставленных задач каждая тема определена идеей.
Например, в 8 классе
Тема: Функция.
Идея: Моя функция в мире. Я функциональная единица великого целого -
мироздания.
11
класс:
Тема: степень с иррациональным показателем.
Идея: Тема представляет богатейшие возможности для анализа понятия
«степень» с точки зрения величия Природы Человека, уникальности каждого
живого существа. Обогащающие уроки по данным темам помогли учащимся
систематизировать всё, что они узнали, осмыслили, какие способности развили.
Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием
развития личности школьника. Этот вид работы с учащимися должен присутст-
вовать в каждом моменте урока.
Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как
быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости?
Оргмомент можно проводить в виде математической зарядки. Заранее
готовить несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с
ответами. На одних карточках ответы верные, на других - неверные. Каждое
упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочерёдно показывает
классу карточки, а ученики в ответ делают определённое движение. Например,
если ответ верный - руки вверх, неверный - руки вперёд. Сначала дети не могут
собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп
зарядки убыстряется.
Для повышения интереса к предмету можно использовать быстрые ма-
тематические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:
1.
Задания
не
одинаковы
по
трудности.
Сначала
предлагаются
очень
легкие, потом все сложнее и сложнее.
2.
Изменятся темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.
3.
Одновременно с классом у доски работают 2 ученика. Это даёт возмож-
ность проверить свои ответы.
Можно использовать элементы проблемного обучения с целью обнаруже-
ния нового свойства изучаемого математического объекта.
Например,
тема:
«Признаки
делимости».
Учитель
описывает
такую
жизненную
ситуацию,
при
которой
от
некоторого
финансового
документа
оторван кусочек, и в результате первая цифра числа Х152неизвестна. Бухгалтер
знает,
что
это
число
четырёхзначное,
оно
должно
делиться
на
3(деньги
предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра
этого
числа
больше
5.
Как
восстановить
неизвестную
цифру?
Цифра
восстанавливается с помощью признака делимости на 3.
Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех
его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся.
Учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интел-
лекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не лик -
видировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно созда-
вать их. Это позволит детям не только осознано владеть школьной программой,
но и продвинуться на пути формирования своей личности.