Напоминание

Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения Project Method and Implementation in Literary Reading Lessons


Автор: Хабипова Гулюза Нафисовна
Должность: Государственный педагогический университет г.Набережные Челны
Учебное заведение: Государственный педагогический университет г.Набережные Челны
Населённый пункт: Бавлинский район город Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения Project Method and Implementation in Literary Reading Lessons
Раздел: начальное образование





Назад




УДК

Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения

Project Method and Implementation in Literary Reading Lessons

Г.Н. Хабипова, студентка Набережночелнинского государственного

педагогического университета

Аннтотация.

В данной работе рассматривается один из интересных методов в работе с учащимися начальной

школы - метод проектов; важность применения учителем в своей работе очевидно; показывается

то, насколько актуально и необходимо использовать данный метод. Типы различных проектов

представлены,

например,

в

курсе

чтения:

как

презентовать

и

проводить

книжную

выставку,

представление различных комментариев к произведениям, подбирать список литературы.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, активный метод, проектная деятельность

ученика, урок литературного чтения, школьник начальной школы.

Anntotation.

This paper examines one of the interesting methods in working with primary school students - the project

method; The importance of the teacher 's application in his work is evident; Shows how relevant this

method is and needs to be used. Types of different projects are presented, for example, in the course of

reading: how to present and hold a book exhibition, presentation of various comments to works, selection

of a list of literature.

Key words: system-activity approach, active method, project activity of the student, lesson of literary

reading, primary school student.

В современной дидактике в связи внедрением ФГОС в начальном звене основой

является

системно-деятельностный

подход.

Системно-деятельностный

подход

это

подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных

элементов. Существуют разные методы, которые являются наиболее эффективными в

преподавании практически всех предметов, преподаваемых в начальной школе.

Применяя активные методы обучения можно развить различные основные компетенции.

Е. С. Онучина, писала что: « активные методы обучения — это методы, побуждающие

учеников активно мыслить и практиковаться в процессе усвоения учебных материалов».

Это очень актуально, так как реализация активных методов обучения позволяет раскрыть

творческие способности, научиться работать ученикам в команде, активно заниматься

различной исследовательской деятельностью. Один из них – метод проектов.

Метод проектов – это один из самых активных методов обучения. «В основе метода

проектов

лежит

развитие

познавательных

творческих

навыков

учащихся,

умений

самостоятельно конструировать свои знания, ученики должны хорошо ориентироваться в

информационном

пространстве,

так

как

у

них

развивается

критическое

мышление».

Умение

проектировать

-

важнейший

параметр

образования.

Федеральный

компонент

государственного

стандарта

предусматривает

участие

обучающихся

в

проектной

деятельности, в умении организовать и проводить исследовательские работы в учебе.

Проектная

деятельность подразумевает

создание

учителем

условия

для

того

чтобы

расширить познавательные интересы учеников и на этой базе расширить возможности

самообразования

детей

и

умение

практически

применять

знания.

Именно

поэтому

современный учитель, как руководитель проекта должен многое уметь и знать: у него

должен быть высокий уровень культуры, творческие способности.

Работа учеников в ходе реализации проекта, по И. С. Сергееву, направлена на все

этапы: на подготовительный и практический.

На подготовительном этапе выбирается

тема

проекта,

потом

ставится

проблема,

затем

определяется

задание

конкретного

направления, после всего этого учащиеся оценивать итоги работы, также определяются

группы

учащихся

и

распределяются

роли.

Актуально,

чтобы

тема

проекта

была

определена взрослыми, но учитель может помочь ученику выбрать одну из предложенных

тем . Оптимально, если совместная разработка темы в группе «ученики + учитель» ведется

по принципу скрытой координации. Планировать, реализовывать и оценивать проект

также лучше самим ученикам. Эффективно использовать не индивидуальные, а групповые

проекты в начальной школе.

Особо эффективны в работе групповые проекты. Участники проектной группы

развивают навыки сотрудничества; проект разрабатывается очень глубоко и разнообразно;

на

каждом

этапе

работы

обычно

выявляется

ситуации

лидера,

и

наоборот,

каждый

учащийся, в зависимости от своих слабых или сильных сторон, максимально активно

включён в определенный этап работы; могут быть получены подгруппы среди проектной

группы,

они

предлагают

вариативные

решения

проблем,

идей,

гипотез,

мнений;

это

элемент

состязания,

он

практически

всегда

повышает

мотивацию

членов

проектной

группы и положительно влияет на результат проекта [2, с. 14-17].

Цель практического этапа – главное в звене. Целью практического этапа является

качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских работ, самоконтроль,

контроль

и

самооценка

работы.

Работа

всячески

анализируется,

обсуждается,

рассматривается. И конечно, на данном этапе. На этом этапе ученики защищают свои

проекты.

Все

выступают

со

своими

проектами,

показывают,

что

было

достигнуто,

определяют дальнейшие планы и перспективы, отвечают на вопросы одноклассников и

дают

самостоятельно

оценку

проекта.

Одна

из

особенностей

применения

метода

в

начальной школе – это. В самом начале список может состоять из нескольких, например:

3-

4

источников.

С

увеличением

опыта

работы

с

дополнительной

литературой

их

количество увеличивается. После нахождения ответов учениками, вопросы обсуждаются

совместно. Учитель должен руководить этим процессом , может дополнять и направлять

ответы учащихся. Очень важно вовлекать младших школьников в проектную деятельность

уже в начальных классах. Так как именно в младшем школьном возрасте предлагается

заложить ряд ценностных установок, умений исследовать, работоспособность, работа с

литературой и т.д. То есть в целом исследовательские навыки, если это обстоятельство не

учитывать, если этот возраст считается несущественным для метода проектов, тогда

нарушается

преемственность

между

этапами

развития

учебно-познавательной

деятельности

учащихся

то,

что

учащиеся

только

приступают

к

поисково-

исследовательской работе [6, с.288]

В

проекте

обязательно

должна

быть

серьёзная

проблема,

которая

личностно

значима и социально важная и известна, и актуальна для младших школьников. Понятно,

что

круг

социально

значимых

проблем,

с

которыми

могут

столкнуться

учащиеся

начальной школы, невелик, и их восприятие таких проблем, вероятно, одностороннее [1, с.

1-4].Темы ученических проектных работ целесообразнее выбирать из содержания учебных

предметов

или

из

близких

к

ним

областей.

Проекты

по

учебным

дисциплинам

(природоведение, русский язык, математика, литературное чтение и т.д.) немногочисленно

представлены в методической литературе для учителей начальных школы [3, с. 7—27].

В

данной

статье

описан

метод

проекта

на

уроках

литературного

чтения.

Школьная

дисциплина

«литературное

чтение»

предоставляет

множество

материалов

для

использования

метода

проектирования,

так

как

предметом

изучения

является

произведение искусства - продукт литературного творчества. Кроме того, планируемые

результаты начального общего образования по литературному чтению предполагают, что

кроме всего прочего «ученик научится работать в группе, создавая инсценировки по

произведению, сценарии, проекты».

Последним

этапом

деятельности

проекта

является

оценочный,

а

именно:

самооценка. У младших школьников не всегда есть критическая оценка их деятельности,

поэтому их необходимо этому научить и помочь, можно соотнести самооценку и оценку

слушателей,

учащихся

другой

группы,

родителей,

учителя.

Наконец,

следующий

вид

проекта - это составление комментариев к произведению. Этот вид используется при

изучении

литературного

произведения,

в

котором

есть

малопонятные

слова,

часто

описываются исторические факты, не совсем или совершенно неизвестные ученикам [4, с.

112].Так различные этапы в работе над проектом активизируют познавательные процессы

учащихся, культивируют в них интерес к предметам и знаниям.

Список источников

1.

Аркадьева

А.

В.

Исследовательская

деятельность

младших

школьников

//

Начальная школа плюс До и После. 2005. № 2. С. 1—4.

2. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная

школа. 2005. № 6. С. 14—17.

3. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. 2006.

№ 1. С. 7—27.

4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников.

М. : Вентана-Граф, 2002. 112 с.

5. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш.

учеб. заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева ; под

ред. М. П. Воюшиной. М. : Академия, 2010. 288 с.



В раздел образования