Автор: Хабипова Гулюза Нафисовна
Должность: Государственный педагогический университет г.Набережные Челны
Учебное заведение: Государственный педагогический университет г.Набережные Челны
Населённый пункт: Бавлинский район город Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения Project Method and Implementation in Literary Reading Lessons
Раздел: начальное образование
УДК
Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения
Project Method and Implementation in Literary Reading Lessons
Г.Н. Хабипова, студентка Набережночелнинского государственного
педагогического университета
Аннтотация.
В данной работе рассматривается один из интересных методов в работе с учащимися начальной
школы - метод проектов; важность применения учителем в своей работе очевидно; показывается
то, насколько актуально и необходимо использовать данный метод. Типы различных проектов
представлены,
например,
в
курсе
чтения:
как
презентовать
и
проводить
книжную
выставку,
представление различных комментариев к произведениям, подбирать список литературы.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, активный метод, проектная деятельность
ученика, урок литературного чтения, школьник начальной школы.
Anntotation.
This paper examines one of the interesting methods in working with primary school students - the project
method; The importance of the teacher 's application in his work is evident; Shows how relevant this
method is and needs to be used. Types of different projects are presented, for example, in the course of
reading: how to present and hold a book exhibition, presentation of various comments to works, selection
of a list of literature.
Key words: system-activity approach, active method, project activity of the student, lesson of literary
reading, primary school student.
В современной дидактике в связи внедрением ФГОС в начальном звене основой
является
системно-деятельностный
подход.
Системно-деятельностный
подход
–
это
подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных
элементов. Существуют разные методы, которые являются наиболее эффективными в
преподавании практически всех предметов, преподаваемых в начальной школе.
Применяя активные методы обучения можно развить различные основные компетенции.
Е. С. Онучина, писала что: « активные методы обучения — это методы, побуждающие
учеников активно мыслить и практиковаться в процессе усвоения учебных материалов».
Это очень актуально, так как реализация активных методов обучения позволяет раскрыть
творческие способности, научиться работать ученикам в команде, активно заниматься
различной исследовательской деятельностью. Один из них – метод проектов.
Метод проектов – это один из самых активных методов обучения. «В основе метода
проектов
лежит
развитие
познавательных
творческих
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно конструировать свои знания, ученики должны хорошо ориентироваться в
информационном
пространстве,
так
как
у
них
развивается
критическое
мышление».
Умение
проектировать
-
важнейший
параметр
образования.
Федеральный
компонент
государственного
стандарта
предусматривает
участие
обучающихся
в
проектной
деятельности, в умении организовать и проводить исследовательские работы в учебе.
Проектная
деятельность подразумевает
создание
учителем
условия
для
того
чтобы
расширить познавательные интересы учеников и на этой базе расширить возможности
самообразования
детей
и
умение
практически
применять
знания.
Именно
поэтому
современный учитель, как руководитель проекта должен многое уметь и знать: у него
должен быть высокий уровень культуры, творческие способности.
Работа учеников в ходе реализации проекта, по И. С. Сергееву, направлена на все
этапы: на подготовительный и практический.
На подготовительном этапе выбирается
тема
проекта,
потом
ставится
проблема,
затем
определяется
задание
конкретного
направления, после всего этого учащиеся оценивать итоги работы, также определяются
группы
учащихся
и
распределяются
роли.
Актуально,
чтобы
тема
проекта
была
определена взрослыми, но учитель может помочь ученику выбрать одну из предложенных
тем . Оптимально, если совместная разработка темы в группе «ученики + учитель» ведется
по принципу скрытой координации. Планировать, реализовывать и оценивать проект
также лучше самим ученикам. Эффективно использовать не индивидуальные, а групповые
проекты в начальной школе.
Особо эффективны в работе групповые проекты. Участники проектной группы
развивают навыки сотрудничества; проект разрабатывается очень глубоко и разнообразно;
на
каждом
этапе
работы
обычно
выявляется
ситуации
лидера,
и
наоборот,
каждый
учащийся, в зависимости от своих слабых или сильных сторон, максимально активно
включён в определенный этап работы; могут быть получены подгруппы среди проектной
группы,
они
предлагают
вариативные
решения
проблем,
идей,
гипотез,
мнений;
это
элемент
состязания,
он
практически
всегда
повышает
мотивацию
членов
проектной
группы и положительно влияет на результат проекта [2, с. 14-17].
Цель практического этапа – главное в звене. Целью практического этапа является
качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских работ, самоконтроль,
контроль
и
самооценка
работы.
Работа
всячески
анализируется,
обсуждается,
рассматривается. И конечно, на данном этапе. На этом этапе ученики защищают свои
проекты.
Все
выступают
со
своими
проектами,
показывают,
что
было
достигнуто,
определяют дальнейшие планы и перспективы, отвечают на вопросы одноклассников и
дают
самостоятельно
оценку
проекта.
Одна
из
особенностей
применения
метода
в
начальной школе – это. В самом начале список может состоять из нескольких, например:
3-
4
источников.
С
увеличением
опыта
работы
с
дополнительной
литературой
их
количество увеличивается. После нахождения ответов учениками, вопросы обсуждаются
совместно. Учитель должен руководить этим процессом , может дополнять и направлять
ответы учащихся. Очень важно вовлекать младших школьников в проектную деятельность
уже в начальных классах. Так как именно в младшем школьном возрасте предлагается
заложить ряд ценностных установок, умений исследовать, работоспособность, работа с
литературой и т.д. То есть в целом исследовательские навыки, если это обстоятельство не
учитывать, если этот возраст считается несущественным для метода проектов, тогда
нарушается
преемственность
между
этапами
развития
учебно-познавательной
деятельности
учащихся
то,
что
учащиеся
только
приступают
к
поисково-
исследовательской работе [6, с.288]
В
проекте
обязательно
должна
быть
серьёзная
проблема,
которая
личностно
значима и социально важная и известна, и актуальна для младших школьников. Понятно,
что
круг
социально
значимых
проблем,
с
которыми
могут
столкнуться
учащиеся
начальной школы, невелик, и их восприятие таких проблем, вероятно, одностороннее [1, с.
1-4].Темы ученических проектных работ целесообразнее выбирать из содержания учебных
предметов
или
из
близких
к
ним
областей.
Проекты
по
учебным
дисциплинам
(природоведение, русский язык, математика, литературное чтение и т.д.) немногочисленно
представлены в методической литературе для учителей начальных школы [3, с. 7—27].
В
данной
статье
описан
метод
проекта
на
уроках
литературного
чтения.
Школьная
дисциплина
«литературное
чтение»
предоставляет
множество
материалов
для
использования
метода
проектирования,
так
как
предметом
изучения
является
произведение искусства - продукт литературного творчества. Кроме того, планируемые
результаты начального общего образования по литературному чтению предполагают, что
кроме всего прочего «ученик научится работать в группе, создавая инсценировки по
произведению, сценарии, проекты».
Последним
этапом
деятельности
проекта
является
оценочный,
а
именно:
самооценка. У младших школьников не всегда есть критическая оценка их деятельности,
поэтому их необходимо этому научить и помочь, можно соотнести самооценку и оценку
слушателей,
учащихся
другой
группы,
родителей,
учителя.
Наконец,
следующий
вид
проекта - это составление комментариев к произведению. Этот вид используется при
изучении
литературного
произведения,
в
котором
есть
малопонятные
слова,
часто
описываются исторические факты, не совсем или совершенно неизвестные ученикам [4, с.
112].Так различные этапы в работе над проектом активизируют познавательные процессы
учащихся, культивируют в них интерес к предметам и знаниям.
Список источников
1.
Аркадьева
А.
В.
Исследовательская
деятельность
младших
школьников
//
Начальная школа плюс До и После. 2005. № 2. С. 1—4.
2. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная
школа. 2005. № 6. С. 14—17.
3. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. 2006.
№ 1. С. 7—27.
4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников.
М. : Вентана-Граф, 2002. 112 с.
5. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш.
учеб. заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева ; под
ред. М. П. Воюшиной. М. : Академия, 2010. 288 с.