Автор: Гильмутдинова Алсу Хаматдиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Детская художественная школа №1
Населённый пункт: г.Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: тема: ""Активизация познавательного интереса к изучению предмета ИЗО через использование различных техник . Техника «граттаж».
Раздел: дополнительное образование
Автор: Гильмутдинова А.Х.
г. Набережные Челны, МАОУДОД,
ДХШ №1
Активизация познавательного интереса к изучению предмета
ИЗО через использование различных техник . Техника «граттаж».
Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный
мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот - часть всей
нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не
пытаясь
в
них
разобраться,
нелегко
воспринять
всю
красоту
и
сложность
изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся,
как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графического листа.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к
этому должен заботливо и пристрастно вести его учитель - профессионал,
который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела -, научит
понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни,
реальности.
Далеко не последнее место (если не сказать одно из основных) в школьном
преподавании курса изобразительного искусства отводится грамотному, толково
составленному тематическому планированию, опирающемуся на требования
Государственного
стандарта
общего
образования
в
образовательном
учреждении. Федеральный стандарт включает: цели, обязательный минимум
содержания
основных
образовательных
программ,
требования
к
уровню
подготовки выпускников.
Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные
ценно сти
и
до стижения
национального
и
мирового
и с к у с с т в а ,
фундаментальные
понятия,
связанные
с
языком
художе ственной
выразительности
изобразительных
(пластических)
искусств,
определяющие
общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для
социализации,
интеллектуального
и
общекультурного
развития
учащихся,
формирования
их
социальной
и
функциональной
грамотности
в
сфере
искусства.
Поэтому главной задачей преподавателя художественной школы в младших
классах
становится
задача
пробуждения
фантазии
ученика,
увлечение
его
творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит
жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащийся
должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.
Целью данной работы является рассмотрение одной из техник и материалов
изобразительного
искусства,
применение
которой,
разнообразит
детское
творчество, даст простор для самовыражения, внесет элемент индивидуального
в уроках в ДХШ. Долгое время, работая в стенах
художественной школы
наши,
педагоги
пришли
к
выводу,
что
ознакомление
и
последующее
применение
различных
техник
и
материалов
дает
возможность
получения
индивидуальных работ детей внутри одной темы;
-исчезает похожесть работ одна на другую;
-нет стереотипности мышления;
-не так сильно влияние учительского показа;
с применением различных техник и материалов сильнее проявляется
детская фантазия и творчество.
Предлагаем вниманию одну из техник, выполняемую на занятиях
нашими
детьми.
Материал
взят
с
открытого
урока
преподавателя
нашей
художественной школы Шомесовой Э.С.
Учитель: Сегодня на уроке нам понадобятся:
заготовленная на прошлом уроке тонированная бумага, палочка для
процарапывания, эскиз к композиции.
Основная часть урока:
Теоретическая: Объяснение учебного материала.
Учитель: Мы выполняем сегодня завершающий этап композиции «Сказочная
птица» в технике «граттаж».Gratter –скрести, царапать, поэтому другое
название техника процарапывания. Мы выполнили всю подготовительную
работу:
1.Раскрасили мелками масляной пастели (можно восковыми мелками) основу,
т.е. лист бумаги произвольно разными цветами. 2. Натерли парафином поверх
этого слоя. 3.Черной плакатной тушью, смешанной с хозяйственным мылом
покрыли лист еще раз и оставили высыхать.4. Нарисовали эскиз сказочной
птицы.
Учитель : Каких птиц вы нарисовали?
Ученики: Финист-ясный сокол, золотой петушок, царевна - лебедь, жар-птица,
сирена.
Практическая
: Самостоятельная работа учащихся - процарапывание рисунка
птицы со своего эскиза.
Учащиеся овладевают техникой, это способствует не только сохранению, но и
развитию
устойчивого
интереса.
Художественно
–
творческая
активность
школьников и познавательный интерес к предмету ИЗО возрастает.
Учащиеся
от
природы
любознательны,
творчески
активны,
изначально
талантливы.
Очень
важно
организовать
их
художественно
–
творческую
деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от
художественного
восприятия
действительности,
рождения
художественного
замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного
образа в материале, самооценке и оценки результатов другими людьми.