Напоминание

Урок обучения грамоте по теме «Согласный звук [ж], буква ж»


Автор: Жданова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок обучения грамоте по теме «Согласный звук [ж], буква ж»
Дата публикации: 21.05.2020
Раздел: начальное образование





Назад




УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВА Ж»

Ход урока:

СЛАЙД 1

- Внимание, прозвенел второй звонок, мы начинаем наш урок.

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки; с согласного –

мальчики.

-Умницы!

-Молодцы!

Я надеюсь, что на уроке вы будете соответствовать этим словам.

Ты проверь, скорей, дружок, всё на месте, всё ль в порядке: букварь, пенал с цветными

ручками и карандашами, сигнальные карточки и для печатания тетрадка.

Напоминаю: ножки вместе, ручки полочкой, локоточки у края, спинка прямая.

Сегодня

у

нас

на

уроке

присутствуют

гости.

Давайте

мы

с

вами

их

поприветствуем

аплодисментами и подарим им наши улыбки.

Наш урок я хотела бы начать с загадок:

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …

СЛАЙД 2

Произнесите, как жужжит жук.

СЛАЙД 3

2 загадка

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

Жёлудь.

На доске прикрепляю картинки с изображениями жука и жёлудя.

Ребята, можете ли вы сказать, чем похожи и чем отличаются эти слова?

ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ: ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ИЛИ ДЕЙСТВИЕ?

РАЗДЕЛИТЕ НА СЛОГИ (ОТМЕЧАЮ НА ДОСКЕ).

С КАКОЙ БУКВЫ НАЧИНАЮТСЯ ЭТИ СЛОВА?

Ж.

Создание проблемной ситуации

КАКОЙ

ЗВУК

ОБОЗНАЧАЕТ

ЭТА

БУКВА

В

1

СЛОВЕ?

НА

ВАШИХ

ПАРТАХ

ЛЕЖАТ

СИГНАЛЬНЫЕ КРУЖОЧКИ. НА СЧЁТ «ТРИ» ВЫБЕРИТЕ И ПОКАЖИТЕ КРУЖОК НУЖНОГО

ЦВЕТА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭТОГО ЗВУКА. ОДИН, ДВА, ТРИ.

ВО ВТОРОМ?

ПОКАЖИТЕ СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.

Смелее, мы должны рассмотреть все возможные варианты.

Задание было одно, а вариантов несколько: почему?

МЫ ЕЩЁ НЕ ИЗУЧАЛИ БУКВУ Ж.

Сформулируйте тему урока.

Буква ж и звук, который она обозначает.

Назовите цели нашего урока?

1.

Познакомиться с букой ж и звуком, который она обозначает.

2.

Учиться читать слоги, слова и предложения с буквой ж.

Ну, тогда в путь – в путешествие по Буквограду. Открываем Букварь стр.126.

Найдите на кубиках картинки.

Давайте сделаем звуко-буквенный анализ этих слов.

Показать кружочками на доске.

Я ребята признаю, нет на свете звука ю.

Я ПРОШУ ПОВЕРИТЬ МНЕ, НЕТ НА СВЕТЕ ЗВУКА Е.

И ОТКРЫТИЕ МОЁ, ТО, ЧТО НЕТ И ЗВУКА Ё.

И ПРОШУ ПОВЕРИТЬ Я, НЕТ НА СВЕТЕ ЗВУКА Я.

Ребята, жители города Буквоград прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым

мы сегодня знакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

Ребята, посовещайтесь в парах, подготовьте характеристику СХЕМЫ-человечка с буквой ж и

постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

Представление результатов исследования.

СЛАЙД 4, 5

Появляется

один

человечек,

потом

раскрашенный,

обозначающий

звук

[ж].

Почему

оба

башмачка синего цвета, как вы думаете? (звук [ж] не имеет пару по мягкости, он только твердый)

Познакомились мы со звуком?

Хорошо потрудились, заслужили отдых.

Физкультминутка

Игра «Гости»

Встали.

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет –

потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

Молодцы! Вы были очень внимательны!

Так какой же звук [ж]?

Знакомство с новой буквой

Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

На письме звук [ж] обозначается буквой ж.

Определим её место в алфавите.

8, между ё, з.

На что похожа буква Ж?

Многие поэты заметили сходство буквы Ж с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи:

СЛАЙД 6

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж

превратись!

Выложите букву из цветных карандашей.

Где мы встречаемся с печатными буквами?

СЛАЙД 7

Откройте тетрадь для печатания на с. 42 и найдите, где живет буква «ж» - кто тише и быстрее

найдет букву?

Какого цвета приготовим ручку? Синего.

Давайте возьмем ручку и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь?

Я тетрадочку открою и с наклоном положу.

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Печатаем только букву Ж: обводим. Сколько обвели? 5.

Печатаем до конца строки.

Физминутка « Кольцо» (соединить большой и указательный пальцы).

Чтение слогов с буквой ж.

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочитать слоги и слова.

Вновь открываем Букварь на с.126

Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук.

Прочти 1 СТРОЧКУ слогов самостоятельно; хором: девочки - мальчики..

СЛАЙД 8

Шутки-чистоговорки на звук Ж

жа, жа, жа — мы видели ежа.

жок, жок, жок—падает снежок.

Жу-жу-жу- на каток хожу.

.жи, жи, жи — в танце покружи.

Же, же, же – снег прошёл уже.

Назовите слог в 1 строке с опасными сочетаниями. Жи. Как произносим? Как пишем? Же. Как

произносим? Как пишем? Жё. Как произносим? Как пишем?

Читаем молча слова. 1-2 столбик

– Прочитайте слово, обозначающее часть тела. (Живот.)

– Объясните значение слова жар.

(Очень сильно разогретое место. Повышенная температура

тела.)

2 ЗНАЧЕНИЯ – МНОГОЗНАЧНОЕ.

– Прочитайте слово, которое называет плод дуба. (Жёлудь.)

–– Прочитайте слово, которое называет металл. (Железо.)

Объясните

значение

слова журнал.

(Периодическое издание в виде книжки. Книга или

тетрадь для записей.) 2 ЗНАЧЕНИЯ – МНОГОЗНАЧНОЕ.

– Цирковой артист, а по-другому? (Жонглёр.) – Обозначьте твёрдость звука [ж] синей точкой.

СЛАЙД 9

Чтение 2-й строчки слогов.

– Прочитайте 2 строчку слогов.

Прочитайте слоги, которые являются словом. (Уж, ёж.)

Что происходит?

Процесс

ОГЛУШЕНИЯ.

ЗВУК

СОГЛАСНЫЙ

ПРОВЕРЯЙ,

РЯДОМ

ГЛАСНЫЙ

ПОДСТАВЛЯЙ.

СЛАЙД 10

Вывод: звук [ж] постоянно твёрдый. Он имеет парный по глухости согласный звук – [ш].

СЛАЙД 11

Сочетание жи-ши.

Проведём, друзья, сейчас, мы гимнастику для глаз.

Вверх, вниз, вправо, влево. К себе, от себя.

Глаза закрыли, напечатали первую букву имени.

Напечатали букву, которая связана с учителем.

Буква ж.

В чём особенность буквы ж? СОЧЕТАНИЕ ЖИ?

Работа в тетради для печатания (с. 42).

Печатание слов с сочетаниями жи-ши.

1 образец.

Чтение слов с жи и ши на с.126.

– Прочитайте буквосочетания в рамках.

– Что мы о нём уже знаем? (Что слышим? Какие буквы пишем? Какое правило мы знаем?..

Сочетания жи – ши пишутся с буквой И.)

– Прочитайте слова про себя. Подчеркните «опасные места» в словах.

– Прочитайте вслух слова, которые:

а) начинаются с буквосочетания ши;

б) заканчиваются буквосочетанием жи;

– Какие опасные места в словах подчеркнули?

Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука),

предлагаю ими пошевелить.

ЖУК ЛЕТИТ, ПЫХТИТ, ЖУЖЖИТ

И УСАМИ ШЕВЕЛИТ. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует

сильный ветер, как поведут себя жуки?

быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Потом пошел дождь.

Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Наступила ночь.

ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Наступило утро.

расправляют крылья, лапки. Летят к себе домой. Показывают.

А сейчас мы отправимся туда, где живут жуки, ужи, ежи и другие животные.

Работа с текстом «Домик-пенёк».

а) До чтения.

– Прочитайте заглавие к тексту.

– О чём пойдёт речь в тексте?

– Сегодня на уроке знакомый нам мир превращается в страну, полную загадок и таинственных

событий... Я смотрю на иллюстрацию на кубике и удивляюсь... Посмотрите, и вы удивитесь!

Дети рассказывают, что видят.

– Чему можно удивляться? (Самый обыкновенный пенёк превращается в чей-то дом.)

Предположения детей, чей это домик-пенёк, кто там может жить.

б) Во время чтения.

Чтение текста самостоятельно.

– Кто нам рассказывает эту интересную историю? (Рассказчик.)

– Куда присел рассказчик?

– Какой это – замшелый? (Заросший мхом.)

СЛАЙД 12

А

как

ещё

можно

назвать

домик-пенёк? (Гостеприимным,

так

как

у

пня

копошится

множество насекомых.)

– Чем заняты насекомые у пня? (Предположения детей.)

– Как называют муравьёв? Почему?

– Чем были заняты жуки? Какие они?

– Как это – прошествовала семья ежей? ПОКАЖИТЕ.

– Почему они не идут, а шествуют?

– Какой мы увидели мышку? Кого она боится?

– Где её норка?

– Кто бы это мог быть? (Предположения детей.)

– Кого испугался рассказчик? Почему? (Ужика с жёлтыми пятнами. От неожиданности, так

как ужик решил отдохнуть.)

– Что заметили? (Рассказчик задумался, автор поставил многоточие.)

– Выскажите предположение, о чём он мог задуматься. Подтвердите текстом.

– Пенёк стал домиком для многих животных и насекомых. И все живут в нём дружно. Как

назвал автор этот домик по-другому? (Пенёк-теремок. Таинственный домик.)

– Видели ли вы в природе другие домики-теремки? (Под мхом, у корней дерева...)

– Чему радуется рассказчик, когда наблюдает за жизнью в пеньке-теремке? (Дружбе между

животными.)

3) Чтение стихотворения К. Льдова «Жуки».

а) Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации, прогнозирование.

б) Самостоятельное чтение стихотворения (с. 127).

Выявление первичного восприятия; беседа:

– Почему К. Льдов написал такое стихотворение? Что он нам хотел рассказать?

– Объясните, почему Коля так себя вёл. (Хотел шалить, играть.)

– К какой части стихотворения относится иллюстрация на кубике?

Как бы вы поступили, если бы оказались рядом с Колей?

Эту Колину шутку увидел папа. Прочитайте, как он поступил?

Как автор относится к поступку Коли? Докажите словами текста.

Вас устраивает такой конец этой истории?

Кто хотел бы закончить ее по-другому? Как? (например, мальчик понял свою ошибку и

исправил ее сам.)

СЛАЙД 13

Какая пословица наиболее точно подходит к содержанию стихотворения?

Шути, да знай меру.

– Наш «Букварь» хочет познакомить вас с русским поэтом. Прочитайте его имя и фамилию.

(Константин Николаевич Льдов.)

– О жизни К. Льдова известно мало, так как поэт не стремился к славе. Это был очень

скромный человек. Даже журналистов просил не писать о нём никогда. Личность была загадочная, а

какие ещё он написал стихи – об этом вы узнаете из «Букваря».

Психологическая разгрузка и снятие напряжения

СЛАЙД 14

Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой.

Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём

через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Сфетофор.

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на зелёный цветок.

Если было трудно, но вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на жёлтый цветок.

Если было трудно, было много ошибок, то на красный цветок.

Покажите свой цвет сигнальным кружочком.

Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.

Работа с цветом.

Назовите цвет, в котором есть изучаемая сегодня буква.

Жёлтый.

Дайте характеристику букве.

Урока время истекло, я вам сегодня благодарна, за то, что слушали внимательно и поработали

ударно.

д/з стих-е наизусть (ПО ЖЕЛАНИЮ)



В раздел образования