Напоминание

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по модулю ПМ 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Автор: Эккерт Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО
Населённый пункт: Карасук
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по модулю ПМ 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский педагогический колледж»

Методические рекомендации по организации самостоятельной

внеаудиторной работы студентов по модулю

ПМ 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

МДК. 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы

воспитателя детей дошкольного возраста.

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

2018 г.

Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной

самостоятельной

работы

студентов

разработаны

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

СПО

по

специальности

44.02.01

Дошкольное

образование

Разработчик:

Эккерт

Татьяна

Анатольевна,

преподаватель

ГАПОУ

НСО

«Карасукский педагогический колледж»

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………..

4

2. Перечень самостоятельных работ…………………………………

7

1. Пояснительная записка.

Цель самостоятельной внеаудиторной работы Цель самостоятельной внеаудиторной

работы:овладение

фундаментальными

знаниями,

профессиональными

умениями

и

навыками

деятельности

по

профилю,

опытом

творческой,

исследовательской

деятельности,

формирование

готовности

к

самообразованию,

самостоятельности

и

ответственности.

Задачисамостоятельной внеаудиторной работы:

-

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений

студентов;

-

углубление и расширение теоретических знаний;

-

формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию

и специальную литературу;

-

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы,

самостоятельности, ответственности и организованности;

-

формирование

самостоятельности

мышления,

способностей

к

саморазвитию,

самосовершенствованию и самореализации;

-

развитие исследовательских умений.

Требования

к

результатам

освоения

п о

модулю

ПМ

05

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МДК. 05.01. Теоретические и

прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.

С

целью

овладения

указанным

видом

профессиональной

деятельности

и

соответствующими

профессиональными

компетенциями

студент

в

ходе

освоения

профессионального модуля должен:

знать:

- теоретические

основы

методической

работы

воспитателя

детей

дошкольного возраста;

- концептуальные основы

и

содержание

примерных

и

вариативных

программ дошкольного образования;

- теоретические

основы

планирования

педагогического процесса

в

дошкольном образовании;

- методику планирования и разработки рабочей программы, требования к

оформлению соответствующей документации;

- особенности

современных

подходов

и

педагогических

технологий

дошкольного образования;

- педагогические, гигиенические, специальные

требования

к

созданию

предметно- развивающей среды;

- источники, способы

обобщения, представления

и

распространения

педагогического опыта;

- логику

подготовки

и

требования

к

устному

выступлению, отчёту,

реферированию, конспектированию;

- основы

организации

опытно – экспериментальной

работы

в

сфере

образования.

Уметь:

- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного

образования;

- определять цели и задачи, содержание, формы, методы, средства при

планировании дошкольного образования воспитанников;

- осуществлять планирование с учётом особенностей возраста, группы,

отдельных воспитанников;

- определять педагогические проблемы методического характера и

находить способы их решения;

- сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного

образования, выбирать наиболее эффективные образовательные

технологии с учётом вида образовательного учреждения и особенностей

возраста воспитанников;

- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;

- создавать в группе предметно – развивающую среду, соответствующую

возрасту, целям и задачам дошкольного образования;

- готовить и оформлять отчёты, рефераты, конспекты;

- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать

исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного

образования;

- использовать методы и методики педагогического исследования и

проектирования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

В соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой.

Объём времени,

отведённый на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы:

Наименование

Кол-во часов

1.

Максимальное

количество

часов

по

учебному

плану:

153

2. Обязательная аудиторная нагрузка:

102

3. Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

51

2. Перечень самостоятельных работ.

Название

раздела/темы

Содержание (виды) внеаудиторной

самостоятельной работы

Кол-во

часов

Литература

Форма

проверки

(устная,

письменная,

рецензия, отзыв

и др.)

МДК 05.01.

Теоретические и

прикладные

аспекты

методической

работы

воспитателя детей

дошкольного

возраста

Раздел 1.

Освоение

теоретических и

прикладных

аспектов

методической

работы

воспитателя

детей

дошкольного

возраста

Тема

1.1Теоретические

основы

Определение педагогических проблем

методического характера и поиск

способов их решения через проработку

2

Теоретические и прикладные аспекты

методической работы воспитателя детей

дошкольного возраста. Учебно-методическое

Устная проверка

методической

работы

воспитателя детей

дошкольного

возраста

конспектов занятий, учебной,

методической литературы (по вопросам

к параграфам, главам учебных

пособий).

ответить на следующие вопросы:

-

что входит в понятие

«методическая деятельность»?

-

из чего состоит методическая

деятельность воспитателя?

-

что такое «методическая

служба» ДОУ?

-

какие функции у методической

службы ДОО и какие задачи она

призвана решать?

пособие для обучающихся по специальности

«Дошкольное образование».Составители:

Барсукова Л.С.,Хмелина О.А. Москва 2012,С.17,

Раздел 2. Методическая деятельность

воспитателя дошкольного образовательного

учреждения

Тема 1.2.

Концептуальные

основы и

содержание

примерных и

вариативных

программ

дошкольного

образования

Анализ примерных и вариативных

программ дошкольного образования,

готовить и оформлять отчёты,

подготовка презентации.

О с у щ е с т в и т е

а н а л и з

о с н о в н о й

примерной

о б щео б р азо вател ьно й

п р о г р а м м ы

д о ш к о л ь н о г о

образовательного

учреждения

(выбор

п р о г р а м м ы

в

с о о т в е т с т в и и

с

программой базы практики).

2 .

О с у щ е с т в и т е

а н а л и з

образовательной программы ДОУ (базы

практики).

3.

Осуществите

анализ

методических

комплексов,

представленных

в

методическом кабинете.

При подготовке презентации

ориентироваться на следующие

4

Выбрать для презентации одну из программ:

1.Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образова

ния

« От рождения до

школы » /Под редакцией

Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой

М.А.Пилотный вариант.М.Мозаика –Синтез,2014

2. Детство: Примерная образовательная

программа дошкольного образования / Т.И.

Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –

СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,

Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321

с.

3.

Программа «Радуга»

4Программа «Из детства - в отрочество»

5..Программа развития и воспитания

дошкольников в образовательной системе «Школа

2100» «Детский сад 2100»

6.Программа «Развитие»

Устная проверка

ключевые моменты:

1.Теоретические основы

(концептуальные положения)

изучаемой программы. Какие цели и

задачи ставятся в образовательных

программах?

2. Какие направления процесса

воспитания и образования выделяются

авторами образовательных программ?

3.Принципы построения программы.

4.Структура программы,

характеристика её основных

компонентов.

5.Методическое обеспечение

программы, его характеристика

6.Отличительные особенности

программы

7.Программа «Одаренный ребенок»

Программа «Истоки» Программа

8.«Преемственность» под редакцией

Н.А.Федосовой.

9. Программа «Детский сад – дом радости» под.

ред. Н.М. Крыловой и др.

Тема 1.3

Теоретические

основы

планирования

педагогического

процесса в

дошкольном

образовании

Определять цели и задачи,

содержание, формы, методы, средства

при планировании дошкольного

образования

Осуществление планирования на

вторую половину дня с учётом

особенностей возраста, группы,

отдельных воспитанников базового

ДОУ.

12

1.Теоретические и прикладные аспекты

методической работы воспитателя детей

дошкольного возраста. Учебно-методическое

пособие для обучающихся по специальности

«Дошкольное образование».Составители:

Барсукова Л.С., Хмелина О.А. Москва 2012,с52

2.Планирование в современном ДОУ:

Методическое пособие/Под ред.Микляевой Н.В..-

М.:ТЦ Сфера,2013., С.19

3. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образова

ния

« От рождения до

школы » /Под редакцией

Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой

Письменная

проверка

М.А.Пилотный вариант.М.Мозаика –Синтез,2014

Тема 1.4.

Методика

планирования и

разработки

рабочей

программы,

требования к

оформлению

соответствующей

документации

Определение педагогических проблем

методического характера и находить

способы их решения

через составление опорных схем,

терминологического словаря по

методике планирования и разработки

рабочей программы

8

1.Штекляйн,Хабарова Т.В.Рабочая учебная

программа в дошкольном образовательном

учреждении. Методические рекомендации. СПб.:

ООО «Детство-Пресс»,2010,С.6

2.ФГОС ДО

Устная проверка

Тема

1.5.Особенности

современных

подходов и

педагогических

технологий

дошкольного

образования

Систематизировать и оценивать

педагогический опыт и

образовательные технологии в области

дошкольного образования на основе

изучения профессиональной

литературы, самоанализа и анализа

деятельности других педагогов

Осуществите анализ педагогического

опыта воспитателей, представленного в

методическом кабинете ДОУ (укажите

авторов опыта, направление по

которому работают воспитатели, в чем

выражается результативность их

работы). Представьте письменный

сравнительный анализ результативности

работы разных

педагогов.Рекомендации по изучению

и обобщению передового

педагогического опыта.Методика

обобщения ППО.Изучение

деятельности педагога, длительное

наблюдение за его работой, посещение

занятий, воспитательных мероприятий:

анализ качества знаний,

4

1.АтемаскинаЮ.В., Богословец Л.Г. Современные

педагогические технологии в ДОУ: учебно-

методическое пособие.-СПб.: ООО«Детство-

Пресс»,2012,

2. Теоретические и прикладные аспекты

методической работы воспитателя детей

дошкольного возраста. Учебно-методическое

пособие для обучающихся по специальности

«Дошкольное образование».Составители:

Барсукова Л.С., Хмелина О.А. Москва 2012,С.27

Отчёт по

самостоятель-

ной работе

умений, навыков детей, уровня их

воспитанности, динамики общего

развития ,выявление способов, приемов,

опыта управления и организации

познавательной деятельности детей,

посредством которых достигнут

положительный опыт; выявление

отсутствия перегрузки детей;

определение в опыте работы элементов

новизны.Определение соответствия

изучаемого и обобщаемого опыта

критериям оценки ППО.Описание и

анализ условий, при которых

достигнуты положительные результаты.

Тема 1.6.

Педагогические,

гигиенические,

специальные

требования к

созданию

предметно-

развивающей

среды

Тема

1.7.Источники,

способы

обобщения,

представления и

распространения

педагогического

опыта.

Создавать в группе предметно –

развивающую среду, соответствующую

возрасту,

целям

и

з а д ач а м

дошкольного

образования.1.Осуще ствить

а н а л и з

предметно

развивающей

среды

д о ш кол ь н о го

о б р а з о в а т е л ь н о г о

учреж дения

(базы

п р а к т и к и ) . 2 .

Разработать

проект

о ф о рм л е н и я

фрагмента

предметно

развивающей

среды (вид центра развития на выбор

студента

).3.

Осуществить

защиту

проекта.

1.Изучать и анализировать

педагогическую и методическую

литературу по проблемам

дошкольного образования. Составить

картотеку по методической литературе,

отражающей источники, способы

обобщения, представления и

2

2

1.Предметно-развивающая среда детского сада в

контексте ФГТ./Под ред. Микляевой Н.В. - М.:ТЦ

Сфера,2013

2.ФГОС ДО

1.Кочкина Н.А., Чернышёва А.Н. Портфолио в ДОУ.

М.: «Скрипторий 2003»,2009.

проверка

выполнения

самостоятельной

работы,презента

ции

проверка

выполнения

самостоятельной

работы,

портфолио

распространения педагогического

опыта.

2. Составьте портфолио личных

достижений в профессиональной

деятельности.

Раздел 2.

Освоение

основ

исследовательско

й

и

пр о ект но й

деятельности.

Тема 2.1 Основы

организации

опытно –

экспериментальн

ой работы в сфере

образования.

1.

Составление словаря терминов.

Изучение локальных актов ГАПОУ

НСО «Карасукский педагогический

колледж».

2

1.

Изучение локальных актов ОУ:

-

Положение

о

предзащите

ВКР

в

ГАПОУ

НСО

«Карасукский

педагогический

колледж».

-

Алгоритм

защиты

ВКР

на

ИГА

в

ГАПОУ

НСО

«Карасукский

педагогический

колледж».

-

Положение

о

рейтинговой

оценке

качества

подготовки и защиты курсовых работ и ВКР.

Устная форма

Тема 2.2

Технология

работы с

литературой.

Структурный

аппарат книги.

1.Составление библиографического

описания различных видов научных

изданий, сборников статей, журнальной,

газетной публикации.

2. Аннотирование фрагментов

литературных источников по выбранной

теме исследования

2

Беловолов

В.А.,

Беловолова

С.П.

Введение

в

методологию

педагогического

исследования.

-

Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002 г. - 117

с.Бережнова

Е.В.

Основы

УИДС:

учебник

для

студентов СУЗ/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. -

2-е

издание,

стер.

-

М.:

Издательский

центр

«Академия»,

2006

г.

-

128

с.Борикова JI.B.,

Виноградова

Н.А.

Пишем

реферат,

доклад,

выпускную квалификационную работу: Учебное

Аннота

ция, библио

графическое

описание

пособие для студентов ССУЗ. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000 г. - 128 с.

Тема 2.3

Логика

подготовки и

требования к

устному

выступлению,

реферированию,

конспектировани

ю.

Написание

реферата

на

изучаемую

тему.

3

Беловолов В.А., Беловолова С.П. Введение в

методологию педагогического исследования. -

Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002 г. - 117

с.Бережнова Е.В. Основы УИДС: учебник для

студентов СУЗ/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. -

2-е издание, стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2006 г. - 128 с.Борикова JI.B.,

Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад,

выпускную квалификационную работу: Учебное

пособие для студентов ССУЗ. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000 г. - 128 с.

Устная форма

Тема 2.4

Методологически

е характеристики

педагогического

исследования.

Корректирование методологического

аппарата курсовых работ и ВКР

студентов колледжа.

Понятие о библиографии, аннотации,

списке литературы по теме

исследования

.

1

Беловолов В.А., Беловолова С.П. Введение в

методологию педагогического исследования. -

Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002 г. - 117

с.Бережнова Е.В. Основы УИДС: учебник для

студентов СУЗ/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. -

2-е издание, стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2006 г. - 128 с.Борикова JI.B.,

Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад,

выпускную квалификационную работу: Учебное

пособие для студентов ССУЗ. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000 г. - 128 с.

Письменная

форма

Тема 2.5

Основы

организации

проектной

деятельности.

Отработка проекта.

4

Беловолов В.А., Беловолова С.П. Введение в

методологию педагогического исследования. -

Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002 г. - 117

с.Бережнова Е.В. Основы УИДС: учебник для

студентов СУЗ/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. -

2-е издание, стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2006 г. - 128 с.Борикова JI.B.,

Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад,

выпускную квалификационную работу: Учебное

Устная форма

пособие для студентов ССУЗ. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000 г. - 128 с.

Тема 2.6

Организация

эксперимента.

Подборка диагностических методик по

теме исследования.

4

Беловолов В.А., Беловолова С.П. Введение в

методологию педагогического исследования. -

Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002 г. - 117

с.Бережнова Е.В. Основы УИДС: учебник для

студентов СУЗ/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. -

2-е издание, стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2006 г. - 128 с.Борикова JI.B.,

Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад,

выпускную квалификационную работу: Учебное

пособие для студентов ССУЗ. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000 г. - 128 с.

устная форма,

Тема 2.7

Требования к

оформлению

работы.

Изучение локальных актов ОУ.

1

Беловолов В.А., Беловолова С.П. Введение в

методологию педагогического исследования. -

Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002 г. - 117

с.Бережнова Е.В. Основы УИДС: учебник для

студентов СУЗ/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. -

2-е издание, стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2006 г. - 128 с.Борикова JI.B.,

Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад,

выпускную квалификационную работу: Учебное

пособие для студентов ССУЗ. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000 г. - 128 с.

устная

форма,

тестирование,

зачёт

Итого:

51



В раздел образования