Автор: Кузнецова Зоя Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 "Аленка"
Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Недостатки речи и успеваемость"
Раздел: дошкольное образование
Любой
дефект
в
развитии
речи
—
помеха
учебной
работе.
Обычно,
когда
он
выражен явно, родители еще до школы обращают на это внимание и стараются помочь
ребенку исправить речь. Но бывают случаи, когда явных дефектов вроде и нет, ребенок
говорит, казалось бы, правильно, а в школе, при обучении чтению и письму, с первых
шагов возникают большие трудности. И причиной тому — незначительные, или, как
говорят специалисты, стертые, нарушения речи. Мы не случайно сказали «казалось бы,
правильно» — специалист, да и просто внимательный наблюдатель легко обнаружит в
устной речи таких детей и неправильности, и «странности». Перечислить все их
решительно невозможно: общая картина ошибок очень пестра, но все же попытаемся
указать наиболее характерные. У одних детей речь очень бедна, лаконична, фразы
примитивны
и
стереотипны.
Скудность
высказываний
проявляется
в
стремлении
избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов предложения («Волк сбросил
шкуру. Он принц стал»). У других, напротив, речь чрезмерно многословна: во фразу
включается много лишних слов, названия заменяются описанием, много повторений,
уточнений — ребенок как бы не уверен в том, что его поймут, и поправляет себя («С
кем мама разговаривает, кому звонит, это вот та знакомая одна, нам знакомая»). В ряде
случаев такое многословие как бы должно компенсировать недостаточно прочный
навык связной речи.
Некоторые дети не могут связно изложить свои мысли, допускают неправильные
обороты,
путаются
в
формулировках
пространственных
и
временных
отношений,
забывают термины, с трудом овладевают сведениями по грамматике и правописанию.
Обращают на себя внимание и работы таких детей по математике: затруднение у них
вызывает не столько само решение, сколько его словесное оформление. Например,
ученик
при
правильном
решении
задач
ставит
следующие
вопросы:
«Выделить
площадь огорода в длину всех его сторон», «На сколько муки привезли больше из всех
дней каждый?»
У детей с легкими, речевыми нарушениями иногда замечается некоторое ослабление
памяти: стихотворения
запоминаются с трудом и быстро забываются, забывается
смысл прочитанного или прослушанного рассказа, а в памяти сохраняются только
детали; дети не могут передать последовательность звуков в слове и слов во фразе.
Вот
некоторые примеры: «Они обратились за помогу», «Ссора оставила плохую
последовательность», «Сторож сторожит складом», «Он всегда заболел, когда надо
выступать», «Дети пошли в лес за грибами ягоды собирать» и др.
Наибольшее
количество
подобных
ошибок
отмечается
при
самостоятельном
рассказе, в трудной ситуации, в специальных упражнениях. Число ошибок возрастает
при усталости, возбуждении, при отсутствии интереса к предмету разговора. Иногда
ошибки касаются лишь наиболее трудных разделов грамматики, редко употребляемых
правил
или
грамматических
исключений.
Однако
иногда
камнем
преткновения
оказывается и самый обычный, легкий речевой материал.
Это относится и к устной речи, и к письменной. Так, например, одна ученица 4-го
класса в конце учебного года стала вдруг путать при письме буквы Ц — Ч и искажать
общепринятый порядок слов в предложении, делая фразу запутанной. При подробном
знакомстве с девочкой оказалось, что в ранние годы у нее было отставание в развитии
речи. Потом речь как будто выправилась, но в школе, при возросшей нагрузке, в конце
концов,
сказались
следы
бывшего
недоразвития.
Указанные
звуки
девочка
уже
говорила правильно, а при письме проявились вдруг старые неправильные навыки,
которые еще не угасли.
Так бывает очень часто. Когда исследуют школьников со «стертыми» речевыми
нарушениями, обычно оказывается, что причина — в аномалии речевого развития на
каких-то очень ранних его стадиях. Такие дети обычно поздно начинали говорить,
словарный запас у них накапливался медленно.
Но отставание на каком-то этапе речевого развития редко проходит бесследно,
какие-то следы остаются на долгие годы, хотя, как мы уже сказали, они могут быть
сглажены, едва уловимы. Иногда легкую недостаточность речи родители ошибочно
расценивают как мелочь, пустяк, а на самом деле — это следы задержки речевого
развития, а иногда и нарушений в работе центральной нервной системы.
Как
же
обнаружить
подобные
ошибки
в
речи
ребенка?
Для
этого
полезно
предложить ребенку пересказать увиденное на картинке, составить предложение с
данным словом, объяснить значение каких-то слов, выделить группы однокоренных
слов, назвать демонстрируемое действие или продемонстрировать действие самому по
словесному заданию. Можно предложить подобрать определения к слову, расположить
в нужном порядке слова деформированного текста, докончить начатую фразу, вставить
в текст слова в определенных грамматических формах. Кстати, все это не только
средства диагностики, но и способы тренировки речи.
Полное
диагностическое
обследование
речи
ребенка
проводит
логопед.
И
необходимо оно потому, что в быту, в обиходе какие-то особенности речи ребенка
могут и не бросаться в глаза, а вот в учении они скажутся обязательно.
Специалист всегда сумеет обнаружить и точно оценить сглаженную, легкую форму
речевого
нарушения,
скорректировать
его
и
порекомендовать
наилучшие
педагогические меры по дальнейшему развитию речи ребенка.