Напоминание

"Недостатки речи и успеваемость"


Автор: Кузнецова Зоя Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 "Аленка"
Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Недостатки речи и успеваемость"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Любой

дефект

в

развитии

речи

помеха

учебной

работе.

Обычно,

когда

он

выражен явно, родители еще до школы обращают на это внимание и стараются помочь

ребенку исправить речь. Но бывают случаи, когда явных дефектов вроде и нет, ребенок

говорит, казалось бы, правильно, а в школе, при обучении чтению и письму, с первых

шагов возникают большие трудности. И причиной тому — незначительные, или, как

говорят специалисты, стертые, нарушения речи. Мы не случайно сказали «казалось бы,

правильно» — специалист, да и просто внимательный наблюдатель легко обнаружит в

устной речи таких детей и неправильности, и «странности». Перечислить все их

решительно невозможно: общая картина ошибок очень пестра, но все же попытаемся

указать наиболее характерные. У одних детей речь очень бедна, лаконична, фразы

примитивны

и

стереотипны.

Скудность

высказываний

проявляется

в

стремлении

избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов предложения («Волк сбросил

шкуру. Он принц стал»). У других, напротив, речь чрезмерно многословна: во фразу

включается много лишних слов, названия заменяются описанием, много повторений,

уточнений — ребенок как бы не уверен в том, что его поймут, и поправляет себя («С

кем мама разговаривает, кому звонит, это вот та знакомая одна, нам знакомая»). В ряде

случаев такое многословие как бы должно компенсировать недостаточно прочный

навык связной речи.

Некоторые дети не могут связно изложить свои мысли, допускают неправильные

обороты,

путаются

в

формулировках

пространственных

и

временных

отношений,

забывают термины, с трудом овладевают сведениями по грамматике и правописанию.

Обращают на себя внимание и работы таких детей по математике: затруднение у них

вызывает не столько само решение, сколько его словесное оформление. Например,

ученик

при

правильном

решении

задач

ставит

следующие

вопросы:

«Выделить

площадь огорода в длину всех его сторон», «На сколько муки привезли больше из всех

дней каждый?»

У детей с легкими, речевыми нарушениями иногда замечается некоторое ослабление

памяти: стихотворения

запоминаются с трудом и быстро забываются, забывается

смысл прочитанного или прослушанного рассказа, а в памяти сохраняются только

детали; дети не могут передать последовательность звуков в слове и слов во фразе.

Вот

некоторые примеры: «Они обратились за помогу», «Ссора оставила плохую

последовательность», «Сторож сторожит складом», «Он всегда заболел, когда надо

выступать», «Дети пошли в лес за грибами ягоды собирать» и др.

Наибольшее

количество

подобных

ошибок

отмечается

при

самостоятельном

рассказе, в трудной ситуации, в специальных упражнениях. Число ошибок возрастает

при усталости, возбуждении, при отсутствии интереса к предмету разговора. Иногда

ошибки касаются лишь наиболее трудных разделов грамматики, редко употребляемых

правил

или

грамматических

исключений.

Однако

иногда

камнем

преткновения

оказывается и самый обычный, легкий речевой материал.

Это относится и к устной речи, и к письменной. Так, например, одна ученица 4-го

класса в конце учебного года стала вдруг путать при письме буквы Ц — Ч и искажать

общепринятый порядок слов в предложении, делая фразу запутанной. При подробном

знакомстве с девочкой оказалось, что в ранние годы у нее было отставание в развитии

речи. Потом речь как будто выправилась, но в школе, при возросшей нагрузке, в конце

концов,

сказались

следы

бывшего

недоразвития.

Указанные

звуки

девочка

уже

говорила правильно, а при письме проявились вдруг старые неправильные навыки,

которые еще не угасли.

Так бывает очень часто. Когда исследуют школьников со «стертыми» речевыми

нарушениями, обычно оказывается, что причина — в аномалии речевого развития на

каких-то очень ранних его стадиях. Такие дети обычно поздно начинали говорить,

словарный запас у них накапливался медленно.

Но отставание на каком-то этапе речевого развития редко проходит бесследно,

какие-то следы остаются на долгие годы, хотя, как мы уже сказали, они могут быть

сглажены, едва уловимы. Иногда легкую недостаточность речи родители ошибочно

расценивают как мелочь, пустяк, а на самом деле — это следы задержки речевого

развития, а иногда и нарушений в работе центральной нервной системы.

Как

же

обнаружить

подобные

ошибки

в

речи

ребенка?

Для

этого

полезно

предложить ребенку пересказать увиденное на картинке, составить предложение с

данным словом, объяснить значение каких-то слов, выделить группы однокоренных

слов, назвать демонстрируемое действие или продемонстрировать действие самому по

словесному заданию. Можно предложить подобрать определения к слову, расположить

в нужном порядке слова деформированного текста, докончить начатую фразу, вставить

в текст слова в определенных грамматических формах. Кстати, все это не только

средства диагностики, но и способы тренировки речи.

Полное

диагностическое

обследование

речи

ребенка

проводит

логопед.

И

необходимо оно потому, что в быту, в обиходе какие-то особенности речи ребенка

могут и не бросаться в глаза, а вот в учении они скажутся обязательно.

Специалист всегда сумеет обнаружить и точно оценить сглаженную, легкую форму

речевого

нарушения,

скорректировать

его

и

порекомендовать

наилучшие

педагогические меры по дальнейшему развитию речи ребенка.



В раздел образования