Напоминание

"Система работы по обеспеченности эмоционального благополучия детей раннего возраста в ДОО"


Автор: Ларионова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 190
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Система работы по обеспеченности эмоционального благополучия детей раннего возраста в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы по обеспеченности эмоционального благополучия

детей раннего возраста в ДОО

Для достижения эмоционального благополучия должны быть созданы

соответствующие

условия,

при

которых

ребенок

становится

субъектом

педагогической деятельности .

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка,

является правильно организованная работа воспитателя. Для организации

такой

работы

важно,

чтобы

уже

на

уровне

осознания

воспитатель

был

сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и

эмоционально-развивающей

среды

в

группе,

т.е.

среды,

способствующей

разностороннему

и

полноценному

развитию

эмоционально-чувственной

сферы

ребенка

дошкольного

возраста

(как

условия

его

дальнейшего

успешного и гармоничного развития).

Эмоционально

развивающая

среда

совокупность

общих

и

специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную

поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе,

создающих

соответствующий

эмоциональный

настрой,

разнообразно

активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих

овладению

навыками

эмоциональной

регуляции

(Л.А.

Максимова)

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

Первым

компонентом

является

взаимодействие

педагога

с

детьми.

Значимым

фактором

является

эмоционально-личностные

особенности

педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное,

приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой

на дальнейшее взаимодействие.

Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на

уровне

глаз».

Он

садиться

на

маленький

стул,

наклоняется

к

нему,

располагается вместе с детьми на ковре, на диване.

Это прямой взгляд в глаза другому человеку.

Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для

эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в

общении с взрослыми более уверенными.

(Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального

неблагополучия ребенка).

Ласковый

взгляд

снижает

уровень

тревожности

и

уменьшает

страхи

у

ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по

голове, легкое объятие и т.п.

В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие

нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не

быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя

уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться

с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет

положительная самооценка.

Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка.

Ребенок

должен

чувствовать

неподдельный

интерес

к

нему

со

стороны

родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в

нужный момент.

Не

получая

достаточно

пристального

внимания,

ребенок

испытывает

беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате

ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и

эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться

со сверстниками.

Вторым,

основным

компонентом

эмоционально-развивающей

среды

является

оформление

интерьера

группового

помещения

(благоприятное

цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим),

пространственное решение группы - наличие специально-организованных

зон:

Уголок приветствия

Цель:

способствовать

психическому

и

личностному

росту

ребенка,

сплочению

детского

коллектива,

создание

позитивного

эмоционального

настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого мы использовали:

Стенд

«Здравствуй,

я

пришел!»

с

фото

детей

(приходя

в

д/с

ребенок

переворачивает

лицом

свое

фото

к

окружающим,

т.о.

заявляя

о

своём

присутствии в группе)

Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют

своё настроение в течение дня);

Уголок достижений.

Цель:

повышать

самооценку,

уверенность

детей

в

себе,

предоставлять

позитивную

информацию

для

родителей,

способствующую

установлению

взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и

доброжелательному отношению к людям.

«Цветок успехов»

«Звезда

недели»:

в

середине

большой

звезды

-

фото,

на

концах

звезды

записывается информация о ребенке, которой он гордится.

«Копилка

добрых

дел»,

«Дерево

добрых

дел»

панно

с

кармашками

на

каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный

поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

Уголок гнева.

Цель:

дать

возможность

детям

в

приемлемой

форме

освободится

от

переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут

потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, куда

ребенок

может

выбросить

свою

«злость

и

обиду»

(сжав

предварительно

кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету)

«Подушка – колотушка», «Мешочек для крика», «Ковёр дружбы».

для малышей - "домотека", в специально отведенном пространстве группы

дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или

другие

вещи,

напоминающие

о

доме.

Это

по-настоящему

приближает

обстановку

детского

сада

к

семейной,

решает

проблему

адаптации

и

преодоления

нередко

возникающего

чувства

одиночества,

способствует

установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

При

оформлении

«уголков

настроения»

мы

уделяли

особое

внимание

и

подбору

цветовой

гаммы,

поскольку

цвет

и

настроение

взаимосвязаны.

Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или

иной

эмоции

у

представленных

сказочных

героев,

цвет

же

поможет

почувствовать ее.

Третьим

компонентом

является

стабильность

окружающей

среды,

способствующая

устойчивому

чувству

безопасности

и

эмоциональному

комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и

чередование

различных

занятий,

сна,

отдыха,

регулярное

и

правильное

питание,

выполнение

правил

личной

гигиены,

обеспечение

полноценной

физической нагрузки.

Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является

физическая

нагрузка.

Известно,

что

на

любое

событие

душа

и

тело

отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и,

наоборот,

мышечное

напряжение

приводит

к

эмоциональному

всплеску.

Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке

дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при

этом.

Известный

русский

физиолог

И.П.

Павлов

говорил

о

том,

что

любая

физическая

деятельность

дарит

мышечную

радость,

создавая

устойчивое

настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.

Эффективно

воздействуют

на

психическое

состояние

детей,

снимая

напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.

Четвертая,

заключительная

составляющая эмоционально-развивающей

среды

-

это

эмоционально-активизирующая

совместная

деятельность

воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды

игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы,

начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Приведем несколько

игр,

способствующих

оптимизации

эмоционально-чувственной

сферы

ребенка:

1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры – создавать

положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и

мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять

эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5.

Игры

на

развитие

эмпатии

у

детей.

Цель:

развивать

у

детей

умения

понимать

чувства

и

состояния

других

людей,

развивать

способность

сопереживать, сочувствовать.

6.Эмоциональные паузы.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение

психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмотрено

нормами

организации

жизнедеятельности

ДОУ,

однако

рекомендовано

психологами и медиками. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой,

М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры,

упражнения),

направленные

на

развитие

и

коррекцию

различных

сторон

психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Особенно

эти

занятия

нужны

детям

с

чрезмерной

утомляемостью,

истощаемостью,

непоседливостью,

обладающим

вспыльчивым

или

замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы

упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и

профилактики.

Основная

цель

занятий

по

психогимнастике

-

овладение

навыками

управления

своей

эмоциональной

сферой:

развития

у

детей

способности

понимать,

осознавать

свои

и

чужие

эмоции,

правильно

их

выражать и полноценно переживать.

Чтение художественной литературы, использование фольклора

может

использоваться

при

работе

с

детьми

дошкольного

возраста,

используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды. Выполняются

следующие условия:

При

чтении

или

рассказывании

должны

передаваться

подлинные

эмоции и чувства;

Во

время

чтения

или

рассказывания

следует

расположиться

перед

ребенком

так,

чтобы

он

мог

видеть

лицо

педагога,

наблюдать

за

жестами,

мимикой,

выражением

его

глаз,

обмениваться

с

ним

взглядами.

Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена

любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.

В работе по оптимизации эмоционального благополучия мы

использовали

и

музыку

,

которая

помогает

преодолеть

внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии. Каждое утро в детском саду

начинается с утренней гимнастики, ее мы проводим под ритмичную музыку.

У

детей

создается

позитивный

настрой.

С

целью

формирования

оптимистического

и

жизнеутверждающего

мировоззрения

дошкольников,

гармонизации их внутреннего мира, умение радоваться жизни в детском саду

совместно с музыкальным руководителем была специально отобрана музыка

для использования во время режимных моментов.

Перед дневным сном мы включали колыбельные в исполнении Виктора

Непомнящего, Ирины Горбатюк. Колыбельная - это музыка с медленным

темпом и четким ритмом. Эта музыка успокаивает гиперактивных детей.

Нередко в паузах между

играми и занятиями

слушаем музыкальные

композиции

из

старых

добрых

мультфильмов,

музыкально-литературные

композиции по сказкам, где звучат голоса сказочных персонажей, песни.

Используем подборку песен о наших маленьких друзьях - животных и

насекомых: "В траве сидел кузнечик", "Два веселых гуся".Веселые, яркие,

мажорные

песни

создают

позитивное

настроение,

придают

ощущение

радости, веру в добро.

Также для снятия эмоционального напряжения можно использовать

Сухой бассейн с шариками. Ребенок, играя и весело проводя время в сухом

бассейне,

получает

много

полезного

для

здоровья.

Конечно,

это

массаж.

Причем, мягкий массаж происходит во время игр с шариками практически на

всей

поверхности

тела

ребенка.

Шарики

специально

разрабатываются

определенного

диаметра,

чтобы

массажный

и

другие

эффекты

были

максимальными.

Игры

в

сухом

бассейне

положительно

влияют

на

систему

кровообращения и дыхания ребенка. Одновременно улучшается координация

движения, происходит профилактика плоскостопия. Очень важный момент -

это снятие эмоционального напряжения. Лежа в сухом бассейне, ребенок

расслабляется.

Другим

направлением

нашей

работы

стала

педагогическая

поддержка

семье

в

вопросах

эмоционального

благополучия

ребенка

.Это

один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между

детьми и взрослыми. При организации помощи семьям детей-дошкольников

перед педагогом встают следующие задачи:

– оказание квалифицированной консультативной и практической помощи

родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания и развития;

– выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

– активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка

их уверенности в собственных педагогических возможностях;

– формирование у родителей потребности в частом индивидуальном общении

с детьми.

В рамках изучения условий обучения и воспитания в семье, а также

затруднений у родителей в вопросах воспитания воспитателями нами было

организовано посещение некоторых семей. Беседа позволила воспитателю

прикоснуться к внутреннему миру родителя, увидеть успехи и затруднения

как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Не

каждый родитель способен оценить свои ошибки в воспитании, которые

могут

оказывать

влияние

на

эмоциональное

благополучие

и

развитие

ребенка.

В

связи

с

этим

мы

предложили

родителям

своеобразное

исследование особенностей воспитания, которое осуществляется в семье. Это

было «Родительское сочинение», которое позволило выявить особенности

родительской позиции и типа семейного воспитания, получить информацию

об истории развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка

глазами

родителей,

а

также

определить

зоны

конфликтности

в

детско-

родительском взаимодействии.

Важным в организации помощи семьям детей дошкольного возраста

является проведение информационных и тематических мероприятий.

В нашем случае это были :

– индивидуальные беседы по темам: «Формирование культуры поведения у

детей», «Что рассказать ребенку на ночь?», «Об упрямстве и капризности» и

др.;

консультации:

«Адаптивный

период

вашего

ребенка»,

«Роль

семьи

в

развитии

детей»,

«Понимаем

и

принимаем»;

«Как

перестать

кричать

на

ребенка» и др.;

– родительские собрания: «Что важно знать о ребенке, чтобы его понимать»,

«Безопасность

детей

дошкольного

возраста»,

«Игра

с

ребенком

в

жизни

вашей семьи»;

– рукописные стенды и журналы: «Дети говорят», «Рекомендации врача»,

«Мамочки любимые», «Поздравляем».

Общение

родителя

с

ребенком

происходит

и

в

совместной

деятельности, которая должна быть увлекательна для всех ее участников. С

этой

целью

педагоги

организуют

выставки

семейных

творческих

работ,

совместные праздники, тематические встречи и акции. Возможно, это одна из

главнейших задач в работе педагога — понять причины эмоционального

неблагополучия ребенка, которое негативным образом сказывается на его

личностном развитии, и помочь родителям — всем и каждому в отдельности

— исправить все отрицательные факторы и создать эффективные условия

общения в семье.

Сочетание выделенных

компонентов эмоционально развивающей

среды

представляет

собой

необходимые

условия

для

оптимального

эмоционального развития детей раннего возраста.



В раздел образования