Автор: Ларионова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 190
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Система работы по обеспеченности эмоционального благополучия детей раннего возраста в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Система работы по обеспеченности эмоционального благополучия
детей раннего возраста в ДОО
Для достижения эмоционального благополучия должны быть созданы
соответствующие
условия,
при
которых
ребенок
становится
субъектом
педагогической деятельности .
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка,
является правильно организованная работа воспитателя. Для организации
такой
работы
важно,
чтобы
уже
на
уровне
осознания
воспитатель
был
сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и
эмоционально-развивающей
среды
в
группе,
т.е.
среды,
способствующей
разностороннему
и
полноценному
развитию
эмоционально-чувственной
сферы
ребенка
дошкольного
возраста
(как
условия
его
дальнейшего
успешного и гармоничного развития).
Эмоционально
развивающая
среда
–
совокупность
общих
и
специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную
поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе,
создающих
соответствующий
эмоциональный
настрой,
разнообразно
активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих
овладению
навыками
эмоциональной
регуляции
(Л.А.
Максимова)
Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
Первым
компонентом
является
взаимодействие
педагога
с
детьми.
Значимым
фактором
является
эмоционально-личностные
особенности
педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное,
приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой
на дальнейшее взаимодействие.
Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на
уровне
глаз».
Он
садиться
на
маленький
стул,
наклоняется
к
нему,
располагается вместе с детьми на ковре, на диване.
Это прямой взгляд в глаза другому человеку.
Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для
эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в
общении с взрослыми более уверенными.
(Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального
неблагополучия ребенка).
Ласковый
взгляд
снижает
уровень
тревожности
и
уменьшает
страхи
у
ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.
Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по
голове, легкое объятие и т.п.
В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие
нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не
быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя
уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться
с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет
положительная самооценка.
Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка.
Ребенок
должен
чувствовать
неподдельный
интерес
к
нему
со
стороны
родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в
нужный момент.
Не
получая
достаточно
пристального
внимания,
ребенок
испытывает
беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате
ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и
эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться
со сверстниками.
Вторым,
основным
компонентом
эмоционально-развивающей
среды
является
оформление
интерьера
группового
помещения
(благоприятное
цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим),
пространственное решение группы - наличие специально-организованных
зон:
Уголок приветствия
Цель:
способствовать
психическому
и
личностному
росту
ребенка,
сплочению
детского
коллектива,
создание
позитивного
эмоционального
настроя, атмосферы группового доверия и принятия.
Для этого мы использовали:
Стенд
«Здравствуй,
я
пришел!»
с
фото
детей
(приходя
в
д/с
ребенок
переворачивает
лицом
свое
фото
к
окружающим,
т.о.
заявляя
о
своём
присутствии в группе)
Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют
своё настроение в течение дня);
Уголок достижений.
Цель:
повышать
самооценку,
уверенность
детей
в
себе,
предоставлять
позитивную
информацию
для
родителей,
способствующую
установлению
взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и
доброжелательному отношению к людям.
«Цветок успехов»
«Звезда
недели»:
в
середине
большой
звезды
-
фото,
на
концах
звезды
записывается информация о ребенке, которой он гордится.
«Копилка
добрых
дел»,
«Дерево
добрых
дел»
панно
с
кармашками
на
каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный
поступок, дело (в конце недели дети поощряются).
Уголок гнева.
Цель:
дать
возможность
детям
в
приемлемой
форме
освободится
от
переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
«Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут
потоптаться;
«Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, куда
ребенок
может
выбросить
свою
«злость
и
обиду»
(сжав
предварительно
кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету)
«Подушка – колотушка», «Мешочек для крика», «Ковёр дружбы».
для малышей - "домотека", в специально отведенном пространстве группы
дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или
другие
вещи,
напоминающие
о
доме.
Это
по-настоящему
приближает
обстановку
детского
сада
к
семейной,
решает
проблему
адаптации
и
преодоления
нередко
возникающего
чувства
одиночества,
способствует
установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
При
оформлении
«уголков
настроения»
мы
уделяли
особое
внимание
и
подбору
цветовой
гаммы,
поскольку
цвет
и
настроение
взаимосвязаны.
Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или
иной
эмоции
у
представленных
сказочных
героев,
цвет
же
поможет
почувствовать ее.
Третьим
компонентом
является
стабильность
окружающей
среды,
способствующая
устойчивому
чувству
безопасности
и
эмоциональному
комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и
чередование
различных
занятий,
сна,
отдыха,
регулярное
и
правильное
питание,
выполнение
правил
личной
гигиены,
обеспечение
полноценной
физической нагрузки.
Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является
физическая
нагрузка.
Известно,
что
на
любое
событие
душа
и
тело
отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и,
наоборот,
мышечное
напряжение
приводит
к
эмоциональному
всплеску.
Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке
дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при
этом.
Известный
русский
физиолог
И.П.
Павлов
говорил
о
том,
что
любая
физическая
деятельность
дарит
мышечную
радость,
создавая
устойчивое
настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.
Эффективно
воздействуют
на
психическое
состояние
детей,
снимая
напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.
Четвертая,
заключительная
составляющая эмоционально-развивающей
среды
-
это
эмоционально-активизирующая
совместная
деятельность
воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды
игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.
В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы,
начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Приведем несколько
игр,
способствующих
оптимизации
эмоционально-чувственной
сферы
ребенка:
1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры – создавать
положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.
2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и
мышечное напряжение, избавиться от страхов.
4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять
эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.
5.
Игры
на
развитие
эмпатии
у
детей.
Цель:
развивать
у
детей
умения
понимать
чувства
и
состояния
других
людей,
развивать
способность
сопереживать, сочувствовать.
6.Эмоциональные паузы.
Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение
психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмотрено
нормами
организации
жизнедеятельности
ДОУ,
однако
рекомендовано
психологами и медиками. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой,
М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры,
упражнения),
направленные
на
развитие
и
коррекцию
различных
сторон
психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Особенно
эти
занятия
нужны
детям
с
чрезмерной
утомляемостью,
истощаемостью,
непоседливостью,
обладающим
вспыльчивым
или
замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы
упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и
профилактики.
Основная
цель
занятий
по
психогимнастике
-
овладение
навыками
управления
своей
эмоциональной
сферой:
развития
у
детей
способности
понимать,
осознавать
свои
и
чужие
эмоции,
правильно
их
выражать и полноценно переживать.
Чтение художественной литературы, использование фольклора
может
использоваться
при
работе
с
детьми
дошкольного
возраста,
используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды. Выполняются
следующие условия:
При
чтении
или
рассказывании
должны
передаваться
подлинные
эмоции и чувства;
Во
время
чтения
или
рассказывания
следует
расположиться
перед
ребенком
так,
чтобы
он
мог
видеть
лицо
педагога,
наблюдать
за
жестами,
мимикой,
выражением
его
глаз,
обмениваться
с
ним
взглядами.
Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена
любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.
В работе по оптимизации эмоционального благополучия мы
использовали
и
музыку
,
которая
помогает
преодолеть
внутренние
конфликты и достичь внутренней гармонии. Каждое утро в детском саду
начинается с утренней гимнастики, ее мы проводим под ритмичную музыку.
У
детей
создается
позитивный
настрой.
С
целью
формирования
оптимистического
и
жизнеутверждающего
мировоззрения
дошкольников,
гармонизации их внутреннего мира, умение радоваться жизни в детском саду
совместно с музыкальным руководителем была специально отобрана музыка
для использования во время режимных моментов.
Перед дневным сном мы включали колыбельные в исполнении Виктора
Непомнящего, Ирины Горбатюк. Колыбельная - это музыка с медленным
темпом и четким ритмом. Эта музыка успокаивает гиперактивных детей.
Нередко в паузах между
играми и занятиями
слушаем музыкальные
композиции
из
старых
добрых
мультфильмов,
музыкально-литературные
композиции по сказкам, где звучат голоса сказочных персонажей, песни.
Используем подборку песен о наших маленьких друзьях - животных и
насекомых: "В траве сидел кузнечик", "Два веселых гуся".Веселые, яркие,
мажорные
песни
создают
позитивное
настроение,
придают
ощущение
радости, веру в добро.
Также для снятия эмоционального напряжения можно использовать
Сухой бассейн с шариками. Ребенок, играя и весело проводя время в сухом
бассейне,
получает
много
полезного
для
здоровья.
Конечно,
это
массаж.
Причем, мягкий массаж происходит во время игр с шариками практически на
всей
поверхности
тела
ребенка.
Шарики
специально
разрабатываются
определенного
диаметра,
чтобы
массажный
и
другие
эффекты
были
максимальными.
Игры
в
сухом
бассейне
положительно
влияют
на
систему
кровообращения и дыхания ребенка. Одновременно улучшается координация
движения, происходит профилактика плоскостопия. Очень важный момент -
это снятие эмоционального напряжения. Лежа в сухом бассейне, ребенок
расслабляется.
Другим
направлением
нашей
работы
стала
педагогическая
поддержка
семье
в
вопросах
эмоционального
благополучия
ребенка
.Это
один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между
детьми и взрослыми. При организации помощи семьям детей-дошкольников
перед педагогом встают следующие задачи:
– оказание квалифицированной консультативной и практической помощи
родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания и развития;
– выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
– активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка
их уверенности в собственных педагогических возможностях;
– формирование у родителей потребности в частом индивидуальном общении
с детьми.
В рамках изучения условий обучения и воспитания в семье, а также
затруднений у родителей в вопросах воспитания воспитателями нами было
организовано посещение некоторых семей. Беседа позволила воспитателю
прикоснуться к внутреннему миру родителя, увидеть успехи и затруднения
как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Не
каждый родитель способен оценить свои ошибки в воспитании, которые
могут
оказывать
влияние
на
эмоциональное
благополучие
и
развитие
ребенка.
В
связи
с
этим
мы
предложили
родителям
своеобразное
исследование особенностей воспитания, которое осуществляется в семье. Это
было «Родительское сочинение», которое позволило выявить особенности
родительской позиции и типа семейного воспитания, получить информацию
об истории развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка
глазами
родителей,
а
также
определить
зоны
конфликтности
в
детско-
родительском взаимодействии.
Важным в организации помощи семьям детей дошкольного возраста
является проведение информационных и тематических мероприятий.
В нашем случае это были :
– индивидуальные беседы по темам: «Формирование культуры поведения у
детей», «Что рассказать ребенку на ночь?», «Об упрямстве и капризности» и
др.;
–
консультации:
«Адаптивный
период
вашего
ребенка»,
«Роль
семьи
в
развитии
детей»,
«Понимаем
и
принимаем»;
«Как
перестать
кричать
на
ребенка» и др.;
– родительские собрания: «Что важно знать о ребенке, чтобы его понимать»,
«Безопасность
детей
дошкольного
возраста»,
«Игра
с
ребенком
в
жизни
вашей семьи»;
– рукописные стенды и журналы: «Дети говорят», «Рекомендации врача»,
«Мамочки любимые», «Поздравляем».
Общение
родителя
с
ребенком
происходит
и
в
совместной
деятельности, которая должна быть увлекательна для всех ее участников. С
этой
целью
педагоги
организуют
выставки
семейных
творческих
работ,
совместные праздники, тематические встречи и акции. Возможно, это одна из
главнейших задач в работе педагога — понять причины эмоционального
неблагополучия ребенка, которое негативным образом сказывается на его
личностном развитии, и помочь родителям — всем и каждому в отдельности
— исправить все отрицательные факторы и создать эффективные условия
общения в семье.
Сочетание выделенных
компонентов эмоционально развивающей
среды
представляет
собой
необходимые
условия
для
оптимального
эмоционального развития детей раннего возраста.