Напоминание

"Познание окружающего мира средствами музыки"


Автор: Турчанинова Нина Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16 станица Архонская"
Населённый пункт: станица Архонская, РСО-Алания
Наименование материала: Доклад
Тема: "Познание окружающего мира средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Познание окружающего мира средствами музыки

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 16 станица Архонская»

Турчанинова Нина Владимировна

Музыка, которая помогает познавать детям мир.

В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым

чувством

собственного

достоинства

и

самоуважения,

имеющая

доступ

к

разнообразным формам проявления культуры. Значительную роль в решении

этой проблемы отводят искусству, в частности музыке. Музыка – «самое

эмоциональное

искусство»

(Д.Б.

Кабалевский),

ее

воздействие

на

формирование

личности

огромно.

«Без

музыки

трудно

представить

себе

жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…

любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова

крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более

полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие

ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без

музыкального

воспитания

невозможно

умственное

развитие

ребенка.

Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам

человек, его духовный мир, мышление и речь. Внимание ребенка как бы

сосредотачивается на предметах, явлениях, которые в новом свете открыла

перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в

слово».

Меня как музыкального руководителя заинтересовала возможность помочь

детям в познании окружающего мира средствами музыки. Прежде всего, еще

раз уточнила задачи музыкального воспитания детей в детском саду, изучила

специальную литературу, определила направление работы с детьми, наметила

конкретные задачи:

обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом классической,

народной, национальной осетинской музыки;

учить понимать и любить музыку, различать ее изобразительность,

средства выразительности;

знакомить детей с фактами и явлениями окружающей жизни средствами

музыки, расширять кругозор;

формировать речь детей в процессе обучения их слушанию музыки и

пению (пополнить и обогатить словарный запас, вырабатывать правильное

звукопроизношение,

умение

точно

и

грамотно

выражать

свои

мысли;

работать над выразительно-образным строем речи, эмоциональной стороной;

развивать любознательность, познавательные интересы посредством

музыки, разнообразной по настроению, жанрам, средствам выразительности.

Поставленные задачи решались во всех формах работы с детьми: на

музыкальных

занятиях,

праздничных

утренниках,

развлечениях,

в

повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности, причем

совместно

с

воспитателями

и

родителями.

С

этой

целью

музыкальный

репертуар классифицировала по следующим темам: «Классическая музыка»,

«Фольклор», «Осетинская музыка», «Казачья народная музыка».

Перспективно спланировала работу с детьми так, чтобы материал был

равномерно распределен в течение учебного года, обеспечивая тем самым

последовательное

решение

поставленных

задач

в

комплексе

с

другими.

Продумала методы и приемы работы с детьми.

С этой целью изучила «С

истему музыкальных занятий в детском саду» для детей младшего, среднего

и

старшего

дошкольного

возраста,

созданной

и

апробированной

музыкальным

руководителем

детского

сада

1745

Южного

административного

округа

Москвы

Ларисой

Владимировной

Гераскиной.

Подготовила иллюстрации, фотографии по названным выше темам, пособия

и технические средства обучения.

В календарном планировании музыкальных занятий предусматриваю, как

обеспечить

решение

всех

задач

музыкального

воспитания

в

сочетании

с

другими

задачами.

Наиболее

трудные

задания,

требующие

большего

умственного

напряжения,

чередую

с

более

простыми

и

знакомыми,

тщательно слежу за активностью ребят. В конце учебного года с целью

анализа музыкального развития каждого ребенка планирую 2-3 итоговых

занятия

и

индивидуальное

прослушивание.

Полученные

результаты

сравниваю с данными зафиксированными в начале учебного года.

Тщательно подбираю материал, который бы позволил расширить кругозор

ребят, запас музыкальных впечатлений, которые дают детям разносторонние

знания об окружающем. Первый круг вопросов, на которые дети получают

ответ, можно сформулировать так: какие чувства передает музыка? Второй

круг

вопросов

направлен

на

понимание

детьми

того,

что

музыка

может

передать многое из окружающей жизни. Третий круг вопросов – как, с

помощью

каких

средств

рассказывает

музыка

о

явлении,

предмете.

Приведу пример беседы с детьми «Как родилось прекрасное искусство –

музыка».

«Если вы ранним утром попадете в лес, остановитесь и прислушайтесь.

Сколько звуков! Шелестит листва, поют птицы, жужжит шмель. Если

есть

ручей,

то

он

прибавит

свое

журчание

к

лесной

музыке.

Все

эти

непохожие

друг

на

друга

голоса,

звуки

человек

слышал

еще

в

глубокой

древности. Сначала он подражал им, а потом начал сочинять свои мелодии.

Тогда же человек подметил: если срезать тросник и подуть в него, то

получится звук красивый и протяжный. Если, хлопая в ладоши, взять в руки

камешки,

звук

получится

громче

и

звонче.

Если

ударить

по

стволу

дуплистого дерева, то удар слышен издалека. Так появились музыкальные

инструменты.

«Ау-у-у!»

-

перекликаются

грибники.

«Раз.

Два,

взяли!»

-

командует кто-то из рабочих, поднимающих тяжесть. Это уже маленькие

напевы,

пришедшие

к

нам

из

далекого

прошлого.

Во

все

времена

мамы

убаюкивали своих малышей ласковой, тихой песенкой. Мужчины, изображая

в танцах охоту, битву с врагами, сопровождали их громкими возгласами.

Уборка

урожая,

свадьба,

рождение

ребенка

сопровождались

песнями

и

плясками. Так родилось прекрасное искусство – музыка! Что она может?

Многое. Нарисовать пейзаж, имитировать пение птиц, раскаты грома,

шум дождя, изобразить движение поезда, бег коня, полет птиц. Но главная

особенность музыки – она передает настроение и чувства человека. И не

только передает, но и создает их. Когда слышишь звонкую радостную

песенку, становится весело, хочется петь и танцевать. Если же песенка

грустная, танцевать совсем не хочется. Чтобы понимать язык музыки,

надо не просто слушать ее – надо слышать ее. И тогда обязательно

услышишь,

какие

чувства

и

настроения

она

передает,

какие

картины

рисует».

Встреча с классической музыкой

Первый

этап

знакомство

с

произведениями

классической

музыки

на

музыкальных занятиях.

Второй этап – знакомство с классической музыкой на вечерах досуга.

Третий этап на пути знакомства с классикой – классическая музыка на

праздничных утренниках.

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать,

воспитывать… В своей работе я стремлюсь формировать музыкальный вкус

детей, знакомя дошкольников с классической музыкой.

Первый этап – это знакомство с произведениями классической музыки на

занятиях. Многое на занятиях зависит от вступительного слова музыкального

руководителя,

завязки,

которая

должна

подготовить

дошкольников

к

осмыслению музыкального произведения. Увлекательное слово настраивает

детей на нужную эмоциональную волну, привлекает их внимание. Моя задача

перед

слушанием

произведения

ввести

детей

в

атмосферу

музыки,

подготовить

и

настроить

на

ее

восприятие,

помочь

ярче

пережить

музыкальный образ. Дети чутко реагируют на эмоциональность обращенных

к

ним

слов,

поэтому

так

важно

продумать

построение

всего

занятия,

использование художественного слова, которое введет их в новый мир, чтобы

пробудить

«чувствительность

к

музыке».

Важно

установить

единство

словесного и музыкального материала.

Так, например, слушая пьесу «Аквариум» из цикла «Карнавал животных»

Камиля Сен-Санса, предлагаю детям переместиться в необычный мир.

Целый день снуют, толкаются эти крошки за окном:

То гурьбою соберутся, то плывут в воде гуськом.

Водоросли, как аллеи, дно песчанное светло.

Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнута дугой,

Чешуинки так и блещут у красавицы такой.

Это конечно подводное царство. Слушая музыку, мы словно видим

чудесную картину сверкающих разноцветных бликов на воде, отражение в

ней солнечного света. Мелодия плавно скользит по соседним звукам. Музыка

искрится

и

переливается.

Демонстрация

аквариума,

картинки

или

фотографии

не

подменяет

его

содержания,

а

служит

дополнительным

с р е д с т в о м ,

а к т и в и з и р у ю щ и м

в о с п р и я т и е

м у з ы к и .

На последующих занятиях после прослушивания эта пьеса используется в

музыкально-ритмических

движениях.

Приведу

пример

восприятия

пьесы

«Аквариум» с использованием музыкально-ритмических движений. «Сейчас

мы снова послушаем музыку Сен-Санса и силой своей фантазии изменим

пространство нашего зала. Он превратится в море или океан, а вы – в

морских обитателей. Вот здесь элементы костюмов (шапочки рыбок, газовые

платочки, ленты на палочке для имитации водорослей), которые вы можете

использовать

по

своему

усмотрению).

Предлагаю

детям

превратиться

в

морских

обитателей

и

«пожить»

их

жизнью

под

музыку

К.Сен-Санса.

Малоактивным детям предложила пускать мыльные пузыри. Затем провожу

беседу

о

том,

кто

каким

животным

был,

что

дети

видели

вокруг

себя,

заметили

ли

они

других

морских

обитателей.

Это

способствует

более

глубокому

переживанию

музыки

и

ее

анализу

и

позволяет

детям

лучше

понять, пережить и запомнить музыку.

Второй этап – знакомство с классической музыкой на вечерах досуга.

Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им.

Поэтому при подготовке досугов стараюсь так строить беседу, подбирать

музыкальный репертуар, чтобы он был доступен, интересен детям, выбираю

самые яркие произведения. Какие же досуги проводились?

«Классическим» стал у нас досуг «Чайковского повсюду знают». Сколько

здесь прозвучало прекрасной, выразительной музыки! Дети знакомились с

пьесами из «Детского альбома», в котором посредством музыки рассказано

об одном дне из жизни ребенка. В нем много близких и понятных им

картинок и образов. Дети охотно высказывались о прослушанной музыке,

фантазировали. Почему заболела кукла? Куда мы поскачем на лошадке? Что

замышляет Баба Яга? Чему радуются солдатики?

Не анализ, а впечатление – таков был мой подход к развитию

художественного

восприятия,

ведь

дети

представляют

себе

музыкальные

образы

неповторимыми,

целостными.

После

досуга

дети

увлеченно

передавали свои впечатления в рисунках. Уверена, что этот музыкальный

вечер запомнился. А потом были другие досуги, не менее интересные, на

которых

ребята

узнали

об

удивительно

трепетном

отношении

П.И.Чайковского

к

родной

природе.

В

пьесах

«Времена

года»

можно

услышать пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, а значит можно

мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запах

земли. Окружающий мир, воплощенный в музыке – это ли не Красота! А

если

ее

нарисовать,

выразить

движением,

словом?

На

вечерах

досуга

сочетается

музыка

и

художественные

произведения,

музыка

и

живопись,

музыка и хореография.

И, наконец, третий этап на пути знакомства с классикой – классическая

музыка на праздничных утренниках. Готовя звуковой сценарий к осеннему

празднику задумалась: «А под какую музыку должна прийти на праздник

Осень?»

И

решила:

пусть

это

будет

не

привычная

русская

мелодия,

а

«Вечерняя

серенада»

Ф.

Шуберта.

Результат

превзошел

все

ожидания:

музыка органично «вошла» в сценарий, подчеркнула характер персонажа,

даже подсказала движения. Осень в ярком расписном костюме шла по залу,

разбрасывая вокруг желтые конфетти, как бы осыпая детей осенним золотом.

Праздник новогодней елки – это прежде всего сказка, которая уносит

ребенка

в

мир

фантазий,

будит

воображение,

наполняет

сильными

эмоциональными впечатлениями. Как важно так подобрать музыку, чтобы

она

стала

неотъемлемой

частью,

«изюменкой»

сценария,

чтобы

ярко

и

выразительно

«представила»

персонаж

или

событие

праздника.

…Звучит

«Вальс» В. Ребикова из оперы «Елка» и в сверкающем наряде появляется

Снегурочка, легкая, изящная, веселая, рассыпая вокруг снежинки, кружась в

ритме музыки. Дети замирают от восторга, погружаясь в мир сказки.

Как любят девочки исполнять танец льдинок под «Вальс»Делиба.В

аудиозаписи

он

звучит

особенно

выразительно.

Легкость,

воздушность

мелодии подчеркивается звучанием колокольчиков в оркестре. «Как будто

льдинки звенят», - удивились дети, и танец стал любимым. Исполняя его,

девочки

старались

подчеркнуть

пластикой,

движениями

рук

красоту,

нежность музыки. Именно музыка позволила детям выйти на новый, более

высокий уровень исполнительства, а ведь это так важно!

А однажды в детском саду расцвел удивительный волшебный цветок. Как

его представить на празднике? Решила: поможет музыка П.И.Чайковского.

Помните, в «Вальсе цветов» есть небольшое вступление арфы. Эта музыка и

стала яркой темой цветка. Дети делились впечатлениями после праздника,

рисовали волшебный цветок. Спасибо, Музыка!

Люблю Праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью, не

познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость дедов. В

этот день у нас в гостях – ветераны войны. Для них – наши песни, стихи,

пляски.

А

потом

наступает

главная

минута

минута

Памяти,

минута

молчания. Звучит «Лунная соната» Бетховена, к центральной стене, нарядной

и торжественной, ложатся цветы как дань павшим. Как важны для малыша

эти священные минуты, когда так ясно ощущается связь поколений. Связь

прошлого и будущего.

Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто отдал за

нее жизнь, - эти чувства помогает пробудить музыка. И каждый раз, когда в

мелодии

выражается

эта

волнующая,

чарующая

красота,

о

которой

невозможно

рассказать

словами,

ощущаю,

что

сердца

детей

делаются

доверчивыми, открытыми.

Фольклор… Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг

у детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только

радость,

эмоциональный

и

творческий

подъем,

но

и

становится

неотъемлемой

частью

развития

музыкальных

способностей.

Ребенку

доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Народное

искусство

издавна

и

в

высшей

степени

справедливо

считается

и

источником, и средством развития речи: народ всегда создавал специально

для

детей

так

называемые

малые

формы

фольклора

кладезь

мудрой

народной педагогики.

Одна из характерных черт фольклора – коллективность. Она выражается

не только в самой природе создания фольклорных произведений, но и в том,

что их основной

темой являются не истории жизни отдельных людей, а

миропонимание, мировидение сообщества, коллектива.

Характерна для фольклора и еще одна черта – синтетичность. В народных

играх,

хороводах,

песнях,

слиты

и

мелодия,

и

слово,

и

ритмические

движения.

Я убедилась, что исполнение русских народных песен благотворно влияет

на развитие словарного состава, образности и выразительности речи. «Пошла

млада за водой, коромысел золотой, ведерки дубовые…» Как ярко и зримо

дан образ в песне, словно видишь в действительности эту «младу». Такой

яркой образностью отличаются все народные песни. Потому я их постоянно

включаю

в

репертуар.

И

хотя

многие

слова,

встречающиеся

в

песнях,

незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать). Они

проявляют

живой

интерес

к

содержанию,

быстро

запоминают

текст,

с

большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Пошла млада за водой»,

«Блины». Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают

народную

пе сню,

музыку

исключительно

ценным

с р е д с т в ом

художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию

и

поют

ее

чисто

и

без

поддержки

музыкального

инструмента.

Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только

средством познания окружающего мира, но и одним из путей нравственного

и патриотического воспитания детей. В ней воспевается любовь к родному

краю, Родине, народу.

На музыкальных занятиях дети познакомились и с движениями русской

пляски.

Это

хороводный,

топающий

,

шаг

с

притопом,

кавырялочка,

присядка, полуприсядка. После того как дети усвоили эти движения, я стала

включать их в пляски «Кадриль», русский танец «Молодая

канарейка»,

«Танец с балалайками». Кроме песен и плясок мы разучивали игры с пением,

хороводы. Воспитатели знакомили детей с народно-прикладным искусством:

хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой.

Итогом работы с русским народным материалом явились наши праздники,

цель

которых

через

песни,

игры,

пословицы

знакомить

детей

с

жизнью

русской деревни. Пробуждать интерес к народной культуре. Воспитывать

трудолюбие и уважение к человеку труда.

Так, на празднике «Ярмарка» с ярких, красочных лотков продавались

русские народные игрушки: матрешки, свистульки, «чашки и блюдца –

никогда

не

бьются»,

пряники

и

сушки,

русский

самовар…

Коробейники

расхваливали свой товар, а дети покупатели свободно могли его рассмотреть.

Все шествие сопровождалось пением «Ярмарка, ярмарка, золотая ярмарка!

Как душа моей России, как моя душа…» Эти слова песни «Ярмарка»

очень точно раскрывали тему праздника.

Чего только не было на празднике «Гуляют ребятки на зимние Святки»:

красные девицы водили хоровод, «добры молодцы» мерились силой.

Конец зимы совпадает с народным праздником масленицей – веселой, с

гуляньем, с блинами и обильным угощением. И на наш праздник приходила

Масленица

«белая,

румяная,

коса

длинная,

трехаршинная,

платье

синее,

ленты красные».

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей. Они

стали

активнее,

эмоциональнее,

расширились

их

представления

об

окружающей

действительности,

обогатился

словарный

запас,

повысился

интерес

к

музыке.

Ребята,

лучше

чем

раньше,

пели,

быстро

узнавали

знакомые

мелодии,

движения

их

стали

раскованными,

б ол е е

выразительными, а это значит – развились музыкальная память, слух, чувство

ритма. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям

и

любимыми

ими,

способствуют

познанию

окружающего

мира,

пробуждению любви к родной природе, развитию интереса к истории народа,

его быту.

Одной из форм проявления патриотических чувств, является повышение

интереса

к

своей

национальной

культуре,

искусству,

в

частности

к

осетинской

народной

музыке.

Люблю

осетинскую

музыку

и

эту

любовь

пытаюсь передать детям. Красоту и своеобразие национальной мелодики

дети

познают

на

музыкальных

занятиях,

развлечениях,

а

также

в

повседневной

жизни.

Работа

в

этом

направлении

включает

слущание

национальной музыки; рассказ об осетинских музыкальных инструментах в

сравнении с русскими народными инструментами; разучивание элементов

национальных

танцев,

с

последующим

построением

их

в

танец;

танцевальные импровизации: сольные и в парах. Осетинские танцы

развивают у детей такие чувства и такие черты характера, которые связывают

их со своим народом. Освоение осетинских танцев формирует музыкальный

вкус, развивает способность красиво двигаться, чувство ритма, координацию

движений.

Но

одно

дело

слушать

национальную

музыку

используя

аудиозапись и совсем другое – познакомиться с ней «наяву». Инструктор

осетинского языка Кастуева Алина Муратовна умеет играть на осетинской

гармошке, что очень помогает нам в работе.

Вот послышится светлая песня в горах;

И накатит восторг, до небес поднимая…

Это звуки фандыра в девичьих руках

Расцвели, как цветут лишь бутоны в лугах…

И звучат, эту музыку благославляя!

Я заслушаюсь… Сердце в восторге замрет

Кровь по жилам моим ритмично толкая,

Надо мной голос родины вновь поплывет

Светом воли и славы Кавказ озаряя!

И.Козоев

Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает

первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему:

остановись, прислушайся, взгляни, как это прекрасно.

Я рассказываю детям о том, что наша маленькая республика дала таких

замечательных представителей искусства, как балерина Светлана Адырхаева,

дирижеры Вероника Дударова и Валерий Гергиев, прославленные осетинские

наездники – джигиты Тугановы, Кантемировы… Их имена известны далеко

за пределами республики и России. И как итог этих бесед дети знакомятся с

песней «Мы живем в Осетии». Стихи, которые я сама написала к этой песне,

очень хорошо легли на музыку Ирины Понаморевой.

Мы живем в Осетии

Утром солнце ясное улыбнулось детям

И залюбовалось Тереком с небес.

Горный край кавказский лучше всех на свете,

Здесь найдешь ты много сказочных чудес.

Припев:

Мы живем в республике Северной Осетии

И в огромном мире знают все ее.

Знают Хетагурова, знают Кантемирова,

Гергиева знают тоже хорошо.

Девочки Осетии, мальчики Осетии

Горный край кавказский любят горячо.

А на главной площади флаг Российский вьется,

Город наш сегодня удивить вас рад.

Над Владикавказом солнышко смеется,

Детский сад с улыбкой ждет к себе ребят.

Значительную роль в приобщении к музыкальному искусству Осетии

играют произведения, созданные осетинскими композиторами специально

для детей. Песни «Весна» композитора Юрия Моргоева на слова Хетагурова,

«Владикавказ», «Солнечный лучик» композитора Лидии Цаллаговой нравятся

детям и помогают лучше понять окружающую действительность.

Знакомя дошкольников с осетинской, русской народной, классической

музыкой,

мы

не

забываем

самобытности

своей

региональной

культуры.

Работа по приобщению детей к казачьей культуре уже несколько лет ведется

в нашем детском саду.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту,

где

он

родился

и

живет;

развивать

умение

видеть

и

понимать

красоту

окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края;

формировать стремление оказывать посильную помощь, людям живущим

рядом.

Маленький ребенок еще не в силах разобраться в вопросах политического,

исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры

и наглядность, которые являются залогом понимания. Исходя из этого, у нас

возникла идея создания музея русского быта «Казачья хата». Совместно с

родителями и детьми мы собрали старинные подлинные вещи: домашнюю

утварь,

посуду,

прялку,

предметы

рукоделия,

фотографии.

В

домах

у

станичников

и

по

сей

день

сохранились

плетенные

коврики,

скатерти

с

вышивкой, кружевные занавески, полотенца-рушники. В музее есть ухват,

прялка, утюг, медный самовар, патифон, а также старинная гармонь. Нет

такого мальчика, который не хотел бы выступить с этой гармошкой в роли

гармониста.

Все

экспонаты

музея

интерактивны

их

можно

потрогать,

пощупать, поиграть с ними. Здесь дети знакомятся с бытовой культурой, с

историей

предметного

мира,

с

историей

вещей.

Оформление

дополняет

изготовленная воспитателями русская печка, на ней чугунный горшок, рядом

дрова, ухват… Так и хочется печку жарко натопить да кашей масляной да

наваристой всех угосить. А к прялке подойдем, веретенышко в руки возьмем,

и вспомнится песня: «Золотая моя прялица, я пряду, а нитка тянется….». На

лавки сядем – сказки про Бабу Ягу и Машеньку послушаем. Люльку увидим –

колыбельные вспомним.

Так же в музее есть женский и мужской казачьи костюмы, которые

воспитатели используют на фольклорных праздниках и интегрированных

занятиях.

В музыкально-эстетическом воспитании я использую казачьи песни,

танцы,

игры,

которые

содержат

богатейший

материал

для

познания

окружающего мира. В станице сохранились традиции песенно-танцевальной

культуры. У нас есть фольклорный ансамбль «Любо казаки» и народный

казачий хор. В них поют родители, дедушки и бабушки наших восптанников.

В

казачьем

песенном

фольклоре

отражается

и

богатырское

раздолье,

и

задумчивость,

и

задушевность,

и

мягкость;

при

этом

казачьи

песни

представляют собой своеобразный сплав русского и украинского языков –

смесь, которую можно назвать «казацкой мовой». Казачьи народные песни

обладают

большими

художественными

достоинствами

и

высокой

познавательной

ценностью.

Доступность

мелодии,

разнообразие

ритма,

простота

формы,

поэтичность

и

правдивость

текста

придают

им

неповторимую прелесть. Учитывая возрастные особенности дошкольников,

детский репертуар я разделила на две группы. В первую группу входит то,

что взрослые исполняют детям. Во вторую группу входят песни, которые

дети исполняют сами. К детскому фольклору относится так же само детское

творчество, которое проявляется в изменении окончания музыкальной фразы

в

пении,

во

внесении

новых

движений

в

народную

игру

или

пляску,

в

переосмыслении взрослого репертуара. Каковы же особенности исполнения

казачьей народной песни? Прежде всего, я учу детей петь естественным

голосом,

без

напряжения

гортани

и

голосовых

мышц.

Очень

важным

моментом

при

исполнении

казачьей

народной

песни

является

ее

разговорность,

т.е.

умение

петь

так,

как

будто

разговариваешь,

петь

-

проговаривать слова губами, а не горлом. Формирование народно-песенного

исполнительства

подразумевает

овладение

навыками

передачи

эмоционально-образного содержания песни, обыгрывания ее сюжета. Наряду

с народными песнями я знакомлю детей с песнями о нашем крае созданными

местными композиторами – это песня «Уголок России», «Песня о станице» в

моей обработке.

Песня о станице

Ты цвети наш край казачий – уголок России,

Расцветай под мирным небом Родине моей.

Припев:

Будь станица моя ты всегда молода,

Будь всегда как эта песня радости полна.

Пусть полюбят свою землю девочки, мальчишки

И тогда станица наша станет лучше всех.

Припев:

Разгорайся над станицей солнце золотое,

Нежным перезвоном разливайся детский смех.

Припев.

Большой воспитательный потенциал имеют и казачьи народные игры,

через

которые

ребенок

входит

в

систему

взаимоотношений

в

семье

и

коллективе,

усваивают

трудовые

навыки,

учатся

подчиняться

и

брать

ответственность на себя, совершенствуются физически. Детям дошкольного

возраста

наиболее

доступны

казачьи

народные

игры

с

пением

и

стихотворным сопровождением, в которых участие воспитателя обязательно:

«Сон

Казака»,

Кривой

петух».

Играя

в

эти

игры,

дети

развивают

звуковысотный и тембровый слух, ориентацию в пространстве, упражняются

в ритмичном хороводном шаге.

Как и любой вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в

художественных

образах,

следовательно,

танцу

свойствен

образный,

сюжетный характер. Песня и танец, объединённые в народном творчестве,

обогащают друг друга. Так, казачий народный танец от содружества с песней,

музыкой

приобрел

мелодическую

напевность,

внутреннюю

музыкальную

организованность, особую образность. Одно из основных условий успешной

работы

по

разучиванию

танцев

целенаправленный

выбор

движений

и

правильная

их

последовательность.

Прежде

чем

дети

познакомятся

с

композицией

танца,

они

должны

освоить

все

элементы

танцевальных

движений

под

слово,

пение,

музыку,

желательно

в

игровой

форме.

Мне

вместе с воспитателями приходится заниматься, чтобы овладеть грамотой

народной хореографии, чтобы создавать танцы и композиции для детей –

легко воспринимаемые, доступные и красивые.

В нашем детском саду стало традицией проведение праздника «Светлое

Христово

Воскресение».

И

это

не

случайно,

потому,

что

казаки

всегда

отличались своим православием. На этот праздник мы всегда приглашаем

настоятеля храма Александра Невского, станицы Архонской отца Евгения.

Дети поют пасхальные и весенние песни, читают стихи , танцуют и водят

хороводы.

Родители

с

большим

интересом

принимают

участие

в

этом

празднике, поэтому, когда я обратилась с просьбой помочь в подготовке к

утреннику,

они

не

отказали

(папы

выпилили

балалайки,

мамы

шили

костюмы).

Знакомя детей с культурой и бытом осетинского народа, приобщение детей

к казачьей культуре, мы даем понятия, что, несмотря на различие людей по

внешнему облику и языку – все люди придерживаются общих нравственных

ценностей: отношение к старшим, к детям, к добру и злу и т.д. Познавая мир

культуры осетинского народа, казаков ребенок начинает осознавать сходство

в существенных моментах между людьми разных культур. А именно это

способствует развитию такого значимого сейчас качества как толерантность.

Архонская! Любимая станица!

Ты – родина отважных казаков.

Умеешь ты, и петь и веселиться,

Встречать друзей и провожать врагов.

Прошла ты сквозь беду и маяту

И жизнь твоя читается годами,

Но каждою весною ты в цвету,

Вишневыми красуешься садами.

Навеки породнились мы с землей,

И в радости, и в горе мы едины…

Одной большою дружною семьей

Живут в станице казаки и осетины.

Выпускница нашего детского сада Демина Илона была награждена

дипломом 3-й степени, занявшая 3 место за участие в конкурсе «Казачьему

роду

нет

переводу»

на

16-ом

Российском

детском

фестивале

«Казачок»,

проходившем в городе-курорте Анапе.

Что мы уносим из детства? Порой самые неожиданные вещи: стихи о

своей

любимой

станице,

которые

читала

воспитательница,

колыбельную,

которую разучивали на осетинском языке, радость новогодней елки, красоту

распустившегося цветка… От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши

дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное

от общения с высоким искусством, музыкой. Музыкой, которая помогала

познать мир.



В раздел образования