Автор: Горбачева Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им. М. В. Серёгина
Населённый пункт: город Киржач, Владимирская область
Наименование материала: «Сценарий мастер-класса, направленного на развитие профессионального потенциала педагога».
Тема: ТЕМА: « ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОСРЕДВСТВОМ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ».
Раздел: начальное образование
«Сценарий мастер-класса, направленного на развитие
профессионального потенциала педагога».
Горбачева Ирина Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1им. М. В. Серёгина
город Киржач
2020 год
Мастер класс
ТЕМА: « ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОСРЕДВСТВОМ
РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ».
Педагогическая идея: Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит
перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего
мира. Развитие креативных способностей детей - одна из принципиальных задач образования. Школа формирует и
развивает общие способности ребенка. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою
очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется,
совершенствуется. Таким образом, достижение метапредметных результатов посредством формирования креативных
способностей обеспечивает высокую социальную мобильность детей: умение приспосабливаться к изменениям,
любознательность, гибкость, способность сохранять самообладание в условиях неопределенности; способность к
созиданию и творчеству, к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании приёмов
формирования креативных способностей для достижения метапредметых результатов.
Задачи мастер-класса:
сформировать у участников мастер-класса понятие о креативности;
выяснить,
целесообразность
применения
приёмов,
развивающих
креативные
способности
для
формирования
метапредметных навыков обучающихся;
рассмотреть способы включения приёмов активизации креативности на уроках и во внеурочной деятельности как
способ формирования метапредметных компетенций
Прогнозируемый результат мастер-класса: расширение знаний о возможностях и целесообразности использования
приёмов креативности на уроках и внеурочной деятельности.
Форма: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие .
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности.
Основное содержание мастер-класса:
I этап: формирование мотивации познавательной потребности к теме мастер- класса;
II этап: актуализация предыдущего опыта, знаний; постановка проблемы – создание проблемной ситуации;
III этап: узнавание нового (показ способов применения теоретического материала на практике);
IV этап: моделирование
V этап: рефлексия;
Ход мастер- класса:
Этап
мастер-
класса
Деятельность организатора мастер-класса
Деятельност
ь участников
мастер-
класса
Ι этап -
формирова-
ние
мотивации
познаватель
-ной
потребности к
теме мастер-
-Мастер- класс я начну со слов Э. Мейерхольда " У одних людей вид пропасти
вызывает отчаяние, у других мысль о мосте". ( слайд 1-2)
-Я думаю, что каждый педагог строит мост и стремится к тому, чтобы его ученики не
только строили, а и совершенствовали его. И как говорил Г. С. Альтшуллер, человек
без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения
стоящих перед человечеством задач. Поэтому универсальные учебные действия, их
свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса,
формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе
класса
социальной и личностной компетентности. Мы поможем нашим детям не только
строить мост, но и совершенствовать его. Метапредметные учебные действия как раз
способствуют этому.
-Возникает вопрос: как развитие креативноости способствует формированию
метапредметных навыков?
-Как вы думаете, креативная способность это черта природная (врождённая) или
социальная ( приобретённая)?
Диалог
Ответы
участников
мастер-
класса
II этап –
актуализация
предыдущего
опыта,
знаний;
постановка
проблемы –
создание
проблемной
ситуации.
-К. Д. Ушинский говорил, что у человека есть два главных стремления: стремление -
" быть" и стремление- " жить". " Быть" - существовать, " жить" - развиваться. Какое
стремление главное? ( слайд 3)
-Мы можем сказать, что " быть" может существовать без " жить", а вот " жить" не
может существовать без " быть". Какие же базовые потребности у этих стремлений?
"Быть" - потребность в безопасности, " жить" - потребность в развитии. У каждого
человека всегда существуют эти две потребности. Они доминируют, противоречат
друг другу. Результат будет лучше, если у человека есть потребность в развитии, то
есть он проявляет свою активность для того, чтобы знать, уметь, а не делает работу
только для собственной безопасности. Например, если ребёнок старательно учит
уроки, чтобы его не наказали, то это потребность в собственной безопасности - здесь
не будет развития. В человеке природой заложены такие качества как
любознательность и активность.
Итак, креативность - это природное качество человека. Поэтому важно как мы
будем развивать это качество и в какое русло его направим. Н. А. Бердяев в книге "
Смысл творчества" говорил, что есть две потребности : в созидании и в разрушении.
Если нет потребности в реализации созидания, то она переходит в потребность
разрушения, то есть, если нет возможности творить, созидать, то сначала она
переходит в потребность в безопасности, а потом в потребность в разрушении.
Таким образом, можно сказать, что креативная способность - это социальная
способность, развиваемая в процессе взаимодействия в с социуме.
-Какие природные качества креативной личности мы можем определить?
- Она базируется на таких природных качествах человека как активности,
любознательности, инициативности, самостоятельности. Конечно, это цепкость,
зоркость ( умение видеть проблему), гибкость, беглость , оригинальность мышления;
умение анализировать, обобщать, сравнивать; интуиция, риск, коммуникативность.
- Что такое креативный потенциал и креативные способности?
Потенциал - источник, возможности, средства, запасы, которые могут быть
приведены в действие, использованы для достижения цели, осуществления плана,
решения какой-либо задачи; это готовность к осуществлению различных видов
деятельности и как возможность достижения какого-либо уровня развития.
Креативный потенциал - готовность к осуществлению творческой деятельности,
готовность решать задачи в проблемных ситуациях, в ситуациях неопределённости.
На основе потенциала мы развиваем способности.
Креативные способности - комплекс индивидуально-психологических особенностей
личности ( любознательность, воображение, наблюдательность, активность и др.),
позволяющий ей успешно решать проблемные творческие задания в нестандартных
ситуациях, способность и готовность к творческой созидательной деятельности.
(слайд 4)
-В рамках метапредметного обучения ребёнок должен не только планировать свою
Диалог
Ответы
участников
мастер-
класса
деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с
другими учащимися и учителем. При работе с метапредметом ученик должен уметь
структурировать полученные знания. Общество пришло к пониманию того, что
истинным результатом образования является не просто получение знаний,
а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе.
Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения
и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные
и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга
и представляют собой триединую задачу современного образования.
Развивая креативные способности, мы даём возможность каждому ребёнку
реагировать на собственные действия, осознавать процесс выполнения и
анализировать итог. Таким образом, мы вместе стремимся к метапредметным
результатам, которые как мостики соединяют все источники познания.
III этап:
узнавание
нового (показ
способов
применения
теоретическог
о материала
на практике)
- Рассмотрим методы и приёмы, которые развивают креативные способности
младших школьников и таким образом, способствуют достижению метапредметных
результатов в образовательном процессе.
1. Предлагаю ученикам приём-игру " Волшебный круг"
Цель : формирование метапредметных навыков.
Задачи:
1.Развитие мыслительных операций, беглости, гибкости мышления; речи,
воображения, обогащение словарного запаса.
2. Формирование умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать,
классифицировать.
Инструкция: ( представьте себя в роли учеников).
Учитель чертит круг. ( слайд 5)
Учитель: На что похоже?
Диалог
Ответы
-Предлагаем разные варианты. Например, на тарелку.
Учитель: Что можно положить на тарелку?
Участники предлагают варианты.
Например, ФРУКТЫ. Какие фрукты вы знаете? (слайд 6- 7)
Ученики: Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон и.т.д.
Участники называют предметы, учитель ставит точки в круге.
Учитель: Но вот дунул ветер ( участники дуют).
Тарелка улетела. Теперь это не тарелка ,а СОЛНЦЕ. Что вращается вокруг солнца?
Участники: Планеты. ( слайд 8)
Учитель: Какие планеты вы знаете?
Участники: Земля, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн и.т.д.
Учитель: Но вот дунул ветер ( участники дуют).
Солнце улетело. Теперь это не солнце , а ЧАСТИ РЕЧИ. ( слайд 9)
Учитель: Что там может быть?
Участники: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя
числительное, предлог, союз..
Учитель: Теперь это не ЧАСТИ РЕЧИ, а БАСНИ. ( слайд 10)
Учитель: Что там может быть?
Участники: Называют басни И. А. Крылова, Л. Н. Толстого.
Учитель: Какое мышление мы формируем?
Участники: Дедуктивное.
Учитель: Верно, мы формируем дедуктивное мышление,
в котором частное
заключение выводится из общего.
Учитель: Но вот опять дунул ветер ( участники дуют).Круг исчез. Учитель стирает
его.
Учитель: Теперь эти точки будут : 1"а", 2"б", 3"а", 4" б". ( слайд 11)
Поместим эти точки в новый круг. Как мы его назовём?
Участники: Школа.
участников
мастер-
класса
Ответы
участников
мастер-
класса
Учитель: Но вот опять дунул ветер ( участники дуют).
Учитель: Теперь эти точки будут: торф, уголь, нефть, газ. ( слайд 12)
Как мы назовём круг?
Участники: Природные ископаемые.
Учитель: Теперь эти точки будут: 2, 4, 6, 8, 10, 12. ( слайд 13)
Как мы назовём круг?
Участники: Чётные числа.
Учитель: Теперь эти точки будут: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Как мы назовём круг? ( слайд 14)
Участники: Геометрические фигуры.
Учитель: Какое мышление мы формируем?
Участники: Индуктивное.
Учитель: Верно, мы формируем индуктивное мышление,
в котором на основании
одного или нескольких частных фактов или наблюдений делаем обобщение или
выводим общее правило. ( слайд 15)
-Как вы думаете, на каких уроках мы можем использовать этот приём? На каких
этапах урока?
-Верно, мы можем использовать этот приём на всех уроках: на русском языке, на
математике, литературном чтении, окружающем мире . На этапах мотивирования к
учебной деятельности, актуализации знаний, первичном закреплении материала, на
этапе включения в систему знаний и повторения, на этапе проверки домашнего
задания.
2. Предлагаю ученикам прём- игру " Один и вместе" ( слайд 16)
Цель : формирование метапредметных навыков.
Задачи:
1.
Формирование умения принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и
сохранять её до конца учебных действий
,
планировать (в сотрудничестве с учителем,
Участники
высказывают
своё мнение.
с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми
учебно-познавательными задачами, действовать согласно составленному плану, а
также по инструкциям учителя.
2.
Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания,
умения работать в
г
руппах, умения ведения уважительного диалога с товарищами
при работе в парах, получают опыт индивидуальной и совместной работы.
Инструкция: ( представьте себя в роли учеников).
Учитель: Разбейтесь на пары. Сядьте напротив друг друга и положите между собой
лист бумаги. Разделите его на три равных поля двумя линиями. Сначала вы можете
нарисовать на своём краю листа то, что вам самим захочется. На это у вас пять минут
времени. А теперь вам надо будет вместе нарисовать что-нибудь в середине листа.
Обсудите в парах, что вы хотите там нарисовать. У вас есть две минуты, чтобы
спланировать будущий рисунок. Можете начать совместно рисовать в центре своего
листа. Если хотите разговаривать, то можете это делать. Постарайтесь придти к
решению, которое устроит вас обоих. У вас на это десять минут. После этого пусть
каждая мини-команда представит свои результаты.
Анализ упражнения:
- Легко ли было для тебя рисовать вместе со своим партнёром?
- Доволен ли ты вашим совместным произведением?
- Что тебе понравилось больше: сотрудничество с партнёром или твоя собственная,
индивидуальная работа? А что было труднее?
- Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим партнёром? Почему
ты так думаешь?
-Как вы думаете, на каких уроках мы можем использовать этот приём? На каких
этапах урока?
-Мы можем использовать этот приём на уроках литературного чтения, когда после
прочтения произведения, составления плана ученики рисуют иллюстрацию. Каждая
группа к своей части плана. Получается диафильм. Или на уроках окружающего
Работа в
парах
Ответы
участников
мастер-
класса
Участники
высказывают
своё мнение
мира, например, при изучении природных зон, природных сообществ и других тем.
На этапах первичного закрепления материала, на этапе включения в систему знаний
и повторения.
3. Предлагаю приём - творческое задание " Карусель" ( слайд 17)
Цель : формирование метапредметных навыков.
Задачи:
1.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации .
2.Развитие диалогичности мышления для решения коммуникативных и
познавательных задач.
3. Формирование готовности признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою, участвовать в групповом обсуждении
проблем
.
Инструкция: ( представьте себя в роли учеников).
Учитель: Работу проводим молча. Разделитесь на группы. Перед вами один лист. Вы
должны написать коллективное сочинение на тему: " Очарование осени". Начинает
писать первый участник, затем передаёт лист соседу справа. Второй должен
прочитать написанное и продолжить рассказ, но соотнося свои мысли с мыслями
товарища. Передаёт соседу справа. Третий читает и продолжает рассказ, соотнося
свои мысли с мыслями других, и.т.д. Каждому участнику отводится 3-5 минут, в
зависимости от возраста и темы.
Анализ:
-Понравился ли тебе ваш рассказ?
- Трудно или легко было работать молча?
- Совпадали ли твои мысли с мыслями товарища?
- Что бы ты изменил, если бы работал один?
- Как ты думаешь, интереснее получился рассказ, если бы вы обсуждали его,
обменивались мыслями?
Работа в
группах
Ответы
участников
мастер-
класса
-Мы можем использовать этот приём на уроках русского языка, литературном
чтении, при написании сочинений, отзыва о прочитанном произведении, на
окружающем мире при составлении рассказа о каком-либо природном явлении,
животном, растении и.т.д.
4. Предлагаю метод фокальных объектов. ( слайд 18)
Цель : формирование метапредметных навыков.
Задачи:
1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, умения
планировать, контролировать и оценивать свои действия, умения находить способы
решения учебной задачи.
2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
3. Формирование готовности признавать возможность существования различных
точек зрения ,излагать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении
проблем.
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем
присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов.
Инструкция: ( представьте себя в роли учеников).
1) Выбираем фокальный объект. Например, ЗИМА . 2)
Выбираем 2-3 случайных объекта . Например, ШАПКА и ЗОНТ. 3)
Выделите свойства случайных объектов ( имена прилагательные).
ШАПКА - тёплая, пушистая, модная
ЗОНТ - сырой, яркий, удобный
4)Теперь перенесите свойства случайных объектов на фокальный предмет. Что мы
получили?
ЗИМА тёплая, пушистая, модная, сырая, яркая, удобная.
4) Чем будут интересны, необычны получившиеся словосочетания?
-
Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия,
Ответы
участников
мастер-
класса
IV этап
Моделиро -
вание
фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же
области, что и сам фокальный объект.
- При выборе свойств избегайте банальных определений, таких слов как:
красивый, жёлтый, треугольный, большой, маленький и т.д. Они подходят почти к
любому объекту, поэтому они не дадут интересного сочетания
.
-Этот приём интересен на уроках русского языка и литературного чтения при
изучении частей речи, фразеологизмов, художественных средств языка.
К участникам мастер-класса: Итак, мы выяснили, что эти приёмы интересны и
полезны на всех уроках и на разных этапах. А как вы думаете, при каких условиях
они будут эффективны?
- Верно, приёмы эффективны абсолютно на всех уроках, на разных этапах, но при
систематическом применении при соблюдении принципа постепенности. Они
полезны при написании сочинений, при изучении морфологии, орфографии,
лексики на уроках русского языка; на литературном чтении, при анализе
произведения, при составлении характеристик героев, при составлении рассказов,
пирамиды критика; на уроках окружающего мира при изучении природных
объектов, явлений; на уроках математики при составлении задач, выражений,
математических сказок, а также на уроках технологии, изобразительного искусства,
где необходимы воображение, фантазия. Таким образом, можно с уверенностью
утверждать, что развитие креативных способностей младших школьников
способствует достижению метапредметных результатов, повышает мотивацию,
помогает на уроках не скучать, проблемы разные решать.
-У каждого из вас есть разноцветные снежинки. Я прошу вас разделиться на
4группы по соответствующим цветам. Теперь предлагаю: постройте какой -либо
этап урока с использованием приёмов креативности. Первая группа на уроке
русского языка, вторая - литературного чтения, третья - математики, четвёртая -
Диалог
Ответы
участников
мастер-
класса
Работа в
группах
V этап
Рефлексия
окружающего мира.
- Пришло время поделиться результатами своей работы .
(выступления представителей групп)
-Уважаемые коллеги, пусть Ваш урок пока ещё только на бумаге, но Вы узнали
интересные приёмы, и я надеюсь, что эту работу Вы обязательно реализуете со
своими коллегами и учениками. Послушайте одну притчу.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные
тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
-Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого
работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и
кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой
труд, в свою работу. Я желаю, чтобы Вы гордились своей работой, потому что Вы
служите прекрасной цели.
К участникам мастер-класса:
-А сейчас протяните свою руку, покажите свои пальчики, обведите свою ладонь на
листке бумаги, и я попрошу вас ответить на вопросы. ( слайд 19 - 20)
- М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я получила? С
чем согласна, а с чем нет?
- Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делала и чего достигла, в чём
убедилась?
- С(средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее
настроение, состояние духа?
Диалог
Ответы
участников
мастер-
класса
- У(указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помогла, чем порадовала,
чему поспособствовала?
- Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое
состояние сегодня? Что я сделала для своего здоровья?
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны.
-Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из
присутствующих.
-Спасибо за сотрудничество.
Литература
1.
Дж.Родари Грамматика фантазии. – М., 1978.
2.
Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать?». Издательство ЦСПА «Генезис», Москва 2000.
3.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.
4.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
5.
Туник Е.Е. Тест Е. Торренса: Диагностика креативности: Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000.