Напоминание

Спецификация КИМ и демонстрационный вариант годовой работы по биологии. 6 класс


Автор: Станиславец Юрий Николаевич
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Спецификация КИМ и демонстрационный вариант годовой работы по биологии. 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительных материалов

Вид работы:

Годовая контрольная работа

Учебный предмет:

Биология

Класс:

6

1. Назначение работы

Оценка

качества

подготовки

учащихся

9

классов

по

биологии,

определение уровня достижений учащимися планируемых результатов, предусмотренных

ФГОС ООО по предмету биология.

2. Документы, определяющие содержание и характеристики работы

-

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(утвержден

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17.12.2010 г. № 1897)

- Рабочая программа учебного предмета биология, составленная на основе Программы для

общеобразовательных школ по биологии 5-9 классы. Автор: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,

В.

М.

Пакулова

(Биология.

5-11

классы:

программы

для

общеобразоват.

учреждений

к

комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.- сост. Г.М. Пальдяева.

– М.: Дрофа, 2014)

3. Условия проведения работы, включая дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не требуются.

Ответы на задания учащиеся записывают в тексте работы.

4. Время выполнения работы

На

выполнение

всей

работы

отводится

40

минут

без

учета

времени,

отведенного

на

инструктаж учащихся.

5. Содержание и структура работы

Работа представлена 2 вариантами.

Варианты

работы

равноценны

по

трудности,

одинаковы

по

структуре,

параллельны

по

расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы

находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Работа состоит из 15 заданий: заданий с выбором ответа - 14, с развёрнутым ответом - 1.

Работа содержит задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Содержание работы охватывает учебный материал по биологии, изученный в 6 классе.

Распределение

заданий

работы

по

содержательным

блокам

(темам)

учебного

предмета

представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Содержательные блоки

Количество

заданий

1.

2

2.

5

3.

4

Всего:

11

Перечень проверяемых умений представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Проверяемые умения

1.

Учащиеся должны знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

- основные процессы жизнедеятельности растений;

- особенности минерального и воздушного питания растений;

- виды размножения растений и их значение.

- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

- характерные признаки однодольных и двудольных растений;

- признаки основных семейств однодольных и двудольных растений

2.

Учащиеся должны уметь:

- различать и описывать органы цветковых растений;

- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений

В Приложении 1 представлен обобщенный план работы.

В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант работы

В Приложении 3 представлена система оценивания работы и ответы (ключи).

Приложение 1

ПЛАН

демонстрационного варианта

работы в 6 классе по биологии

Используются следующие условные обозначения для типов заданий:

ВО – задание с выбором ответа;

КО – задание с кратким ответом;

РО – задание с развернутым ответом.

Используются следующие условные обозначения для уровней сложности:

Б – базовый уровень;

П – повышенный уровень;

В – высокий уровень.

Контролируемые элементы

содержания (КЭС)

Планируемые

результаты обучения

(ПРО)

Тип

задания

Уровень

сложност

и

Баллы за

выполнени

е задания

1.

Клеточное строение растений

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

2.

Ткани растений

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

3.

Семя. Строение семени

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

4.

Корень. Корневые системы.

Значение корня.

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

5.

Анатомическое строение корня

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

6.

Побег. Генеративные и

вегетативные побеги. Строение

побега.

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

7.

Строение листа. Жилкование

листа

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

8.

Строение и значение цветка.

Соцветия. Опыление. Виды

опыления

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

9.

Строение и значение плода.

Многообразие плодов.

1.1.1., 2.2, 2.3

ВО

Б

1

10.

Процессы жизнедеятельности

растений.

1.2.1., 2.3

ВО

Б

1

11.

Органы цветкового растения

1.1.1., 2,5

ВО

П

3

12.

Микроскопическое строение

растений

1.1.1., 2.3.3

ВО

Б

1

13.

Процессы жизнедеятельности

растений.

1.2.1., 2,5

ВО

П

3

14.

Рост, развитие и размножение

растений.

1.2.1., 2,5

ВО

П

3

15.

Многообразие цветковых

растений

1.1.1., 2.5, 2.6

РО

В

3

Приложение 2

Демонстрационный вариант

ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по биологии в 6 классе

ВАРИАНТ 1

В заданиях 1-10 выберите один правильный ответ.

1. Клеточный сок в растительной клетке находится в

1) ядре

2) вакуолях

3) хлоропластах

4) митохондриях

2. Вода и растворенные в ней органические вещества передвигаются в растениях вниз по

1) флоэме

2) ксилеме

3) камбию

4) сердцевине

3. Семядоли в семени фасоли

1) защищает зародыш

2) обеспечивает зародыш водой

3) укрепляет зародыш в почве

4) содержит питательные вещества

4. Боковые корни у растений образуются от

1) главного корня

2) стебля

3) придаточного корня

4) зародышевого корешка

5. Корневой чехлик защищает от повреждения зону корня:

1) проведения

2) корневых волосков

3) деления

4) роста

6. Орган полового и бесполого размножения называют

1) корнеплодом

2) побегом

3) цветком

4) корнем

7. Однодольные растения имеют жилкование листьев

1) параллельное

2) пальчатое

3) сетчатое

4) перистое

8. Часть цветка, где расположен семязачаток

1) пестик

2) венчик

3) тычинка

4) цветоножка

9. Сочным плодом является

1) желудь

2) ягода

3) орех

4) зерновка

10. В процессе дыхания растение

1) поглощает углекислый газ

2) поглощает кислород

3) выделят кислород

4) образует минеральные вещества

11. Установите соответствие между признаком и органами цветковых растений:

ПРИЗНАК

ОРГАНЫ

Несёт на себе цветки и плоды

1

КОРЕНЬ

Укрепляет растение в почве

2

СТЕБЕЛЬ

Растет всегда вверх - положительный гелиотропизм

3

ЛИСТ

Растёт всегда вниз – отрицательный гелиотропизм

Выполняет основные функции: фотосинтез и транспирацию

Поглощает воду и минеральные вещества из почвы

12. На рисунке отметьте линиями и цифрами соответствующие обозначения

СТРОЕНИЕ ВЕТКИ ЛИПЫ

1 - сердцевина; 2 - камбий;

3 - луб (флоэма);

4 - древесина (ксилема);

5 - пробка

13. Установите соответствие:

Поглощается углекислый газ и выделяется кислород

1

ДЫХАНИЕ

Происходит во всех живых клетках растений

Органические вещества расходуются (расщепляются)

2

ФОТОСИНТЕЗ

Органические вещества образуются (синтезируются)

Поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Происходит в клетках с хлоропластами

Способ автотрофного питания растений

Для данного процесса необходим солнечный свет

14. Установите соответствие

Потомки генетически отличны от родительских организмов

1

бесполое

размножение

Потомки генетически идентичны родительскому организму

Участвуют специализированные клетки - гаметы

Размножению предшествует оплодотворение

2

половое

размножение

Размножение с помощью клубней и луковиц

Происходит слияние двух клеток с образованием зиготы

15. В трёх предложениях допущены ошибки. Укажите номера предложений с ошибками

и перепишите предложения в исправленном виде.

1. Околоцветник растений семейства Крестоцветные состоит их пяти чашелистиков и

пяти лепестков. 2. Плод растений семейства Сложноцветные - зерновка. 3. К растениям

семейства Пасленовые относят томат, картофель, белену. 4. Характерное соцветие растений

семейства Злаковые - корзинка. 5. У клевера, как представителя семейства Бобовые, плод -

боб. 6. Соцветие у пшеницы, ржи, ячменя - сложный колос.

Демонстрационный вариант

ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по биологии в 6 классе

ВАРИАНТ 2

В заданиях 1-10 выберите один правильный ответ.

1. Фотосинтез в клетках растений происходит в

1) ядре

2) вакуолях

3) хлоропластах

4) митохондриях

2. Вода и минеральные вещества в передвигаются вверх по

1) флоэме

2) ксилеме

3) камбию

4) сердцевине

3. Эндосперм в зерновке пшеницы

1) защищает зародыш

2) обеспечивает зародыш водой

3) укрепляет зародыш в почве

4) содержит питательные вещества

4. Придаточные корни образуются от

1) стебля

2) главного корня

3) бокового корня

4) зародышевого корешка

5. В поглощении воды из почвы участвует зона корня

1) проведения

2) корневых волосков

3) деления

4) роста

6. Стебель с листьями и почками называют

1) корнеплодом

2) побегом

3) цветком

4) корнем

7. Большинство двудольных растений имеют жилкование листьев

1) параллельное

2) дуговое

3) сетчатое

4) простое

8. Часть цветка, где созревает пыльца

1) пестик

2) венчик

3) тычинка

4) цветоножка

9. Сухим плодом является

1) яблоко

2) ягода

3) костянка

4) семянка

10. В процессе фотосинтеза растение

1) поглощает углекислый газ

2) поглощает кислород

3) выделят углекислый газ

4) образует минеральные вещества

11. Установите соответствие между признаком и органами цветковых растений:

ПРИЗНАК

ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ

Содержит запас питательных веществ для развития зародыша

1

ЦВЕТОК

Привлечение насекомых-опылителей

2

СЕМЯ

Защищает семена и способствует их распространению

3

ПЛОД

Их делят на сухие и сочные

Содержит зародыш будущего растения

Орган полового и бесполого размножения растений

12. На рисунке отметьте линиями и цифрами соответствующие обозначения

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА

1 - столбчатая ткань; 2 - кожица листа;

3 - устьице; 4 - губчатая ткань;

5 - проводящий пучок (жилка)

13. Установите соответствие:

Происходит в клетках с хлоропластами

1

ФОТОСИНТЕЗ

Способ автотрофного питания растений

Для данного процесса необходим солнечный свет

2

ДЫХАНИЕ

Органические вещества образуются (синтезируются)

Поглощается углекислый газ и выделяется кислород

Происходит во всех живых клетках растений

Органические вещества расходуются (расщепляются)

Поглощается кислород и выделяется углекислый газ

14. Установите соответствие

Потомки генетически идентичны родительскому организму

1

половое

размножение

Участвуют специализированные клетки - гаметы

Размножение с помощью клубней и луковиц

Размножение растений с помощью семян

2

бесполое

размножение

Потомки генетически отличны от родительских организмов

Происходит слияние двух клеток с образованием зиготы

15. В трёх предложениях допущены ошибки. Укажите номера предложений с ошибками и

перепишите предложения в исправленном виде.

1.

Околоцветник

растений

семейства

Паслёновые

состоит

их

пяти

сросшихся

чашелистиков и пяти сросшихся лепестков. 2. Плод растений семейства Сложноцветные -

семянка.

3.

К

растениям

семейства

Розоцветные

относят

томат,

картофель,

белену.

4.

Характерное соцветие растений семейства Сложноцветные - корзинка. 5. У гороха, как

представителя семейства Бобовые, плод - стручок. 6. Плод у пшеницы, ржи, ячменя - семянка.

Приложение 3

СИСТЕМА

оценивания контрольной работы по биологии

Каждое из заданий 1 - 10 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания 12 выставляется 3 балла за полное правильное выполнение, 2

балла - не более одной ошибки, 1 балл - не более двух ошибок, 0 баллов во всех остальных

случаях.

За

выполнение

каждого

из

заданий

11,

13,

14

выставляется

3

балла

за

полное

правильное выполнение, 2 балла - не более двух ошибок, 1 балл - не более четырех ошибок, 0

баллов во всех остальных случаях.

За выполнение задания 15 выставляется 3 балла за полное правильное выполнение, 2

балла - не более одной ошибки, 1 балл - не более двух ошибок, 0 баллов во всех остальных

случаях.

НОРМЫ

выставления отметок

Баллы

менее 11

12 - 15

16 - 20

21 - 25

Отметка

2

3

4

5

ОТВЕТЫ

Вариант 1

1-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

4

1

3

3

1

1

2

2

11. Установите соответствие между признаком и органами цветковых растений:

ПРИЗНАК

ОРГАНЫ

2

Несёт на себе цветки и плоды

1

КОРЕНЬ

1

Укрепляет растение в почве

2

СТЕБЕЛЬ

2

Растет всегда вверх - положительный гелиотропизм

3

ЛИСТ

1

Растёт всегда вниз – отрицательный гелиотропизм

3

Выполняет основные функции: фотосинтез и транспирацию

1

Поглощает воду и минеральные вещества из почвы

12. На рисунке отметьте линиями и цифрами соответствующие обозначения

13. Установите соответствие:

1

2

3

4

5

2

Поглощается углекислый газ и выделяется кислород

1

ДЫХАНИЕ

1

Происходит во всех живых клетках растений

1

Органические вещества расходуются (расщепляются)

2

ФОТОСИНТЕЗ

2

Органические вещества образуются (синтезируются)

1

Поглощается кислород и выделяется углекислый газ

2

Происходит в клетках с хлоропластами

2

Способ автотрофного питания растений

2

Для данного процесса необходим солнечный свет

14. Установите соответствие

2

Потомки генетически отличны от родительских организмов

1

бесполое

размножение

1

Потомки генетически идентичны родительскому организму

2

Участвуют специализированные клетки - гаметы

2

Размножению предшествует оплодотворение

2

половое

размножение

1

Размножение с помощью клубней и луковиц

2

Происходит слияние двух клеток с образованием зиготы

15.

1

Околоцветник растений семейства Крестоцветные состоит их четырёх чашелистиков и

пяти лепестков.

2

Плод растений семейства Сложноцветные - семянка.

или

Плод растений семейства Злаковые - зерновка

4

Характерное соцветие растений семейства Сложноцветные- корзинка.

Вариант 2

1-10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

2

4

1

2

2

3

3

4

1

11. Установите соответствие между признаком и органами цветковых растений:

ПРИЗНАК

ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ

2

Содержит запас питательных веществ для развития зародыша

1

ЦВЕТОК

1

Привлечение насекомых-опылителей

2

СЕМЯ

3

Защищает семена и способствует их распространению

3

ПЛОД

3

Их делят на сухие и сочные

2

Содержит зародыш будущего растения

1

Орган полового и бесполого размножения растений

12.

На

рисунке

отметьте

линиями

и

ц и ф р а м и

соответствующие обозначения

1

2

13. Установите соответствие:

1

Происходит в клетках с хлоропластами

1

ФОТОСИНТЕЗ

1

Способ автотрофного питания растений

1

Для данного процесса необходим солнечный свет

2

ДЫХАНИЕ

1

Органические вещества образуются (синтезируются)

2

Поглощается углекислый газ и выделяется кислород

2

Происходит во всех живых клетках растений

2

Органические вещества расходуются (расщепляются)

1

Поглощается кислород и выделяется углекислый газ

14. Установите соответствие

2

Потомки генетически идентичны родительскому организму

1

половое

размножение

1

Участвуют специализированные клетки - гаметы

2

Размножение с помощью клубней и луковиц

1

Размножение растений с помощью семян

2

бесполое

размножение

1

Потомки генетически отличны от родительских организмов

1

Происходит слияние двух клеток с образованием зиготы

15.

3

К растениям семейства Пасленовые относят томат, картофель, белену.

или

К растениям семейства Розоцветные относят розу, яблоню, землянику. (примеры

могут быть другие

5

У гороха, как представителя семейства Бобовые, плод - боб.

6

Плод у пшеницы, ржи, ячменя - зерновка.

3

4

5



В раздел образования