Автор: Сеничева Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: Проект
Тема: "История игрушки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №110»
Портфолио проекта
«История игрушки»
Руководители проекта
Воспитатель:
Сеничева Анна Михайловна
Участники проекта:
Дети, родители, педагог
средней группы.
2019 год
1
Творческий проект «История игрушки»
Паспорт проекта
Тип проекта
По доминирующей в проект
е деятельности: творческий.
По характеру содержания
: ребёнок и рукотворный мир, ребёнок и семья.
По числу участников проекта
: групповой (17 человек дети, их родители).
По времени проведения
: краткосрочный (2 недели).
По характеру контактов
: внутри одной возрастной группы, ребенок и семья.
По профилю знаний
:
многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте:
исполнитель.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель: Сеничева Анна Михайловна.
Дети средней группы, родители.
Цель
проекта:
приобщение
детей
к
национально-культурным
традициям
посредством знакомства с символом русского народного искусства – матрешкой.
Задачи проекта:
1)
образовательные: познакомить детей с народным промыслом – матрешкой; дать
первичные представления об истории возникновения матрешки; познакомить
детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование ватными палочками,
набрызг, оттиск поролоном); закреплять умение наклеивать готовые формы с
помощью кисти; познакомить с некоторыми народными играми, частушками);
2)
развивающие: развивать интерес детей к народному творчеству через доступный
и любимый детьми
дошкольного возраста вид русского фольклора – сказку;
развивать
мелкую
моторику
посредством
изобразительной
деятельности;
развивать
творческие
способности
детей
через
приобщение
к
народному
творчеству и прикладному искусству; развивать воображение детей; развивать
умение с помощью воспитателя инсценировать отрывки из народных сказок;
3)
воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству; воспитывать у
детей эстетический вкус; воспитывать ценностное отношение к семье;
4)
активизировать
желание
к
творческой
деятельности
с
возможностью,
совместной с родителями, росписи заготовок матрешек;
5)
стимулировать желание родителей к совместной с детьми деятельности;
6)
создать условия для благополучного и комфортного взаимодействия родителей с
детьми.
2
Актуальность проблемы:
В среднем дошкольном возрасте детей надо приобщать к народной культуре и
традициям.
Роль
взрослого
–
содействовать
возникновению
положительного
эмоционального отклика на произведения искусства (изделия народных промыслов,
русский фольклор); развивать эстетическое восприятие; привлекать детей к красоте
окружающих предметов.
Возникает
вопрос:
как
это
сделать?
Как
активизировать
их
интерес
к
народному
творчеству?
Появилась
идея:
познакомить
детей
с
историей
возникновения матрешек, включить их в творческий процесс росписи матрешек.
Мы выбрали любимый и доступный для дошкольного возраста вид фольклора –
сказку, в форме которой решили выстроить все виды деятельности.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный
этап:
подборка
материала
по
теме
«История
возникновения матрешки»; составление плана основного этапа, определение цели
и задач проектной деятельности.
Основной этап:
совместная деятельность воспитателя, родителей и детей
подготовительной группы с детьми по темам:
«Как Матрена стала матрешкой» (презентация); НОД «Матрешкины сказки»
(театрализация сказки, изобразительная деятельность, чаепитие); верстка книги
«Как Матрена стала матрешкой» (оформление книги); «Матрешка на зарядке»;
консультирование родителей в устной форме о возможных вариантах росписи
матрешек;
совместная
деятельность
ребёнка
и
родителей:
продуктивная
деятельность (роспись матрешки); выставка «Мы и наша матрешка».
Заключительный
этап:
организация
выставки
«Мы
и
наша
матрешка»;
продуктов совместной деятельности детей и родителей; презентация альбома
«Коллекция матрёшек».
Значение проекта для его участников
Дети: познавательное развитие посредством знакомства с русским народным
промыслом
–
матрешкой;
проявление
творческой
активности
в
процессе
непосредственной
образовательной
деятельности,
а
также
в
совместной
деятельности с родителями.
Педагог: продолжение знакомства с методом проектов – метод организации
насыщенной
детской
деятельности,
который
дает
возможность
расширять
образовательное
пространство,
придать
ему
новые
формы,
эффективно
развивать творческое мышление дошкольников.
Родители: получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества
со своими детьми, применяя полученные знания.
3
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатели: организуют совместную продуктивную деятельность с детьми,
консультируют родителей, оформляют выставку работ и коллекционный альбом.
Дети: участвуют в продуктивной деятельности.
Родители: совместно с детьми участвуют в росписи матрешек; участвуют в
инсценировке
сказки;
проведении
утренней
гимнастики,
НОД,
участвуют
в
подготовке
материалов
к
непосредственной
образовательной
деятельности,
совместно с детьми и воспитателями, создают выставку матрешек и творческих
работ «Мы и наша матрешка», коллекционный альбом «Матрешки»
Обеспечение проектной деятельности
Методическое: нетрадиционные
техники
рисования
(набрызг,
оттиск
поролоном,
рисование
ватными
палочками),
мультимедийная
презентация,
театрализация сказки, русский фольклор (сказки, частушки, потешки, загадки).
Материально
-
техническое: медиа-ресурсы
(презентация);
аппаратура
(магнитофон,
проектор,
экран,
интернет);
музыкальное
сопровождение
(НАОНИР им. Н.П.Осипова, дирижёр Н.Н.Калинин, солист С.Бутушин (свирель)
– Русская народная мелодия Полянка (обработка Н.Браилко); Мельница – сказка
«Три
брата»;
Русская
народная
песня
–
(ремикс)
«Ой
снег,
снежок,
белая
метелица»; Русская народная песня – Матрешки); костюмы (Матрены; Старца
Грома; полумаски сыновей Грома: Месяца, Солнца, Огня и звезд); страницы для
книги;
обложка
для
книги;
иллюстрации
к
книге;
предметные
картинки
тематике; готовые матрешки; самовар; поднос; выставка народных промыслов;
чашки; пряники; сушки; предметные картинки с образцами росписи; русско-
народные платки; белое покрывало (снежная гора); синее покрывало (ночное
небо); мешок с провизией.
Предполагаемый результат проекта
внутренние
продукты:
познавательное
развитие
детей;
развитие
творческих
способностей детей; развитие интереса к народному творчеству;
внешние продукты: оформление выставки творческих работ и матрешек «Мы и
наша матрешка».
4
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
определение темы проекта
формулировка цели и определение задач
подбор материалов по теме проекта
составление плана основного этапа проекта
Основной этап
«Как Матрена стала матрешкой» (презентация)
НОД
«Матрешкины
сказки»
(театрализация
сказки,
изобразительная
деятельность, чаепитие)
Верстка книги «Как Матрена стала матрешкой» (оформление книги)
«Матрешка на утренней зарядке»
Выставка «Мы и наша матрешка»
Заключительный этап
открытое мероприятие «Матренины сказки» с чаепитием
оформление
выставки
творческих
работ
и
матрешек
«Мы
и
наша
матрешка»
создание коллекционного альбома «Матрёшки»
составление портфолио проекта
участие в конкурсе
План реализации проекта
5
№
Мероприятия
Ответственные
Ожидаемый результат
1
Подбор материалов по теме проекта
[Приложение №1]
Воспитатель
Создание базы для
реализации проекта
2
Роспись матрешек под сказку «Три
брата»
Родители
Создание наглядно-
дидактического пособия
в виде матрешек
3
Поиск сюжетных картинок по темам
«Русские народные сказки»
Воспитатель
Создание наглядно-
дидактической базы для
реализации проекта
4
Привлечение родителей и детей
подготовительной группы к участию в
драматизации сказки «Три брата»
Родители
Создание условий для
совместной деятельности
родителей и детей
5
Сочинение сказки «Как Матрена стала
матрешкой» и оформление её в форме
презентации
Воспитатели
Создание
мультимедийной
презентации
3
Составление
плана
основного
этапа
проектирования
Воспитатели
Разработка
ст ратегии
р е ш е н и я
в о з н и к ш и х
проблем
Подготовительный этап
Срок проведения: 1 неделя
Основной этап
Срок проведения: 2 недели проектирования
6
№ Мероприятия
Тема
Задачи
Участник
и
Ожидаемый
результат
1
Совместная
деятельность.
Презентация
[Приложение 2]
« К а к
М а т р е н а
стала матрешкой»
Познакомить
детей
с
и с т о р и е й
возникновения
народного
промысла-
матрешки;
активизировать
интере с
детей
к
народному
творчеству
Воспитатель
Дети подг. Группы, Дети
Д е т и
и м е ю т
представление
об
одной
и з
наиболее
распространен
ных
легенд
о
возникновении
мат решки;
о
материалах,
из
к о т о р ы х
е ё
производят
2
Совместная
деятельность,
продуктивная
деятельность
(драматизация,
ИЗО, чаепитие с
самоваром)
[Приложение 4]
«Матренины
сказки»
Развивать
интерес
детей
к
народному
творчеству
чере з
д о с т у п н ы й
и
любимый
детьми
в и д
р у с с к о г о
фольклора – сказку
Воспитатель
Родители
Дети
Дети,
с о вм е с т н о
с
воспитателем,
инсценируют
о т р ы в к и
и з
народных
сказок;
3
Совместная
деятельность,
продуктивная
деятельность
[Приложение 5]
«Страницы
для
книги»
Познакомить
детей
с нетрадиционными
техниками
рисования
(рисование ватными
палочками, набрызг,
оттиск
поролоном);
закреплять
интерес
к рисованию
Воспитатель
родители
Дети
Д е т и
и м е ю т
представления
о
н е ко т о р ы х
нетрадиционны
х
т е х н и к а х
рисования
4
Совместная
деятельность
[Приложение 5]
Верстка
к н и г и
« К а к
М а т р е н а
стала матрешкой»
Закрепить
знания
детей
об
истории
возникновения
матрешки
Воспитатель
Родители
Дети
Д е т и
и м е ю т
представление
о
деревьях,
из
которых
делают
м ат р е ш ку,
о
мастерах
изготавливающ
их матрешек, о
разнообразии
росписи
матрешек
7
5
Совместная
деятельность
[Приложение 3
]
« Мат р е ш ка
н а
зарядке»
Воспитатель
Родители
Дети
Д е т и
и м е ю т
представление
6
Совместная
деятельность
[Приложение 7
]
« Ч а е п и т и е
у
Матрёны»
Дети
взаимодейству
ют
с
детьми
старше,
имеют
представление
о
р у с с к о м
фольклоре
Завершающий этап
Срок проведения 1 неделя
№
Мероприятия
Ответственные
Ожидаемый
результат
1.
Ро спись
заготовок
м ат р е ш е к
детьми, совместно с родителями
Воспитатель
Родители
8
2.
Выставка «Мы и наша матрешка»
Воспитатель
Родители
Презентация
процесса росписи
3.
Выставка «Красавица матрешка»
(в группе)
Воспитатель
Презентация
результатов работы
6.
Ф о т о о т ч е т
о
п р о в е д ё н н ы х
мероприятиях
Воспитатель
Презентация
7.
Оформление портфолио проекта
Воспитатель
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены,
дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут:
дети
получили
первичное
представление
об
истории
возникновения
матрешки;
с
неподдельным
интересом
украшали
плоскостные
заготовки
матрешек
в
группе,
следили за развитием ситуации. Очень понравились детям новые виды деятельности
(просмотр
мультимедийной
презентации;
чаепитие
с
Матреной,
апробация
нетрадиционных
техник
рисования;
зарядка
с
героем).
Родители
воодушевленно
взялись
за
совместную
роспись
матрешек
(все
матрешки
аккуратно
и
эстетично
оформлены). Неожиданным, но приятным сюрпризом, стал приход на чаепитие детей с
подготовительной группы и показ фольклорного номера.
Мне удалось соединить следующие образовательные области:
художественное
творчество, социализация, коммуникация, музыка, физическая культура.
Основным затруднением при реализации проекта было привлечь родителей к
проведению НОД. Желание у родителей конечно было, ну а времени постоянно не
хватает.
В целом все участники проекта проявили заинтересованность к проведению
подобных мероприятий. Планируем продолжить использование проектного метода в
образовательной деятельности с детьми и родителями.
Приложение №1
Список литературы.
1.Вохримцева С. Раскраска «Окружающий мир. Матрешки. – Екатеренбург:
Издательство «Страна фантазий» - 2000.
9
2.Народные
промыслы.
–
Картотека
предметных
картинок.
Выпуск
12.
Серия. Оснащение педагогического процесса в ДОУ». – СПб.: Издательство
«Детсво-пресс». - 2011.
3.Народные промыслы. Раскраска. Развиваемся и учимся. М.: Издательство
«Стрекоза». – 2013.
4.От
рождения
до
школы.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/
Под.
ред.
Н.Е.Вераксы,
Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2012.
5.Промыслы и ремесла России. Серия «Атлас для детей с наклейками»,
ОАО Издательство «Высшая школа», Тверь, 2018г
6.Расскажите детям о деревьях // наглядно-дидактическое пособие. – М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008.
7.Три брата // Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие
для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В.Гербова и др. –
М:Издательство Оникс, 2011. – с.68-69.
8.А.М.
Сеничева
«Как
Матрена
стала
матрешкой».
–
Череповец:
Издательство «Маленькая страна» - 2020г.
Приложение 1
Сказка «Три брата»
10
У подножья большой горы жил в белой юрте старик Гром. У него было трое
сыновей.
Старший
сын
–
ясное
Солнце.
Средний
–
храбрый
и
сильный
Огонь.
Младший сын – красавец Месяц.
Захотел отец Гром узнать, любят ли его сыновья.
Однажды, когда братья выехали в поле пахать, он переоделся странником, чтобы
его нельзя было узнать, и отправился вслед за ними.
Пришел он на поле и закричал сыновьям издали:
- Бегите скорее домой! С вашим отцом случилось несчастье! Отец ваш умирает!
Быстрее всех побежал домой старший сын – Солнце. Вслед за ним поспешил и
Огонь. А щеголь месяц, красавец Месяц подумал: «Зачем мне спешить? Их и так двое.
И без меня могут обойтись! А я проголодался. Перекушу – ка я сперва, а уж потом
пойду домой».
Достал он из мешка провизию, сел и начал есть. Наелся Месяц и не торопясь
пошел к дому.
Прибежал старший сын – Солнце домой. Встречает его на пороге старик Гром и
говорит:
-О старший сын мой, светлое Солнце! Ты первый поспешил ко мне на помощь! За
это я тебя награжу. Отныне ты будешь светить всем изо дня в день. И все будут
радоваться твоему приходу.
А тут и Огонь подоспел. Встречает его отец:
- О средний сын мой, бесстрашный Огонь! Ты немного запоздал, но в этом нет
худого.
Я
и
тебя
награжу.
Будешь
ты
отныне
помогать
старшему
брату.
Будешь
обогревать всех, кто нуждается в тепле.
Последним пришел домой красавец Месяц. Обиделся на него Гром:
- О младший сын мой, Месяц-щеголь! Ты поленился сразу прийти ко мне на
помощь! Поэтому ты будешь светить только ночью. Не будет от тебя тепла. И никто не
будет тебе радоваться так, как Солнцу и Огню.
С тех пор Солнце светит днем, всем на радость. Огонь помогает ему. А месяц
можно увидеть только ночью, и тепла от него никакого. Вот и говорят о нем в народе:
светит, а не греет.
Приложение 2
11
Мультимедийная презентация «Как Матрена стала матрешкой».
Знакомство с историей происхождения русской матрешки.
Подготовительный этап: сочинение воспитателем сказки «Как Матрена
стала
матрешкой»
и
оформление
её
в
форме
презентации.
Подготовка
плоскостных
матрешек
для
изобразительной
деятельности.
Оформление
мастерской
в
русском
народном стиле.
Введение в игровую ситуацию.
(Дети
находятся
в
группе,
раздается
стук
в
дверь.
Воспитатель
обращает
внимание детей на стук и удивляется.)
Воспитатель:
Интересно,
кто
там?
Ребята,
давайте
узнаем.
(Воспитатель
открывает дверь и приглашает войти гостью) Здравствуй, гостья дорогая, заходи, коли
с добром к нам пришла. Ребята, садитесь на стульчики, будем знакомиться с гостьей.
Гостья: Здравствуйте, ребята. Вы знаете кто я?
Дети: Девушка, гостья.
Гостья: Я, Матрёна, пришла к вам в гости из русской деревни. Слышала я, что вы
очень добрые, умные и всем интересующиеся ребята. Это правда?
Дети: Да.
Гостья (далее Матрёна): Решила я поведать вам свою необычную историю. Хотите
сказку?
Дети: Да.
Матрена: Приготовьте ушки, приготовьте глазки, чтобы оказаться у Матрены в
сказке…. (Вставайте, пойдемте все за мной). Сказка в гости нас зовёт, в темный лес с
собой ведёт…. (Дети вслед за воспитателем и Матреной идут по кругу) Ребята мы
заблудились! Что делать?
Дети: Вернуться, идти дальше и т.д. (предположения детей)
12
Матрена: У меня есть волшебная ленточка. Давайте все вместе возьмемся за неё и
пойдем, приговаривая: «За Матреной я иду, дорогу в сказку я найду»
(Дети вслед за воспитателем и Матреной заходят в специально отведенное место
(в музыкальный зал или другое помещение) для просмотра презентации. Воспитатель
помогает детям занять места.)
Матрена: Сказку я вам расскажу и поможет мне в этом уникальный экран. Вы
готовы смотреть и слушать?
Дети: Да.
Матрена: Тогда в путь.
Показ презентации с наводящими вопросами и загадками для активации речи и
воображения детей (Приложение 1).
После показа презентации Матрёна спрашивает ребят: «Вам понравилась сказка?»
Дети: Да.
Матрёна: Из какого материала делают матрешку? (из дерева). В чем заключается
сюрприз
матрешки?
(внутри
есть
несколько
матрешек).
Как
появилось
название
«матрешка»? (от имени Матрёна). Ребята, вы молодцы! Вы увидели, что мастера очень
изобретательны, каждый создает свой образ матрешки. А какой? (с петухом, с цветами,
мальчик, девочка, сказочный персонаж).
Поскольку вы очень хорошо слушали, я хочу вам сделать сюрприз и подарить вам
по матрешке. Матрёна снимает платок с головы, накрывает им коробку и произносит:
«Раз, два, три, вокруг себя ты обернись и в матрешек превратись».
Воспитатель открывает коробку и восклицает: Ой! Матрешки есть, а росписи на
них нет. Что же делать?
Дети: Разрисовать.
Матрена: Я предлагаю вам взять домой по матрёшке, и вместе с папой и мамой,
бабушкой или дедушкой, сестрой или братом придумать свой образ матрешки. Ведь,
13
недаром Матрешка считается символом семейного благополучия. Я уверена, что у вас
всё получится.
Воспитатель: Давайте поблагодарим Матрену и попрощаемся с ней.
Дети: Спасибо, до свидания.
Матрена: до свидания, ребята, я к вам обязательно ещё приду.
Приложение 3
14
Комплекс утренней гимнастики для детей средней группы
«Матрешки»
В спортивный зал входит Матрёна.
Ведущий (родитель): приветствую нашу гостью. Сегодня мы с ребятами приглашаем
тебя на утреннюю зарядку.
Матрёна: с удовольствием (встает с ребятами в строй)
Ход зарядки:
Ходьба в колонне. Легкий бег в разных направлениях. Ходьба на носках, руки на поясе.
Построение в звенья.
Общеразвивающие упражнения:
«Матрешки пляшут». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в
стороны, опустить, сказать «ох». Повторить 5 раз.
«Матрешки кланяются». И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед,
отвести руки назад, выпрямиться. Повторить 5 раз.
«Матрешки качаются». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться
вправо (влево), выпрямиться. Повторить 6 раз.
«Матрёшки хлопают» И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, руки
вынести в перёд,, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в исходное
положение.
«Прыжки». И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на
месте на двух ногах, в чередовании с ходьбой.
«Маятник». (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, руки на поясе (вдох). «Влево-
вправо, влево-вправо, а потом начнем сначала». 1, 3 наклониться вправо (влево); 2, 4 –
и.п. (6 раз).
Перестроение из звеньев в колонну. Ходьба в колонне.
Матрёна: теперь я буду дома каждое утро выполнять зарядку. До новых встреч!
Приложение 4
НОД «Матрёшкины сказки».
15
Подготовительный этап: привлечение родителей к участию в сказке (исполнение
роли Грома); декорация к сказке (гора; костюмы); роспись матрешки под сказку «Три
брата» (родители).
Введение в игровую ситуацию.
Матрена: Ребята, здравствуйте! Вы узнали меня? А чем я известна?
Дети: Ты превратилась в матрешку! (при необходимости, воспитатель побуждает
детей вспомнить предыдущее мероприятие, где была рассказана сказка о превращении
Матрены в Матрешку)
Матрена: Правильно. Хотите, я расскажу вам ещё одну сказку? Ведь мне уже
более 100 лет, и я знаю много сказок.
Дети: Конечно, хотим!
Матрена: Тогда рассаживайтесь на места. Сказка будет необычная, я хочу, чтобы
вы стали героями этой сказки. Согласны?
Дети: Да.
Матрена: Кручу, верчу, превратить вас всех хочу. Хочу превратить вас в героев
сказки «Три брата» (воспитатель одевает полумаски на головы детей).
Матрена: Ну, что начнем? Слушайте и не забывайте о своей роли.
Сказка «Три брата» (Приложение 2)
По завершении сказки Матрена спрашивает: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Матрена: Ребята, а как вы думаете, герои этой сказки могут превратиться в
матрёшек.
Дети: Не знаем, да, нет.
16
Матрёна: Давайте проверим. Помогайте мне произносить заклинание: «Раз, два,
три, вокруг себя ты обернись и в матрешек превратись». (Матрена снимает платок,
накрывает коробку.) А сейчас, дорогие ребята, на минуту закройте глаза, позабудьте
заботы, усталость, ведь начнутся сейчас чудеса!
(Матрена
снимает
платок,
открывает
коробку,
воспитатель
восклицает:
«Получилось!» - Матрена и воспитатель достают расписных матрешек из коробки и
показывают детям).
Возможные вопросы детям:
- Красивые получились матрешки? (да)
- Какие узоры на них изображены? (месяц, солнце, огонь, гром)
- Как вы думаете, любая ли сказка может превратиться в матрешек? (да, конечно)
-Кто же мог так расписать матрешек? (художник, человек, волшебство)
Матрена: Ребята, матрешек расписывают мастера. Кручу, верчу, превратить вас
всех хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в мастерскую. Именно в
мастерских художники украшают матрешек узорами. Посмотрите, мастера оставили
свои работы незаконченными.
(Воспитатель снимает с доски платок, там висят матрешки, у которых нет узоров,
только некоторые работы завершены.)
Матрена: Ребята, давайте поможем мастерам закончить роспись матрешек.
Дети: Давайте.
Воспитатель: ребята, посмотрите на законченную работу. Чем она отличается от
незаконченной? (Ответы детей: платок украшен горошинами, на сарафане сказочный
персонаж.)
Воспитатель: Сначала наклеим узоры на сарафан, а затем ватными палочками мы
украсим платок на голове матрешки. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле
лучшие помощники – тишина и терпение.
17
(Ребята начинают оформлять матрешек, а воспитатель и Матрена корректируют
их деятельность (правильное держание кисти (палочки) в руке; обмакивание в краске
(клее); аккуратность и точность нанесения тычков (клея))
По
завершении
работы
Матрена
обращает
внимание
на
то,
что
Матрешки
получились красивые, необычные, сказочные.
Матрена: Ребята, а какие сказки вы узнаете на матрешках? («Колобок», «Курочка
ряба», «Волк семеро козлят», «Маша и медведь»).
Матрена: Ребята, теперь у вас в группе есть собственные Матрешкины сказки:
«Колобок», «Семеро козлят», «Маша и медведь», которые вы сделали собственными
руками – в этом их ценность. А я вам подарю матрешек из сказки «Три грома», за ваш
теплый прием и трудолюбие.
Воспитатель: Ребята, а давайте пригласим Матрену на чаепитие.
(Младший воспитатель накрывает на столы. В это время воспитатель приглашает
детей потанцевать под русскую народную мелодию. По завершении танца Матрена
выносит самовар с чаем, на шее Матрены связка сушек. Матрена разливает чай,
угощает детей сушками. Дети приглашают Матрену в гости.
В ответ Матрёна
приглашает детей в русскую избу. (Матрена прощается и уходит.)
Приложение 5
Верстка книги «Как Матрена стала матрешкой» (оформление).
18
Подготовительный
этап:
оформление
страниц
с
использованием
нетрадиционных техник рисования (совместная деятельность детей и воспитателя).
Введение в игровую ситуацию.
В группу заходит Матрена, вся в слезах. Родитель обращает внимание детей на
заплаканную Матрену и предлагает узнать, что с ней произошло.
Дети рассаживаются на стульчики.
Родитель: Здравствуй, Матрена, что с тобой случилось? Ты всегда так весела и
жизнерадостна.
Матрена: Здравствуйте, ребята. Стряслась беда. Пока я ходила гулять в лес,
Баба Яга прилетела ко мне и перепутала все картинки к сказке «Как Матрена стала
Матрешкой». А я не могу правильно их разложить (плачет).
Родитель: Не плачь, Матрена. Мы с ребятами тебе поможем. Вспомним сказку
и все картинки вставим на места. Правда, ребята?
Дети: Да!!
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
доску,
где
в
беспорядке
висят
иллюстрации к сказке.
Родитель: смотрите, ребята, вот все картинки из сказки, которую нам Матрена
рассказала недавно. Давайте приступим к делу. А вот странички, которые мы с вами
оформили на днях (с использованием техники «набрызг», оттиск.) Они красивые,
но на них нет картинок. Вспомним, как все начиналось.
Воспитатель зачитывает текст на страничках книги, побуждает детей (вызывая
по одному к доске, либо коллективно) находить картинки, соответствующие тексту.
По ходу дела воспитатель акцентирует внимание детей на отдельные моменты
(например: чем занимается токарь? Из чего токарь делает игрушки? Из каких
деревьев? Как художник расписывает матрешек? Какие наряды надевает художник
на
матрешек?
Что
особенного
в
загорской
(семеновской,
полхов-майданской)
19
росписи
матрешек?
Какая
роспись
больше
нравится
детям?
Сувениром
какой
страны является матрешка? Почему?)
(По завершении работы Матрена улыбается, благодарит ребят и приглашает
потанцевать вместе с ней.)
Физкультминутка
(дети выполняют движения вслед за Матреной, согласно тексту).
Мы матрешки,
Вот такие крошки.
Танцевать, танцевать
Вышли мы немножко.
Мы матрешки,
Вот такие крошки.
А у нас, а у нас,
Чистые ладошки.
Мы матрешки,
Вот такие крошки
А у нас, а у нас,
Новые сапожки
Мы матрешки,
Вот такие крошки.
Танцевать, танцевать
Вышли мы немножко.
(Дети садятся на места.)
Матрена: Молодцы, ребята. Хорошо у вас, но пора мне возвращаться в свою
деревню. А на память о себе, я оставлю вам книгу. До свидания.
Дети: До свидания.
Приложение 6
20
21
22
23
24
25
26