Автор: Ходакова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ г.Новосибирска
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Различные формы и методы работы с детьми и родителями
Раздел: дошкольное образование
Тема: Различные формы и методы работы с детьми и родителями.
Целью этой темы является – организация психологического
пространства и создание условий для сотрудничества родителя и
ребенка.
Детский сад – это первое воспитательное учреждение, с которым
вступают в контакт родители и где начинается их систематическое
педагогическое просвещение. Дальнейшее развитие ребенка
зависит от совместной работы родителей и педагогов. И именно от
качества работы воспитателей зависит уровень педагогической
культуры родителей, следовательно, и уровень семейного
воспитания детей. Для того, чтобы быть настоящим
пропагандистом форм и методов дошкольного воспитания, детский
сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Только при этом условии родители с доверием отнесутся к
рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними
контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к
себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям.
Главное в работе воспитателя – завоевать доверие и авторитет,
убедить родителей в важности и необходимости согласованных
действий семьи и детского сада. Без родительского участия процесс
воспитания невозможен и не полноценен. Поэтому особое
внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных
форм сотрудничества, направленных на организацию
индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к
семьям разного типа. Представляю вашему вниманию некоторые
нетрадиционные формы работы с родителями и детьми,
проводимые мною, в детском саду.
«Акция.Оформление участка»
Целью является объединение усилий родителей, детей,
воспитателей в благоустройстве участка детского сада. Обязательно
нужно подготовить красочное текст – сообщение, провести
презентацию родительских проектов, выбрать вариант, который
больше всем понравился. Выбрать день, возможно выходной,
обустроить участок совместно с родителями, детьми. Обязательно
сделать фотовыставку « Как мы делали детский участок красивым».
Подготовить благодарности в виде грамот или в виде стенгазеты.
«Защита детско – родительского проекта».
Например, «Поездка семьи в Москву», «Отдых семьи в Турции».
Семья представляет материал посещения музеев, выставок,
памятников истории, достопримечательностей, прогулок по городу
или путешествий. Защита сопровождается совместным рассказом
родителей и детей о своих впечатлениях. Результаты семейных
экскурсий и путешествий оформляются родителями и детьми в
виде фотоальбомов, видеоматериалов, рисунков, разнообразных
поделок.
«Вечера вопросов и ответов»
Это могут быть «Знакомство с логопедом», «Беседы с
психологом». Такие мероприятия могут быть однотемными и
многотемными. Родители могут встретиться, получить
персональный ответ. Главные действующие лица – консультанты –
опытные педагоги, юристы, врачи.
«День семьи»
Семейные посиделки, конкурсы, концерты, спектакли семейных
коллективов, спортивные соревнования. Повод поблагодарить
семьи за активное участие в детском саду. Можно представить
детские рассказы о своих семьях.
«Семейная гостиная»
Обязательно – чаепитие, пироги. Темы: «Роль отца», «Мудрость
бабушки», «Братья и сестры в семье», «Младшие и старшие»,
«Воспитание мальчиков и девочек – разные подходы». В семейных
гостиных обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей.
Родители делятся опытом решения трудных проблем, получают
новые знания из области семейной педагогики.
«Вечера музыки и поэзии»
Пробуждают чувства прекрасного, объединяют поколения
родителей и детей, способствуют развитию родительских чувств.
Можно использовать воспоминания известных композиторов,
поэтов, детские сочинения, воспоминания родственников,
родителей, педагогов. Темы – «Песни наших бабушек и дедушек»,
«Мамины колыбельные».
«Семейные экскурсии и прогулки»
Все вместе - родители, дети, воспитатели, посещают музеи,
выставки. Такие экскурсии помогают организовывать семейный
досуг, наполнить его интересным содержанием. Результаты
воплощаются в рисунках детей, в фотоальбомах родителей.
«Выставки семейных реликвий»
Показ родителями и детьми предметов, которые дороги членам
семьи. Темы: «Увлечения наших бабушек», «Папа и спорт».
«Посещение семьи»
Эта форма общения дает возможность познакомиться с опытом
семейного воспитания, с общей атмосферой в доме, увидеть
условия, в которой живет ребенок.
Такие формы работы направлены на установление
неформальных контактов с родителями воспитанников, создают
благоприятную эмоциональную атмосферу, настраивают их на
позитивное взаимодействие. Воспитание и развитие ребенка
невозможно без участия родителей и наша задача, не учить
родителей воспитывать собственных детей, а создавать условия для
возникновения партнерских отношений в вопросах воспитания
между родителями и педагогами.