Напоминание

"Как научиться учиться (Из опыта преподавания истории изобразительного искусства)"


Автор: Тишкина Светлана Борисовна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: БОУ ДО "ДШИ № 11" города Омска
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Как научиться учиться (Из опыта преподавания истории изобразительного искусства)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Как научиться учиться? (Из опыта преподавания истории изобразительного искусства)

Одним

из

важнейших

факторов

развития

творческого

потенциала

ребенка

является

его

искренняя заинтересованность в изучении предмета. Если нет желания, даже самый интересный, в

плане подачи материала, преподаватель здесь не поможет. Поэтому крайне важно вовремя повысить

мотивацию, пока это не привело к серьезным проблемам в учебе.

Конечно, каждый преподаватель мечтает о детях, тянущихся к знаниям. Хочется, чтобы твои

ученики серьезно и самостоятельно размышляли, обладали бы хорошим вкусом, были бы одержимы

творческим

процессом,

были

бы

эстетически

эрудированными,

интересовались

бы

разными

искусствами. Много ли у нас таких? У меня – нет. А у вас?

Как научить ребенка любить учиться? Какими средствами разбудить интерес? Какие могут быть

формы

мотивации

и

пути

к

любви

учиться?

Например,

с

помощью

учебно-познавательной

игры;

действенными методами стимулирования учащихся являются поощрение, создание ситуации успеха,

конкуренция, личный пример, создание ярких наглядно-образных представлений, можно попытаться

разжечь амбиции и др.

Особенно сложно заинтересовать учащихся на уроках теоретического цикла, например, на

истории искусств.

Поэтому

еще

с

изостудии,

понемногу,

дозировано,

начинаю

окунать

их

в

мировую

культуру.

С

творчеством

Клода

Моне

мы

познакомимся через его кувшинки, нарисуем морскую стихию, как у

Айвазовского, а еще будут золотое орнаментальное дерево Климта и

звездная ночь Ван Гога. Иллюстрации Билибина вдохновят нас на

создание открыток с образом прекрасной сибирячки.

И,

конечно

же,

мы

замахнемся

на

Леонардо

нашего

да

Винчи.

Примерим на себя образ Моны Лизы и

п о п р о буем

р а с к р ы т ь

с е к р е т

е е

знаменитой улыбки.

Отсутствие интереса к предмету всегда чувствуешь, поэтому стараюсь разнообразить подачу

информации, предоставлять ее в более интересном свете. На уроке всегда должна присутствовать

эмоциональная составляющая, потому что особенно запоминается то, что страшно или весело.

На уроках истории искусств часто применяю игровые методы обучения. Например, выбираем в

классе,

кто

будет

художником

-

автором

произведения,

кто

искусствовед,

критик,

зритель.

И

рассматриваем произведения, каждый со своей точки зрения. Искусствовед – оценивает, критик –

ругает…

Иногда пытаемся поставить себя на место Большого художника. И проводим интервью с ним.

«Вы - Караваджо. Почему Вы считаете, что натюрморт – это важно? Почему у вас такой

колорит?

Объясните

юным

художникам,

что

применение

контрастов

открывает

новые

возможности в живописи».

«Вы – Рембрандт. Как бы Вы написали групповой портрет юных художников 4 класса ДШИ

№11? Зачем вы переписали голову Данаи? Как Вы считаете, уважаемый Рембрандт, а есть ли

сейчас художники, достойные истории искусств?» И т. д.

Когда знакомимся с творчеством Леонардо да Винчи – сначала задаю вопросы: правда ли, что

художник был левшой, что умел писать зеркальным почерком (тоже пробуем писать зеркально), что он

изобрел парашют, танк, пулемет, что на картине «Дама с горностаем» изображен горностай… И уже

заинтригованные, дети только потом получают ответы.

Египет. Мы отправляемся в путешествие в страну пирамид. Раздаю таблички: ты - Хеопс, ты -

Эхнатон, Нефертити, Тутанхамон… А ты - строитель пирамид. И ты, такой юный египтянин, замечательно

живешь на берегу Нила со своей семьей. Тебя силой забирают воины фараона, ты плывешь по реке с

такими же молодыми и сильными. Представляем, как в долгом пути он видит первые пирамиды,

города. Как он будет возводить эти пирамиды. И он будет свидетелем еще очень многих исторических

моментов. Рассказываю я, но у каждого своя роль, каждый чувствует свою причастность к истории.

(Обязательно пробуем нанести себе египетский макияж.)

Древняя

Греция.

Придумываем

себе

греческие

аналоги

своих

имен:

Денис становится Денисиосом, Светлана

- Светлиопой, появляется

Дмитрионис,

Вадимед,

Алексифен.

Мастерим

себе

греческую

одежду.

Устраиваем

театрализованные уроки-представления.

Когда говорим о скифах, особое внимание уделяем региональному компоненту. Стилизуем

местных животных в скифо-сибирском зверином стиле на примере находок из пазырыкских курганов.

Слушаем алтайское горловое пение.

При изучении готики – «строим» здание из

самих

себя:

кто-то

изображает

входы-

порталы,

кто-то

галерею

из

стрельчатых

окон, окно-розу, остроконечную крышу. Кто-

то обязательно сверху свисает химерой-горгульей.

Смотрим

художественные

фильмы

про

художников.

Однажды

посмотрев

фильмы

«Модильяни» или «Девушка с жемчужной сережкой» о Яне Вермеере, юные художники уже не забудут

эти великие имена.

Чтобы

дети

внимательнее

смотрели

видео

по

темам,

рекомендую

во

время

просмотра

записывать

самостоятельно

самые

важные

эпизоды

из

жизни

художника.

Потом

обязательно

зачитывают их вслух - у кого информации больше и важнее.

Иногда даю такие задания:

Закрываю часть репродукции. И учащиеся домысливают сами, что там может быть скрыто.

Показываю репродукцию в черно-белом варианте и предлагаю предположить цветовую гамму

произведения.

Домыслить, что было на картине за несколько минут до изображенного момента.

Узнать картину по фрагменту (через «окошко», вырезанное на большем листе).

Иногда у меня при проверке знаний дети идут обратным путем: не ответить на вопросы, а

задать вопросы к тексту. Например, перед ними текст прошлого урока. Внимательно прочитав его, дети

формулируют и записывают сами вопросы к тексту. Потом отвечают на вопросы одноклассников, кому

какие достанутся.

Очень стимулируют ребят различные конкурсы, в том числе и искусствоведческие. Впервые

участвуя в таких конкурсах, они по неведению еще не понимают, что это должен быть не просто

реферат, а полноценное глубокое искусствоведческое исследование о художнике, проекте, событии со

своей

точкой

зрения,

интересной

подачей

материала.

Следующее

участие

бывает

уже

более

осознанным. Теперь они сами спросят, не пора ли начинать готовиться и будут выдвигать версии своих

работ. Особенно показательна в данном случае Вика - девочка эмоциональная и отзывчивая. Участвуя в

конкурсе, постепенно, год от года все больше интересовалась предметом «История искусств», часто

выходя за программные рамки. И слушатель она, я скажу вам, очень благодарный. И если в классе

появляются такие дети, то, мне кажется, миссию по обучению можно считать выполненной.

Считаю важным и понимание детьми тенденций развития современного искусства: смотрим

альбомы,

посещаем

выставки,

знакомимся

с

местными

художниками

и

их

творчеством.

Это

дает

осознание учащимися непрерывающейся связующей нити в изобразительном искусстве.

И, конечно же, желательно, чтобы ученик понимал, зачем все это нужно. Пусть он попробует

задать себе вопрос о том, КАК СВЯЗАНО ТО, ЧТО Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ, С ТЕМ, ЧТО Я ДЕЛАЮ СЕГОДНЯ.

Недавно провела эксперимент-анкету. Вопросов всего два:

1.

Причины, почему мне выгодно не знать, не изучать историю искусств.

(Варианты

были

такими:

«У

меня

было

бы

больше

свободного

времени».

«Не

нужно

прикладывать усилия для заучивания, поиска информации». «Не надо отвечать на вопросы в

классе».

Рядом оставляем пустые строчки, чтобы позже написать здесь о способах, устраняющих эти

причины.)

2. Почему мне выгодно изучать историю искусств.

Оказалось, что даже у самых нерадивых учеников причин заняться изучением этого предмета

больше, чем они подозревали. «Вы это сами сказали!» - говорю я им и советую не выбрасывать эту

анкету.

И если в классе низкая мотивация к изучению предмета, необходимо разобраться в причинах.

Она исчезла или ее не было никогда.

Одной из причин низкой мотивации может быть слабая вера в свои возможности. Ведь как

рассуждают некоторые дети: если не будешь пробовать, то и не ошибешься. Конечно же, надо укреплять

веру в свои силы. Мне нравится, как говорил Чингисхан: «Взялся – не бойся, боишься – не берись».

Хорошо, если молодого человека кто-то или

что-то

сумеет

направить

на

основные

творческие

ценности.

Хочется,

чтобы

наши

дети

не

только

научились

хорошо

рисовать,

но

и

неплохо

бы

разбирались в стилях, направлениях искусства. Чтобы

понимали, что и пейзаж, и натюрморт, и портрет – все

это о человеке.

Мы воспитываем ребенка - им продолжать и развивать изобразительное искусство. Наше дело

- просветительство. Я хорошо проведу урок - ребенок что-то сделает, найдет, заинтересуется. А это уже

начало пути. Роль учителя – доказывать каждый урок, что искусство существует, и должно существовать

всегда.

Тишкина Светлана Борисовна –

преподаватель изобразительного искусства

ДШИ № 11 г. Омска



В раздел образования