Автор: Алексеева Ольга Михайловна
Должность: к.э.н., доцент кафедры Международного бизнеса и таможенного дела
Учебное заведение: РЭУ им. Г.В.Плеханова
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Важность индивидуального подхода в процессе обучения
Раздел: высшее образование
Важность индивидуального подхода в процессе обучения.
Не секрет, что каждый студент отличается индивидуальностью, которая
характеризуется
совокупностью
интеллектуальных,
волевых,
моральных,
социальных и других черт личности.
Индивидуальный подход заключается в воспитании человека,
основан
на глубоком знании черт его личности и его жизни. Индивидуальный подход
в
обучении
заключается
не
в
постановке
целей
д л я
достижения
определенного уровня обучения к студенту,
а в приспособлении форм и
методов
педагогического
воздействия
к
индивидуальным
особенностям
студента
с
тем,
чтобы
обеспечить
запроектированный
уровень
развития
личности.
Должны ли преподаватели ВУЗа в обучении и воспитании учитывать
индивидуальные особенности студента?
Казалось
бы,
ответ
на
этот
вопрос
должен
быть
однозначно
положительным.
Тем
не
менее,
среди
специалистов
есть
серьезные
разногласия. Первая точка зрения – массовое высшее образование не может и
не
должно
учитывать
индивидуальность,
приспосабливаться
к
каждому
отдельному
студенту.
Все
обучающиеся
должны
получать
одинаковый
уровень базовых знаний и внимания преподавателя.
Никаких различий не
должно
быть
в
обучении
прилежных
и
ленивых,
одаренных
и
немотивированных
студентов.
Человек,
окончивший
тот
или
иной
ВУЗ,
характеризуется
общим,
одинаковым
для
всех
стандартом
обучения
и
воспитания, принятым в данном учебном заведении.
Автор
считает,
что
обучение
должно
максимально
опираться
на
индивидуальность. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные
возможности для развития познавательных сил,
активности,
склонности и
дарований
каждого
студента.
В
индивидуальном
подходе
особенно
нуждаются
«трудные»
и
слабомотивированные
студенты
;
студенты,
направление
высшего
образования
которым
навязали
родители,
а
также
студенты с ограниченными возможностями со стороны здоровья.
Особенностью
современного
этапа
развития
общества
стало
выдвижение
в
образовательном
процессе
на
первый
план
личности
преподавателя
и
учащегося,
их
профессионального
и
научного
развития,
творческий
подход
и
фокус
на
психологические
аспекты
индивидума.
В
законе
РФ
«Об
образовании» закреплено
требование
к
образовательным
учреждениям
создавать
условия
для
самореализации
и
саморегуляции
личности,
обеспечить
ее
самоопределение.
Однако
продекларировать
личностную ориентацию еще не значит ее осуществить в образовательной
практике. Этот процесс очень медленный и деликатный.
Долгое
время
основной
целью
отечественной
педагогики
было
усвоение учащимися определенных государственных стандартов.
При этом
ценностью выступала не сама личность учащегося,
а его способность к
усвоению
содержания
образования,
что,
в
свою
очередь,
ограничивало
возможности преподавателя в учете индивидуальных особенностей учащихся
и не всегда способствовало их разностороннему развитию.
Этот
недостаток
образовательного
процесса
как
раз
исключает
индивидуальный подход,
позволяющий преподавателю в процессе обучения
акцентировать
внимание
на
личностно-субъективных
качествах
учащихся
(уровне развития внимания, памяти, способностей и т.п.).
Особенно
важно
уделять
внимание
тому,
какие
индивидуальные
различия
студентов
необходимо
учитывать
в
обучении
для
активизации
учебного процесса всей группы,
как осуществлять систему отслеживания и
оценку результатов деятельности учащихся на практических занятиях,
какие
методические приемы необходимо использовать с учетом индивидуальности
учащихся в высшей школе.
Основными
способами
изучения
индивидуальных
особенностей
студентов
в
процессе
обучения
являются
планомерные
систематические
наблюдения за студентом,
индивидуальные и групповые беседы на заранее
намеченную
тему,
дополнительные
учебные
задачи
и
анализ
способов
рассуждений,
анкетирование,
выявляющие заинтересованность, положение
индивида
в
коллективе,
его
позицию
в
группе,
отношение
к
будущей
профессии. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и
сфокусироваться на его положительных качествах в преодолении имеющихся
недостатков.
В этом состоит понимание индивидуального подхода.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход
рассматривается как один из важнейших принципов обучения.
Во-первых,
принцип
индивидуального
подхода,
в
отличие
от
других
дидактических
принципов,
подчеркивает необходимость систематического учета не только
социально-типического,
но
и
индивидуально-неповторимого
в
личности
каждого студента.
Во-вторых,
в индивидуальном подходе нуждается каждый
обучающийся
без
исключения.
Этот
признак
вытекает
из
положения
о
гуманном подходе к личности студента.
В-третьих,
индивидуальный подход
является
активным,
мотивирующим,
развивающим
необходимые
способности
принципом,
тем
самым
предполагается
творческое
развитие
индивидуальности ученика.