Напоминание

Важность индивидуального подхода в процессе обучения


Автор: Алексеева Ольга Михайловна
Должность: к.э.н., доцент кафедры Международного бизнеса и таможенного дела
Учебное заведение: РЭУ им. Г.В.Плеханова
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Важность индивидуального подхода в процессе обучения
Раздел: высшее образование





Назад




Важность индивидуального подхода в процессе обучения.

Не секрет, что каждый студент отличается индивидуальностью, которая

характеризуется

совокупностью

интеллектуальных,

волевых,

моральных,

социальных и других черт личности.

Индивидуальный подход заключается в воспитании человека,

основан

на глубоком знании черт его личности и его жизни. Индивидуальный подход

в

обучении

заключается

не

в

постановке

целей

д л я

достижения

определенного уровня обучения к студенту,

а в приспособлении форм и

методов

педагогического

воздействия

к

индивидуальным

особенностям

студента

с

тем,

чтобы

обеспечить

запроектированный

уровень

развития

личности.

Должны ли преподаватели ВУЗа в обучении и воспитании учитывать

индивидуальные особенности студента?

Казалось

бы,

ответ

на

этот

вопрос

должен

быть

однозначно

положительным.

Тем

не

менее,

среди

специалистов

есть

серьезные

разногласия. Первая точка зрения массовое высшее образование не может и

не

должно

учитывать

индивидуальность,

приспосабливаться

к

каждому

отдельному

студенту.

Все

обучающиеся

должны

получать

одинаковый

уровень базовых знаний и внимания преподавателя.

Никаких различий не

должно

быть

в

обучении

прилежных

и

ленивых,

одаренных

и

немотивированных

студентов.

Человек,

окончивший

тот

или

иной

ВУЗ,

характеризуется

общим,

одинаковым

для

всех

стандартом

обучения

и

воспитания, принятым в данном учебном заведении.

Автор

считает,

что

обучение

должно

максимально

опираться

на

индивидуальность. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные

возможности для развития познавательных сил,

активности,

склонности и

дарований

каждого

студента.

В

индивидуальном

подходе

особенно

нуждаются

«трудные»

и

слабомотивированные

студенты

;

студенты,

направление

высшего

образования

которым

навязали

родители,

а

также

студенты с ограниченными возможностями со стороны здоровья.

Особенностью

современного

этапа

развития

общества

стало

выдвижение

в

образовательном

процессе

на

первый

план

личности

преподавателя

и

учащегося,

их

профессионального

и

научного

развития,

творческий

подход

и

фокус

на

психологические

аспекты

индивидума.

В

законе

РФ

«Об

образовании» закреплено

требование

к

образовательным

учреждениям

создавать

условия

для

самореализации

и

саморегуляции

личности,

обеспечить

ее

самоопределение.

Однако

продекларировать

личностную ориентацию еще не значит ее осуществить в образовательной

практике. Этот процесс очень медленный и деликатный.

Долгое

время

основной

целью

отечественной

педагогики

было

усвоение учащимися определенных государственных стандартов.

При этом

ценностью выступала не сама личность учащегося,

а его способность к

усвоению

содержания

образования,

что,

в

свою

очередь,

ограничивало

возможности преподавателя в учете индивидуальных особенностей учащихся

и не всегда способствовало их разностороннему развитию.

Этот

недостаток

образовательного

процесса

как

раз

исключает

индивидуальный подход,

позволяющий преподавателю в процессе обучения

акцентировать

внимание

на

личностно-субъективных

качествах

учащихся

(уровне развития внимания, памяти, способностей и т.п.).

Особенно

важно

уделять

внимание

тому,

какие

индивидуальные

различия

студентов

необходимо

учитывать

в

обучении

для

активизации

учебного процесса всей группы,

как осуществлять систему отслеживания и

оценку результатов деятельности учащихся на практических занятиях,

какие

методические приемы необходимо использовать с учетом индивидуальности

учащихся в высшей школе.

Основными

способами

изучения

индивидуальных

особенностей

студентов

в

процессе

обучения

являются

планомерные

систематические

наблюдения за студентом,

индивидуальные и групповые беседы на заранее

намеченную

тему,

дополнительные

учебные

задачи

и

анализ

способов

рассуждений,

анкетирование,

выявляющие заинтересованность, положение

индивида

в

коллективе,

его

позицию

в

группе,

отношение

к

будущей

профессии. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и

сфокусироваться на его положительных качествах в преодолении имеющихся

недостатков.

В этом состоит понимание индивидуального подхода.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход

рассматривается как один из важнейших принципов обучения.

Во-первых,

принцип

индивидуального

подхода,

в

отличие

от

других

дидактических

принципов,

подчеркивает необходимость систематического учета не только

социально-типического,

но

и

индивидуально-неповторимого

в

личности

каждого студента.

Во-вторых,

в индивидуальном подходе нуждается каждый

обучающийся

без

исключения.

Этот

признак

вытекает

из

положения

о

гуманном подходе к личности студента.

В-третьих,

индивидуальный подход

является

активным,

мотивирующим,

развивающим

необходимые

способности

принципом,

тем

самым

предполагается

творческое

развитие

индивидуальности ученика.



В раздел образования