Автор: Басенко Тамара Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г. Гурьевска
Населённый пункт: город Гурьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Трудности и проблемы процесса социализации выпускников детского дома"
Раздел: дополнительное образование
Трудности и проблемы процесса социализации
выпускников детского дома, учащихся коррекционной
школы
Выпускники
детского
дома
взрослеют
намного
раньше,
чем
их
сверстники,
воспитывающие в семье. В возрасте 15-16 лет им предстоит самостоятельно входить во
взрослую жизнь, выбирать профессию, обустраивать свой быт, налаживать социальные
связи, общение, контролировать поступки и поведение, уметь распоряжаться деньгами,
вещами, рассчитывать
бюджет.
Наиболее уязвимыми в этом положении оказываются
выпускники детского дома, обучавшиеся в коррекционной школе.
Эти ребята, как и
другие
воспитанники,
выросшие
в
асоциальных
семьях,
не
имеют
опыта
самостоятельной
жизни,
многие
из
них
употребляли
алкоголь,
курят,
бродяжничают,
прогуливают уроки, выказывая стойкое нежелание учиться. Все это вошло в привычку,
которую
к
моменту
выпуска
из
детского
дома
необходимо
устранить
или
насколько
возможно сгладить. С будущими выпускниками занимаются специалисты детского дома,
социальный педагог ведет с ребятами работу по программе «Коррекционно-развивающая
работа средствами социально-педагогической деятельности в условиях детского дома».
Некоторые ребята, (15-20%) имеют инвалидность и у них есть определенные ограничения
в выборе профессии, и во многом от самих ребят зависит, смогут ли они получить более
востребованную профессию. Небольшая часть таких ребят 10-15%, не желают учиться, они
устраиваются на работу дворниками, санитарками в больницу, техничками, грузчиками.
Специалисты отдела постинттернатного сопровождения отслеживают устройство в жизни
таких
ребят,
оказывают
помощь.
В
плане
работы
отдела
постинтернатного
сопровождения
намечены
встречи
выпускников
детского
дома,
где
ребята
могут
поделиться
своими
успехами,
разрешить
возникшие
проблемы,
принять
участи
в
мероприятиях.
Однако надо заметить, что выбор профессий, который предоставлен выпускникам,
невелик. Для девочек, это такие профессии, как швея, штукатур-моляр. Для мальчиков
несколько шире, это штукатур-моляр, столяр, машинист котельной, слесарь. Значительную
роль в выборе профессии таких ребят имеют уроки труда в школе. К выпуску дети уже
имеют некоторые навыки и могут отдавать предпочтение той или иной профессии.
80%
выпускников,
учащихся
коррекционной
школы
определяются
на
учебу
в
профессиональные
учреждения.
Несмотря
на
созданные
условия
для
детей
данной
категории, ребята с большим трудом адаптируются к социальным условиям, к порядку
данного учебного учреждения. После выпуска из детского дома они остаются один на
один со своими страхами и проблемами, которые не в силах самостоятельно разрешить.
Некоторые
возвращаются
в
детский
дом,
иногда
к
своим
кровным
родителям,
родственникам
высказывают
разочарование
профессией,
неумение
найти
контакта
с
ребятами в общежитии и т.д. Проживая долгое время в сиротском учреждении, ребенок
привык к сытному обеспеченному детству
и уверенности в том, что государство всем
обеспечит.
Диагностические
данные
выпускников
детского
дома(
обучавшихся
в
коррекционной школе) показывают, что приоритетной ценностью является материально-
обеспеченная жизнь, престижная
работа, хорошие и верные друзья. И только 12%
выпускников коррекционной школы считают образование приоритетной ценностью.
Основной
задачей
специалистов
отдела
постинтернатного
сопровождения
является формирование ответственного поведения у ребят с ЗПР. Научить этому можно
только в результате индивидуальной работы с каждым воспитанником всеми участниками
воспитательного процесса.
Социальные
педагоги
отдела
постинтернатного
сопровождения
в
совместной
работе и взаимодействии с социальным педагогом
учреждения профессионального
обучения работают с ребятами, убеждают в правильности выбора профессии, приводят
положительные примеры, создают средовое окружение для того, чтобы выпускник не
бросил
учебу
и
получил
профессию.
Старания
и
педагогический
профессионализм,
терпение, умение убедить ребят помогают им получить образование, а иногда даже
второе профессиональное образование.
Значительные трудности испытывают наши ребята при трудоустройстве на работу,
после получения
специальности. В нашем городе нет таких предприятий, которые бы
могли принять на работу наших ребят. Если они есть, то рабочие места заняты. В данной
ситуации помогаем ребятам устроиться по другой специальности, найти работу через
центр занятости. Но для того, чтобы встать на учет в центр занятости
необходима
постоянная прописка, регистрация по месту жительства, а ее у наших воспитанников нет,
приходиться вести судебные разбирательства, и доказывать, что общежитие, если оно
есть – это единственное жилье у выпускника. Без постоянной регистрации по месту
жительства на учет в центр занятости не встанешь и нет возможности получать пособие
по безработице как ребенку –сироте.
По
существующему
законодательству
каждый
ребенок-сирота
имеет
право
на
получение благоустроенного жилья. Однако такой возможности в муниципалитете нет, и
жилье
получают через несколько лет после выпуска, согласно очереди. Поэтому наши
ребята часто живут у своих товарищей, с кем воспитывались в детском доме и т кто
получил
квартиру.
Это
сопряжено
с
определенными
проблемами:
жизненное
неустройство,
невозможность
жить
самостоятельно,
завести
семью
и
т.д.
Но
есть
положительные примеры, когда наши выпускники, окончившие коррекционную школу,
уезжают в другой регион, в другие города устраиваются на работу,
создают семьи,
решают самостоятельно проблемы жилья, быта, налаживают социальные связи.