Напоминание

"Трудности и проблемы процесса социализации выпускников детского дома"


Автор: Басенко Тамара Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г. Гурьевска
Населённый пункт: город Гурьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Трудности и проблемы процесса социализации выпускников детского дома"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Трудности и проблемы процесса социализации

выпускников детского дома, учащихся коррекционной

школы

Выпускники

детского

дома

взрослеют

намного

раньше,

чем

их

сверстники,

воспитывающие в семье. В возрасте 15-16 лет им предстоит самостоятельно входить во

взрослую жизнь, выбирать профессию, обустраивать свой быт, налаживать социальные

связи, общение, контролировать поступки и поведение, уметь распоряжаться деньгами,

вещами, рассчитывать

бюджет.

Наиболее уязвимыми в этом положении оказываются

выпускники детского дома, обучавшиеся в коррекционной школе.

Эти ребята, как и

другие

воспитанники,

выросшие

в

асоциальных

семьях,

не

имеют

опыта

самостоятельной

жизни,

многие

из

них

употребляли

алкоголь,

курят,

бродяжничают,

прогуливают уроки, выказывая стойкое нежелание учиться. Все это вошло в привычку,

которую

к

моменту

выпуска

из

детского

дома

необходимо

устранить

или

насколько

возможно сгладить. С будущими выпускниками занимаются специалисты детского дома,

социальный педагог ведет с ребятами работу по программе «Коррекционно-развивающая

работа средствами социально-педагогической деятельности в условиях детского дома».

Некоторые ребята, (15-20%) имеют инвалидность и у них есть определенные ограничения

в выборе профессии, и во многом от самих ребят зависит, смогут ли они получить более

востребованную профессию. Небольшая часть таких ребят 10-15%, не желают учиться, они

устраиваются на работу дворниками, санитарками в больницу, техничками, грузчиками.

Специалисты отдела постинттернатного сопровождения отслеживают устройство в жизни

таких

ребят,

оказывают

помощь.

В

плане

работы

отдела

постинтернатного

сопровождения

намечены

встречи

выпускников

детского

дома,

где

ребята

могут

поделиться

своими

успехами,

разрешить

возникшие

проблемы,

принять

участи

в

мероприятиях.

Однако надо заметить, что выбор профессий, который предоставлен выпускникам,

невелик. Для девочек, это такие профессии, как швея, штукатур-моляр. Для мальчиков

несколько шире, это штукатур-моляр, столяр, машинист котельной, слесарь. Значительную

роль в выборе профессии таких ребят имеют уроки труда в школе. К выпуску дети уже

имеют некоторые навыки и могут отдавать предпочтение той или иной профессии.

80%

выпускников,

учащихся

коррекционной

школы

определяются

на

учебу

в

профессиональные

учреждения.

Несмотря

на

созданные

условия

для

детей

данной

категории, ребята с большим трудом адаптируются к социальным условиям, к порядку

данного учебного учреждения. После выпуска из детского дома они остаются один на

один со своими страхами и проблемами, которые не в силах самостоятельно разрешить.

Некоторые

возвращаются

в

детский

дом,

иногда

к

своим

кровным

родителям,

родственникам

высказывают

разочарование

профессией,

неумение

найти

контакта

с

ребятами в общежитии и т.д. Проживая долгое время в сиротском учреждении, ребенок

привык к сытному обеспеченному детству

и уверенности в том, что государство всем

обеспечит.

Диагностические

данные

выпускников

детского

дома(

обучавшихся

в

коррекционной школе) показывают, что приоритетной ценностью является материально-

обеспеченная жизнь, престижная

работа, хорошие и верные друзья. И только 12%

выпускников коррекционной школы считают образование приоритетной ценностью.

Основной

задачей

специалистов

отдела

постинтернатного

сопровождения

является формирование ответственного поведения у ребят с ЗПР. Научить этому можно

только в результате индивидуальной работы с каждым воспитанником всеми участниками

воспитательного процесса.

Социальные

педагоги

отдела

постинтернатного

сопровождения

в

совместной

работе и взаимодействии с социальным педагогом

учреждения профессионального

обучения работают с ребятами, убеждают в правильности выбора профессии, приводят

положительные примеры, создают средовое окружение для того, чтобы выпускник не

бросил

учебу

и

получил

профессию.

Старания

и

педагогический

профессионализм,

терпение, умение убедить ребят помогают им получить образование, а иногда даже

второе профессиональное образование.

Значительные трудности испытывают наши ребята при трудоустройстве на работу,

после получения

специальности. В нашем городе нет таких предприятий, которые бы

могли принять на работу наших ребят. Если они есть, то рабочие места заняты. В данной

ситуации помогаем ребятам устроиться по другой специальности, найти работу через

центр занятости. Но для того, чтобы встать на учет в центр занятости

необходима

постоянная прописка, регистрация по месту жительства, а ее у наших воспитанников нет,

приходиться вести судебные разбирательства, и доказывать, что общежитие, если оно

есть – это единственное жилье у выпускника. Без постоянной регистрации по месту

жительства на учет в центр занятости не встанешь и нет возможности получать пособие

по безработице как ребенку –сироте.

По

существующему

законодательству

каждый

ребенок-сирота

имеет

право

на

получение благоустроенного жилья. Однако такой возможности в муниципалитете нет, и

жилье

получают через несколько лет после выпуска, согласно очереди. Поэтому наши

ребята часто живут у своих товарищей, с кем воспитывались в детском доме и т кто

получил

квартиру.

Это

сопряжено

с

определенными

проблемами:

жизненное

неустройство,

невозможность

жить

самостоятельно,

завести

семью

и

т.д.

Но

есть

положительные примеры, когда наши выпускники, окончившие коррекционную школу,

уезжают в другой регион, в другие города устраиваются на работу,

создают семьи,

решают самостоятельно проблемы жилья, быта, налаживают социальные связи.



В раздел образования