Автор: Гродская Ирина Константиновна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №37
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская облась
Наименование материала: Дошкольная логопедия
Тема: Паспорт логопедического кабинета по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Паспорт
кабинета логопеда
МБДОУ «Детский сад №37»
составлен в соответствии с введением ФГОС ДО
Учитель-логопед: Гродская Ирина Константиновна
2019-2020 учебный год
г. Таганрог
Краткое описание
Логопедический кабинет общей площадью –24 кв. м. В кабинете предусмотрено одно рабочее
место педагога, 8 рабочих мест для подгрупповой работы с детьми и 1 место для
индивидуальных занятий.
Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий,
которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть
содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной
В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми
дошкольного возраста 3 - 7 лет с амблиопией и косоглазием и с разными речевыми
нарушениями
Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:
- коммуникативно - речевых умений;
- развитие артикуляционной моторики и мимики;
- звукопроизносительной стороны речи;
- импрессивной стороны речи;
- лексического развития;
- грамматического строя речи;
- слоговой структуры слова;
- фонематического слуха и восприятия;
- развитие связной речи;
- навыкам звукового анализа.
В соответствии с направлениями работы логопедической службы ДОУ помещение
логопедического кабинета условно разделено на блоки:
- диагностический блок
-коррекционно - развивающий блок
- организационно - планирующий блок
- блок научно-методический
- блок профилактики и консультирования
- информационный блок
Диагностический блок
Диагностический блок содержит материалы для логопедического обследования.
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Росмэн-Пресс, 2011.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.
Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1998
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и
готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М.: ГНОМ-ПРЕСС,
1999.
Н.В. Нищева Картинный материал к речевой картеребёнка с ОНР (от 4 до 7 лет). Санкт –
Петербург. Детство-Прес. 2013
М.А.Поваляева. Педагогическая диагностика и коррекция речи.
Ростов-на-Дону 1997
О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. Логопедическое обследование детей 2-4 лет.Москва
Творческий центр. 2004
О.И.Крупенчук. В помощь логопеду. Речевая карта .Санкт-Петербур.г 2013
К.Косинова Логопедические тесты. Млсква. Эксмо. 2006
Уроки логопеда (игры для развития речи) Москва. Эксмо 2004
Коррекционно - развивающий блок
Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подобран
иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие
Центр развития артикуляционной моторики и мимики
Центр развития артикуляционной моторики и мимики содержит наборы предметных картинок и
игр для развития и сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики
Центр нормализации дыхания и голоса
Включает в себя дыхательные тренажёры, вертушки, султанчики, музыкальные инструменты,
картотеку дыхательных упражнений и т.д.
Центр развития фонематического слуха
Включает
пособия
для
различения
неречевых
звуков:
музыкальные
и
звучащие
игрушки.
Материал для различения речевых звуков.
Центр развития мелкой моторики
Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрёшки,
мелкие игрушки, игры с пуговицами, сенсорный коврик.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.:
АСТ, 1999.
Крупечук О.И. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. – СПб.: Литера, 2008.
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – СПб.: АСТ, 2007.
Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. – СПб.: КОРОНА, 2007.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — СПб.: Лань, 2002.
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. — СПб.: Лань, 1999.
Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. — СПб.: Лань, 2002.
Центр коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи
Пособия для формирования правильного произношения
Подобрана литература, картинный материал, картотеки на автоматизацию и дифференциацию
звуков в словах, слогах, текстах.
Альбом для логопеда Иншакова О.Б.. – М.: ВЛАДОС, 2003.
•
Альбом по развитию речи. В.С Володина. «Росмен»М.2007г.
•
Альбом. Картинный материал к речевой карте. Н.В Нищева
•
Логопедия в картинках. Произносим трудные звуки. Программа развития и обучения
дошкольника. «Нева» С-П.,2003г.
•
Логопедические игры. И Скворцова. «Олма».М.2008г.
•
Профили артикуляции звуков.
•
А.С.Герасимова, О.С.Жукова.Логопедическая энциклопедия дошкольника. «Нева».С-
П,2004г.
•
И.Светлова. Домашний логопед (по звукопроизношению) Москва. Эксмо 2007
•
Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у
дошкольников. Г.А.Каше,Т.Б.Филичева.
•
Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у
дошкольников. Н.И.Соколенко.
•
Логопедия 550
•
Нарушение произношения у детей. А.И.Богомолова. «Просвещение».М. 1989г
•
Говорите правильно. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Просв»М. 1973
•
Альбомы- тетради:.Л.Н.Зуева, Н.Ю.Костылёва «Астрель-АСТ. М.2001 г.1-свистящие;
2- шипящие; 3-р,л; 4- парные согласные.
•
Трудные звуки. Звуки Ч - Щ. Программа развития и обучения дошкольника. Санкт-
Петербург «Нева» 2003.
•
Трудные звуки. Звуки Ж - Ш программа развития и обучения дошкольника. Санкт-
Петорбург «Нева» 2003.
•
Трудные звуки. Звуки З, Зь, Ц. Программа развития и обучения дошкольника.
Санкт-Петербург «Нева» 2003.
•
Домашние тетради для закрепления звуков: В.В.Коноваленко, С.В Коноваленко.
1- С,3,Ц;
2 - Сь,3ь;
3 - Ш,Ж;
4- Ч,Щ;
5 - Л;
6 - Ль;
7- Р;
8 - Рь.
•
Рабочие тетради по развитию речи на звуки: Н.В.Новоторцева:
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [с], [сь]. – Ярославль: Академия
развития, 1996.
•
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з], [зь], [ц]. – Ярославль:
Академия развития, 1996.
•
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ш], [ж]. – Ярославль: Академия
развития, 1996.
•
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ].
– Ярославль: Академия
развития, 1996.
•
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [ль].
– Ярославль: Академия
развития, 1996.
•
Новоторцева
Н.В.
Рабочая
тетрадь
по
развитию
речи
на
звуки
[р],
[рь].
–
Ярославль:
Академия развития, 1996.
•
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – СПб.: АСТ, 2007..
•
Воспитание правильной речи. Н.А. Седых «Сталкер».М.,2003г.
•
Скороговорки
•
Н/п игра «Логопедическое лото»
•
Н/п игра «Звонкие – глухие»
•
Н/п игра «Ребусы»
•
Н/п игра «Прчитай по первым буквам»
•
Н/п игра «Расшифруй слова»
•
Н/п игра «Азбука в картинках»
•
Н/п игра «Моя первая азбука»
•
Н/п игра «Азбука» (пазлы)
•
Жукова Н.С. «Букварь»
Игры для закрепления правильного произношения и
дифференциации поставленных звуков
Необычные цветы».Звуки:: а) Ш, Ж, Щ, С, 3, Ц, Л, Р
б) дифференциация звуков: Ш-С, Ж-3,
Ч-С,Р-Л,Ш-Щ,С-Ц
в) выделить первый звук.
«Улитка» Звуки:: а) Ш, Ж, Щ, С, 3, Ц, Л, Р
б)дифференциация звуков: Ш-С, Ж-3,
Ч-С, Р-Л, Ш-Щ, С-Ц
в) выделить первый звук.
«Подбери и назови» Звуки:: а) Ш, Ж, Щ, С, 3, Ц, Л, Р
б)дифференциация звуков: Ш-С, Ж-3,
Ч-С, Р-Л, Ш-Щ, С-Ц
в) выделить первый звук
«Магазин» Дифференциация звуков.
«Схожие - непохожие».Дифференциация звуков.
«Буквенное домино». (Гласные, согласные звуки)
«Логопедическое лото»
Центр развития фонематического слуха
Включает
пособия
для
различения
неречевых
звуков:
музыкальные
и
звучащие
игрушки.
Материал для различения речевых звуков.
Пособия, игры для формирования фонематических процессов
•
«Что услышал, что увидел?»- картинки - слова, близкие по звуковому составу: РАК-МАК.
•
«Семафор»-набор предметных картинок, карточки- сигналы, которые дети показывают,
услышав правильный вариант слов.
•
«Подбери слово к схеме»
•
«Кто в домике живёт?»
•
Картинки на дифференциацию:
а)свистящих- шипящих; б) ть- ч, щ- ч; в) с- з, ш- ж, т- д, к -г, п- б; г)_л-р
•
«Цепочка слов»
•
«Составь слово»
•
«Найди место звука в слове»
•
«Поставь ударение»
•
«Составь слово из слогов»
«Схема анализа звука»
Игра «Фонематика»
«Звонкий - глухой». Фонематическое лото.
Центр формирования слоговой структуры слова
Центр формирования слоговой структуры слова содержит наборы предметных картинок и
картотека "Типы слоговой структуры слова" и т.д.
Центр формирования лексической стороны речи
В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки на разные
лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и
глагольного словаря и т.д.
Пособия, игры для формирования словарного запаса.
«Что забыл нарисовать художник?» (предметы и части предметов)
«Большие и маленькие» (набор картинок, игрушек, изображающих животныхи их
детёнышей).
«Лукошко»- а)набор предметных картинок, с изображением овощей, фруктов,одежды и
т.д.;
б) обобщение;
в) «4 лишний»;
г) «Кого,что?» -В.п.
«Зоологическое лото»- картинки с изображением домашних, диких животных, животных
жарких стран, Севера.
«Чудесный мешочек» - набор мелких предметов в мешочке.
«Скажи наоборот» - набор картинок, к которым подбираются антонимы
«Что растёт на рядке?».
«На воде, в воздухе, на сущее» -картинки с изображением транспорта.
Наша семья» - члены семьи, выполняющие различные действия.
«Кто как передвигается?» ( набор картинок- птицы, животные, насекомые.
«Кто как голос подаёт?».
«Кто что делает?»-набор картинок с изображением людей разных профессий.
«Как называется?» -набор картинок, изображ. предметы одежды, посуды,мебели, обуви...
«Магазин» - набор картинок, изображающих предметы одежды, посуды, мебели, обуви...
«Матрёшки» - (одежда, посуда, овощи, слова - действия)
«Лото на 4-х языках».
«Зелёный друг»- (обобщающие понятия).
«Пирамидка» (предметные картинки, цвета)
«Умный телефон»
«По кругу»
«Подбери и назови»
«Вертолина»
«Необычные цветы»
«Украсим ёлку»
«Какой по цвету?
«Какой по форме?»
«Не знаешь — узнаешь»
«Чем можем поможем»
«Вот так так»
«Лото малышам»
«Развиваем речь».Развивающая игра.
Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
Центр формирования грамматического строя речи
Подобраны пособия и игры на словоизменение и словообразование, на предложные
конструкции, пособия для формирования фразы.
Пособия, игры для формирования грамматического строя речи
Как Маша одевалась?» (дидактическая кукла с предметами одежды, обуви,
-Вин.Пад)
«Что с чем?» - картинки, необходимые в быту (употр. Сущ в ТВ.,Род..п.)
«Что кому нужно?» (люди разных профессий и орудия их труда - сущ. в Дат
.п.)
«Волшебный сундучок» (картинки с изображением нескольких предметов
-согласование существительных с числительными)
«Исправь Незнайку» (картинки- символы предметов - составление
грамматически правильного предложения).
«Кто чем питается?» (набор картинок: птицы, животные, насекомые, их корм –
сущ.. в Тв.п)
Кто у кого?» ( набор картинок- птицы, животные и их детёныши -употр.сущ.в
Род.п.,составл.сложно-сочин. предл.)
«Что из чего?» (изображение предметов без какой-либо детали-Род п. ед.и мн. числа).
«Чем можем поможем» (ответы на вопросы - сущ. в Дат. и Твор..п.).
«Матрёшки» а)согласов.прилагат.с сущ.;б)сравн.ст.прилаг;в Дат.п).
«Лото на 4-х языках»
«Мой, моя, моё» (согласов.местоимений с существительными).
Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
«Развиваем речь» Развивающая игра.
Пособия для обучения грамоте
Демонстрационная азбука.
Буквари, азбуки.
Кассы букв и слогов по количеству детей
Фишки – символы согласных, гласных звуков, слогов - слияний
Схемы предложений
Наборы слоговых таблиц для чтения.
Звуковые линейки.
«Окошки» - ленты для чтения.
«Полубуковка».
«Буква заблудилась»
«Волшебные клеточки».
«Рассыпанные слоги».
«Живые буквы»
«Развитие буквенного гнозиса».
«Ниткопись».
«От рисунка к букве»
Книги для чтения «Читаем по слогам»
А.Левина Обучаемся грамоте М.Олма-Пресс 2003
Центр развития связной речи
Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказывание,
наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы
текстов для пересказов.
Пособия для формирования связной речи
•
Опорные схемы для составления описательных рассказов.
•
Серии последовательных сюжетных картинок простых по содержанию. (Дидактический
материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста
Филичева Т.Б., Каше Г.А. М., «Просвещение», 1979 г.
•
Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. В.В.Гербова. М.,
«Просвещение» 1995г.
•
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. Альбом. Г.Ф.Лоза. Киев, 1981г.
•
Е.А. Лапп. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. Москва.
Творческий центр. 2006
Сюжетные картинки по развитию речи. Васильева Р.А.Суворова .М. «Просвещение»
Картинки для развития речи детей младшего дошкольного возраста. «Мы играем».
Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Москва. Эксмо
2006
ИКТ – центр
По всем разделам коррекции и развития речи используются авторские мультимедийные
презентации, тренажёры и дидактические пособия, созданные в Power Point.
«Игры для ТИГРЫ»
«Азбука- малышка»
«Учимся говорить правильно»
«Как мышонок буквы ловил»
«Как мышонок Читать училдся»
«Баба Яга учится читать»
«Учим Буквы»,
«Уроки Мудрой Совы»
Лунтик. Подготовка к школе
Компьтерный стол Анрош (180 игр на развитие речи, внимания, памяти, мышления,
математике)
Центр развития психологической базы речи
И.Светлова. Развиваем воображение и фантазию. Эксмо-Пресс 2001
И.Светлова. Развиваем мелкую моторику. Эксмо-Пресс 2001
Подобраны игры и пособия для развития высших психических функций: памяти,
внимания, мышления, интеллектуальных способностей.
Н/п игра «4 – лишний»
Н/п игра «Что перепутал художник?»
Н/п игра «Противоположности»
Н/п игра «Рукавички»
Н/п игра «Найди отличия»
Н/п игра «Лабиринты»
Н/п игра «Логические цепочки»
Разрезные картинки из разного количества частей
И.Лопухина Логопедия. Речь – ритм – движения. С-П.Дельта 1997
О.Б.Иншакова Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет (1,2 части)
М. Владос. 2003
Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. Москва. Эксмо
2006
Блок профилактики и консультирования
Е.В.Мазанова Коррекция акустической дисграфии. Москва. Из-во «Гном и Д» 2010
Е.В.Мазанова.
Учусь
не
путать
буквы.
Альбом
(1,2)
упражнения
по
коррекции
оптической дисграфии.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.
М., «Просвещение», 1972.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников.
Диагностика и коррекция -- Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с. (Серия
«Коррекционная педагогика»)
Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников с нарушениями зрения и
речи Методическое пособие И. Ю. Лытякова, Е. П. Семёнова Челябинск ЧИППКРО 2019
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
Организационно- планирующий блок
Организационно - планирующий блок содержит перечень логопедической документации.
Научно - методический блок
Собрана методическая литература и программно - методическое обеспечение НОД.
Смирнова
Л.Н.
Логопедия
в
детском
саду.
Занятия
с
детьми
4-5
лет
с
общим
недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Смирнова
Л.Н.
Логопедия
в
детском
саду.
Занятия
с
детьми
5-6
лет
с
общим
недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Смирнова
Л.Н.
Логопедия
в
детском
саду.
Занятия
с
детьми
6-7
лет
с
общим
недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
Ткаченко
Т.А.
Логопедическая
тетрадь.
Формирование
лексико-грамматических
представлений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.
– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
Ткаченко Т.А. Тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи.
– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет «Творческий
центр сфера»
Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных
учреждениях. Ростов-на Дону. «Феникс»2013
Л.Б.Граб. Тематическое планирование. Москва. «Гном»
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями
речи.
Коррекция
нарушений речи. — М.: Просвещение, 2008.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации
— М.: Дрофа, 2010.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004.
В.В
Коноваленко,
С.В
Коноваленко.
Фронтальные
логопедические
занятия
в
подготовительной группе с ФФН (1,2,3 периоды)
В.В Коноваленко, С.В Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в старшей
группе с ОНР (1,2,3 периоды)
Е.В.Мазанова.
Развиваем
фонематическое
восприятие.
Планы-конспекты
занятий
с
детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Е.В.Мазанова.
Альбом
упражнений
для
дошкольников
с
речевыми
нарушениями.
Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы
Е.В.Мазанова.
Альбом
упражнений
для
дошкольников
с
речевыми
нарушениями
Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом №1,№2 упражнений по обучению
грамоте детей старшей логогруппы Год 2014.Издание Гном
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Первый
(второй, третий) период обучения в старшей группе Год 2014.Издание Гном
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7лет Альбом №1 (№2,№3) упражнений по обучению
грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы Год 2014. Издание Гном
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода
(2периода,3 периода) обучения в подготовительной к школе логогруппе
Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей
логогруппе 1 период (2,3). Издаельство Гном. 2014
Цуканова - Бец Учим ребенка говорить и читать. 1 период (2 период,3 период) обучения.
Москва « Из-во «Гном и Д»
Цуканова Бец Альбом 1 (2,3) для индивидуальной работы. Москва « Из-во «Гном и Д»
Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. Москва. Владос.1999
А.Степанова. Дошкольная логопедическая служба. Москва. Творческий центр
Г.А.Быстрова. Логопедические игры и задания. Санкт Петербург Капро. 2002
Г.А.Каше Подготовка к школе детей с недостатками речи. Москва «Просвещение».1995
Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Москва.
Эксмо 2006
И.Скворцова. Логопедические игры. М.Олма 2008
И.Лопухина Логопедия. Речь – ритм – движения. С-П.Дельта 1997