Напоминание

«Холодная война. Партнерство и соперничество сверхдержав. Разрядка»


Авторы: Гюзель Марсовна Набиуллина, Гульфия Ризатдиновна Гафурова
Должность: учитель истории, Заместитель начальника по учебно- методической работе
Учебное заведение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Нурлат, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Холодная война. Партнерство и соперничество сверхдержав. Разрядка»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательная школа «Средняя общеобразовательная школа

№9» г. Нурлат Республики Татарстан

Урок истории

Тема: «Холодная война.

Партнерство и соперничество сверхдержав. Разрядка»

Авторы :

Гафурова Гульфия Ризатдиновна,

Заместитель начальника по учебно- методической работе

МКУ «Управление образования» Нурлатского муниципального района РТ.

Набиуллина Гюзель Марсовна

Учитель истории МАОУ «СОШ№9» г. Нурлат РТ

Г. Нурлат , 2019 г.

Цели урока:

Предметные : Продолжить сформировать у школьников целостное

представление о политическом, идеологическом и экономическом

противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода

всемирной истории;

- Личностные: способствовать ориентации личности школьника на

демократические ценности в межличностных и межгосударственных

отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-

психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия,

идеологического противостояния, агрессивности, характерных для жизни

общества в годы «холодной войны»;

- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск

необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные,

называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять

смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных

связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и

оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Оборудование: М. проектор, ноутбук

на партах бумага А3, цветные карандаши, фломастеры, клей, иллюстрации.

План темы:

1. Кризис политики «холодной войны».

2. Разрядка и ее перспективы.

3. Кризис разрядки: причины и последствия.

I.. Орг. Момент.

Добрый день, сегодня у нас необычный урок. Мы будем сегодня вести

групповой блог, писать посты. Вы наверно думаете, зачем нам это надо.

В последние годы в мире стала популярным блогерство

Вы Знаете что такое блог? Кто такие блогеры?

- Блог представляет собой сетевой дневник, который внешне выглядит как

сайт, основное содержимое которого-это регулярно добавляемые записи,

изображения или мультимедиа. Какие блоги бывают? (личные,

корпоративные).

Почему сейчас блогерство очень популярно? – Это форма общения в

современном мире, обмен информацией, форма зарабатывания денег.

Вот вы сегодня попробуете себя в качестве блогеров . Блог — это тот же сайт,

но с некоторыми особенностями. Прежде всего, эта особенность заключается

в том, что на блоге каждая статья называется постом, у которой есть автор и

дата публикации.

По сути блог является постоянно обновляемым сайтом с лентой новостей.

Блоггеры стремятся как можно больше привлечь подписчиков, и заработать

денег.

- Сегодня мы с вами окунемся в события 20 в, во времена когда шло

противостояние двух сверхдержав, точнее Холодной войны. А именно в

какое десятилетие 20 в, вы должны отгадать сами, посмотрев на эту

фотографии.

-Кто изображен на фотографии? Президент СА Картер и Брежнев

-Какое это десятилетие XX в._? – 1960-1970 –е г.

- Какие были отношения СССР и США в 1950-1960 –е годы?

Напряженные кризисы: локальные конфликты. На фотографии

изображены президент США Картер и Генсек СССР Брежнев. во время

встречи в Хельсинки в 1979г.

II 1. Вывод темы урока -- . Тема нашего урока «Холодная война.

Партнерство и соперничество сверхдержав. Разрядка.» Как вы

понимаете термин Разрядка.

Разрядка международной напряжённости (в СМИ просто разрядка) —

политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран

социалистического и капиталистического лагерей

- Вы сегодня будете представителями государств с разным политическим

развитием. Посты будете писать от имени участников событий тех лет.1

стол – представители США и стран Запада. 2 стол - представили СССР и

стран Варшавского договора. 2 стол – неприсоединившиеся страны. 4

парта – союзники США, 6 стол союзники СССР

В ходе урока, мы будем рассматривать следующие вопросы:

1. Кризис политики «холодной войны». Причины Разрядки

2. Разрядка и ее перспективы.

3. Кризис разрядки: причины и последствия.

2. Для освещения 1 вопроса- Кризис политики «холодной войны». Причины

Разрядки

Берем документ №1,2,3.ю10, т , также ознакомиться с материалом П.40,

стр. 336-339.

На основании этих данных вы должны написать свой первый пост.

От имени своих очевидцев вы должны написать пост, почему политика

Холодной войны привела к кризису мира. В своих постах отражайте

мнения своих очевидцев, учитывайте их взгляды и представления.

Правила ведения блога

1.

Заголовка должна быть уникальными и провокационными.

2.

Посты должны быть от первого лица ( всегда приятно читать и общаться

с человеком.. П.э вы по столам разделитесь. Будете представителями

СССР, США, союзников США, союзников СССР и стран третьего мира.

3.

Посты должны быть небольшими.

4.

Часть информацию доносить в виде необычных рисунков, схем. . Многие

люди любят больше смотреть, чем читать.

5.

Общение с посетителями, т. е комментарии.

Оставьте место для комментарий,

30 секунд для подготовки, распределите роли.

5 минут для оформления поста.

5 мин.

Время прошло. Ознакомьте нас с вашими постами.

Выступают представители СССР._

Страны Варшавского договора. _

США_

Страны НАТО_

Страны неприсоединения._

Теперь меняйтесь постами, пишите друг другу комментарии, ставьте лайки

понравившимся постам . Почему СССР и США пошли на сближение?

5 минут.

1. Кризис политики «холодной войны».

Перемены в ведущих странах мира, наметившиеся на рубеже 1960 – 1970-х

гг., привели к изменениям и на международной арене. В СССР и США, на

Востоке и Западе Европы начался поиск новых подходов к реальностям

мировой политики.

1.В 1970-е гг. для лидеров ведущих стран мира очевидным стал кризис

политики, основанной на принципах «холодной войны», делящих мир на

два враждебных друг другу лагеря.

На протяжении всего периода «холодной войны» ни СССР, ни США не

смогли создать перевеса сил, который дал бы уверенность в победе в

случае прямого конфликта.

На начальном этапе «холодной войны» США обладали монополией на

ядерное оружие, а СССР имел перевес в обычных вооружениях. В 1950-е

гг. в гонке вооружений наступил новый этап. В СССР и США почти

одновременно были изобретены водородные бомбы, в 1000 раз более

разрушительные, чем атомные. Появились новые средства доставки

ядерного оружия – межконтинентальные баллистические ракеты (МБР),

стратегические бомбардировщики с большой дальностью полета, атомные

подводные лодки – носители баллистических ракет.

Впервые в истории США территория этой страны стала столь же уязвимой,

как и СССР. С увеличением ядерных арсеналов обе державы оказались

способны нанести друг другу невосполнимый ущерб.

По приблизительным оценкам, при обмене 500 ядерным ударами средней

мощности потери СССР и США должны были составить свыше 1/3

населения и около 75% индустриального потенциала. Большая часть их

территории превратилась бы в радиоактивную пустыню. Многие ученые

считают, что для нанесения непоправимого урона цивилизации достаточно

одновременно использовать 300 ядерных боеприпасов. Согласно

компьютерным моделям, помимо гибели сотен миллионов людей под

руинами, от радиации, ожогов и болезней при подобных взрывах в

атмосферу выбрасывается огромное количество пепла и пыли. Земля

оказывается на много лет окутана непроницаемым для солнечного света

саваном, наступает ядерная зима. Температура даже на экваторе падает на

десятки градусов, замерзают моря и океаны, условия существования

высших форм жизни, включая человека, оказываются подорваны. Между

тем в 1960 г. США имели свыше 4000 боеголовок, СССР – около 500. Через

20 лет это соотношение определялось цифрами 15 тыс. и 10 тыс.

Фактически в новых условиях у обеих сверхдержав, несмотря на всю

глубину противоречий между ними, возник общий интерес в

предотвращении ядерной катастрофы.

Разработки военных экспертов, командно-штабные учения начали 1970-х

гг. в СССР и США показали, что даже упреждающий ядерный удар не

гарантирует победы, поскольку у оппонента остается достаточно сил,

чтобы нанести ответный удар.

Региональные конфликты, локальные войны, в том числе и с участием

сверхдержав, не исключались, но при этом обе стороны стремились

избегать перерастания региональных столкновений в глобальную

войну.

Тупик в «холодной войне» привел к кризису политики блокового

противостояния.

- Во многих государствах росли опасения, что их безопасность будет

принесена в жертву советско-американскому соперничеству, а их

территория станет полем боя, ведущимся во имя чуждых им

интересов. Идея выхода из Варшавского договора была одним из основных

лозунгов реформаторов в Восточной Европе. Трещины появились и в

системе союзов США. Созданные США и Великобританией на Ближнем и

Среднем Востоке системы союзов (СЕНТО, СЕАТО) развалились. Из

военной организации НАТО в 1960-е гг. вышли Франция и Греция.

С преодолением послевоенного кризиса в государствах Западной

Европы, успехами в развитии экономики стран, освободившихся от

колониальной зависимости, усилились их стремления к решению

внешнеэкономических связей. Между тем в условиях противостояния

двух военно-блоковых система существовали жесткие ограничения на

торгово-экономические, научно-технические связи с потенциальными

противниками. «Холодная война» мешала углублению международного

разделения труда и оптимальному использованию мировых ресурсов.

Одним из важнейших симптомов кризиса двухполюсной модели мира

стало возникновение и усиление Движения неприсоединения. У его

истоков стояла Индия, после обретения независимости отказавшаяся

присоединиться к военным блокам. В 1955 г. на конференции в Бандунге

29 стран Азии и Африки приняли принцип неприсоединения. В 1970-е гг.

неприсоединившимися считали себя уже более 50 стран, в 1980-е гг. –

более 100. Движение неприсоединения не дало СССР создать широкий

блок стран социалистической ориентации, а США – сформировать

прочную систему союзов в Азии и Африки.

Возрастающую популярность приобрели антивоенные, пацифистские

идеи.

В прошлом идеи мира, отражающие тревогу общественности по поводу

опасности ядерной войны, использовались различными политическими

силами, особенно коммунистическим движением, в своих интересах.

Созданный в 1950 г. Всемирный Совет Мира (ВСМ), хотя и призывал

социал-демократов и беспартийных к единству действий, находился под

преобладающим влиянием коммунистов.

В 1960 – 1970-е гг. наметился подъем независимого антивоенного

движения. Недовольство политикой СССР и США все чаще выражалось

социал-демократами Западной Европы, еврокоммунистами, новыми

левыми.

Основное противоречие на международной арене оказалось связано не

столько с существованием государств, имеющих разные цели и интересы,

сколько с противостоянием созданных ими военно-блоковых систем. Оно

стало тормозом для решения основных проблем мирового развития,

источником социальных, политических и экономических трудностей во

многих районах мира.

2. Давайте перейдем к оформлению второго поста. 2. Разрядка и ее

перспективы.

Для этого вы должны ознакомиться с документами №4-8,11. 30 секунд

время для распределения ролей. 5 минут оформление постов.

Выступление представителей.

Теперь меняйтесь постами, пишите друг другу комментарии, ставьте лайки

понравившимся постам , дезлайки не понравившимся.

5 минут.

2. Разрядка и ее перспективы.

Попытки выхода из тупиков «холодной войны», поиски путей

улучшения отношений между СССР и США предпринимались

неоднократно.

Еще в 1950-е гг. СССР объявил о существенных сокращениях численности

своих вооруженных сил, предлагал ведущим державам НАТО сделать то

же самое. Однако эти идеи рассматривались Западом как

пропагандистские, тем более что советское руководство категорически

исключало меры взаимного контроля на местах, проверки реальности

проводимых сокращений.

После Карибского кризиса начали приниматься согласованные меры по

снижению ядерной опасности. В частности, в 1963 г. был заключен

договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных

испытаний в воде, воздухе и на земле. Это уменьшило угрозу заражения

радиоактивными осадками среды обитания человека.

Смена руководства в СССР, война во Вьетнаме замедлили поиск

согласованных, взаимоприемлемых путей выхода из противоречий

«холодной войны». Тем не менее ориентация советских лидеров на

стабильность во внутренней политике и поддержание устойчивых

торгово-экономических отношений со странами Западной Европы

побуждала их к расширению диалога со странами НАТО, прежде всего

США. Со своей стороны, правящие круги США, столкнувшиеся с

вьетнамским синдромом и кризисом доверия избирателей, также пошли

на уступки.

В 1970 г. была установлена прямая связь между столицами ядерных

держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле

нераспространения ядерного оружия. В 1972 г. СССР и США

заключили договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-

1). Был установлен предел на число носителей ядерного оружия. Впервые

признавалось существование паритета (равенства) стратегических сил,

подтверждалось, что его сохранение – это основа устойчивых мирных

отношений. СССР и США приняли решения об ограничении систем

противоракетной обороны (ПРО). Соглашение по ПРО имело особое

значение – предотвращался новый раунд гонки вооружений, при котором

СССР и США начали бы наперегонки создавать сотни противоракетных

комплексов и тысячи новых средств доставки ядерного оружия.

Договор об основах взаимоотношений между СССР и США 1972

г. зафиксировал понимание державами недопустимости возникновения

ядерной войны. Они обязались проявлять сдержанность в своих

взаимоотношениях, учитывать интересы друг друга, не ставить другую

сторону в тупиковое положение. Любые споры следовало сочетать с

диалогом, поиском компромиссов, в том числе и в обеспечении военной

безопасности.

Признание паритета в стратегических вооружениях не исключило

продолжения соперничества, которое было связано с качественным

совершенствованием ядерных арсеналов. Продолжались работы по

повышению точности наведения ракет, увеличению количества боеголовок

на одном носителе, развитию систем предупреждения о ядерном

нападении. Однако и по качеству вооружений ни одна из сторон не смогла

добиться решающего перевеса.

В 1979 г. был подписан второй договор по ограничению

стратегических вооружений (ОСВ-2), установивший ограничения на

качественные параметры совершенствования ядерного оружия.

Улучшение отношений между сверхдержавами позволило добиться

снижения уровня напряженности в Европе.

Наиболее сложный вопрос европейской политики был связан

с существованием двух Германий – ФРГ и ГДР. Они не признавали друг

друга, входили в противостоящие военные блоки. Лишь в 1955 г. между

СССР и ФРГ установились дипломатические отношения.

Особую остроту вопросу о двух Германиях придавала проблема Берлина. В

то время как Восточный Берлин был провозглашен столицей ГДР,

положение Западного Берлина оставалось неопределенным. ФРГ

рассматривала его как часть собственной территории, СССР и ГДР

воспринимали его как особое государственное образование.

Острота проблемы усугублялась тем, что жители Восточной

Германии, не желавшие жить при опиравшемся на советские штыки

режиме, переходили на территорию Западного Берлина и оттуда

свободно уезжали в ФРГ. Так, с 1950 г. по 1958 г. около 1 млн. немцев

покинули ГДР. Чтобы пресечь отток беженцев, восточногерманские

власти с помощью советских войск в 1961 г. возвели в Берлине стену,

разделившую город на две части. Берлинская стена стала для европейцев

символом ограничения свободы.

В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США,

Великобритании и Франции по Западному Берлину. В нем учитывалось,

что СССР не признает этот город частью ФРГ, оговаривался его особый

статус. Следующим шагом в предотвращении конфликта в германском

вопросе стало установление в 1972 г., дипломатических отношений

между ФРГ и ГДР, которые были приняты в ООН.

Соглашение понизило риск возникновения конфликта в Европе,

создало предпосылки для дальнейшего улучшения отношений между

странами Востока и Запада. Появились условия для проведения

Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно

завершило свою работу в 1975 г. подписанием в Хельсинки

Заключительного акта. Документ зафиксировал обязательства стран

Западной и Восточной Европы, СССР, США и Канады уважать ценности

существующих в Европе границ государств, их суверенитет, базовые права

человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного

доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.

3 . Давайте перейдем к оформлению третьего поста.

30 секунд для подготовки, распределите роли.

5 минут для оформления поста.

Время прошло. Ознакомьте нас с вашими постами.

Слово даю представителям стран неприсоединения.

Меняемся постами, читаем посты представителей других государств.

3. Разрядка уменьшила риск возникновения третей мировой войны,

появились новые возможности развития торгово-экономических

отношений между Востоком и Западом Европы на равноправной и

взаимовыгодной основе. Возник шанс продолжить процесс разрядки в

военной области и тем самым уменьшить бремя гонки вооружений.

Последовательное выполнение положений Заключительного акта в

гуманитарной сфере позволяло придать новый динамизм общественно-

политическому развитию СССР и восточноевропейских государств.

Однако правящая партийно-государственная бюрократия стран ОВД

отрицательно относилась к каким-либо переменам.

Положения Заключительного акта воспринимались руководством СССР и

союзные ему стран как связанные с деятельностью дипломатии, но не

сферой внутренней политики.

В тексте принятой в 1977 г. Конституции СССР были частично отражены

новые международные обязательства страны, вытекавшие из положений

Заключительного акта. В то же время статья 6 закрепила руководящее

положение КПСС в советском обществе.

Между тем оппозиционно относящиеся к правящим партиям группы

интеллектуалов расценили Заключительный акт как правовую основу

формирования легальной оппозиции. Зародившееся в СССР диссидентское

(правозащитное) движение, в числе сторонников которого были академик

А.Д. Сахаров (1921 – 1989 гг.), один из создателей водородной бомбы, и

писатель А.И. Солженицын, первоначально не выдвигало политических

требований. Оно разоблачало произвол партийно-государственной

бюрократии в отношении рядовых граждан, защищало интересы людей,

ставших жертвами ее преследований, критиковало систему, при которой

жизненно важные для граждан решения принимались без их участия.

Аналогичные движения возникли и в большинстве восточноевропейских

стран.

Подъем диссидентских движений негативно восприняли правящие круги

стран «реального социализма», которые отвечали на их развитие

репрессиями, видя в инакомыслящих «агентов влияния» Запада.

В действительности дело обстояло значительно сложнее. Правительства

государств НАТО надеялись на глубинные изменения в политике СССР и

союзных ему стран. Однако страны Запада не намеривались рисковать

срывом разрядки из-за вопросов, не имеющих прямого отношения к их

национальным интересам. В то же время возрастающее воздействие на

политику США и стран Западной Европы стало оказывать давление

общественности, симпатизирующей диссидентам. На ее настроения

влияли факты, свидетельствующие о нарушениях прав человека в СССР и

Восточной Европе. С резкими заявлениями, осуждавшими политику СССР,

выступали даже многие зарубежные компартии.

Постепенно в странах НАТО стало складываться убеждение, что СССР

использует разрядку в корыстных целях, выполняя лишь те положения

согласованных документов, которые ему выгодны. Этот взгляд получил

дальнейшее подтверждение из-за политики Советского Союза 1970-х гг. в

локальных конфликтах.

СССР поддержал сторонников социалистической ориентации (партию

МПЛА) в Анголе, где после провозглашения независимости в январе 1975

г. началась гражданская война. В боевых действиях приняло участие более

10 тыс. советских военнослужащих. Анголе оказывалась помощь в

оснащении вооруженных сил современной техникой.

В Эфиопии, где в результате переворота 1977 г. к власти пришло

правительство Менгисту Хайле Мариама (родился в 1941 г.), сторонника

идей социализма, поставлялось значительная материальная помощь, в

первую очередь – для ведения военных действий против Сомали, которая

ранее пользовалась поддержкой СССР. В Эфиопии побывало более 11 тыс.

советских военнослужащих.

В конфликты в странах Африки с одобрения СССР и при его военной

поддержке была вовлечена Куба. В 1975 – 1985 гг. на этом континенте в

боевых действиях участвовало около 500 тыс. кубинцев.

Наиболее негативные последствия для разрядки оказал ввод так

называемого ограниченного контингента советских войск в

Афганистан.

В этой азиатской стране в 1978 г. к власти пришли радикально

настроенные военные и представители интеллигенции, убежденные, что

развитие страны по пути социализма с опорой на поддержку СССР создает

наилучшие возможности для модернизации, преодоления экономической и

социальной отсталости. Однако большинство племенных вождей и

мусульманского духовенства отвергли идею преобразований. В условиях

начавшейся межэтнической, религиозной войны лидеры Афганистана

неоднократно обращались к СССР за военной помощью.

Плохо представляющие себе реальное положение в стране советские

руководители в 1979 г. приняли решение о направлении войск в

Афганистан. Это положило начало вмешательству СССР в гражданскую

войну в этой стране. В ходе ее погибло более 14 тыс. советских

военнослужащих, десятки тысяч были ранены и вернулись на Родину

инвалидами.

Вступление советских войск в Афганистан означало полный провал

политики разрядки.

Подобная ситуация была на руку милитаристам в США, недовольных тем,

что в конце 1970-х гг. позиции Соединенных Штатов оказались ослаблены

во многих районах мира. Так, в 1979 г., после длительной гражданской

войны, в Никарагуа был свергнут союзный США диктаторский режим

Сомосы. К власти пришли революционные силы, установившие

союзнические отношения с Кубой.

В Иране в 1979 г. дружественное США шахское правительство было

свергнуто. К власти пришли сторонники воинствующего исламизма.

Сотрудников посольства США захватили в качестве заложников, попытка

их освобождения потерпела провал.

Победа революции в Никарагуа, кризис в Иране и появление

советских войск в Афганистане привели к возрождению у

общественности США страха перед советской угрозой. Выборы 1980 г.

выиграл республиканец Р. Рейган (1911 – 2004 гг.), пришедший к власти

под лозунгом борьбы с «империей зла», которой был провозглашен

Советский Союз.

Американская элита, так же как и советское руководство, оказалась не

готова понять, что в Азии обе сверхдержавы столкнулись с одним и тем

же противником – исламским фундаментализмом, равно враждебным и

СССР, и США. Вашингтон считал иранских фундаменталистов своими

врагами. В то же время афганских моджахедов, «борцов за веру»,

выступающих под флагом ислама, правящие круги США провозгласили

«борцами за свободу», начав оказывать им военную и материальную

помощь. Последствия этого шага стали источником крайне острых

проблем для самих США в начале XXI в.

III, Посты повесить на доске. Вот мы с вами составили свой собственный

групповой блог. Посмотрите, какой блог собрал больше лайков? Как вы

думаете почему?

Теперь вы от своего имени скажите,

Сегодня на уроке я узнал…….

Сегодня на уроке было интересно……

Было трудно………..

Я выполнял задания……..

Урок дал мне для жизни…….

Я почувствовал, что………..

Теперь я могу……….

IV. Вы сегодня молодцы, спасибо за урок.



В раздел образования