Автор: Богоявленская Галина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ №31
Населённый пункт: пос.им.Ленина
Наименование материала: Метапредметная диагностическая работа по русскому языку в 5 классе
Тема: Метапредметная диагностическая работа по русскому языку в 5 классе
Раздел: среднее образование
Метапредметная диагностическая работа по русскому языку в 5 классе
Пояснительная записка
Данные задания разработаны для обучающихся 5-го класса с целью определения уровня
сформированности основных метапредметых результатов обучения – умения работать с
информацией и качество сформированности уровня смыслового чтения.
Проверяются следующие УУД
1. Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации;
смысловое чтение
2. Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Регулятивные действия:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
и к преодолению препятствий.
4. Личностные действия:
смыслообразование.
Прочитай тексты и выполни задания 1-10
Текст № 1
ВЕСНА́
, -ы, мн. вёсны, вёсен, вёснам, жен. Время года, следующее за зимой и
предшествующее лету. Поздняя, ранняя, дружная в. По весне (весною; прост.) В. жизни
(перен.: о молодости).
• Весна-красна, весны-красны в народной поэзии: ясная, радостная весна.
прил. весенний, -яя, -ее. В. сев. Одеться по-весеннему (нареч.).
(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992)
Текст № 2
Каждый человек радуется долгожданному теплому весеннему солнышку, звонкой
капели, птичьим голосам и журчащим ручейкам. Ничто не сравнится с первыми
весенними цветами и молодыми клейкими листочками. Радость от пробуждения природы
повсюду. Наступила весна!
Практически каждый поэт воспел это время года в своих стихотворениях.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей
А.С. Пушкин
Текст № 3
Характеристика весны как времени года:
1.Весной в природе происходят изменения, которые связаны с тем, что солнце
пригревает сильнее. На улице становится теплее, а день намного дольше. От этого все
вокруг просыпается.
Снег под теплыми лучами солнца начинает таять. С крыш капают сосульки. На реке
начинается ледоход, а потом будет половодье - реки сильно разольются от воды, что
образовалась от растаявшего снега и льда.
2.Из теплых стран возвращаются птицы. Они радостно поют, готовят гнезда,
откладывают яйца и выводят птенцов, когда проснется достаточное количество насекомых
- их корма.
Прямо из-под снега появляются первые цветы: подснежники, крокусы, ряст. А затем
ландыши и много-много других цветов аж до желтых ковров одуванчиков.
3. Просыпаются после зимней спячки и деревья. С берез можно весной собирать
сладкий сок. В начале весны появляются и набухают почки. Затем из них распускаются
клейкие салатовые листики, а во второй половине весны зацветут плодовые деревья и
сирень.
4.Звери, что были в зимней спячке, просыпаются. Многие меняют свои шубки на
другой цвет, готовятся выводить детенышей. Рыба в прогревающейся воде мечет икру.
5.Люди тоже меняют одежду на более легкую. Они обустраивают скворечники для
птиц.
6.Во второй части весны начинаются работы на полях и огородах. В это время нужно
хорошо потрудиться, чтобы получить богатый урожай.
По материалам Интернета
Текст № 4
Дорога в конце марта
Днем слетаются на весеннюю дорогу кормиться все весенние птицы; ночью, чтобы не
вязнуть до ушей в зернистом снегу, по той же дороге проходят и звери. И долго еще по
рыжей дороге, по навозу, предохраняющему лед от таяния, будет ездить человек на санях.
Дорога мало-помалу делается плотиной для бегущих к ней весенних ручьев. Человек со
своим мальчуганом ехал на санях, когда из ручьев на одной стороне дороги слилось целое
озеро. С большой силой давила вода на плотину, и, когда новый поток прибавил воды,
плотина не выдержала, разломилась, и шумный поток пересек путь едущим на санях.
М.М. Пришвин
Задание 1.
Что объединяет все данные тексты? - 2б.
Задание 2.
Что объединяет текст № 2 и № 4? - 2б.
_____________________________________________________________________________
__________
Задание 3. -------------------------------------------------------------------------------------------1-5.б.
В таблице перечислены характеристики разных текстов. Какие из них относятся к 1 тексту,
какие к тексту № 2 ? Отметь знаком «+» в соответствующем столбике.
Характеристика текста
Текст № 1
Текст № 2
Для текста характерна
смысловая точность,
объективность изложения
Это художественное
произведение.
В тексте использованы
изобразительно-
выразительные средства
Особенностью языка
является использование
научной терминологии.
Для текста характерна
образность,
эмоциональность.
Задание 4.---------------------------------------------------------------------------------------------------1б.
Какое изобразительное средство содержится в строках из текста № 2. Обведите номер
правильно
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега ….
1.
Метафора.
2.
Эпитет.
3.
Олицетворение.
4.
Сравнение
Задание 5. В какой сборник можно было поместить текст № 3. Обведите номер
выбранного ответа._______________________________________________________1б.
1.Прекрасные явления природы
2.Времена года.
3.Признаки весны.
4.Весенний перезвон.
Задание 6.
Опираясь на сведения из текста № 3, назови главные признаки весны.--------------------1-3 б.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 7. -----------------------------------------------------------------------------------------------1-3б.
В таблице перечислены школьные предметы. Какие из текстов можно поместить в
учебники по данным предметам. Отметь знаком «+» в соответствующем столбике.
Характеристика текста
Текст № 1
Текст № 2
Текст № 3
Текст № 4
Русский язык
Литература
Экология
Задание 8…………………………………………………………………………………1б.
Какова основная мысль текста № 2. Обведите номер выбранного ответа.
1. Все просыпается весной, все радуется весне.
2. О прозрачном лесе.
3. Красота небес.
4. Весна-это улыбка.
Задание 9------------------------------------------------------------------------------------------------1-5б.
Опираясь на текст № 4, определите, какому абзацу соответствует изображение на
картинках? Приведите в подтверждение своих мыслей слова из текста. Напишите их
напротив рисунка.
Картинка 1
_______________________________________________________________________
Картинка
2.__________________________________________________________________________
Картинка
3.__________________________________________________________________________
Картинка
4.__________________________________________________________________________
Картинка
5.__________________________________________________________________________
Таблица оценки работы обучающихся.
№/
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Баллы
2
2
5
1
1
3
3
1
5
Всего
23
Оценки: «5» -21-23б.
«4» -17-20б.
«3» -13-16б.
«2» -0-12б.