Автор: Смирнова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №21 калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Проект для второй младшей группы
Тема: Посуда
Раздел: дошкольное образование
Проект для второй младшей группы «Ложечка точеная -
ручка золоченая», углубление в тему «Посуда»
Пояснительная записка
В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная
область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации
в работе с детьми.
В соответствии с моделью формирования представлений о действительности у детей 4-го
года жизни тема «Посуда» представлена в частном проекте «Ложечка точеная - ручка
золоченая» (как «углубление в тему»).
Цель:
Содействие развитию представлений о величине ложки, отличительных признаках и
условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая). Развитие
эстетического восприятия.
Задачи:
1. Обогатить и уточнить представления об истории возникновения ложки.
2. Совершенствовать умение: сравнивать и выделять нарядную ложку (цвет, узор),
украшать силуэты ложки аппликацией из готовых форм.
3. Учить находить отличительные признаки ложки (большая - раздаточная, поменьше -
столовая, маленькая - чайная).
Комплекс мероприятий:
1. Чтение сказки «Жихарка»
Цель: Продолжать обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из
общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки.
2. Любование ложками
Цель: Раскрытие детям внешней красоты ложки.
3. Познавательное развитие. «Из чего ложечка?»
Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают
ложки (дерево, железо, пластмасса).
4. Экскурсия в музей русского быта
Цель: Дать представление детям о том, как и почему появилась ложка и из какого
материала была изготовлена.
5. Рисование «Нарядная ложечка»
Цель: Обучение детей украшать ложечку, используя приём - примакивание, рисование
кругов и раскрашивание ручки одним цветом.
6. Лепка «Ай-да, ложечка!»
Цель: Обучение детей лепить ложечку, используя приёмы: раскатывание, сплющивание,
примазывание, вытягивание.
7. Аппликация «Красивая ложечка»
Цель: Обучение детей украшать силуэт ложки готовыми формами.
8. Дидактические игры и упражнения Тема: «Принимайся за обед»
Цель: Закрепление названий и назначений посуды для столовой. Формирование основ
внимательного отношения друг к другу.
Тема: «Угостим гостей чаем»
Цель: Закрепление знаний детей о чайной посуде. Активизация словаря: чашка, чайная
ложечка, блюдце, чайник и т.д. Воспитание культуры поведения за столом.
Тема: «Четвертый лишний»
Цель: Развитие логического мышления, обучение рассуждению и умению делать выводы.
Тема: «Кукла Катя обедает»
Цель: Закрепление знаний о столовой посуде, воспитывать умственную активность,
заботливое отношение к кукле. Активизация словаря: столовая ложка, десертная ложка.
Тема: «Для чего и почему?»
Цель: Знать и уметь применять разные предметы посуды, их названия. Формирование
познавательного интереса к окружающим вещам.
Тема: «Угадай предмет по детали»
Цель: Закрепление особенностей внешнего вида посуды, её составные части, уметь по
части назвать предмет посуды.
9. Сюжетно-ролевая игра Тема: «Магазин посуды»
Цель: Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, её назначение.
Воспитание культуры поведения в общественных местах.
Предполагаемый результат
К 4 годам ребенок:
- знает, для чего нужна ложка;
- видит её отличительные признаки;
- может дать элементарную оценку по внешним признакам;
- проявляет желание украсить силуэт ложки по средствам изобразительной деятельности.
Конспекты к проекту:
Конспект «Ложечка точеная - ручка золоченая»,
любование во второй младшей группе детского сада
Цель:
Раскрытие детям внешней красоты ложки.
Стихотворение:
«Ложка» К. Нефедова (отрывок)
Чтение стихотворения «Ложка»
Я ложкой люблю, есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!...
Показать детям разные по размеру ложки.
1. Ребята, что это? (ложки, посуда)
2. Для чего она нам нужна? (кушать суп, кашу и т.д.)
3. А эти ложечки одинаковые? (разные: большая, поменьше и маленькая)
4. А нужны ли нам эти ложка? (чтоб раскладывать еду по тарелкам, кушать суп и кашу,
класть сахар в чай)
5. Вам нравится большая ложка? Почему? (нравится, она большая, блестящая, красивая,
украшена цветами и узорами)
6. Эта ложка красивая? Что у неё красивое?
Да, у неё красивая ручка, золотистого цвета и она гладкая, на конце крючок, чтоб можно
было повесить. Её приятно держать в руке. А главная часть ложки - черпачок, он украшен
красивым узором, внутри и снаружи - цветочки, а по краю ровная ярко-красная полоска.
Такую ложку ещё называют поварешкой.
Прочитать продолжение стихотворения «Ложка».
На кухне, в гостиной во время застолья
Есть ложки для сахара, перца и соли,
А суп разливают большой поварешкой
Вот только для моря не видел я ложки!...
Вот какие красивые эти ложки.
Конспект «Из чего сделали ложку?», познавательная
деятельность (экспериментирование) во второй
младшей группе детского сада
Цель:
Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки
(дерево, пластмасса, железо).
Ход занятия:
Загадать детям загадку: «Сама не ем, а людей кормлю».
Слышится стук в дверь.
Воспитатель:
Кто-то к нам пришел?
Заходит мишка-медведь.
Мишка:
Здравствуйте, это я, Миша!
Дети:
Здравствуй, Миша!
Воспитатель:
А что ты, Мишенька, с собой принес?
Мишка:
У меня с собой 3 ложки. Мы с моим другом зайкой никак не могли определить, из чего они
сделаны? И решили прийти к вам, ребята, чтоб вы нам помогли это узнать. Вы нам
поможете?
Дети:
Да, поможем.
Воспитатель:
Ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть 3 предмета из разного
материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит).
- кубик из дерева, он какой? (деревянный)
- кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый)
- магнит из железа, он какой? (железный)
Воспитатель:
В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдет.
Опыт 1:
Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а магнит утонул.
Воспитатель:
Что вы видите? (ответы детей)
Мишка:
Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева! А железо самое
тяжелое и оно сразу тонет. А можно также проверить мои ложки?
Воспитатель и дети:
Конечно!
Опыт 2:
Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная - утонула сразу,
деревянная плавает в воде, а пластмассовая - на поверхности воды.
Мишка:
Как интересно! Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу это доказать своему другу - зайчику.
Мне пора, до свидания!
Мишка уходит.
Воспитатель:
Какие мы с вами молодцы, помогли Мишке разобраться. - Ой, а в чем мы помогли, я уже
забыла. Подскажите, пожалуйста!
Дети помогают, дают свои ответы о проделанной работе.
Конспект занятия по аппликации во 2-й младшей группе
детского сада «Красивая ложечка»
Цель:
Обучение детей украшать изображение ложки готовыми формами, располагая аппликацию
в центре черпачка и на конце ручки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Ложка».
«Не вычерпать ложкой глубокое море!» -
С таким утверждением трудно поспорить.
Однако никак не могу я понять:
Зачем же соленую воду хлебать?
Я ложкой люблю, есть пирожное,
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!
Заходит старушка со сломанным черпачком, грустная, чуть не плачет.
Воспитатель:
Что случилось, бабушка?
Бабушка:
Ой, ребятки! Варила я кашку своим внучатам, да случайно уронила свой черпачок, а глаза
мои плохо видят, я сама же и встала на него, он и переломился. Ой-ой-ой!
Бабушка в расстроенных чувствах садится на стул и начинает дремать.
Воспитатель:
Ребята, давайте пожалеем бабушку и поможем ей. Согласны? Мы с вами не просто
поможем ей, а еще и украсим черпачки и будет у бабушки их много: для супа, каши
компота и для других блюд. И она больше не будет плакать. Пойдемте на места, и я
покажу вам, как мы украсим черпачки для бабушки.
Аппликация «Красивая ложечка»
Работа детей по показу воспитателя.
Воспитатель:
Вот молодцы, какая красота. Пойдемте тихонечко, чтоб она не испугалась, ведь она
старенькая, разбудим бабушку и скажем ей, что черпачки готовы.
Тихонечко подходят и будят, сообщают ей, что все готово.
Бабушка:
Ай-да ребятки, ай-да молодцы! Да как же вы это сделали? (Ответы детей).
Бабушка радостная уходит.