Напоминание

«Методическое объединение как ресурс формирования и развития инновационной культуры педагога»


Автор: Мокрецова Вера Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 29"
Населённый пункт: г. Ревда, Свердловская область
Наименование материала: ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: «Методическое объединение как ресурс формирования и развития инновационной культуры педагога»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Методическое объединение как ресурс формирования и развития

инновационной культуры педагога»

В. Н. Мокрецова

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель творческого объединения

«Эстрадный вокал»

3

Деятельность творческого объединения «Эстрадный вокал» - это деятельность,

направленная

на

реализацию

возможностей

дополнительного

образования

обучающихся

в

МАОУ

«СОШ

29».

Являясь

частью

целостного

процесса

образования, деятельность объединения в полной мере соответствует и реализует

ключевые направления образовательной политики, которые концентрированно были

выражены в Послании Президента

В. В. Путина в известной формуле «5 И»:

Институты, Инновации, Интеллект, Инфраструктура.

Проблема духовного воспитания учащихся всегда актуальна. И сегодня она

требует своего решения. Мною ведётся широкий поиск новых путей, моделей, форм

приобщения учащихся к культуре и активного участия в ней. В последние годы этот

поиск даёт положительные результаты.

Основными принципами деятельности клуба являются:

1.

Центрированность на учащемся. Прежде всего, создаю ситуации, в которых

подросток мог бы наиболее полно реализовать свои желания, а не желания,

навязанные ему педагогом. Это является стимулом к развитию внутренних

условий к творчеству.

2.

Актуальное целеполагание. Это когда педагог пытается выявить актуальные

запросы подростка «здесь и сейчас» и создаёт условия для самостоятельного

творчества.

Но

при

этом

не

боится

изменения

первоначального

запроса

учащегося, если это его собственный выбор.

3.

Спонтанное развитие деятельности. Подросток вправе сам решать, какой

деятельностью

и

какое

время

ему

заниматься.

Педагог

лишь

предлагает

возможные

пути

достижения,

но

окончательный

выбор

остаётся

за

учащимися.

4.

Проблематизация деятельности. В процессе деятельности педагог ставит

перед учащимися ситуационные проблемы: организационные, философские,

социокультурные,

психологические

и

т.д.

учащийся

сам

должен

найти

решение или задуматься о путях решения.

5.

Социальная

востребованность.

Педагог

стремится,

чтобы

продукты

деятельности учащихся были востребованы обществом, не делая это, однако,

условием деятельности.

6.

Диалогическое

общение.

Педагог

в

общении

с

учащимися

занимает

открытую

позицию,

принимая

уважительно

любое

мнение,

тем

самым,

побуждая его занять ту же позицию. К. Роджерс называл это принципом

1

«психологической опасности», без чего продуктивное творчество в области

искусства невозможно.

7.

Продуктивная деятельность. Педагог предлагает средства для реализации

продуктивной деятельности, учащийся сам выбирает то, что ему нужно для

достижения цели.

8.

Рефлексия

деятельности.

В

ходе

рефлексии

педагог

занимает

позицию

организатора обмена мнениями между участниками деятельности, стараясь не

оценивать

ни

процесс,

ни

результат

деятельности,

но

в

любом

случае

высказывая своё отношение к произошедшему в эмоциональной форме. Это

позволяет мне работать в режиме эмпатии и своим примером формировать

аналогичное

отношение

у

воспитанников,

что

будет

служить

для

них

примером адекватного поведения в возможных конфликтных ситуациях.

Основываясь на положении психологии о роли педагогической деятельности в

развитии

культурной

личности,

понимаем,

как

велика

роль

дополнительного

образования, которая проявляется через личностные и профессиональные качества

педагога, его талант и мастерство, общекультурный уровень всего педагогического

коллектива, через созданные ими условия.

Я понимаю, осознаю и принимаю, что каждый учащийся

-

это «кладезь

возможностей», а «обучение через искусство» - это способ терапии и техника роста.

При средних академических показателях Творческой объединение «Эстрадный

вокал»

обладает

хорошими

традициями

в

дополнительном

образовании

обучающихся в МАОУ «СОШ № 29», в котором учитывается сущность, содержание,

организация,

а

также

условия

и

факторы

продуктивного

процесса

обучения

и

воспитания,

объединённых

в

приоритетах,

соответствующих

современной

идеологии

образования.

Процент

учащихся,

занимающихся

в

объединении,

достаточно

высок.

Запланированные

открытые

мероприятия

для

всего

ОУ

проводятся в соответствии с планом воспитательной работы.

Я принимаю активное участие в методических мероприятиях разного уровня:

участие

в

областном

педагогическом

совете

«Психолого-педагогическое

сопровождение

организации

дополнительного

образования

учащихся

из

числа

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; тезисы выступления

вошли

в

сборник

материалов

региональной

научно-практической

конференции

«Научно-методическое

сопровождение

региональной

системы

начального

и

среднего

профессионального

образования:

педагогический

поиск»

-

(«Проект:

«Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях»»),

которая проводилась в рамках подготовки к 70-летию ГОУ ДПО ИРРО и в связи с

20-летием

кафедры

педагогики

профессионального

образования

в

г.

Каменск-

Уральский;

в сборник материалов областных педагогических чтений «Образование

человека:

от

личностного

успеха

к

гражданскому

обществу»

(«Концертно-

театральная деятельность в общеобразовательном учреждении»).

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах профессионального

и

дополнительного

образования

создает

реальную

основу

для

формирования

обновлённого типа образовательного пространства — гуманистической социально-

педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию

каждого учащегося, занимающегося в творческом объединении «Эстрадный вокал»,

2

поиску

путей

его

самоопределения,

формированию

бла гоприя т ного

психологического климата.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более

жизненным

и

личностно

ориентированным.

Очевидно,

что

только

один

образовательный процесс не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно

умело

использовать

огромные

возможности

дополнительного

образования,

благодаря которому учащийся действительно получает возможность самостоятельно

выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Реализация

индивидуального

образовательного

маршрута

в

эстетической

сфере

помогает учащемуся эффективнее самореализоваться и в сфере учения и профессии.

Творческое объединение «Эстрадный вокал» работает по единому плану ОУ, где,

кроме

педагогов

спецдисциплин

и

общеобразовательных

программ,

есть

специалисты

по

дополнительному

образованию

детей,

работники

культуры.

Дополнительное образование оказывает значительное воздействие на целостный

образовательный процесс школы.

Во-первых, программы дополнительного образования не просто углубляют и

расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам, но делают

профессиональное обучение личностно-значимым для многих учащихся, повышают

мотивацию

к

обучению

по

ряду

общеобразовательных

курсов,

способствуют

формированию многих компетенций личностного и профессионального развития.

Во-вторых, дополнительное образование в МАОУ «СОШ № 29» оказывает

существенное

воспитательное

воздействие

на

учащихся:

оно

способствует

возникновению

у

учащегося

потребности

в

саморазвитии,

формирует

у

него

готовность

и

привычку

к

творческой

деятельности,

повышает

его

собственную

самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость

учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию

самоорганизованности

и

самоконтроля

школьников,

появлению

навыков

содержательного

проведения

досуга,

позволяет

формировать

у

учащихся

практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному

воздействию окружающей среды. Массовое участие подростков (от 25 – 35 и выше

человек) в досуговых программах способствует сплочению творческого коллектива в

ОУ,

укреплению

традиций

техникума,

утверждению

благоприятного

психологического климата в нём.

Чем притягивает учащихся концертная деятельность? Концерт - это праздник, и

если это не обычный спектакль, а незабываемое действо, в котором взрослые и

учащиеся

выступают

не

только

исполнителями,

а

иногда

и

авторами,

то

этот

праздник остаётся на всю жизнь, как с артистами, так и со зрителем.

Каждая

встреча

в

творческом

объединении

рождает

яркие,

волнующие

переживания, заставляет почувствовать себя важным, нужным, умеющим что-то

делать. Ведь далеко не все учащиеся могут и хотят учиться. Наша задача – добиться

того, чтобы они не просто знали учебные программы, а нашли в стенах техникума

то, что стало бы их целью в жизни, началом профессионального, творческого пути.

Дополнительное

образование

должно

помочь

в

формировании

и

развитии

как

общих, так и профессиональных компетенций. Выпускник МАОУ «СОШ № 29»

должен быть уверенным в себе человеком. И эту уверенность даёт ему сцена!

3

Немаловажным фактором в деятельности молодёжного клуба «Фортуна» является

работа и общение с учащимися с ОВЗ. Это, пожалуй, самый сложный, самый

тонкий, но и самый благодарный контингент обучающихся. Наша практика работы с

учащимися этой категории показала свои результаты: сколько отдаёшь – столько и

получаешь. Это учащиеся, у которых больше развито чувство ответственности за

общее дело: «Если делать, то делать хорошо!», - говорят они.

Если возникают

противоречивые, конфликтные ситуации, пользуемся методом отвлечения, доброй

шуткой,

применяем

так

называемые

обходные

пути,

ну,

и

конечно,

концертная

деятельность, её Величество Сцена – главное оружие в руках педагогов.

Таким образом, дополнительное образование в МАОУ «СОШ № 29» способно

решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни ОУ:

— выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

— способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

— обеспечить каждому учащемуся «ситуацию успеха»;

содействовать

формированию

и

развитию

компетенций:

политических

и

социальных;

компетенций,

связанных

с

жизнью

в

многокультурном

обществе;

компетенций,

относящиеся

к

владению

устной

и

письменной

коммуникацией;

компетенций, связанных с возрастанием информатизации общества;

— развивать способность учиться на протяжении жизни в качестве непрерывного

обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни;

— содействовать самореализации личности учащегося и педагога;

— создание системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в

течение всего периода становления личности;

— приоритет

здорового

образа

жизни,

индивидуального

подхода

к

каждому

учащемуся.

Учётно-планирующая

документация

ведётся

мною

в

соответствии

с

требованиями делопроизводства ОУ, своевременно и аккуратно.

Эффективность деятельности творческого объединения подтверждается в

достижениях наших учащихся.

Таким образом, главная психологическая

установка

творческой

работы

объединения

«Эстрадный

вокал»

заключается

в

том,

что

обучающийся

может

состояться как творец при условии, что он способен утвердить себя в качестве

деятеля,

а

не

довольствоваться

ролью

безвольного

слушателя

(посетителя),

где

главную

роль

играет

не

только

творческое

самообучение,

но

и

нравственный

самоконтроль или самовоспитание.

Ведь искусство, музыка – это жизнь, труд, творчество, сотрудничество,

партнёрство.

Результат

восстановление,

развитие,

совершенствование

интеллектуального уровня общества.

4



В раздел образования