Автор: Сафарова Лариса Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Школа им.А.Боровика
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Все действия с натуральными числами"
Раздел: среднее образование
План урока
№
Содержание
Всего
минут
Начало
Конец
1.
Организационный момент.
Объявление темы
3
2.
Устный счет
4
3.
Работа у доски. Уравнения. Работа по
карточкам.
5
4.
Самостоятельная работа
5
5.
Физкультминутка. Дети шагают под
марш.
3
6.
Решение задачи
5
7.
Задания на логику
3
8.
Математическое лото
5
9.
Подведение итогов
3
Открытый урок по математике
в 5 классе по теме:
«Действия над натуральными числами»
Учитель
Сафарова
Лариса
Александровна
Школа им.А.Боровика
2019-2020
- 1 –
ТЕМА УРОКА: «Действия над натуральными числами»
и
«79-летие разгрома фашистов под Москвой»
Цели урока:
1) Повторить и закрепить приемы устных вычислений, тренировать
способность к их чтению и записи.
2) Сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление многозначных
чисел.
3)Повторить и закрепить взаимосвязь между арифметическими действиями,
алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления многозначных
чисел.
4)Повторить и закрепить умения в решении уравнений на сложение и
вычитание многозначных чисел.
5) Тренировать способность к решению примеров на порядок действий,
тренировать вычислительные навыки.
6)Закрепить умения решать задачи.
7) Развитие мышления, творческих способностей, интереса к математике.
8) Воспитывать любовь к историческому прошлому России.
Оборудование:
--Компьютер
--Плакаты-надписи
--Карточки-задания
--Математическое лото
--Карточки-ответы
- 2 –
1.
Организационный момент
На экране – слайд с видом Москвы
Звучит 1 куплет гимна Москвы.
Учитель:
Сегодня мы с вами, закрепляя знания, полученные раннее по
сравнению, сложению, вычитанию, умножению и делению
многозначных чисел, решая задачи, установим дату начала и конца
битвы под Москвой, посчитаем, сколько техники участвовало в этой
битве, познакомимся с героями этого сражения.
Как вы знаете, ребята, - год празднования 72-летия разгрома фашистов под
Москвой. Под командованием маршала Жукова (слайд) советская армия
одержала первую победу в войне с немецкими захватчиками. Благодаря его
руководству, мужеству и самоотверженности наших воинов победа под
Москвой была одержана.
На совещании группы войск, наступающих на Москву, Гитлер (слайд) заявил,
что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один
житель - будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть,
чтобы Москва и ее окрестности были затоплены водой. Там, где стоит
Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от
цивилизованного мира столицу русского народа…
2. Устный счет:
Запишем только ответы.
1.
Напишите число, которое на 18 меньше частного чисел 105 и 5 (3)
2.
Чему равна разность чисел 2022 и 2022.(0)
3.
Какое число нужно прибавить к 652, чтобы получить 652? (0)
4.
Напишите сумму цифр числа 342 (9)
5.
Разность чисел 348 и 345 увеличить на 16 (19)
6.
Найдите частное чисел 246 и 6 (41)
Дети обмениваются тетрадями, на компьютере - правильные ответы:
3 0 0 9 19 41
Дети отмечают верные ответы. Учитель просит поднять руки тех, у кого
правильные ответы, за правильные ответы ученики получают
Учитель просит прочитать дату нападения фашистских захватчиков на
Москву (30 сентября 1941 года)
- 3 –
3. Решение уравнений. Действия над натуральными числами.
Учитель: Силы немецких захватчиков и советских войск были
неравны. Сейчас нам с вами предстоит посчитать и сравнить силы врага и
силы советских войск.
На доске два ученика из 1 ряда решают уравнения. В итоге должны
получиться числа 77 дивизий и 12 дивизий (решении уравнений).
УРАВНЕНИЯ:
1 ученик у доски 2 ученик у доски
85+(3х+150)=386
3х+150=386-85
3х+150=381
3х=381-150
3х=231
х=231:3
х=77
548-(8х+115)=337
8х+115=548-337
8х+115=211
8х=211-115
8х=96
х=96:8
х=12
Учитель: В операции «Тайфун» участвовало 12 дивизий народного
ополчения (слайд), в которых насчитывалось около 160 000 солдат (слайд).
Государственный Комитет Обороны объявил Москву на осадном положении.
Сотни тысяч детей, женщин, стариков были эвакуированы из Москвы. За
несколько дней старики и подростки проложили 360 км противотанковых
рвов (слайд), протянули 611 км проволочных заграждений. (слайды)
4. Самостоятельная работа
Учитель: Фашисты пытались разрушить Москву с воздуха. Каждую ночь
200-300 —бомбардировщиков направлялись на город. Но небо Москвы
надежно защищали советские летчики. Однажды советский летчик
преследовал вражеский самолет. Кончились боеприпасы. Летчик догнал
фашистский самолет и таранил его своим легким истребителем.
Бомбардировщик рухнул на землю. Летчик катапультировался. Имя
отважного героя мы сейчас и узнаем. (слайд)
На экране появляются примеры
Дети самостоятельно решают примеры в тетрадях и пишут букву под
полученным результатом в таблице, которая висит на доске.
За правильные ответы ученики получают
150
201
805
201
805
791
978
791
512
Т
А
Л
А
Л
И
Х
И
Н
Дети вместе с учителем читают фамилию героя. (слайд)
1237-137-122
Х
201-0
А
320+205+280
Л
(125-99)+124
Т
458+91+242
И
234+278
Н
5. Физкультминутка
Учитель: Гитлер приказал взять Москву любой ценой. На 7 ноября он
назначил военный парад в Москве и заявил, что сам лично будет
приветствовать свои войска. Гитлеровцам под Москвой выдали
обмундирование. Радио Германии кричало на весь мир о взятии Москвы. Но
операция «Тайфун» провалилась. В день 24-ой годовщины Октябрьской
революции, 7 ноября1941 года на Красной площади состоялся традиционный
парад советских войск. И прямо с парада бойцы уходили на фронт.
Представим себя на их месте.
На компьютере слайд парада 7 ноября. Музыка марша. Дети встают и
шагают под музыку.
6.
Решение задачи
На экране появляется задача. Учитель вызывает одного ребенка к доске и
просит решить задачу. Остальные решают задачу самостоятельно. Первые
три человека, кто решил задачу, получает дополнительное задание со
звездочками (смотри дальше -- этап 7).
ЗАДАЧА:
В НАПАДЕНИИ НА МОСКВУ СО СТОРОНЫ НЕМЦЕВ УЧАСТВОВАЛО 1700
ТАНКОВ , А СО СТОРОНЫ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА 960 ТАНКОВ МЕНЬШЕ.
СОВЕТСКИХ САМОЛЕТОВ
БЫЛО 450 , А НЕМЕЦКИХ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ . СКОЛЬКО
ВСЕГО ТЕХНИКИ УЧАВСТВОВАЛО В БИТВЕ ЗА МОСКВУ?
РЕШЕНИЕ:
1)1700 -960 = 740 (танк.) – со стороны советских войск
2)450*2=900 (сам.) – немецких
3)1700+740+450+900=3790 (ед. техн) –всего
ОТВЕТ: в битве за Москву участвовало
3790 единиц техники.
Дети верно решившие задачу получают
В таблицу 1 вписываются недостающие числа. Дети сравнивают силы сторон.
7. Задания повышенной сложности
На компьютере – фото героев панфиловцев.
Учитель: Сейчас мы узнаем имена еще одних героев. Героев-
панфиловцев. Дети решают примеры. И вписывают вместо звездочек
цифры мелом другого цвета.
*351 2*4* 36*
2**5 43*2 *25
516* 6491 2*2
2351 2149 367
2815 4342 125
5166 6491 242
За правильно решенный пример, дети получают
На экране появляется:
28 панфиловцев
16 ноября 1941 года
7 км от Волоколамска
Разбили 14 вражеских танков
Учитель:
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков.
И в сердцах будут жить 28
Самых смелых твоих сынов
Это бойцы из дивизии генерала Панфилова. 16 ноября 1941 года 28
бойцов во главе с политруком Клочковым приняли бой в 7 км от
Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково. Сначала
вражеские самолеты сбросили бомбы на позиции красноармейцев. Наши
бойцы отбили атаку. Тогда противник ввел в бой 20 танков. Но
панфиловцы уничтожили 14 вражеских машин. «Велика Россия, но
отступать некуда: позади –Москва!». Неравный бой длился 4 часа.
Гитлеровцы отступили. Большинство героев погиби, но враг не прошел.
Всем участникам было присвоено звание героя Советского Союза.
8.Математическое лото.
На доске появляется лото.
Учитель объясняет, что делать детям.
На компьютере – слайд Москвы и играет гимн Москвы.
У каждого ребенка на столе лежит конверт с индивидуальным заданием.
Ученик решает пример, находит ответ в таблице и ставит карточку на свое
место.
За правильно решенный пример, дети получают
В результате появляется столица Москва.
Учитель: Это тот город , за который воевали ваши дедушки и
прадедушки.12 декабря 1941 года враг под Москвой был ,
немцы отступили.
9. Подведение итогов.
Учитель просит детей сказать, что мы делали на уроке, что нового
узнали. Учитель просит детей поднять заработанные звездочки и говорит
о том, что, решая примеры сегодня, каждый из ребят поучаствовал в битве
под Москвой и внес свой вклад в эту победу. А бойцовые конверты -- на
память.
*
3 5
*
+
2
* *
5
_______________
4 5 2 3
2 * 8 *
+
* 3 * 2
_______________
6 5 0 1
3 6 *
--
* * 5
_____________
2 2 2