Автор: Хамидуллина Наталия Николаевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МКУ
Населённый пункт: г.Нурлат
Наименование материала: статья
Тема: Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Раздел: полное образование
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации
молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет
организация школьного наставничества. Главная задача наставника — помочь
молодому
учителю
реализовать
себя,
развить
личностные
качества,
коммуникативные
и
управленческие
умения.
При
назначении
наставника
администрация
образовательного
учреждения
должна
хорошо
знать,
что
наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности,
и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими
профессиональными
качествами,
коммуникативными
способностями,
пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей.
наставник
необходим
учителям
—
неспециалистам.
Во-первых
педагогу-
наставнику
необходимо
обратить
внимание
молодого
педагога:
на
организацию образовательного процесса и ведение школьной документации.
Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих
направлениях:
вновь
пришедшим
учителям
по сле
перерыва
в
педагогической деятельности
молодым учителям.
Одной
из
эффективных
форм
методической
работы
является
создание
портфолио
учителя.
Учитель-наставник
обязан
помочь
разработать
«портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить
педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные
уроки,
мероприятия.
Портфолио
помогает
молодому
педагогу
увидеть
динамику
в
профессиональном
развитии
в
процессе
наставнической
д е я т е л ь н о с т и .
А
т а к ж е
п о р т ф о л и о
о п р е д е л я е т
п о в ы ш е н и е
профессионального
уровня
педагога,
уровень
самоорганизации,
самореализации, развитие коммуникативных навыков. Взаимопонимание не
состоится,
если
между
наставником
и
учеником
не
будет
доверия.
Сотрудничество
в
рамках
профессиональных
обязанностей
между
наставником
и
молодым
учителем
необходимо
для
того,
чтобы
процесс
адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный.
Педагог-наставник
должен
быть
терпеливым
и
целеустремленным
и
коммуникабельным.
Организация
наставничества
в
процессе
повышения
профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и
включает
в
себя
формирование
и
развитие
профе ссиональной
компетентности педагога. Наставник может выстраивать свою деятельность в
три этапа:
внеурочная деятельность по предмету;
организация работы с родителями;
анализ и самоанализ урока;
организация работы с одаренными учащимися;
требования к современному уроку;
подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по
должности «учитель».
Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы
с
м о л о д ы м и
п е д а г о г а м и .
Наставничество
стимулирует
потребности
молодого
педагога
в
самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной
самореализации.
Эффективность
системы
наставничества
помогает
руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро
и
качественно
решать
задачи
профессионального
становления
молодых
учителей,
включать
их
в
проектирование
своего
развития,
оказывать
им
помощь
в
самоорганизации,
самоанализе
своего
развития,
повышать
их
профессиональную
компетентность.
В
процессе
наставниче ства
затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога,
учителя — наставника и школы. Молодой педагог получает знания, развивает
навыки
и
умения,
компетентности,
повышает
свой
профессиональный
уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру;
учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами;
приобретает
информацию
о
деятельности
организации,
в
которой
он
работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества;
методические,
методологические,
психолого
—
педагогиче ские,
информационные.
Образовательное
учреждение
повышает
культурный
и
профе ссиона льный
уровень
подготовки
кадров;
ул у ч ш а ют с я
взаимоотношения
между
коллегами
главный
этап,
где
наставник
разрабатывает
и
работает
над
реализацией
программы
адаптации,
осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого
учителя,
помогает
разработать
программу
самосовершенствования.
мотивационно-целевой,
когда,
наставник
определяет
обязанности
и
полномочия
молодого
педагога,
а
также
выявляет
недостатки
в
его
компе т е нт но с тя х,
ч тоб ы
в ы ра б от ат ь
програ мму
а д а п т а ц и и .