Автор: Нефедченко Марина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: «Нестандартные формы уроков литературы в помощь учителю для развития одаренности школьников»
Раздел: полное образование
Нефедченко Марина Павловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с УИОП
Статья
«Нестандартные формы уроков литературы в помощь учителю
для развития одаренности школьников»
В современном российском обществе возрастает потребность в людях мыслящих,
творческих
и
активных,
способных
нестандартно
решать
поставленные
задачи
и
формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. В последние годы на уровне
общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных
направлений,
т.к.
остро
встает
вопрос
поиска
путей
повышения
социально-
экономического потенциала общества.
Таким
образом,
основной
целью
работы
школы
является
создание
условий
для
оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий
момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении
которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их
способностей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и
талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы
образования.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя.
Работа
эта
ответственная
и
сложная. В
настоящее
время
реализация
ФГОС
второго
поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала
личности школьника. Практически каждый предмет школьной программы может быть
использован как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и
закрепления
их
творческого
потенциала.
Кроме
того,
изменяя
тактику
преподавания
учебных дисциплин, можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не
выходя при этом за рамки учебного плана.
Темой моего самообразования является развитие одаренности у обучающихся путем
проведения нестандартных уроков, ориентированных на самопознание и самоопределение
личности. Девизом могут стать слова: «Открывая что-то новое, мы открываем самих
себя».
Важно
помочь
каждому
ребенку
раскрыться,
помня
об
его
индивидуальных
особенностях
возраста,
и
осознать
себя
неповторимой
личностью.
И
если
каждому
ребенку отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то
можно обеспечить гарантированное усвоение базы школьной программы. А если еще и
увлечь
его
участием
во
внеурочной
деятельности:
в
вечерах
поэзии,
в
литературно-
музыкальных
гостиных,
в
литературных
КВНах,
то
все
это
вкупе
мотивирует
обучающихся к углубленному изучению литературы и русского языка. Участие в таких
мероприятиях, как и непосредственное участие в предметных олимпиадах и научно-
практических конференциях, в тематических конкурсах различного уровня способствует:
развитию творческих способностей;
расширению кругозора и круга общения;
развитию
воспитанию
у
школьников
патриотических
чувств,
уважения
к
культурному достоянию родной страны, уважения старшего поколения.
Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки
пользуются
особым
успехом
у
ребят.
Обучающиеся
эмоционально
раскрепощены,
находятся в комфортной психологической среде. Игра для детей - это способ научиться
тому, чему их никто не может научить. Безусловно, ученики, увлекшись нестандартными
видами
работ,
напишут,
прочитают
и
проговорят
за
урок
больше
слов,
в
условиях
обычного урока.
Нестандартные формы уроков на основе игровой технологии позволяют педагогу как
систематизировать, углубить и совершенствовать знания учащихся, так и воспитать у них
чувство коллективизма и сотрудничества, помогут развить речь и логическое мышление
учеников.
Урок-игра позволит не только сформировать навык написания слов на ту или иную
орфограмму, но и будет способствовать формированию умения переключаться с одного
вида деятельности на другой, а также будет воспитывать уважение и интерес к предмету.
В своей практике я традиционно провожу уроки мужества, а также уроки, посвященные
мамам и бабушкам. В конце учебного года в каждом классе провожу уроки «Путешествие
по Литературии».
Мною были разработаны следующие уроки:
5 класс:
театрализованное представление «Диалектная лексика»;
деловая игра «Юный корректор»;
урок-путешествие по стране «Синонимы»;
урок-викторина «праздник фразеологизмов».
6 класс:
урок КВН на тему «Морфемика»;
урок «Сочини сказку»;
урок-анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум».
7 класс:
урок КВН «Правописание с причастиями»;
деловая игра «Буква «Ь» после шипящих на конце слов различных частей речи».
8 класс:
урок-анализ «Роль страха в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»;
урок-анализ «Мгновения счастья юных героев в повести Ч. Айтматова «Ранние
журавли».
9 класс:
урок-путешествие «В губернском городе N» (дворянская история «Мертвые души»
Н.В. Гоголя. Анализ I главы);
аналитическая
беседа
«Кто
виноват
в
судьбе
Матрены?»
(по
рассказу
А.И.
Солженицына «Матренин двор»);
урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой.
10 класс:
спектакль по А.Н. Островскому «Пьесы жизни».
11 класс:
урок-анализ «Деревенская проза В. Распутина» (по рассказу «Матренин двор»);
литературно-музыкальная гостиная по произведениям С. Есенина «много дум я в
тишине продумал…»
Выявление, обучение и развитие одаренных детей – дело хлопотное и кропотливое, но
оно доставляет учителю те долгожданные минуты счастья, когда он видит, как горят глаза
детей, как они вдохновенно читают стихи, как они начинают писать первые строки уже
своих творений… Считаю, что мой вклад в развитие интереса у детей к моему предмету
очень важен не только для меня, как педагога и профессионала, но и подрастающему
поколению, ведь любовь к жизни и родине начинается на уроках литературы.
Сценарий урока-анализа стихотворения Н.А. Некрасова: «Зеленый шум»
Ц е л ь : анализ
стихотворения
Н.А.
Некрасова:
«Зеленый
шум»,
его
образного
строя
и
выразительных средств.
Задачи: привить интерес к поэзии Н.А. Некрасова, научить анализировать прочитанное и понять
замысел автора, воспитать патриотические чувства и любовь к родине.
Ход урока
I.
Вступление.
Учитель:
Ребята,
сегодня
у
нас
необычный
урок.
Мы
будем
учиться
анализировать
замечательное
стихотворение
о
прекрасном
времени
года
–
весне.
Прослушайте
его,
пожалуйста, и старайтесь представить, о чем оно.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, веселый шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, веселый шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
II. Презентация творчества Н.А. Некрасова
Учитель: Ребята, как вы уже поняли, это стихотворение о весне, о пробуждении природы, а
написал его Николая Некрасов. И сейчас мы поговорим с вами о творчестве этого великого
русского писателя.
Поэзия Николая Некрасова разнообразна. Он передает в ней свои размышления о судьбе родины,
любуется красотой родной земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа.
Любимые образы поэта – грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья – особенно сосны
и ели; птицы – галки, вороны, кулики4 поля, засеянные пшеницей и рожью, как символ России.
Жизнь, Родина, природа – это высокие ценности некрасовской поэзии (показ презентации)
III. Анализ стихотворения «Зеленый шум»
Учитель:
Сегодня
мы
познакомимся
с
фрагментом
стихотворения
«Зеленый
шум».
Вы
уже
прослушали его и сейчас будете выполнять задания, чтобы лучше понять замысел и настроение
автора.
Задание
1. Какие зрительные и звуковые картины у вас вызывает стихотворение? - Ответы
учащихся …
Задание
2. В литературе и искусстве
так бывает, что одно произведение рождает другое.
Стихотворение
Некрасова
воодушевило
его
современников
советского
художника
Аркадия
Андреевича Рылова и композитора Сергея Васильевича Рахманинова создать свои замечательные
произведения (звучит музыка).
Ребята, посмотрите на картины Аркадия Рылова, одна из них тоже называется «Зеленый шум».
Обратите внимание, как много движения в пейзаже, как много радости жизни.
«Зеленый
шум»
-
так
говорит
народ
о
пробуждении
природы.
«Зеленый
шум»
-
это
непостоянный эпитет, художественное, образное определение, которое относится к образным
средствам речи.
Эпитеты позволяют автору не только наиболее ярко описать предмет, явление, событие, но и
выразить к нему свое отношение. В народно-поэтическом творчестве часто встречаются такие
эпитеты: море синее, поле чистое, солнце красное, молодец добрый – это постоянные эпитеты.
Русские поэты часто обращались к теме весны. Вспомните картины весны в стихотворениях
Пушкина, Тютчева, Есенина. Какие вы можете привести поэтические строки? – Ответы учащихся
…
Хорошо, ребята, а теперь давайте прослушаем романс на стихи Тютчева и музыку Рахманинова
«Весенние воды».
После зимы весна является людям как праздник жизни, победы сил добра, обновления. Об этом
говорят и многие национальные традиции встречи весны. Какой народный праздник в преддверии
весны вы знаете? – Ответы учащихся…
Итак, «Зеленый шум» - главный образ стихотворения, он связан с народной поэзией, с игровой
песней украинских девушек, в которой Шум олицетворяется с живым существом и живет как
человек, мужчина, хозяин. Олицетворения – изображение явлений природы и неодушевленных
предметов,
как
живых
существ.
Игровые
песни
–
это
песни,
исполняемые
на
игрищах,
праздничных собраниях молодежи с песнями и плясками. И сейчас продолжите пословицы о
весне!
Задание 3. Ребята, какие чувства вызывает у вас весна? Расскажите об этом! - Ответы учащихся
…
Учитель: Ребята, чтобы понять настроение автора, нужно проанализировать лексику, которую
автор использовал в своем стихотворении (выполнение словарно-грамматических упражнений):
1.
Давайте разберем по составу слово тихохонько. Как вы уже догадались: значение слова
«тихо-тихо».
2.
Выделите
корень
в
слове играючи (наречие от деепричастия). Обратим внимание, что
играючи – это наречие, употребляемое в разговорной речи, значение слова «без усилий, как
бы шутя».
Задание 4. Ребята, прочитайте стихотворение еще раз. Какое основное настроение возникает после
его прочтения? – Ответы учащихся…
Задания 5. Как можно охарактеризовать текст стихотворения по его звучанию: грустный, веселый,
торжественный, печальный, радостный, светлый… - Ответы учащихся…
Выполнение словарно-грамматических упражнений:
1.
Найдите в стихотворении слова, которые описывают шум деревьев (гудят, шумят, лепечут)
2.
Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (расходятся, качнет, подымет)
3.
Скажите, какой это ветер? (верховой, т.е. летящий вверху, в вершине деревьев). Интересно,
что шум и шумит встречается в тексте 14 раз, слово зеленый – 9 , весенний – 4, новый – 3
раза. Повтор употребленных слов относится к лексическим средствам связи.
Задание 6. Ребята, скажите, что хочет подчеркнуть автор повтором этих средств? – Ответы
учащихся…
Учитель: в русской поэзии образам деревьев принадлежит важная роль. Что связано и с
природными
условиями,
и
с
фольклорно-обрядовыми
традициями,
и
с
вековым
занятием,
земледелием, восходит к мифологическим представлениям многих народов об образе мирового
древа.
Считается,
что древо как бы соединяет небо и землю, верх и низ, правое и левое, все
стороны света. В славянской народной поэзии этот образ выступает как Вырий, рабское дерево. Им
могут быть береза, явер (клен), дуб, сосна, рябина, яблоня.
Древо имеет три части, которые говорят о вертикальном строении мира – существовании трех
царств: неба, земли и преисподней.. Горизонтальное строение – это север, юг, запад, восток,
которые дают названия четырем ветрам.
На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна… поэтому в
стихотворении «Зеленый Шум» говорится о единстве воздуха, воды, солнца, земли и ветра –
объединяются образами деревьев, растений: от милой тростинки и кустов до высокого клена и
сосен (звучит песня «Дерева»).
Задание 7. Какие деревья описывает автор в стихотворении? (ольха, вишня, сосна, липа, береза,
клен) – Ответы учащихся…
Учитель: Какое из них считается «русским деревом»? Расскажите о вашем любимом дереве,
почему оно вам нравится, в какое время года вы находите его особенно красивым? Своеобразие
разных деревьев раскрывают русские поэты в своих стихах: Сергей Есенин клен, Некрасов березу
«белел березоньке с зеленою косой», с помощью которой он передает фольклорный образ березы.
Береза – символ России, русское дерево. В древних языческих обрядах береза была «майским
деревом» - праздничным, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали
разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких «плакучих» ветвей,
водили хороводы. Праздник посвящался плодородию земли – будущему урожаю.
Задание 8. Скажите, пожалуйста, о чем написано в стихотворении? Какова тема, или их несколько
(тема весны, новой жизни, пробуждения земли…) Если бы вы были поэтами, как бы изобразили
весенний пейзаж? Какие «краски» использовали, какие деревья, цветы описали? – Письменная
работа учащихся.
Задание 9. Ребята, скажите почему слово Шум начинается с большой буквы? (обращение к
народной песни, следуя которой, автор олицетворяет это явление, поэтому и пишет с большой
буквы).
IV. Заключение.
Учитель:
пришло
время
подвести
итог!
Вам
понравилось
стихотворение
Николая
Некрасова
«Зеленый Шум»? Хорошо, а теперь давайте вспомним какие выразительные средства использовал
автор в своей поэтической речи? (эпитеты, олицетворение, сравнение, лексический повтор).
Какие любимые образы замечательного русского поэта Николая Некрасова мы знаем? (грустная
земля, ненастье, великая река Волга; деревья – особенно сосны и ели; птицы – галки, вороны,
кулики4 поля, засеянные пшеницей и рожью).
Молодцы!
Теперь
мы
будем
внимательно
относиться
к
образцам
поэтической
речи,
будем
понимать и ценить выразительные возможности нашего языка. А вы, ребята, прочитайте еще раз
это стихотворение о жизни, отношении людей к окружающей природе и постарайтесь выучить!
Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки
пользуются
особым
успехом
у
ребят.
Обучающиеся
эмоционально
раскрепощены,
находятся в комфортной психологической среде. Игра для детей - это способ научиться
тому, чему их никто не может научить. Безусловно, ученики, увлекшись нестандартными
видами
работ,
напишут,
прочитают
и
проговорят
за
урок
больше
слов,
в
условиях
обычного урока.
Нестандартные формы уроков на основе игровой технологии позволяют педагогу как
систематизировать, углубить и совершенствовать знания учащихся, так и воспитать у них
чувство коллективизма и сотрудничества, помогут развить речь и логическое мышление
учеников.
Урок-игра позволит не только сформировать навык написания слов на ту или иную
орфограмму, но и будет способствовать формированию умения переключаться с одного
вида деятельности на другой, а также будет воспитывать уважение и интерес к предмету.
В своей практике я традиционно провожу уроки мужества, а также уроки, посвященные
мамам и бабушкам. В конце учебного года в каждом классе провожу уроки «Путешествие
по Литературии».
Мною были разработаны следующие уроки:
5 класс:
театрализованное представление «Диалектная лексика»;
деловая игра «Юный корректор»;
урок-путешествие по стране «Синонимы»;
урок-викторина «праздник фразеологизмов».
6 класс:
урок КВН на тему «Морфемика»;
урок «Сочини сказку»;
урок-анализ стихотворения Н.А. Некрсасова «Зеленый Шум».
7 класс:
урок КВН «Правописание с причастиями»;
деловая игра «Буква «Ь» после шипящих на конце слов различных частей речи».
8 класс:
урок-анализ «Роль страха в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»;
урок-анализ «Мгновения счастья юных героев в повести Ч. Айтматова «Ранние
журавли».
9 класс:
урок-путешествие «В губернском городе N» (дворянская история «Мертвые души»
Н.В. Гоголя. Анализ I главы);
аналитическая
беседа
«Кто
виноват
в
судьбе
Матрены?»
(по
рассказу
А.И.
Солженицына «Матренин двор»);
урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой.
10 класс:
спектакль по А.Н. Островскому «Пьесы жизни».
11 класс:
урок-анализ «Деревенская проза В. Распутина» (по рассказу «Матренин двор»);
литературно-музыкальная гостиная по произведениям С. Есенина «много дум я в
тишине продумал…»
Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое.
Только
имея
системный
подход
к
данной
проблеме
можно
добиваться
хороших
результатов.
Сценарий урока-анализа стихотворения Н.А. Некрасова: «Зеленый шум»
Цель: анализ стихотворения Н.А. Некрасова: «Зеленый шум», его образного строя и
выразительных средств.
Задачи: привить интерес к поэзии Н.А. Некрасова, научить …
Ход урока
II.
Вступление.
Учитель:
Ребята,
сегодня
у
нас
необычный
урок.
Мы
будем
учиться
анализировать
замечательное
стихотворение
о
прекрасном
времени
года
–
весне.
Прослушайте
его,
пожалуйста, и старайтесь представить, о чем оно.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, веселый шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, веселый шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
II. Презентация творчества Н.А. Некрасова
Учитель: Ребята, как вы уже поняли, это стихотворение о весне, о пробуждении природы, а
написал его Николая
Некрасов. И сейчас мы поговорим с вами о творчестве этого великого
русского писателя.
Поэзия Николая Некрасова разнообразна. Он передает в ней свои размышления о судьбе родины,
любуется красотой родной земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа.
Любимые образы поэта – грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья – особенно сосны
и ели; птицы – галки, вороны, кулики4 поля, засеянные пшеницей и рожью, как символ России.
Жизнь, Родина, природа – это высокие ценности некрасовской поэзии (показ презентации)
III. Анализ стихотворения «Зеленый шум»
Учитель:
Сегодня
мы
познакомимся
с
фрагментом
стихотворения
«Зеленый
шум».
Вы
уже
прослушали его и сейчас будете выполнять задания, чтобы лучше понять замысел и настроение
автора.
Задание
1. Какие зрительные и звуковые картины у вас вызывает стихотворение? - Ответы
учащихся …
Задание
2. В литературе и искусстве
так бывает, что одно произведение рождает другое.
Стихотворение
Некрасова
воодушевило
его
современников
советского
художника
Аркадия
Андреевича Рылова и композитора Сергея Васильевича Рахманинова создать свои замечательные
произведения (звучит музыка).
Ребята, посмотрите на картины Аркадия Рылова, одна из них тоже называется «Зеленый шум».
Обратите внимание, как много движения в пейзаже, как много радости жизни.
«Зеленый
шум»
-
так
говорит
народ
о
пробуждении
природы.
«Зеленый
шум»
-
это
непостоянный эпитет, художественное, образное определение, которое относится к образным
средствам речи.
Эпитеты позволяют автору не только наиболее ярко описать предмет, явление, событие, но и
выразить к нему свое отношение. В народно-поэтическом творчестве часто встречаются такие
эпитеты: море синее, поле чистое, солнце красное, молодец добрый – это постоянные эпитеты.
Русские поэты часто обращались к теме весны. Вспомните картины весны в стихотворениях
Пушкина, Тютчева, Есенина. Какие вы можете привести поэтические строки? – Ответы учащихся
…
Хорошо, ребята, а теперь давайте прослушаем романс на стихи Тютчева и музыку Рахманинова
«Весенние воды».
После зимы весна является людям как праздник жизни, победы сил добра, обновления. Об этом
говорят и многие национальные традиции встречи весны. Какой народный праздник в преддверии
весны вы знаете? – Ответы учащихся…
Итак, «Зеленый шум» - главный образ стихотворения, он связан с народной поэзией, с игровой
песней украинских девушек, в которой Шум олицетворяется с живым существом и живет как
человек, мужчина, хозяин. Олицетворения – изображение явлений природы и неодушевленных
предметов,
как
живых
существ.
Игровые
песни
–
это
песни,
исполняемые
на
игрищах,
праздничных собраниях молодежи с песнями и плясками. И сейчас продолжите пословицы о
весне!
Задание 3. Ребята, какие чувства вызывает у вас весна? Расскажите об этом! - Ответы учащихся
…
Учитель: Ребята, чтобы понять настроение автора, нужно проанализировать лексику, которую
автор использовал в своем стихотворении (выполнение словарно-грамматических упражнений):
3.
Давайте разберем по составу слово тихохонько. Как вы уже догадались: значение слова
«тихо-тихо».
4.
Выделите
корень
в
слове играючи (наречие от деепричастия). Обратим внимание, что
играючи – это наречие, употребляемое в разговорной речи, значение слова «без усилий, как
бы шутя».
Задание 4. Ребята, прочитайте стихотворение еще раз. Какое основное настроение возникает после
его прочтения? – Ответы учащихся…
Задания 5. Как можно охарактеризовать текст стихотворения по его звучанию: грустный, веселый,
торжественный, печальный, радостный, светлый… - Ответы учащихся…
Выполнение словарно-грамматических упражнений:
4.
Найдите в стихотворении слова, которые описывают шум деревьев (гудят, шумят, лепечут)
5.
Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (расходятся, качнет, подымет)
6.
Скажите, какой это ветер? (верховой, т.е. летящий вверху, в вершине деревьев). Интересно,
что шум и шумит встречается в тексте 14 раз, слово зеленый – 9 , весенний – 4, новый – 3
раза. Повтор употребленных слов относится к лексическим средствам связи.
Задание 6. Ребята, скажите, что хочет подчеркнуть автор повтором этих средств? – Ответы
учащихся…
Учитель: в русской поэзии образам деревьев принадлежит важная роль. Что связано и с
природными
условиями,
и
с
фольклорно-обрядовыми
традициями,
и
с
вековым
занятием,
земледелием, восходит к мифологическим представлениям многих народов об образе мирового
древа.
Считается,
что древо как бы соединяет небо и землю, верх и низ, правое и левое, все
стороны света. В славянской народной поэзии этот образ выступает как Вырий, рабское дерево. Им
могут быть береза, явер (клен), дуб, сосна, рябина, яблоня.
Древо имеет три части, которые говорят о вертикальном строении мира – существовании трех
царств: неба, земли и преисподней.. Горизонтальное строение – это север, юг, запад, восток,
которые дают названия четырем ветрам.
На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна… поэтому в
стихотворении «Зеленый Шум» говорится о единстве воздуха, воды, солнца, земли и ветра –
объединяются образами деревьев, растений: от милой тростинки и кустов до высокого клена и
сосен (звучит песня «Дерева»).
Задание 7. Какие деревья описывает автор в стихотворении? (ольха, вишня, сосна, липа, береза,
клен) – Ответы учащихся…
Учитель: Какое из них считается «русским деревом»? Расскажите о вашем любимом дереве,
почему оно вам нравится, в какое время года вы находите его особенно красивым? Своеобразие
разных деревьев раскрывают русские поэты в своих стихах: Сергей Есении клен, Некрасов березу
«белел березоньке с зеленою косой», с помощью которой он передает фольклорный образ березы.
Береза – символ России, русское дерево. В древних языческих обрядах береза была «майским
деревом» - праздничным, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали
разноцветными лентами, надевали на нег платье, заплетали косы из тонких «плакучих» ветвей,
водили хороводы. Праздник посвящался плодородию земли – будущему урожаю.
Задание 8. Скажите, пожалуйста, о чем написано в стихотворении? Какова тема, или их несколько
(тема весны, новой жизни, пробуждения земли…) Если бы вы были поэтами, как бы изобразили
весенний пейзаж? Какие «краски» использовали, какие деревья, цветы описали? – Письменная
работа учащихся.
Задание 9. Ребята, скажите почему слово Шум начинается с большой буквы? (обращение к
народной песни, следуя которой, автор олицетворяет это явление, поэтому и пишет с большой
буквы).
IV. Заключение.
Учитель:
пришло
время
подвести
итог!
Вам
понравилось
стихотворение
Николая
Некрасова
«Зеленый Шум»? Хорошо, а теперь давайте вспомним какие выразительные средства использовал
автор в своей поэтической речи? (эпитеты, олицетворение, сравнение, лексический повтор).
Какие любимые образы замечательного русского поэта Николая Некрасова мы знаем? (грустная
земля, ненастье, великая река Волга; деревья – особенно сосны и ели; птицы – галки, вороны,
кулики4 поля, засеянные пшеницей и рожью).
Молодцы!
Теперь
мы
будем
внимательно
относиться
к
образцам
поэтической
речи,
будем
понимать и ценить выразительные возможности нашего языка. А вы, ребята, прочитайте еще раз
это стихотворение о жизни, отношении людей к окружающей природе и постарайтесь выучить!