Автор: Алексеева Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШ №30 г. Сургута
Населённый пункт: Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: авторская разработка
Тема: Конспект урока по литературному чтению "Чтение с увлечение"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
Составила: Т.А. Алексеева,
учитель начальных классов
МБОУ НШ №30, г.Сургут
Тема: В. Осеева «Бабка», Д. Хайкина «Наша бабушка…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: способствовать формированию у обучающихся умения анализировать
произведение
Задачи:
1.
Формирование умения понимать глубину содержания рассказа В.
Осеевой «Бабка» и стихотворения Д. Хайкиной «Наша бабушка…»
2.
Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно;
анализировать текст и оценивать поступки героев,
3.
Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать
чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний
- Сегодня в нашем классе много гостей. Мы рады приветствовать вас на нашем
совместном уроке.
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет тихо о луне,
Кто одарит нас заботой
и своим теплом?
И на ком на самом деле
держится весь дом?
Кто печётся, чтобы крепла
дружная семья?
Это бабушка родная,
бабушка моя.
Руки просто золотые –
что ещё сказать?
Любит бабушка носочки,
шарфы нам вязать.
А под самый-самый вечер
раз, да и возьмёт –
Сказку добрую расскажет,
песенку споёт.
- О чем эти стихотворения? (О доме, о семье, о бабушке).
- Родной дом, семья – самое ценное, что может быть в жизни человека, потому
что наши интересы, привычки, характер формируются в семье. И выходим мы в
большую жизнь из семьи, неся с собой эти привычки и характер.
- Как вы понимаете, ребята, что такое «семья»? (Живущие вместе близкие
родственники, любящие друг друга, заботящиеся друг о друге).
На доске вывешивается слово «СЕМЬЯ».
3.Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы пригласили ваших бабушек?
- До начала 20 века в семье жили несколько поколений. Не случайно же и слово
такое образовалось семья - «семь» и «я». Семья включала дедушек и бабушек.
Маму и папу, детей, внуков и правнуков. Жили дружно, весело, помогали друг,
другу, уважали старость и оберегали молодых.
- Давайте представим, что мы большая дружная семья и сегодня у нас будет
необычный урок.
- Как вы считаете, какой должна быть семья?
- Работа вместе, сообща испокон веков сплачивала семью. В зависимости от
интересов в каждой семье складывались традиции.
- Что такое традиция?
- Раньше, когда не было телевизоров, компьютеров, телефонов — любимой
традицией во многих семьях было совместное вечернее чтение.
- Представьте, зимний вечер, после ужина бабушка взяла книгу и начала
читать...
4. Открытие новых знаний
- Я предлагаю нашим бабушкам сегодня возродить эту традицию и прочитать
стихотворение Доры Хайкиной «Наша бабушка»
- Ребята, как девочка относится к бабушке?
- Какие слова доказывают это?
- Как в этой семье люди относятся друг к другу?
- Назовите произведение, которое было вам предложено в качестве домашнего
чтения.
- Почему у Валентины Осеевой рассказ называется «Бабка», а у Доры
Хайкиной стихотворение «Наша бабушка..»?
- Чтобы выяснить, нам нужно сравнить героев произведений и их поступки.
- Сегодня я предлагаю нашим бабушкам присоединиться к группам
- Результаты вашего сравнения вы будете заносить в таблицу, рассмотрите её.
- Распределите обязанности в своей группе.
- Решите, кто вносит данные в таблицу, а кто работает с текстом и ищет
информацию. Прежде чем занести результаты в таблицу, обсудите в группе.
(Обучающие работают в группах вместе с бабушками).
- 1. Внешнее описание бабушки. Найдите в тексте слова, которыми авторы
описывают бабушек, подчеркните и результаты запишите в таблицу.
- Как описывает В. Осеева бабушку?
- А как описана бабушка у Доры Хайкиной?
2. Отношение героев к бабушке. Найдите и подчеркните в тексте слова, в
которых выражается отношение героев к бабушке.
(Результат фиксируется в сводной таблице на доске)
3. Отношение бабушки к героям.
- Найдите ответы в тексте, подчерните и занесите результаты в таблицу.
(Выступление групп)
- Какой вопрос у нас сегодня возникал на уроке?
- По данным занесённым в таблицу мы сможем ответить на вопрос:
- «Почему у Валентины Осеевой рассказ называется «Бабка», а у Доры
Хайкиной стихотворение «Наша бабушка..»?
5. Итог урока
- Что объединяет эти произведения? (значение бабушки в нашей жизни)
- Когда это девочка поняла?
- Что готова героиня сделать ради бабушки? Найдите слова, подтверждающие
это в тесте.
- Вернёмся к рассказу В. Осеевой «Бабка».
- Как вы считаете, чего не было в этой семье? (Уважения к старшим, друг к
другу).
- Чему научил вас этот рассказ? (Любить и беречь близких людей, заботиться о
них, ценить семью).
- Когда это понял Борька?
- Почему он расплакался? Найдите в тексте эти слова.
- Что изменилось в мальчике?
- Изменилось ли у вас отношение к герою рассказа «Бабка»?
-Кого из героев вы хотели бы иметь в друзья? Почему?
- Как вы думаете, почему именно эти произведения были предложены вам для
семейного чтения?
Что авторы хотели донести до нас с вами? (Нужно с малых лет воспитывать в
себе доброту, понимание, заботу друг о друге, учиться мириться, просить
прощение, помогать людям, делать добро).
- Бабушки сегодня работали вместе с вами. Для наших дорогих бабушек мы
приготовили небольшой сюрприз. Я предлагаю выбрать для родных и любимых
бабушек добрые и тёплые слова. Положите их в шкатулку и подарите своей
бабушке.
Ребята, у вас у всех есть бабушки и я призываю вас любить их, дорожить ими,
уделять больше внимания.
Семья всегда была самым главным в жизни любого человека. В ней
родители и дети любят друг друга, боятся огорчить плохим словом или
поступком. Ведь самое страшное – потерять любовь и уважение близких. Так
есть и так было много лет тому назад. Подтверждение этому мы обнаруживаем
в устном народном творчестве: сказках, песнях, поговорках.
Вот, например:
На что и клад, коли в семье лад.
Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
Трудно найти человека, который бы не совершал в своей жизни
ошибок. Главное –постараться исправить их. Но ещё важнее не опоздать с
добрыми словами, с добрыми делами.
- Мне очень бы хотелось, чтобы семейное чтение в вашей семье стало одной
из главных традиций. Читайте в своей семье вместе и обсуждайте прочитанное!
(Дети дарят бабушкам шкатулки, сделанные на уроке технологии)
В качестве домашнего задания, я предлагаю вам составить рассказ на тему «
Моя бабушка - самая лучшая!.»
- Спасибо за урок. Я надеюсь, что уроки семейного чтения станут доброй
традицией нашего класса.
Приложение 1
В.А. Осеева «Бабка»
Д.Г. Хайкина « Наша
бабушка…»
Описание
внешности бабушки
Отношение героев
произведения к
бабушке
Отношение
бабушки к героям
произведения