Автор: Фролова Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г.Магадан, Магаданской области
Наименование материала: выступление на методобъединении
Тема: Музыкальное воспитание и развитие детей в учреждениях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Музыкальное воспитание и развитие детей в учреждениях
дополнительного образования
Фролова Е.В. – педагог дополнительного образования МАУ ДО
«Дворец детского (юношеского) творчества» г. Магадан
Большую работу в области эстетического воспитания ведут учреждения
дополнительного образования. Они ориентированы, в основном, на развитие
общей
культуры учащихся, художественных способностей и склонностей,
хотя и не исключают занятия тем или иным видом деятельности как основы
для
будущей
профессии
воспитанников.
Важное
место
в
работе
с
обучающимися педагоги музыкального отдела ДД (Ю) Т отводят развитию
художественного вкуса, музыкального слуха, навыкам исполнительства. В
детских образовательных объединениях занимаются учащиеся с различным
познавательным,
творческим
потенциалом,
п р ед у с мат р и ва е т с я
многоуровневость
и
вариативность
образовательного
процесса.
Педагоги
проектируют
индивидуальные
программы
обучения
одаренных
детей.
В
отличие
от
школы
мы
расширяем
возможности
учащихся
в
овладении
элементами
музыкального
творчества,
сольного
и
концертного
исполнительства.
Содержание
нашей
работы
носит
ярко
выраженный
креативный
характер,
предусматривающий
возможность
творческого
самовыражения, творческой импровизации.
В
нашем
Дворце
детского
и
юношеского
творчества
музыкальное
воспитание осуществляется в разных творческих объединениях: в оркестре
народных
инструментов
«Калинка»,
в
вокальных
студиях
«Джамбо»
и
«Северное сияние», в духовом оркестре «Гармония».
Среди педагогов Дворца широко развито взаимодействие различных
детских объединений. Такое сотрудничество повышает интерес к творчеству,
приводит к успеху. Так была осуществлена подготовка к постановке мюзикла
«Лесная
сказка»,
в
которой
приняли
участие
воспитанники
театральных,
музыкальных и хореографических коллективов. Спектакль вызвал большой
интерес у юных зрителей.
Практика
показала,
чем
разнообразнее
музыкальная
деятельность
детей,
тем
быстрее
идет
их
творческое
развитие.
Диагностика
детей,
посещающих занятия в оркестре народных инструментов «Калинка» и в
студии сольного пения «Фантазия» показала, что у них в более короткие
сроки формируются знания, умения
и навыки. Развивается музыкальный
слух,
мышление
и
память,
обогащаются
музыкально-слуховые
представления, расширяется музыкальный кругозор, повышается творческая
активность.
Многие
дети
принимают
участие
в
концертах,
различных
конкурсах и фестивалях, где показывают высокий уровень и стабильные
результаты.
Я веду занятия в студии сольного пения «Фантазия». В объединении
занимается дети разного возраста. Основной формой обучения сольному
пению
являются
индивидуальные
занятия.
В
настоящее
время
в
центре
внимания находится технология личностно ориентированного образования, и
такая форма занятий еще больше помогает мне развить индивидуальные
способности каждого ребенка с учетом уровня его развития, способностей,
возможностей, интересов, возрастных и психологических особенностей. Для
каждого
ребенка
мной составляется
индивидуальный
образовательный
маршрут, который помогает ему овладеть знаниями, умениями и навыками на
том уровне, в том темпе и объеме, которые для него сегодня возможны и
доступны. Постоянно наблюдая за каждый ребенком, я накапливаю банк
данных
о
его
индивидуальном
развитии.
Это
позволяет
мне
вовремя
корректировать учебную деятельность. Для каждого ребенка подбирается и
индивидуальный репертуар, с учетом его возможностей и желаний, но если
они
не
расходятся
с
задачами
обучения.
Основу
репертуара
составляют
классические
произведения,
народные
песни,
включены
произведения
популярной музыки.
В
содержательном
плане
работа
базируется
на
принципах
концепции нравственно - эстетического воспитания детей. Уделяя внимание
теоретическому
материалу,
основное
место
отводим
практической
деятельности.
Программа
объединения
носит
комплексный
характер.
Обучение
детей
по
данной
программе
дает
возможность
организации
свободного
времени,
формирует
процесс
общения
детей
и
подростков.
Активное
занятие
музыкой
благотворно
сказывается
на
физическом,
духовном и умственном развитии ребенка, развивает эмоциональную сферу,
образное
мышление,
музыкальную
память,
слух,
чувство
ритма,
координацию.
Вариативность
индивидуального
обучения
помогает
в
развитии личности каждого ребенка. Главным в обучении я вижу не в том,
чтобы «вкладывать знания» в головы учащихся, а в том, чтобы побудить
интерес к предмету, организовать деятельность детей по добыче знаний. Свое
общение
с
детьми
осуществляю
как
сотрудничество
и
строго
с
учетом
специфики дополнительного образования. Большое место в обучении отвожу
проблемным методам, которые развивают в учащихся умение мыслить. Одно
из основных свойств детской психики - стремление постигать мир через
активное действие. Именно поэтому в занятиях с детьми я предусматриваю
различные
виды
действий,
а
не
их
словесные
формулировки.
Это
и
разнообразие подаваемого материала помогают мне сохранять ритм занятия,
поддерживать на должном уровне активность восприятия детей, их занятость.
С большим удовольствием откликаются дети на такие творческие задания,
как
импровизация,
так
как
они
ребенку
ближе
всего.
Такие
творческие
задания
я
предлагаю
им
в
форме
игр,
например:
«Если
бы
я
был
композитором». Игры занимают также ведущее место в моей работе. Это и
подвижные
музыкальные
игры,
и
музыкально-дидактические,
ролевые
и
другие. Мне нравится использовать так называемые «игры в открытия»,
которые
обращены
не
только
к
интеллекту
ученика,
но
к
его
эмоциям.
Маленькие задачи, которые я ставлю перед детьми, призваны ежеминутно
убеждать
ребенка
в
том,
что
он
способен
творить
и
открывать
новое.
Учитывая
потребность
детей
в
самоутверждении,
ввожу
в
занятия
игры
соревновательного
характера,
с
ролевыми
установками:
«Дирижер»,
«Композитор»,
«Концертмейстер».
Благодаря
им
дети
приобретают
уверенность в себе, свободу, артистичность, навыки общения.
Важнейшим
фактором
успешных
занятий
с
детьми
является
эмоциональная
атмосфера.
Тяга
к
положительным
эмоциям
является
жизненной
необходимостью
любой
психики.
Реакция
удовлетворения,
которая возникает у детей, нашедших правильные ответы, создает не просто
творческую атмосферу, но и атмосферу радости. Поддерживает ее, конечно, и
манера общения педагога с ребенком, и интонация, и взгляд.
Те моменты, о которых я вела речь, характерны для всех занятий по
музыкальному воспитанию, проводимых у нас во Дворце.
Таким образом, можно с полной уверенностью говорить, что система
музыкального
воспитания
в
учреждениях
дополнительного
образования
обладает
большими
возможностями
для
совершенствования
гуманизации
общего образования.