Автор: Левицкая Светлана Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Дистанционное обучение: достоинства и недостатки, перспективы развития"
Раздел: полное образование
ФИО автора: Левицкая Светлана Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Мурманский академический лицей»
Дистанционное обучение: достоинства и недостатки, перспективы развития
В
условиях
постоянно
меняющегося
мира
ученик
должен
выносить
из
школы не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать
профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем
персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве
ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая
форма обучения, как дистанционная, сочетающая в себе традиционные основы
очного
образования,
самостоятельность
обучающихся
в
процессе
получения
знаний
и
практическое
использование
информационно-коммуникационных
технологий.
Переход
на
дистанционное
обучение
—
это
вызов.
Вызов
не
только
учителям,
которым
может
быть
трудно
уйти
от
привычной
классно-урочной
системы
преподавания,
но
и
ученикам,
которые
должны
проявить
максимум
ответственности, собранности и силы воли.
Под дистанционными
образовательными
технологиями понимаются
образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Использование
дистанционных
образовательных
технологий
–
это
не
модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а
значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно
новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным
обществом
востребована
активная
личность,
способная
ориентироваться
в
бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и
самообразованию.
В
такой
ситуации
педагог
получает
новую
роль
–
роль
проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель,
а как способ развития личности.
Целью введения дистанционного обучения является обеспечение равного
доступа
к
качественному
образованию
вне
зависимости
от
территориальной
удалённости и размеров населённого пункта.
Основные задачи:
- изучение предметов школьного курса на основе индивидуального подхода и
самостоятельной работы обучающихся;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- интенсивная углублённая подготовка выпускников к ЕГЭ;
- снижение финансовых и временных затрат.
Использование
дистанционных
технологий
стимулирует
педагога
к
постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение:
1)
вести
поиск
в
различных
электронных
справочниках,
базах
данных,
информационно-поисковых системах;
2)
организовывать
хранение
информации,
проводить
ее
анализ
и
выбирать
адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных
технологий;
3)
использовать
полученные
данные
при
решении
конкретных
творческих
и
проблемных задач.
Использование
технологий
дистанционного
обучения
даёт
широкие
возможности
для
управления
учебной
деятельностью
школьников,
формирует
новый
характер
взаимодействия
учителя
и
ученика
(партнёрство,
совместное
решение
учебных
задач),
новые
формы
оперативного
контроля
учебной
деятельности
(онлайн-консультирование,
рецензирование
всех
работ
обучающихся, создание электронного портфолио).
По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное имеет
ряд преимуществ для ученика:
-
развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности
цифровых образовательных ресурсов;
- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;
- предоставляет широкий выбор источников информации;
- нестандартные развивающие домашние задания;
- возможность интенсивной подготовки к ЕГЭ;
- формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;
-
умение
принимать
решения,
делать
осознанный
выбор
и
нести
за
него
ответственность;
- умение самостоятельно планировать деятельность;
- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в
соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной
задаче;
-
навык
презентации
результатов
деятельности
с
использованием
различных
информационных технологий;
- навык самообразования.
Наряду
с
преимуществами
дистанционного
обучения,
существуют
и
проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:
- «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой возможно
только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной
речи;
- утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «Русский язык»;
-
нет
возможности
дополнительного
объяснения
материала
слабоуспевающим
ученикам;
-
отсутствие
теоретического
учебного
материала
в
курсах,
рассчитанных
на
учащихся среднего звена;
- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на
глаза и опорно-двигательный аппарат;
-
распространение
плагиата
–
использование
неотредактированных
готовых
ответов из сети Интернет.
Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю
русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных
средств
обучения,
отвечающих
специфике
предметов
«Русский
язык»
и
«Литература»:
- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные,
критические, биографические и справочные),
- аудиотексты,
- художественные и учебные видеофильмы,
- цифровые иллюстрации и фотографии,
- видеоуроки,
- видеоинтервью и видеоэкскурсии,
- интерактивные задания,
- флеш-задания,
- электронные контрольные работы и тесты,
Грамотное сочетание дистанционных и здоровьесберегающих технологий
дает очевидные результаты, главный из которых – повышение учебной мотивации.
Надо отметить, что одной из особенностей дистанционного образования является
возможность
доработки
выполненных
индивидуальных
заданий.
Если
обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то учитель может вернуть
его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Бесспорно,
использование
дистанционных
образовательных
технологий
в
традиционном
обучении
помогает
создать
атмосферу
взаимного
сотрудничества,
позволяет
школьнику
почувствовать
поддержку
со
стороны
педагога,
способствует
установлению
более
доверительных
отношений
между
участниками
образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.
В
заключение
надо
сказать,
что
дистанционное
обучение
сегодня
востребовано,
приобретает
всё
большую
значимость
и,
следовательно,
будет
быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей.
Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
и
это
хороший
выход
в
условиях
оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог.