Автор: Дзиваян Виктория Эдуардовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 70
Населённый пункт: город Ростова-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Организация игровой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Организация игровой деятельности дошкольников
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности,
которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте
ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач
обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных
учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход
зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного
Образовательного Стандарта.
Главная особенность дошкольного образования — отсутствие
целенаправленного обучения, так как это не соответствует уровню развития
ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и
происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном
мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к
индивидуальным, а от групповых — к компьютерным. Поэтому задача
методической работы в детских садах — вернуть игру детям без отрыва от
дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой
деятельности дошколят.
Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу
развиваться физически и интеллектуально;
формировать положительные черты характера;
учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
быстро и легко усваивать новые знания.
ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать
— создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно
развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
Игра способствует развитию речи ребёнка
Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится
развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем,
связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть
отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д.).
Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:
развивает логическое, образное, критическое мышление;
формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности,
фантазию;
воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
заставляет проявлять инициативу;
развивает различные психические функции, в том числе речь;
способствует физическому развитию.
Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач,
как:
знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в
контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
общефизическая подготовка;
выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой
активности;
подбор игрового материала;
правильная организация и проведение игр.
Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС
предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в
работу дошкольного учреждения:
свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это
может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется
и от других видов взаимодействия);
исключение занятий, попирающих нормы общественной морали
(например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство
играющих;
отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не
стоит перегружать занятие информацией);
чёткое понимание ребятами правил игры;
исключительно положительное влияние на эмоциональную,
интеллектуальную сферы участников;
достаточное количество времени и материально-технической базы для
игры;
наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от
возраста ребят;
создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей
(театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
доступность предметно-игровой среды для всех участников.
По форме игры могут быть:
индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои
действия.
Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое
— дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на
основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного
инвентаря), второе — на основании игровой технологии осуществляется
процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь
организационный момент остаётся за взрослым.
Для ИОС характерны следующие черты:
незамысловатый сюжет, который требует много времени;
специально организованное игровое пространство;
наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
направляющая роль воспитателя.
Можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в
зависимости от того, что сопровождает игру:
использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого
аналога с живым — муляжа растения с комнатным цветком);
связь с литературным персонажем (например, включение в работу
таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и
т.д.).
Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Именно через него
дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя.
Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами
проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые
выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами,
регулирующими процесс образования дошкольников.
Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в
обучении, развитии и воспитании будущих школьников.