Напоминание

Организация игровой деятельности дошкольников


Автор: Дзиваян Виктория Эдуардовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 70
Населённый пункт: город Ростова-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Организация игровой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация игровой деятельности дошкольников

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности,

которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте

ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач

обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных

учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход

зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного

Образовательного Стандарта.

Главная особенность дошкольного образования — отсутствие

целенаправленного обучения, так как это не соответствует уровню развития

ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и

происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном

мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к

индивидуальным, а от групповых — к компьютерным. Поэтому задача

методической работы в детских садах — вернуть игру детям без отрыва от

дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой

деятельности дошколят.

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

развиваться физически и интеллектуально;

формировать положительные черты характера;

учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;

быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать

— создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно

развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Игра способствует развитию речи ребёнка

Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится

развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем,

связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть

отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д.).

Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

развивает логическое, образное, критическое мышление;

формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности,

фантазию;

воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

заставляет проявлять инициативу;

развивает различные психические функции, в том числе речь;

способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач,

как:

знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в

контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);

общефизическая подготовка;

выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой

активности;

подбор игрового материала;

правильная организация и проведение игр.

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС

предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в

работу дошкольного учреждения:

свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это

может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется

и от других видов взаимодействия);

исключение занятий, попирающих нормы общественной морали

(например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство

играющих;

отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не

стоит перегружать занятие информацией);

чёткое понимание ребятами правил игры;

исключительно положительное влияние на эмоциональную,

интеллектуальную сферы участников;

достаточное количество времени и материально-технической базы для

игры;

наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;

своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от

возраста ребят;

создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей

(театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).

доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

индивидуальные, где каждый борется сам за себя;

групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои

действия.

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое

— дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на

основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного

инвентаря), второе — на основании игровой технологии осуществляется

процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь

организационный момент остаётся за взрослым.

Для ИОС характерны следующие черты:

незамысловатый сюжет, который требует много времени;

специально организованное игровое пространство;

наличие дидактической цели и воспитательной задачи;

направляющая роль воспитателя.

Можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в

зависимости от того, что сопровождает игру:

использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого

аналога с живым — муляжа растения с комнатным цветком);

связь с литературным персонажем (например, включение в работу

таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);

ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и

т.д.).

Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Именно через него

дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя.

Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами

проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые

выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами,

регулирующими процесс образования дошкольников.

Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в

обучении, развитии и воспитании будущих школьников.



В раздел образования