Напоминание

"Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста"


Автор: Перминова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и

связано с усложнением детской деятельности и формами общения с

окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе

непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы

будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные

чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения

взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он

сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают

становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок

овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь

окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем

развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения.

Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок

отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться

активная речь детей. Ребёнок подражает звукам и звукосочетаниям, которые

произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-

нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого

общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её

направленность на другого человека, формируются речевой слух,

произвольность произнесения [4, c.46].

К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные

слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка.

Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для

малыша обозначениями предметов. С этого момента ребёнок начинает

использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность

посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слова для него

имеют смысл целого предложения. Постепенно появляются первые

предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх и четырёх слов. К концу

второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Дети

выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период

выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как

средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения,

ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством

общения и обобщения.

На третьем году жизни бастрами темпами развивается как понимания речи, так

и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура

предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной

формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана с практической

деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри

совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к

собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы

взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка

ситуативна. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная

речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика,

интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении

своих высказываний то, как их поймут партнёры. Отсюда эллиптичность в

построении высказываний, остановки начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного

практического опыта. Главной особенностью этого возраста является

возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей

деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь,

инструктирующая участников игры, речь - сообщение, повествующая взрослому

о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает

форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития

связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной

речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи

определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения

образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые

отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более

развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают

полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [1, с.252].

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина,

происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи

появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с

освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с

развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением

грамматической структуры речи высказывания становятся всё более

развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом

детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные,

неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого;

название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка

переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на

поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У

одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более

контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А.М.Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И.Лисиной и её

учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня

общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка

собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру

речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере

используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то

убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще

ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь.

В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от

условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной

беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно

рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё

несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и

поправлять ответы товарищей. Их рассказы в

большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики;

предложения в нутрии рассказа часто связанным лишь формально (словами:

ещё, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе,

достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы

других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога

детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных

высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на

наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских

рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных

предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения

неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в

логически последовательно из расположении, структурирование высказываний,

в их языковом оформлени



В раздел образования