Автор: Перминова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и
связано с усложнением детской деятельности и формами общения с
окружающими людьми.
В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе
непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы
будущей связной речи.
В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные
чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения
взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он
сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают
становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок
овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь
окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем
развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения.
Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок
отвечает мимикой, жестом, движением.
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться
активная речь детей. Ребёнок подражает звукам и звукосочетаниям, которые
произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-
нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого
общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её
направленность на другого человека, формируются речевой слух,
произвольность произнесения [4, c.46].
К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные
слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка.
Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для
малыша обозначениями предметов. С этого момента ребёнок начинает
использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность
посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слова для него
имеют смысл целого предложения. Постепенно появляются первые
предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх и четырёх слов. К концу
второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Дети
выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период
выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как
средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения,
ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством
общения и обобщения.
На третьем году жизни бастрами темпами развивается как понимания речи, так
и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура
предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной
формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана с практической
деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри
совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к
собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы
взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка
ситуативна. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная
речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика,
интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении
своих высказываний то, как их поймут партнёры. Отсюда эллиптичность в
построении высказываний, остановки начатом предложении.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного
практического опыта. Главной особенностью этого возраста является
возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей
деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь,
инструктирующая участников игры, речь - сообщение, повествующая взрослому
о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает
форму монологической, контекстной.
Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития
связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной
речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи
определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения
образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые
отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более
развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают
полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [1, с.252].
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина,
происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи
появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с
освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с
развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением
грамматической структуры речи высказывания становятся всё более
развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом
детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные,
неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого;
название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка
переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на
поверхность фактами из личного опыта.
Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У
одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более
контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.
Вывод А.М.Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И.Лисиной и её
учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня
общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка
собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру
речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере
используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то
убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще
ограничиваются ситуативной речью.
Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь.
В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от
условий общения.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной
беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно
рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё
несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и
поправлять ответы товарищей. Их рассказы в
большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики;
предложения в нутрии рассказа часто связанным лишь формально (словами:
ещё, потом).
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе,
достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы
других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога
детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных
высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на
наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских
рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных
предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения
неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в
логически последовательно из расположении, структурирование высказываний,
в их языковом оформлени