Автор: Квачадзе Александра Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Спасская средняя школа"
Населённый пункт: п.Непотягово Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока литературы в 5 классе"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: литература Класс 5
Базовый учебник – Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.1/Авт.-сост.Г.С.Меркин.
М., ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009
Тема урока: А.С.Пушкин. Детство. Стихотворение «Няне».
Цель урока: усвоение умения анализировать стихотворение по плану.
Задачи урока:
•
научить запоминать и анализировать биографические факты, применять их для последующего анализа
лирического стихотворения;
•
научить анализировать стихотворение в соответствии с предложенным планом;
•
содействовать развитию умения сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное;
•
содействовать воспитанию чувства уважения к старшим и благодарности им.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Необходимое оборудование: презентация, раздаточный материал (карточка «Дополни предложение», таблица анализа
стихотворения).
Структура и ход урока
Этапы урока
Ход урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный
момент.
Приветствие. Проверка готовности
к уроку. Выявление
отсутствующих.
2.Актуализация
знаний. Введение в
тему урока.
Постановка цели
урока и задач.
Учитель зачитывает строки из
сказок А.С.Пушкина и просит
назвать автора и произведение.
(слайд №1)
Учитель записывает имя автора на
доске (первые слова в теме урока)
и называет стихотворение, которое
будут изучать.
−
С каким периодом в жизни
человека связаны сказки,
стих. «Няне»?
−
Какова будет цель
сегодняшнего урока?
(слайд №2)
−
Выскажите свои
предположения. (записывает
Дети слушают, называют
автора, названия сказок
−
С детством.
−
Узнать, каким было
детство А.С.Пушкина и
почему он посвятил
стихотворение няне.
−
Делают предположения,
которые в течение урока
Регулятивные УУД
(целеполагание)
Познавательные УУД
(самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели,
постановка и решение
проблемы, выдвижение
гипотез)
их на доске)
- Как мы будем проверять
предположения?
проверяются
- Выслушаем сообщения,
прочитаем стихотворение и
узнаем
3.Первичное
восприятие и
усвоение нового
материала (знакомство
с краткими сведениями
о детстве
А.С.Пушкина)
Учитель выдаёт карточку с
неполными предложениями и
нацеливает на внимательное
слушание и отбор материала в
соответствии с целью урока.
Демонстрирует слайды
презентации.
Подготовившиеся дети
рассказывают индивидуальные
сообщения о родных и няне
А.С.Пушкина (проверка д/з), другие
заполняют карточку
Сверяются в парах по слайду,
делают вывод, каким было
детство А.С.Пушкина и кем
была для него няня.
Познавательные УУД
(выделение необходимой
информации)
Регулятивные УУД
(контроль в форме
сличения результата с
эталоном)
Коммуникативные УУД
(управление поведением
партнёра, умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, владение
монологической формой
речи)
4.Динамическая
пауза
Учитель читает пейзажную зарисовку
под музыку
Дети закрывают глаза и
представляют картину,
описываемую учителем
Личностные УУД
5.Первичное
восприятие
Учитель читает стихотворение
«Няне».
Дети слушают и отвечают вопросы
по восприятию стихотворения.
Познавательные УУД
(понимание и адекватная
стихотворения
«Няне»
- С каким чувством читалось
стихотворение? Какие чувства
владели поэтом, когда он писал
стихотворение?
оценка языка)
Личностные УУД (умение
сопереживать)
6. Самостоятельное
использование
сформированных
умений и навыков:
анализ стихотворения
по предложенному
плану
Учитель предлагает заполнить
таблицу, прочитав самостоятельно
стихотворение ещё раз.
Обменяйтесь мнениями. Какие
вопросы вызвали у вас
затруднения?
Учитель объясняет, какого жанра
стихотворение (послание — есть
на слайде и в учебнике)
- Какое из наших предположений
подтвердилось после вашей
самостоятельной работы с текстом
стихотворения? (слайд с
высказыванием А.С.Пушкина о
няне)
Дети самостоятельно
перечитывают стихотворение,
заполняют таблицу с планом
анализа.
Дети зачитывают и дополняют
друг друга
Записывают название жанра
Дети делают вывод о том, что
А.С.Пушкин любил няню,
испытывал к ней чувство
благодарности
Познавательные УУД
(смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из
текста; анализ; подведение под
понятие, выведение следствий,
доказательство)
Регулятивные УУД
(коррекция, саморегуляция)
Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли,
постановка вопросов)
7.Рефлексия
деятельности
-Как мы поработали? Достигли мы цели
урока? Что нам помогло в достижении
цели? Чему научились?
- О ком из ваших близких вы вспомнили,
когда рассказывали о детстве
А.Пушкина, когда читали
стихотворение? Как вы относитесь к
ним?
Оценивают работу на уроке,
сверяют результат с целью.
Дети называют самых близких
им людей и говорят о своём
отношении к ним
Регулятивные УУД
(контроль за процессом и
результатом деятельности
и оценка)
Личностные УУД
(нравственно-этическая
ориентация)
8.Домашнее задание
Учитель предлагает по желанию
написать сочинение (письмо) о
близком человеке (близкому
человеку) или выучить наизусть
«Няне».
Обязательное задание: написать
сочинение по заполненной на
уроке таблице.
Записывают домашнее задание
Таблица данных самооценки конспекта (технологической карты) урока
№
Критерий
1
2
3
4
5
1
Соответствие
структуры
урока
положениям
системно-деятельностного
подхода:
наличие
мотивационного,
операционального
и
рефлексивно-оценочного этапов.
+
2
Участие
обучающихся
в
целеобразовании,
планировании,
поисковой
деятельности
по
открытию
нового
знания,
осуществление
самоконтроля, самооценки, корректирующих
действий.
+
3
Направленность
деятельности
обучающихся
на
формирование
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных, личностных
+
4
Технологичность
структуры
урока:
диагностичность целей и задач, адекватность
всех компонентов целям урока.
+
5
Оптимальный отбор содержания: ценностные
ориентиры,
научность,
доступность,
отражение
межпредметных
связей,
практическая направленность, достаточность
и
необходимость
объема
для
изучения,
использование ИКТ.
+
6
Наличие разных форм организации учебной
деятельности
(включая
индивидуальную
и
групповую)
+