Напоминание

"Технологическая карта урока литературы в 5 классе"


Автор: Квачадзе Александра Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Спасская средняя школа"
Населённый пункт: п.Непотягово Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока литературы в 5 классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет: литература Класс 5

Базовый учебник – Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.1/Авт.-сост.Г.С.Меркин.

М., ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009

Тема урока: А.С.Пушкин. Детство. Стихотворение «Няне».

Цель урока: усвоение умения анализировать стихотворение по плану.

Задачи урока:

научить запоминать и анализировать биографические факты, применять их для последующего анализа

лирического стихотворения;

научить анализировать стихотворение в соответствии с предложенным планом;

содействовать развитию умения сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное;

содействовать воспитанию чувства уважения к старшим и благодарности им.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Необходимое оборудование: презентация, раздаточный материал (карточка «Дополни предложение», таблица анализа

стихотворения).

Структура и ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный

момент.

Приветствие. Проверка готовности

к уроку. Выявление

отсутствующих.

2.Актуализация

знаний. Введение в

тему урока.

Постановка цели

урока и задач.

Учитель зачитывает строки из

сказок А.С.Пушкина и просит

назвать автора и произведение.

(слайд №1)

Учитель записывает имя автора на

доске (первые слова в теме урока)

и называет стихотворение, которое

будут изучать.

С каким периодом в жизни

человека связаны сказки,

стих. «Няне»?

Какова будет цель

сегодняшнего урока?

(слайд №2)

Выскажите свои

предположения. (записывает

Дети слушают, называют

автора, названия сказок

С детством.

Узнать, каким было

детство А.С.Пушкина и

почему он посвятил

стихотворение няне.

Делают предположения,

которые в течение урока

Регулятивные УУД

(целеполагание)

Познавательные УУД

(самостоятельное выделение и

формулирование

познавательной цели,

постановка и решение

проблемы, выдвижение

гипотез)

их на доске)

- Как мы будем проверять

предположения?

проверяются

- Выслушаем сообщения,

прочитаем стихотворение и

узнаем

3.Первичное

восприятие и

усвоение нового

материала (знакомство

с краткими сведениями

о детстве

А.С.Пушкина)

Учитель выдаёт карточку с

неполными предложениями и

нацеливает на внимательное

слушание и отбор материала в

соответствии с целью урока.

Демонстрирует слайды

презентации.

Подготовившиеся дети

рассказывают индивидуальные

сообщения о родных и няне

А.С.Пушкина (проверка д/з), другие

заполняют карточку

Сверяются в парах по слайду,

делают вывод, каким было

детство А.С.Пушкина и кем

была для него няня.

Познавательные УУД

(выделение необходимой

информации)

Регулятивные УУД

(контроль в форме

сличения результата с

эталоном)

Коммуникативные УУД

(управление поведением

партнёра, умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли, владение

монологической формой

речи)

4.Динамическая

пауза

Учитель читает пейзажную зарисовку

под музыку

Дети закрывают глаза и

представляют картину,

описываемую учителем

Личностные УУД

5.Первичное

восприятие

Учитель читает стихотворение

«Няне».

Дети слушают и отвечают вопросы

по восприятию стихотворения.

Познавательные УУД

(понимание и адекватная

стихотворения

«Няне»

- С каким чувством читалось

стихотворение? Какие чувства

владели поэтом, когда он писал

стихотворение?

оценка языка)

Личностные УУД (умение

сопереживать)

6. Самостоятельное

использование

сформированных

умений и навыков:

анализ стихотворения

по предложенному

плану

Учитель предлагает заполнить

таблицу, прочитав самостоятельно

стихотворение ещё раз.

Обменяйтесь мнениями. Какие

вопросы вызвали у вас

затруднения?

Учитель объясняет, какого жанра

стихотворение (послание — есть

на слайде и в учебнике)

- Какое из наших предположений

подтвердилось после вашей

самостоятельной работы с текстом

стихотворения? (слайд с

высказыванием А.С.Пушкина о

няне)

Дети самостоятельно

перечитывают стихотворение,

заполняют таблицу с планом

анализа.

Дети зачитывают и дополняют

друг друга

Записывают название жанра

Дети делают вывод о том, что

А.С.Пушкин любил няню,

испытывал к ней чувство

благодарности

Познавательные УУД

(смысловое чтение, извлечение

необходимой информации из

текста; анализ; подведение под

понятие, выведение следствий,

доказательство)

Регулятивные УУД

(коррекция, саморегуляция)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли,

постановка вопросов)

7.Рефлексия

деятельности

-Как мы поработали? Достигли мы цели

урока? Что нам помогло в достижении

цели? Чему научились?

- О ком из ваших близких вы вспомнили,

когда рассказывали о детстве

А.Пушкина, когда читали

стихотворение? Как вы относитесь к

ним?

Оценивают работу на уроке,

сверяют результат с целью.

Дети называют самых близких

им людей и говорят о своём

отношении к ним

Регулятивные УУД

(контроль за процессом и

результатом деятельности

и оценка)

Личностные УУД

(нравственно-этическая

ориентация)

8.Домашнее задание

Учитель предлагает по желанию

написать сочинение (письмо) о

близком человеке (близкому

человеку) или выучить наизусть

«Няне».

Обязательное задание: написать

сочинение по заполненной на

уроке таблице.

Записывают домашнее задание

Таблица данных самооценки конспекта (технологической карты) урока

Критерий

1

2

3

4

5

1

Соответствие

структуры

урока

положениям

системно-деятельностного

подхода:

наличие

мотивационного,

операционального

и

рефлексивно-оценочного этапов.

+

2

Участие

обучающихся

в

целеобразовании,

планировании,

поисковой

деятельности

по

открытию

нового

знания,

осуществление

самоконтроля, самооценки, корректирующих

действий.

+

3

Направленность

деятельности

обучающихся

на

формирование

универсальных

учебных

действий:

познавательных,

регулятивных,

коммуникативных, личностных

+

4

Технологичность

структуры

урока:

диагностичность целей и задач, адекватность

всех компонентов целям урока.

+

5

Оптимальный отбор содержания: ценностные

ориентиры,

научность,

доступность,

отражение

межпредметных

связей,

практическая направленность, достаточность

и

необходимость

объема

для

изучения,

использование ИКТ.

+

6

Наличие разных форм организации учебной

деятельности

(включая

индивидуальную

и

групповую)

+



В раздел образования