Автор: Пономарева Юлия Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: г. Мыски Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с бумагой и ее свойствами"
Раздел: дошкольное образование
Знакомство с бумагой и ее свойствами
Пономарева Юлия Анатольевна, Воспитатель МБДОУ №21 «Рощица», город
Мыски.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие.
Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они
всё проделывают сами. Так, наблюдения, опыты и практическая деятельность
способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об
окружающей
действительности,
фактических
знаний,
которые
являются
материалом
для
последующего
их
осознания,
обобщения,
приведения
в
систему.
В
результате
дети
начинают
понимать,
что
объекты
и
явления
взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не
является чем- то статичным, он постоянно изменяется.
Так как же показать и рассказать детям, что такое бумага и какие свойства
она имеет, и как зафиксировать результаты исследования?
Данный материал актуален тем, что способствует раскрытию этого
вопроса, тем самым обогатить знания детей.
Очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие
народы покупали у них как самую большую драгоценность. Но время шло.
Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска
разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников
узнать, как они изготавливают бумагу. Так люди во всем мире научились
делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную.
В наше современное время бумагу делают машины. В лесу рубят дрова,
бревна везут на фабрику. Здесь их очищают, а затем дробят в машине-
дробилке на мелкие кусочки. Крошку, которая получилась, перемешивают с
особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она и идет на изготовление
бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой надо
обращаться бережно, экономно ее расходовать.
Что же позволит нам узнать больше о свойствах бумаги, и понять, каким
способом можно фиксировать экспериментальную деятельность. А так же
узнать, для чего нужно сохранять природу.
Одним из приемов в познавательно - исследовательской деятельности
является проблемная ситуация, которая почти всегда ставит перед детьми
педагог. В моем же случае проблемную ситуацию поставили сами дети.
Принося в группу красивые фантики, которых становилось все больше и
больше, дети начали спрашивать, - А что мы будем с ними делать?- И мы
решили создать коллекцию фантиков.
Ребятам очень понравилась эта идея, но на этом они не остановились и
любопытничали все больше. – «А из чего делают фантики? А почему один
фантик блестит, другой нет? А почему этот фантик так легко порвался?
Почему этот фантик шуршит, а этот не очень?» И мы с детьми решили
провести исследовательскую деятельность с бумагой.
Опыт: «Свойство бумаги (рвется, мнется)»
Дети пытаются помять полоски бумаги, а затем ее разгладить ладошкой. А
затем делают вывод, что бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не
становится прежней.
Также дети попробовали оторвать кусочек бумаги от
полоски, получилось это легко. И дети сделали вывод, что бумага непрочная,
она легко рвется.
Опыт: «Свойство бумаги, как впитывающая способность»
Что бумага хорошо впитывает воду, дети убедились, когда опустили в стакан
с водой полоски бумаги. Дети сделали вывод, что бумага намокает в воде и
расползается.
Опыт: «Свойство бумаги (гладкая шершавая, толстая тонкая, белая цветная и
что на бумаге можно рисовать)»
Дети брали карандаши и проводили по полоске линию и видели, что на
бумаге остается след от карандаша. Значит, дети сделали вывод, что на
бумаге можно рисова
Но, что нужно чтобы опыт не улетучился из их памяти через неделю, чтоб
дети лучше запомнили опыт и могли поделиться им с другими ребятами?
Нужно зафиксировать результат эксперимента.
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения
является
обязательным
этапов
опытно-экспериментальной
деятельности.
Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид
работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для
того,
чтобы
результаты
экспериментирования
запечатлелись
в
памяти
воспитанников
(зрительной,
сенсорной,
слуховой,
двигательной,
обонятельной).
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при
помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии,
объёмные
изображения,
аудиозаписи.
Этот
способ
можно
применять
в
экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких
готовых
форм
ту,
которая
представляет
собой
изображение
результатов
практической
работы
на
текущем
занятии.
С
воспитанниками
средней
группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной
деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о
результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в
работы
с
детьми
средней
группы:
воспитанники
формируют
умение
самостоятельно
проговаривать
итоги
эксперимента,
сравнивают
их
с
результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во
время
ментальной
фиксации
совершенствуют
умение
обобщать
и
систематизировать знания об объектах.
3. Практический.
Заключается
в
фиксировании
р е зул ьт ато в
экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В
работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и
зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники
наблюдений,
журналы
опытов,
заполняют
карточки
экспериментов.
Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском
саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления
отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.
После каждого действия в эксперименте я показывала детям карточки.
Например: лист бумаги гладкий (КАРТОЧКА), затем мы сминаем бумагу
(КАРТОЧКА),
пытаемся
разгладить
(КАРТОЧКА),
и
показываем,
что
гладким он уже не будет (КАРТОЧКА).
Так дети более легко овладевают графическим способом фиксирования и
лучше запоминают алгоритм работы.
Такие карточки находятся в свободном доступе для детей, и они в любой
режимный момент могут воспользоваться ими.
Дети по завершению по завершению таких опытов показали хорошие
знания свойств бумаги. Говорили, что бумага бывает белая, цветная, гладкая,
шершавая, что она шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму, что
бумага
легко
режется,
рвется,
намокает
в
воде,
расползается
т.к
она
непрочная. И еще не менее важным стало то, что дети запомнили, что надо
бережно относиться к бумаге, тем самым беречь нашу природу.
Список литературы
1.Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира. Экология – М.: Росмен,
1997.
2.Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём»», Москва, 1998 г..
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка, 1983.