Автор: Каримова Шарбан Сайлаубаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г.Омска
Населённый пункт: г.Омск, Омская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщение по теме "Наречие"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 7 классе по теме:
Обобщение по теме "Наречие".
Разработан
учителем русского языка и литературы
I квалификационной категории
Каримовой Ш.С
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков по
изученному
разделу.
Цели урока:
1. Образовательная:
обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;
повторить орфограммы, связанные с изучением наречий, морфологический
разбор наречия;
формирование орфографической зоркости учащихся;
2. Развивающая:
развитие логического мышления, внимания, речи при доказательном
объяснении правописания слов на определённый вид орфограмм, при
нахождении наречий в тексте, при корректировке ошибок заданного вида;
3. Воспитательная:
воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при
выявлении групп орфограмм;
привитие интереса к урокам русского языка, в том числе при проведении
уроков-путешествий по систематизации и обобщению изученного.
Форма проведения урока: урок – семинар
Оборудование: учебник русского языка для 7 класса для
общеобразовательных
учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой и др.,научн. ред. Н.М.Шанский, - 29-е изд. -
М.: Просвещение, 2007; рабочая тетрадь учащихся;
карточки для самостоятельной работы уч-ся,
карточки-тексты.
Ход урока:
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
1.Слово учителя: - Доброе утро, ребята, уважаемые гости. Я рада
приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши
внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний
урок подарит нам радость общения друг с другом.
Ребята, получается, как мы сегодня с вами будем работать? (Сообща,
дружно, вместе, сплоченно)
Теперь обратите внимание на картину художника А.А. Дейнеки « Оборона
Севастополя» и определите, употребив наречия, как сражаются советские
моряки
Конечно, чтобы мы могли хорошо учиться ,работать и жить счастливо наши
деды и прадеды отдали свои жизни, они стояли на смерть ,сражались
самоотверженно. В конце урока мы еще вернемся к этой картине ,вы же
накапливайте наречия для того ,чтобы написать дома сочинение по этой
картине
Сформулируйте тему нашего урока
Мы повторим и обобщим весь пройденный материал по теме «Наречие».
2. Сообщение темы и целей урока.
Сформулируйте тему нашего урока.
А какие цели мы поставим перед собой? (Повторить и обобщить
изученное по теме «Наречие», закрепить правописание наречий, умение
использовать наречия в речи.)
Познакомимся еще раз с наречием.
Прошу любить и жаловать господин Наречие.
Творчество учащихся. Познавательная информация.
1. Выступление ученика в роли Наречия.
– Давайте знакомиться. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего
знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был
известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со
значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение,
речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится
«наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я
почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с
существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему,
поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже
других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и
работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность –
неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед
кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В
предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Первый этап урока
Мы откроем таблицу с наречиями разных смысловых групп, чтобы вы могли
восстановить в памяти и уберу
Я буду читать предложения, вы на слух определяете в них наречия, называете
их смысловые группы, а затем записываете их в свои тетради через запятую в
строчку.
1.Справа примыкают к реке заволжские степи.
2.Иногда перед заходом солнца мы выходим на берег озера.
3.С севера сильно дул ветер.
4.Работа экспедиции проходила в крайне тяжелых условиях.
5.Я сглупа, не подумавши, прыгнул с обрыва.
6.На смех его нарядили в костюм клоуна с красным колпаком и нелепым
носом
Второй этап урока.
Мы с вами разделились на 4 исследовательские группы, и каждая группа
получила задание.
Первая группа «Теоретики», вам слово.
Выступление учащихся.
Знаете ли вы, что наречие занимает 4 место по количеству после глаголов,
существительных и прилагательных. А по числу употребления наречие
занимает 6 место. Эти сведения мы взяли из словарей
Слово учителя: Вы приготовили какое-нибудь задание для нас?
Учащийся из группы «Теоретики».
Найдите в тексте наречие, подчеркните их и докажите свою точку
зрения.
Солнце
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот
принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо
сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы,
которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего
руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через
минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла
вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной
спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и
лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая
степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала
росой. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве
перекликались суслики, где-то далеко плакали чибисы. Стадо
куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и полетело к холмам.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою
скрипучую, монотонную музыку.
Слово учителя.
От каждой группы по два наречия. По каким признакам вы будете
находить наречия? (По вопросам, от каких слов зависят, нет
окончания) Ваше задание называется «Вывод наречия».
Слайд 3.
Выступление группы «Исследователи».
Какие способы словообразования характерны для наречий? От каких
частей речи они образованы? С помощью каких морфем образуются
наречия?.
Исследовав эту часть речи, мы пришли к выводу, что наречия
образуются от разных частей речи. Например, наречие доверчиво
образовывается от прилагательного доверчивый, по-моему, от
местоимения мой и т.д. Также разнообразны и способы образования
наречий приставочный, приставочно-суффикс. и суффикс. Способы.
Задание 1. Определите способ образования данных наречий:
вдали – (приставочно-суффиксальный);
медленно – (суффиксальный);
мягко – (суффиксальный);
быстро-быстро – (сложение слов);
тише – (суффиксальный);
когда-то – (суффиксальный).
Задание 2.
Скажите, пожалуйста, какая часть речи изображена на доске?
Как вы догадались? (отсутствие окончания)
А сейчас вам из предложенных наречий нужно выстроить
словообразовательные цепочки. Пример перед вами.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным
физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде,
которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!
А так же: еле-еле, нехорошо, творчески, никуда, досуха, чуть-чуть.
Нравственно – нравственный (суф-й); физически – физический (суф-
й); Вперёд – перед (приставочный); неудержимо – неудержимый
(суф-й); еле-еле (сложение), нехорошо (приставочный), творчески
(суф-й), никуда (приставочный), досуха (прист.-суффиксальный),
чуть-чуть (сложение).
Выступление группы «Историки».
Вы должны были поработать с этимологическими словарями.
Как отличить наречие от других частей речи? По вопросам мы можем
подобрать синонимы. Этимологию нужно знать для того, чтобы правильно
записывать наречия.
Этимология – это наука о происхождении слова.
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко
восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять,
что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы утраты
одних слов и появление других.
Дотла – от тьло – почва, пол, основание; слияние предлога до с формой
родительного падежа.
Невмоготу – собств. русское, является сращённым сочетанием не в
моготу, в котором могота – сила, мочь, возможность.
Начеку – собств. русское, от сущ. Чек – стража, ожидание и предлога на.
Наружу – собств. русское, от сущ. Ружь – внешность, вид (в вин. падеже) и
предлога на
Сегодня образовалось из местоимения сего (сей – «этот» и имени
существительного дня. Сегодня – значит «этого дня».
Завтра – это старый творительный падеж имени существительного
утро: заутро. Звук у превратился в в. Получилось завтра.
Запишите эти наречия дотла, невзначай, невмоготу, начеку,
наружу, исподволь в тетрадь. Составьте с ними словосочетания.
Выступление группы «Грамотеи».
Синтаксическая роль наречий в предложении. В предложении наречия
чаще бываю обстоятельством.
Синтаксический разбор простого предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,
распространённое, неосложнённое.)
Морфологический разбор наречия мужественно.
Нареч.; общ. грамм. знач.– признак действия.
Неизм.–
Стоит (как?) мужественно, обстоятельство образа действия
Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать
точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от
холода.
Третий этап урока
Слово учителя
Задание: На лучах солнца написаны фразеологизмы и подбирается к нему
наречие. Затем все записывают и фразеологизм и наречие.
Содержание первой звезды: Содержание второй
звезды:
Вымокнуть до нитки – насквозь Выполнить как Бог на душу положит -
небрежно
С глазу на глаз – наедине Как гром среди ясного неба - неожиданно
Работать спустя рукава – плохо Как кошка с собакой - недружно
Прийти в самый раз – вовремя Как сонная муха - медленно
Подмигивать время от времени-изредка Носить воду решетом – безрезультатно
Четвертый этап урока.
Поговорить – приставку
Космос – корень
Синонимический – суффикс
Руки – окончание
Пятый этап урока. Работа в парах
1.Отнюдь (не )часто 1. (не) весело, а грустно 1. (не)лепо
2.По (летнему) 2. Увлекательн (о, а) 2. Настеж (ь, -)
3.Где (нибудь ) 3. торжестве(нн,н)о 3. Проч (ь,-)
4. Снов (а, о) 4.занов (о, а) 4 свеж (о, ё)
5 (Ни, не)когда 5. (не,ни)когда 5. Издавн (а, о)
Способ выполнения: ученики устно объясняют орфограммы наречий друг другу
И оценивают, проставляя баллы в оценочных листах.
8 этап урока.
Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.
Мы Вам желаем …… .
1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________.
(Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)
16.Рефлексия.
Итог. - Что повторили на уроке?
-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?
- Где в жизни можно использовать полученные знания?
- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?
Закончи одно из предложений.
Сегодня на уроке я пришёл к выводу …
Мне было сложно … .
Мне было легко … .
Хочу пожелать … .
Сегодняшний урок … .
Оценить работу учащихся
-Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не
будет напрасным.
- С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
Оценочный лист
Открытый урок –
Критерии оценивания 0-1ош.-3б.,
2ош. -2 б.,
3ош. -1б.
задание
баллы
1
2
3
4
5
6
7
8