Автор: Ивлева Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Солнышко" с. Ариничево"
Населённый пункт: Кемеровская обл, Ленинск - Кузнецкий район, с. Ариничево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Речевая готовность ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование
«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА
К ШКОЛЕ»
Уважаемые родители!
Если у вашего ребёнка сформированы все ниже
указанные компоненты речевой деятельности, то
ребёнку не составит труда овладеть навыками чтения
и письма в школе. И вероятнее всего, он избежит тех
трудностей, с которыми сталкиваются
неподготовленные дети.
Устная речь имеет несколько компонентов:
Звукопроизношение
К 7 годам произношение всех групп звуков должно быть
сформировано. Если к этому возрасту ребёнок невнятно, нечётко
произносит какие либо звуки или заменяет, то без специальных
занятий уже не обойтись.
Фонематический слух
Бывает так, что ребёнок правильно произносит все звуки, но
недостаточно чётко различает, например: звонкие и глухие (б-п; д-т;
ф-в; и т.д.), или твёрдые и мягкие (м-мь; к-кь; л-ль и т.д.) или ц-ч. С
трудом может воспроизвести простые скороговорки типа: «От
топота копыт пыль по полю летит», « В огороде у Егора репа,
редька, помидоры» Такого рода нарушения отразятся впоследствии
на письменной речи.
Слоговая структура слова
К 7 годам ребёнок может произносить слова, состоящие из 4-5
слогов со стечением согласных. Попросите ребёнка повторить за
вами такие слова: термометр, сковорода, милиционер,
велосипедист. Если нет ошибок, перестановок слогов, пропусков
звуков, значит эта речевая функция развита в норме.
Словарный запас
К поступлению в 1-й класс словарный запас достаточно велик и не
поддаётся точному учёту. Ребёнок должен в своей речи
пользоваться помимо существительных именами
прилагательными, глаголами, глагольными формами (причастиями
и деепричастиями), числительными, сложными предлогами: (из-за,
из-под) Употреблять обобщающие понятия (транспорт, обувь,
насекомые и т.д) Уметь давать определение предмета через род и
вид (конфетница- это посуда для конфет) Использовать в речи
слова антонимы (далеко-близко, высокий- низкий и т. д.) Называть
части предметов. Появляются в словаре будущего первоклассника и
первые термины: «буква», «слово», «предложение», «цифра».
При недостаточно развитом словарном запасе ребёнку будет сложно
подбирать проверочные слова при изучении таких тем, как:
«проверяемые согласные в конце слов», «безударные гласные»,
«состав слова» и т.д.
Грамматический строй
Уже с 4-х лет дети начинают пользоваться правилами изменения
слов по родам, числам и падежам и умением сочетать слова в
предложении. К 7 годам уже не должно быть ошибок, типа: «в
огороде много вёдров», « в саду 7 деревов», «много ух»,
«металловая лестница». У детей с подобными нарушениями
возникают трудности в 3-4 классах при усвоении грамматических
правил, при написании изложений и сочинений.
Связная речь
Связная речь — самый сложный компонент речи. Если речь ребёнка
развивается в норме, то в этом возрасте он может самостоятельно
придумать сказку; передать содержание прочитанной ему истории;
составить рассказ по серии картинок (3-5 картинок), придумать
события, которые могли бы развиваться дальше.
Навыки звукового анализа и синтеза
Это умение выделять не только первый звук, но и последний,
последовательно называть все звуки в слове (слова из 3-5 звуков),
определить место заданного звука. Умение объединять названные
последовательно звуки в слово.