Напоминание

"Написание мягкого знака на конце слов как показатель мягкости согласного звука".


Автор: Спицына Ольга Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ школа №30 имени Л.Л.Антоновой
Населённый пункт: г.Нижний Новгород Нижегородской области
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: "Написание мягкого знака на конце слов как показатель мягкости согласного звука".
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

(сроки 29.05.2017-10.06.2017)

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука» + «исправленное»

Выполнил учитель начальных классов

МАОУ № 30 им.Л.Л.Антоновой Нижегородского района

ФИО Спицына Ольга Григорьевна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 24 года

Н.Новгород

2017 год

Учебный предмет: русский язык 2 класс + «исправленное»

УМК: Школа России

Тема урока: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока :

-содействовать усвоению правила употребления мягкого знака;

-развивать умение соотносить количество звуков и букв в словах,

- объяснять причины расхождения букв в словах,

-закреплять умение подбирать примеры слов с мягким знаком;

- закреплять написание изученных словарных слов;

-формировать графический навык и каллиграфический почерк учащихся на материале повторения и закрепления

начертания строчных (заглавных) букв;

-развивать связность и безотрывность письма;

1

-воспитывать внимательное отношение к слову; уточнение и активизация словаря учащихся на уроке.

Ожидаемые результаты:

-Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) на основе анализа объектов ; формулирования

выводов; обобщения и классификации по признакам; нахождения ответов на вопросы.

-Формирование личностных универсальных учебных действий (УУД) на основе формирования мотивации к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

-Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на основе развития умения слушать и понимать

других;

строить

речевое

высказывание

в

соответствии

с

поставленными

задачами;

оформлять

свои

мысли

в

устной

и

письменной форме; уметь работать в паре.

-Формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД) на основе

развития

умения высказывать свое

предположение; оценивания учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирования предстоящих работ

(составлять план), осуществления познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:

1. Учебник русского языка 2 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г.,

2.Презентация к уроку.

3.Интерактивное оборудование.

4.Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

-2-

5.Столбики слов, напечатанные на доске.

6.Прямоугольники-карточки с точками и буквами слова «медведь».

7.Предметные картинки.

8.Индивидуальные карточки для выполнения письменных упражнений.

9.Карточки – слова для составления предложений.

10.Мяч.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

-определяет и правильно произносит мягкие и твердые согласные звуки;

- соотносит количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки;

-объясняет причины расхождения звуков и букв в этих словах

- подбирает примеры слов с мягким знаком.

Этапы урока и хронометраж :

п/п

Название этапа

Хронометраж

1

Мотивация к учебной деятельности:

-Орг. момент

-Чистописание

1 мин.

2 мин.

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений:

-Словарно – орфографическая работа

5 мин.

3

Усвоение новых знаний и способов действия

5 мин.

4

Физкультминутка

2 мин.

5

Закрепление изученных способов действий

20 мин.

6

Контроль и самооценка знаний и способов действия

8 мин.

7

Рефлексия

2 мин.

Индивидуальная работа:

1 подгруппа - ▲ - средний уровень развития предметных умений и навыков – Максим Ф., Миша Д., Сергей К., Павел Ш.

2 подгруппа - ● – ниже среднего уровень развития предметных умений и навыков– Илья Т., Борис Н., Даниил О., Настя

Индивидуальные задачи:

Даниил О. - развивать самоконтроль за звукопроизносительной стороной речи и слоговой структурой слова

Борис Н. - развивать фонематическое восприятие на основе отраженного повторения или использования зрительной опоры.

-4-

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

формируемые УУД (группа

УУД и название конкретного

УУД) , средства их

формирования (формы,

методы, приемы и т.п.)

Мотивация к УД

Организационный

момент:

развивать

фонематический слух,

артикуляцию;

уменьшить

продолжительность

времени

врабатываемости

Чистописание:

совершенствование

графического навыка,

развитие мышления

- Сядет тот, кто правильно

прочитает столбики слов:

лес кон вес хор

лось конь весь хорь

сол мол шар жар

соль моль шарь жарь

е ё ю я и ь

-

Найдите

лишнюю

букву

в

данном ряду.

Ответы детей

Д е т и

ф о р м ул и р у ю т

п л а н

пред с тоя щих

д е йс т в ий

п о

написанию букв и их элементов

Регулятивные:

в о л е в а я

саморегуляция

Коммуникатив-ные:

п л а н и р о в а н и е

у ч е б н о г о

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками

Познавательные:

умение

выделять

общие

и

отличительные

п ри зн ак и

(аналитико-

синтетических

способностей),

зрительного внимания

- Определите порядок написания

элементов

и

букв

в

данной

цепочке

сравниваемых объектов. Анализ

и сравнение.

Актуализация

знаний:

Словарно-

орфографическая

работа:

прочное

о в л а д е н и е

орфографией

словарных слов

развитие

интеллектуальных

качеств

1.

Напишите отгадки:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало ..

Нет ни дыма, ни пожара.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

и стоит среди травы –

Уши больше головы.

2.

Сегодня мы познакомимся с

новым словом. Вы его

сможете определить, если

расположите

Дети записывают отгадки:

лисица ,

заяц

Ученики

определяют

новое

слово, уточняют написание.

Записывают

в

тетрадь,

ставят

уд а р е н и е ,

о п р е д е л я ю т

и

Познавательные:

у м е н и е

с т р у к т у р и р о в а т ь

р а н е е

полученные знания

Познавательные:

а н а л и з

о б ъ е к т а

с

в ы д е л е н и е м

существенных признаков.

прямоугольники в порядке

увеличения количества

точек в каждом из них.

М

.

Д:

.

Ь:::

.

Е:

В::

Е::

.

Д:::

- Какое слово вы составили?

1слайд презентации.

- Кто такой медведь?

-Что делает медведь зимой?

подчеркивают

непроверяемые

безударные

гласные

и

другие

опасные места.

Со ст авляют

и

з ап и с ы ва ют

предложение.

Постановка и

решение учебной

задачи

Изучение нового

материала:

систематизировать

знания учащихся о

твёрдых и мягких

согласных звуках и

способах обозначения

мягкости согласных на

На доске написаны слова:

шест – шесть

Прочитайте

слова,

ч то

обозначает

с л о во шест?

шесть? (показ картинок),

Сравните

слова

по

числу

букв,

Что можете сказать о числе

Дети отвечают на вопросы и в

конце рассуждения-поиска

-

приходят

к

необходимому

выводу: буква «ь» не обозначает

звука,

он

показывает,

ч т о

н а х о д я щ и й с я

п е р е д

н и м

согласный произносится мягко;

-формулируют

тему

и

цель

урока.

Регулятивные: самостоятельно

выделяют тему и цель урока

Познавательные:

формирование

у м е н и я

а н а л и з и р о в а т ь

и

сравнивать

объекты,формирование

умения

делать умозаключения.

письме

звуков?

Как вы это объясните?

Одинаково ли произносится

последний звук в первом во

втором словах?

Сформулируйте

тему

и

цель урока

На

интерактивной

доске

2сл а й д презентации.

Коммуникативные:

у м е н и е

осознанно

строить

речевые

высказывания.

Физкультминутка:

Учитель

читает

стихотворение

ч е т к о

и

н е т о р о п л и в о ,

проговаривая каждое слово.

Дети. Услышав слово с ь на конце,

должны

присесть,

хлопнув

в

ладоши над головой, и встать

В

соответствии

с

заданием

у ч и т е л я

д е т и

о т в е ч а ю т

определённым

движением

на

звучащую звуковую единицу

Регулятивные:

в о л е в а я

саморегуляция

Закрепление:

Совершенствовать

умение обозначать

мягкость согласных на

письме.

Задание №1

Учитель выставляет на проектной

доске

картинки,

просит

детей

назвать

их.

Дети

записывают

название

предмета,

указывают

Фронтальная работа

Познавательные:

у м е н и е

с т р о и т ь

л о г и ч е с ку ю

ц е п ь

рассуждений

Регулятивные:формирование

действия контроля и коррекции

Закрепление учебного

материала через

игровую мотивацию.

Развивать внимание,

наблюдательность;

аналитико-

синтетические и

речевые способности;

умение осуществлять

группировку,

классификацию

количество букв и звуков.

3 слайд презентации

Задание №2

Измени

слова

так,

чтобы

они

обозначали один предмет. Запиши

их.

Задание №3

Игра «Мячик-смягчитель».

Учитель, бросая мяч, произносит

слово

с

твёрдым

окончанием.

Например:

угол,

брат,

ел,

мел,

был, жар и т.д.

▲- карточка №1

●- карточка №2

Взаимопроверка

Поймавший мяч ученик, бросая

е г о

о б р а т н о ,

п р о и з н о с и т

аналогичное

слово

с

мягким

окончанием.

на основе сравнения с эталоном.

Коммуникатив-ные:

о с у щ е с т в л е н и е

у ч е б н о г о

сотрудничества

с

учителем

и

с в е р с т н и к а м и ;

у м е н и е

участвовать в диалоге, слушать

и понимать других

Регулятивные: следовать режиму

о р г а н и з а ц и и

у ч е б н о й

деятельности

Задание №4

Поставь

картинку

к

слову с

мягким знаком.

Помоги гному занять свой домик.

Задание №5

Прочитайте.

Из

заключенных

в

скобках

слов

выберите

одно,

подходящее по смыслу. Напишите

со ставленные

п р ед л оже н и я ,

п од ч е р к и в а я

о р ф о г р а м м ы .

(Сентябр..,

октябр..,

феврал..,

ноябр.., апрел..) – месяц зимы

(Июн..,осен..,

вторник,

вечер,

▲- задания вариант 1

●- задания вариант 2

Взаимопроверка

▲- группируют слова, оказывают

помощь, осуществляют проверку

●- составляют одно предложение

Познавательные:

п о и с к

и

выделение

н е о бход и м о й

информации с помощью ИКТ

Контроль и

самооценка знаний и

способов действия:

Организовать

самостоятельное

выполнение

учащимися типовых

заданий на новый

способ действия

каникулы) – время года

Задание №6

Ученики

получают

карточки

со

словами и работают в парах:

Найди

подходящие

друг

другу

слова и соедини их в предложения

к а к

м о ж н о

б ы с т р е е ,

т . к .

выигравшая пара определяется по

времени.

растёт Юра пора

высокая ест учить

ель грушу уроки

Вася У Юры Маша

ел есть учит

яблоко груша уроки

Фронтальная работа

▲- группируют слова, оказывают

помощь, осуществляют проверку

Логические:

умение

выделять

о бъ е кт

п о

з а д а н н о м у

основанию

Коммуникатив-ные:

выполнять

различные роли в группе, уметь

договариваться

при

совместном

решении

проблем,

управлять

своим поведением и поведением

партнера.

Л и ч н о с т н ы е

и

коммуникативные:

у м е н и е

осуществлять

доброжелательное

сотрудничество.

Упражнение 205

А сейчас вы поработаете

самостоятельно.

▲- списывают все предложения

●- списывают одно предложение

Самопроверка

Регулятивные:

у м е н и е

ориентироваться в учебнике и

з а д а н и и ;

с о о т н о с и т ь

и

корректировать

выполненное

з а д а н и е

с

о б р а з ц о м

Личностные:

о ц е н и в а т ь

жизненную

ситуацию

с

точки

зрения правил поведения

Заключительная

часть (подведение

итогов; рефлексия):

4 слайд презентации

-

Чему

вы

сегодня

учились

на

уроке?

-

Ч т о

в а м

б о л ь ш е

в с е г о

понравилось на уроке?

-

Какое

задание

вызвало

у

вас

затруднение? Почему?

Дети

отвечают

на

вопросы,

оценивают своё участие.

Познавательные:

у м е н и е

структурировать знания;

Р е г у л я т и в н ы е : волевая

с а м о р е г у л я ц и я ,

у м е н и е

о ц е н и ват ь

с о б с т в е н н у ю

учебную деятельность, процесс и

- Оцените свою работу на занятии

с помощью карточки:

зелёная – всё получилось,

красная

требовалась

помощь,

были затруднения

результат деятельности

Коммуникатив-ные:

у м е н и е

выражать свои мысли.

Самоанализ урока.

Бланк №2.

Ф.И.О. учителя: Спицына Ольга Григорьевна

2 класс

Учебный предмет: русский язык

Дата: 2 июня 2017г.

Тема урока: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости

согласного звука

Параметры оценки

Балл

Самоо

ценка

учите

ля

Оценк

а

препо

давате

ля

НИРО

1.Сложность содержания, его соответствие возможностям

учащихся.

3

2.Реализация компетентного подхода

3

3.Творческий или репродуктивный характер учебных

знаний, их целесообразность и обоснованность.

3

4.Развивающая направленность заданий.

3

5.Логика построения урока.

3

6.Формы учебной работы, их разнообразие и

оптимальность выбора.

3

7.Методы обучения и методические приемы,

целесообразность их выбора.

3

8.Характер используемой наглядности.

3

9.Целесообразность и функциональность используемых

средств обучения.

3

10.Осуществление дифференцированного подхода к

учащимся, учет их индивидуальных особенностей.

3

11.Формирование мотивационного компонента учебной

деятельности.

3

12.Постановка учебных задач. Организация целеполагания.

3

13.Формирование познавательных УУД.

3

14.Формирование регулятивных УУД.

3

15.Формирование коммуникативных УУД

3

Всего баллов:

45

Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

Структурные части проекта и

параметры их оценки

Балл (3.2,1)

Самооценка учителя

Оценка

преподавателя

НИРО

1.

Наличие общих сведений о проекте и

соблюдение правил оформления

зачетной работы.

3

2.

Качество диагностического блока

проекта.

3.

Правильность формулировки темы и

задач урока, наличие сведений об

оборудовании урока.

3

4.

Соблюдение требований к плану

урока

3

5.

Качество теоретического обоснования

3

6.

Адекватность самоанализа урока

(объективность выставления учителем

баллов за свой конспект).

3

16

Литература

1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение,2010г.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс.- Гуманит.изд. Центр

ВЛАДОС, 2001.

3.Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое

пособие для учителей начальных классов.- М.,2005г

4.Как проектировать универсальные учебные действия//Под ред. А.Г. Асмолова.- М. 2010г

5. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.2 класс. Учебник в 2-х частях. - М.: Просвещение,2011г.

6. Сборник рабочих программ « Школа России». ФГОС - М.: Просвещение, 2011г.

7.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС.// Под.ред. Деменевой Н.Н.- М.:

Аркти 2012г.

8. Яшина Н.Ю., Овсянникова В.И. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка.

Нижний Новгород – Нижегородский институт развития образования. 2012г.

9. Яшина Н.Ю. Формирование лингвистических понятий у младших школьников. Нижний Новгород.- Нижегородский

гуманитарный центр 2007г.

10. . zavuch

11. . uroki

17



В раздел образования