Автор: Валерия Игоревна Перекопская
Должность: учитель русского языка и литература
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 21
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Для подготовки к ГИА по русскому языку.
Раздел: среднее образование
Дидактический материал для подготовки к ГИА по русскому языку.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью подготовки учащихся к
устному
собеседованию
по
русскому
языку,
а
также
необходимостью проведения
разносторонней
работы
с
текстом
при
прохождении
ГИА
по
общеобразовательным
предметам
Разработанные
материалы
помогут
обучающимся
освоить
алгоритмы
осознанного
восприятия
текста,
научиться
понимать,
сопоставлять
и
анализировать
текстовую
информацию,
применять
полученные
знания
во
время
подготовки
к
экзаменам.
Данная
система
упражнений
способствует
формированию
навыка
построения
монологического
высказывания с опорой на заданный тип речи.
Составленные
упражнения являются дидактическим материалом, который поможет
учителю организовать подготовку к выполнению 3 задания итогового собеседования на
уроках внеурочной деятельности в 8 и 9 классах. Основной акцент делается на оценке
спонтанной речи.
Таким
образом, целями д а н н ы х
у п р а ж н е н и й
я в л я ю т с я : совершенствование
коммуникативной
компетентности
обучающихся; эффективная
подготовка
к
итоговому
собеседованию по русскому языку; формирование гражданской идентичности обучающихся.
Задачи, решаемые при организации работы с данным дидактическим материалом:
1)
формировать
умение
встраивать
монолог
на
заданную
тему
в
соответствии
с
определенным
типом
речи
и
в
зависимости
от
целей
высказывания, структурировать
собственное речевое высказывание;
2)
развивать
умение
определять
предмет
описания,
выявлять
особенности
его
характеристики;
3) формировать речеведческие и коммуникативные компетенции;
4) формировать у обучающихся умение грамотно выстраивать устные и
письменные речевые высказывания;
5) формировать навыки исследовательской и творческой деятельности,
публичного выступления, работы в сотрудничестве;
6) содействовать развитию творческих способностей учащихся.
Целевая аудитория: материал предназначен для обучающихся 8-9 классов.
Учитель выбирает тему («Искусство), работа с которой рассчитана на блок из
3-х
занятий
внеурочной
деятельности.
Каждое
занятия
предполагает
подготовку
к
монологическому высказыванию по каждому типу речи: 1 – описание, 2 – повествование, 3 –
рассуждение. В процессе этой работы учащиеся смогут сформулировать тезис к сочинению
15.3 (ОГЭ по русскому языку) и использовать предложенные тексты в качестве аргумента из
жизненного опыта.
Обучающиеся делятся на группы.
Этапы работы первого занятия:
1.
Беседа по теме «Искусство».
Что такое искусство?
С какими видами искусства вы знакомы?
2.
Работа с фотографиями.
Обучающимся
предлагается
набор
тем
(музыка,
балет,
театр,
кинематограф,
живопись, литература) и фотографий к ним. Каждая группа должна выбрать тему для
монологического высказывания и подобрать к ней фотографию.
3.
Лексическая работа.
Обучающиеся
работают
со
словарями,
дают
определения
понятиям,
заполняют
тематические карточки.
Толкование понятия
Му́
зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза)
— вид искусства, художественная организация звучания, которая
рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно
схватываемую слухом, духовный „языком“ материального мира
(Википедия)
Виды
1.Народная музыка
2.Духовная музыка
3.Классическая музыка
4.Популярная музыка
4.1
Блюз
4.2
Ритм-н-блюз
4.3
Джаз
4.4
Шансон, романс, авторская песня
4.5
Электронная музыка
4.6
Рок
Расскажите о своей любимой
музыке
Вопросы:
-
какую
музыку
Вы
любите
слушать,
-
зависит
ли
выбор
музыки
от
Вашего настроения,
-
умеете
ли
Вы
играть
н а
музыкальном инструменте,
- какую роль музыка играет в
вашей жизни.
4.
Составление монологического высказывания.
Каждая
группа
обучающихся
составляет
монологическое
высказывание.
При
необходимости обучающиеся могут воспользоваться шаблоном.
1.
Передо мной интересная фотография.
2.
Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3.
Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4.
Перед нами ….. Еесли это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой,
какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5.
На переднем плане мы видим….
6.
Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7.
Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому
что …
8.
На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9.
Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о снимке в целом).
10.
Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и
эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
5.
Коллективный анализ.
Каждой группе до начала работы выдаются листы с критериями оценивания
задания №3 итогового собеседования, учитель после озвучивания каждого текста
предлагает
коллективно
оценить
выступление
спикера
и
выставить
баллы
по
предложенным критериям.