Напоминание

Для подготовки к ГИА по русскому языку.


Автор: Валерия Игоревна Перекопская
Должность: учитель русского языка и литература
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 21
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Для подготовки к ГИА по русскому языку.
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактический материал для подготовки к ГИА по русскому языку.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью подготовки учащихся к

устному

собеседованию

по

русскому

языку,

а

также

необходимостью проведения

разносторонней

работы

с

текстом

при

прохождении

ГИА

по

общеобразовательным

предметам

Разработанные

материалы

помогут

обучающимся

освоить

алгоритмы

осознанного

восприятия

текста,

научиться

понимать,

сопоставлять

и

анализировать

текстовую

информацию,

применять

полученные

знания

во

время

подготовки

к

экзаменам.

Данная

система

упражнений

способствует

формированию

навыка

построения

монологического

высказывания с опорой на заданный тип речи.

Составленные

упражнения являются дидактическим материалом, который поможет

учителю организовать подготовку к выполнению 3 задания итогового собеседования на

уроках внеурочной деятельности в 8 и 9 классах. Основной акцент делается на оценке

спонтанной речи.

Таким

образом, целями д а н н ы х

у п р а ж н е н и й

я в л я ю т с я : совершенствование

коммуникативной

компетентности

обучающихся; эффективная

подготовка

к

итоговому

собеседованию по русскому языку; формирование гражданской идентичности обучающихся.

Задачи, решаемые при организации работы с данным дидактическим материалом:

1)

формировать

умение

встраивать

монолог

на

заданную

тему

в

соответствии

с

определенным

типом

речи

и

в

зависимости

от

целей

высказывания, структурировать

собственное речевое высказывание;

2)

развивать

умение

определять

предмет

описания,

выявлять

особенности

его

характеристики;

3) формировать речеведческие и коммуникативные компетенции;

4) формировать у обучающихся умение грамотно выстраивать устные и

письменные речевые высказывания;

5) формировать навыки исследовательской и творческой деятельности,

публичного выступления, работы в сотрудничестве;

6) содействовать развитию творческих способностей учащихся.

Целевая аудитория: материал предназначен для обучающихся 8-9 классов.

Учитель выбирает тему («Искусство), работа с которой рассчитана на блок из

3-х

занятий

внеурочной

деятельности.

Каждое

занятия

предполагает

подготовку

к

монологическому высказыванию по каждому типу речи: 1 – описание, 2 – повествование, 3 –

рассуждение. В процессе этой работы учащиеся смогут сформулировать тезис к сочинению

15.3 (ОГЭ по русскому языку) и использовать предложенные тексты в качестве аргумента из

жизненного опыта.

Обучающиеся делятся на группы.

Этапы работы первого занятия:

1.

Беседа по теме «Искусство».

Что такое искусство?

С какими видами искусства вы знакомы?

2.

Работа с фотографиями.

Обучающимся

предлагается

набор

тем

(музыка,

балет,

театр,

кинематограф,

живопись, литература) и фотографий к ним. Каждая группа должна выбрать тему для

монологического высказывания и подобрать к ней фотографию.

3.

Лексическая работа.

Обучающиеся

работают

со

словарями,

дают

определения

понятиям,

заполняют

тематические карточки.

Толкование понятия

Му́

зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза)

— вид искусства, художественная организация звучания, которая

рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно

схватываемую слухом, духовный „языком“ материального мира

(Википедия)

Виды

1.Народная музыка

2.Духовная музыка

3.Классическая музыка

4.Популярная музыка

4.1

Блюз

4.2

Ритм-н-блюз

4.3

Джаз

4.4

Шансон, романс, авторская песня

4.5

Электронная музыка

4.6

Рок

Расскажите о своей любимой

музыке

Вопросы:

-

какую

музыку

Вы

любите

слушать,

-

зависит

ли

выбор

музыки

от

Вашего настроения,

-

умеете

ли

Вы

играть

н а

музыкальном инструменте,

- какую роль музыка играет в

вашей жизни.

4.

Составление монологического высказывания.

Каждая

группа

обучающихся

составляет

монологическое

высказывание.

При

необходимости обучающиеся могут воспользоваться шаблоном.

1.

Передо мной интересная фотография.

2.

Я думаю, что на ней изображен(а)…………..

3.

Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4.

Перед нами ….. Еесли это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой,

какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5.

На переднем плане мы видим….

6.

Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7.

Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому

что …

8.

На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9.

Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о снимке в целом).

10.

Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и

эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

5.

Коллективный анализ.

Каждой группе до начала работы выдаются листы с критериями оценивания

задания №3 итогового собеседования, учитель после озвучивания каждого текста

предлагает

коллективно

оценить

выступление

спикера

и

выставить

баллы

по

предложенным критериям.



В раздел образования