Автор: Рысева Алена Александровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №4"
Населённый пункт: город Кольчугино
Наименование материала: Статья
Тема: Социально - педагогическая помощь в профессиональном самоопределении старших подростков
Раздел: среднее образование
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»
История социально-педагогической деятельности тесно связана с национальными
традициями и особенностями народов,
социально –
экономическими
и
историко –
культурными предпосылками развития общества. Как считает Галагузова М.А.: «Теория
и
практика
социальной
педагогики
...
опираются
на
религиозные
и
нравственно
-
этические представления о человеке и человеческих ценностях».
В 30 – е гг. XX в. вопросом социального воспитания молодежи занимались такие
выдающиеся педагоги как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока – Росинский и
другие.
Зарождение
социально–педагогической
деятельности
началось
во
время
появления благотворительности, организации помощи и поддержки детям и подросткам в
послевоенный период, прослеживанием уровня безнадзорности и беспризорности детей
и подростков в советское время.
С конца 70 – х
гг. XX в. начинается возрождение интереса педагогов-практиков,
ученых к педагогике среды, связанное с разработкой системного подхода в воспитании и
обучении. Непосредственно должность социального педагога была введена в нашей
стране
в
соответствии
с
решением
Коллегии
Государственного
комитета
СССР
по
высшему образованию от 13 июля 1990 г. № 14/4 «О введении института социальных
педагогов».
По мнению Галагузовой М.А.: «По первоначальному замыслу социальный педагог
должен...
помогать
подросткам
в
период
их
социального
и
профессионального
становления, защищать их права».
Профессиональное становление и самоопределение подростков стало одних из
приоритетных направлений в социально – педагогической деятельности.
Проблема профессионального самоопределения личности вызывала и продолжает
вызывать большой интерес у исследователей.
Это
обусловлено
экономическими,
политическими,
социальными
изменениями,
происходящими в современном обществе. Тенденции развития современного общества
таковы, что школьники перед сложным выбором своей будущей профессии.
По
мнению
Павловой
Т.Л.
«Выбор
профессии – один из главных жизненных
выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он
выбирает и образ жизни».
В
Советской
России
проблемы
трудовой
подготовки,
а
в
дальнейшем
и
профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. Активное развитие
профориентация получила в период НЭПа. Сейчас вопрос самоопределения занимает
очень важное место в развитии современного общества.
Тему
профориентации
начали
изучать
давно.
Изучением
данного
вопроса
занимались такие авторы как: Пряжников Н. С., Климов Е. А., Павлова Т.Л., Гневашева
В. А. Как сообщает Пряжников Н. С.: «Первые лаборатории профориентации появились
в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США)». Это было связано с
проблемой поиска работы, сложностью отбора подходящих специалистов.
Вопросы, связанные с профессиональным становлением молодежи в различных
аспектах изучены в следующих теоретических и практических направлениях: теория
развития
личности
на
основе
единства
компонентов
общего,
профессионального
и
социально-культурного образования; теория развития профессионального образования;
д е я т е льно с т ный
под ход
к
проце с су
обуч е ния ;
конце птуа льные
и д е и
взаимообусловленности деятельности и профессиональной компетентности личности и
другие.
Подростковый,
юношеский
возраст
непосредственно
связан
с
проблемой
профессионального
самоопределения.
В
эти
возрастные
периоды
у
молодежи
не
сформировано
четкого
представления
о
формировании
будущего,
ярко
выраженных
предпочтений.
На юношей и девушек оказывают влияние развитие личностных особенностей, они
зависимы
от
мнения
окружающих
людей.
Поэтому
задача
социального
педагога
–
эффективно помочь молодежи сформировать четкие представления о широком мире
профессий.
Вопрос
о
профориентации
учащихся
старших
классов
весьма
актуален.
Особенности экономического развития государства,
развитие информационного типа
общества,
трансформация старых устоев, современный подход к жизни
в целом,
приводит к изменению социального заказа в государстве, предпочтению определенного
вида профессий. В настоящее время школьники с трудом выбирают свою будущую
деятельность, а иногда и не находят той, которая нравилась бы им, удовлетворяла их
интересы. Старшеклассники не могут определиться с областью своей профессиональной
деятельности.
В связи с этим формулируется множество теорий, проблем профессионального
самоопределения выпускников школ, разрабатывается практическая база для нахождения
способов решения данной проблемы. Профессиональное становление молодежи является
областью изучения различных направлений в образовании.
Однако,
не
смотря
на
огромное
количество
авторских
работ,
еще
существует
множество проблем, связанных с профориентационной деятельностью.
Изучение
данной
темы
позволило
авторам
выделить
проблемы
в
работе
по
профориентации.
Одна
из
них
это
проблема,
связанная
с
профессиональным
и
личностным
самоопределением
подростков.
Выбирая
свой
профессиональный
путь,
старшие школьники сталкиваются с тем, что их личностные предпочтения и желания не
так легко понять и осознать.
Широкий спектр профессиональной деятельности, большие перспективы, которые
преподносят в общество, не всегда оправдываются.
Профессиональное самоопределение зависит от внешних условий, а личностное –
от самого человека. В этом и состоит сложность выбора будущей профессии.
Также
можно
выделить
проблему
«профе ссионального
выбора»
и
«профессионального самоопределения». Авторы определяю эти понятия как отличные
друг от друга. Профессиональный выбор связан с ближайшей перспективой школьника,
однако профессиональное самоопределение конкретизируется отдаленными жизненными
планами и целями. С этими понятиями наука тесно связывает еще одно – «карьеру».
«...Дж.
Сьюпер
считает,
что
в
течение
жизни
(карьеры)
человек
вынужден
совершать
множество
выборов
(сама
карьера
рассматривается
как
«чередующиеся
выборы»)».
Данный
факт
необходимо
учитывать
при
оказании
помощи
старшим
подросткам в профессиональном определении.
Проблема выбора профессии определяется и особенностями развития государства,
социальным заказом, предпочтением определенных видов деятельности, формированием
конкурентоспособного работника в условиях развития рыночных отношений.