Напоминание

Социально - педагогическая помощь в профессиональном самоопределении старших подростков


Автор: Рысева Алена Александровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №4"
Населённый пункт: город Кольчугино
Наименование материала: Статья
Тема: Социально - педагогическая помощь в профессиональном самоопределении старших подростков
Раздел: среднее образование





Назад




«СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»

История социально-педагогической деятельности тесно связана с национальными

традициями и особенностями народов,

социально –

экономическими

и

историко –

культурными предпосылками развития общества. Как считает Галагузова М.А.: «Теория

и

практика

социальной

педагогики

...

опираются

на

религиозные

и

нравственно

-

этические представления о человеке и человеческих ценностях».

В 30 – е гг. XX в. вопросом социального воспитания молодежи занимались такие

выдающиеся педагоги как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока – Росинский и

другие.

Зарождение

социально–педагогической

деятельности

началось

во

время

появления благотворительности, организации помощи и поддержки детям и подросткам в

послевоенный период, прослеживанием уровня безнадзорности и беспризорности детей

и подростков в советское время.

С конца 70 – х

гг. XX в. начинается возрождение интереса педагогов-практиков,

ученых к педагогике среды, связанное с разработкой системного подхода в воспитании и

обучении. Непосредственно должность социального педагога была введена в нашей

стране

в

соответствии

с

решением

Коллегии

Государственного

комитета

СССР

по

высшему образованию от 13 июля 1990 г. № 14/4 «О введении института социальных

педагогов».

По мнению Галагузовой М.А.: «По первоначальному замыслу социальный педагог

должен...

помогать

подросткам

в

период

их

социального

и

профессионального

становления, защищать их права».

Профессиональное становление и самоопределение подростков стало одних из

приоритетных направлений в социально – педагогической деятельности.

Проблема профессионального самоопределения личности вызывала и продолжает

вызывать большой интерес у исследователей.

Это

обусловлено

экономическими,

политическими,

социальными

изменениями,

происходящими в современном обществе. Тенденции развития современного общества

таковы, что школьники перед сложным выбором своей будущей профессии.

По

мнению

Павловой

Т.Л.

«Выбор

профессии – один из главных жизненных

выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он

выбирает и образ жизни».

В

Советской

России

проблемы

трудовой

подготовки,

а

в

дальнейшем

и

профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. Активное развитие

профориентация получила в период НЭПа. Сейчас вопрос самоопределения занимает

очень важное место в развитии современного общества.

Тему

профориентации

начали

изучать

давно.

Изучением

данного

вопроса

занимались такие авторы как: Пряжников Н. С., Климов Е. А., Павлова Т.Л., Гневашева

В. А. Как сообщает Пряжников Н. С.: «Первые лаборатории профориентации появились

в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США)». Это было связано с

проблемой поиска работы, сложностью отбора подходящих специалистов.

Вопросы, связанные с профессиональным становлением молодежи в различных

аспектах изучены в следующих теоретических и практических направлениях: теория

развития

личности

на

основе

единства

компонентов

общего,

профессионального

и

социально-культурного образования; теория развития профессионального образования;

д е я т е льно с т ный

под ход

к

проце с су

обуч е ния ;

конце птуа льные

и д е и

взаимообусловленности деятельности и профессиональной компетентности личности и

другие.

Подростковый,

юношеский

возраст

непосредственно

связан

с

проблемой

профессионального

самоопределения.

В

эти

возрастные

периоды

у

молодежи

не

сформировано

четкого

представления

о

формировании

будущего,

ярко

выраженных

предпочтений.

На юношей и девушек оказывают влияние развитие личностных особенностей, они

зависимы

от

мнения

окружающих

людей.

Поэтому

задача

социального

педагога

эффективно помочь молодежи сформировать четкие представления о широком мире

профессий.

Вопрос

о

профориентации

учащихся

старших

классов

весьма

актуален.

Особенности экономического развития государства,

развитие информационного типа

общества,

трансформация старых устоев, современный подход к жизни

в целом,

приводит к изменению социального заказа в государстве, предпочтению определенного

вида профессий. В настоящее время школьники с трудом выбирают свою будущую

деятельность, а иногда и не находят той, которая нравилась бы им, удовлетворяла их

интересы. Старшеклассники не могут определиться с областью своей профессиональной

деятельности.

В связи с этим формулируется множество теорий, проблем профессионального

самоопределения выпускников школ, разрабатывается практическая база для нахождения

способов решения данной проблемы. Профессиональное становление молодежи является

областью изучения различных направлений в образовании.

Однако,

не

смотря

на

огромное

количество

авторских

работ,

еще

существует

множество проблем, связанных с профориентационной деятельностью.

Изучение

данной

темы

позволило

авторам

выделить

проблемы

в

работе

по

профориентации.

Одна

из

них

это

проблема,

связанная

с

профессиональным

и

личностным

самоопределением

подростков.

Выбирая

свой

профессиональный

путь,

старшие школьники сталкиваются с тем, что их личностные предпочтения и желания не

так легко понять и осознать.

Широкий спектр профессиональной деятельности, большие перспективы, которые

преподносят в общество, не всегда оправдываются.

Профессиональное самоопределение зависит от внешних условий, а личностное –

от самого человека. В этом и состоит сложность выбора будущей профессии.

Также

можно

выделить

проблему

«профе ссионального

выбора»

и

«профессионального самоопределения». Авторы определяю эти понятия как отличные

друг от друга. Профессиональный выбор связан с ближайшей перспективой школьника,

однако профессиональное самоопределение конкретизируется отдаленными жизненными

планами и целями. С этими понятиями наука тесно связывает еще одно – «карьеру».

«...Дж.

Сьюпер

считает,

что

в

течение

жизни

(карьеры)

человек

вынужден

совершать

множество

выборов

(сама

карьера

рассматривается

как

«чередующиеся

выборы»)».

Данный

факт

необходимо

учитывать

при

оказании

помощи

старшим

подросткам в профессиональном определении.

Проблема выбора профессии определяется и особенностями развития государства,

социальным заказом, предпочтением определенных видов деятельности, формированием

конкурентоспособного работника в условиях развития рыночных отношений.



В раздел образования