Напоминание

Картотека опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в весенний период


Автор: Павлова Дарья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 45
Населённый пункт: Республика Карелия, город Петрозаводск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в весенний период
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

Воспитателя МДОУ №45 «Берёзка»

Павловой Дарьи Юрьевны

Тема: Картотека опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в

весенний период

Цель: Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование изменений

в живой и неживой природе в весенний период времени

Задачи:

Расширить

представления

детей

об

окружающем

мире

через

опыты

и

эксперименты

Формирование

у

детей

умений

пользоваться

приборами-помощниками

при

проведении экспериментов.

Воспитывать любовь к природе.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

1.Свет

Опыт №1

Эксперимент «Как солнце влияет на растения»

Цель:

способствовать

расширению

и

углублению

представлений

детей

об

объектах

неживой

природы;

подвести

детей

к

выводу

о

необходимости

света

для

растений;

развивать понятия об изменении объектов природы, веществ и др.

Материалы и оборудование: два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках,

тёмный шкаф, дневник наблюдений.

Описание.

1. Поместите одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

2. Оставьте растения на неделю.

3. Сравните затем их цвет.

4. Поменяйте растения местами.

5. Оставьте растения также на неделю.

6. Сравните опять растения.

7. Зарисуйте ход наблюдения в дневник.

Вывод: растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на

солнце стоит зелёным, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее

растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло. Солнце оказывает на

растения огромное влияние. От солнца зависит благополучный рост и развитие всех

растений.

Опыт №2

«Передача солнечного зайчика»

Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е.

увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материалы и оборудование: схема многократного отражения, зеркала

Ход опыта:

Дети рассматривают движение солнечного «зайчика».

Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет,

если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало

(он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья

таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог

(солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных

«зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью

двух зеркал в виде схемы.

Опыт №3

«Разноцветные огоньки»

Цель: Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Оборудование:

Противень,

плоское

зеркальце,

лист

белой

бумаги,

рисунок

с

изображением расположения оборудования.

Ход опыта:

Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на

стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри

противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким

углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом

лист бумаги, другой —слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и

бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие

движения зеркалом.

Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Обсуждают

результаты.

Вода

от

верхнего

слоя

до

поверхности

зеркала

выполняет

функцию призмы.

(Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света

так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный

свет

на

семь

цветов,

которые

располагаются

в

таком

порядке:

красный,

оранжевый,

желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.)

Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает

знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что

и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют,

что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Опыт №4

«Солнечная лаборатория»

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на

солнце.

Материалы и оборудование: листы бумаги разных цветов

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны

быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей

потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают

тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает

быстрее чистого!

Опыт №5

«Наблюдение за веточками березы и тополя»

Цель: Развивать интерес к познавательной деятельности через эксперимент- наблюдение за

развитием почек веток тополя и березы, дать представления о том, что растения живые и

могут расти и развиваться, если только для них созданы необходимые условия- свет, вода,

тепло, уход. Развивать эстетическое чувство и положительное восприятие окружающего

мира, чувства радости от красоты природы.

Материалы и оборудование: 2 веточки березы, 2 веточки тополя, вазы, вода, дневник

наблюдения

Ход:

1 Поставить веточки березы и тополя в баночки с водой

2 Одну веточку березы и одну тополя поставить на солнечное место, а вторые веточки в

темное место

3 Наблюдать за распусканием листочков на ветке

3 Зарисовать наблюдение в дневнике наблюдений

4 Определить на какой из веточек распустятся первые листочки

. Вода

Опыт № 1

«Снег и лёд. Где быстрее наступит весна?»

Цель: понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что

быстрее растает.

Материалы и оборудование: снег, лед, 2 тарелки

Описание.

1. Снег в тарелке и кубики льда поставить в тёплое место.

2. От комнатной температуры снег и лёд начнут таять, образуется вода.

3. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку, чем на реку.

Опыт №2

«Какие свойства (сравнение свойств снега, льда и воды)»

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы и оборудование: ёмкости со снегом, водой, льдом.

Описание.

1. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лёд, снег и рассказать, чем

они схожи и чем

отличаются.

2. Сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд).

3. Что произойдет, если их соединить (снег и лёд растают).

4.

Сравнить,

как

изменяются

в

соединении

свойства:

воды

и

льда

(вода

остается

прозрачной, становится холоднее, ее

объём

увеличивается,

так

как

лёд

тает),

воды

и

снега

(вода

теряет

прозрачность,

становится холоднее, её объём

увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).

Вывод: лёд и снег превращаются в воду, и наоборот.

Опыт №3

«Разноцветные растения»

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.

Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение

(гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12

часов результат будет виден.

Вывод:

Окрашенная

вода

поднимается

по

стеблю

благодаря

тонким

канальцам.

Вот

почему стебли растений становятся синего цвета.

Опыт №4

«Облако в банке»

Ц е л ь : Познакомить

детей

с

образованием

облаков,

формировать

элементарные

представления о круговороте воды в природе

Материалы и оборудование: банка с крышкой, вода, несколько кубиков льда

Ход:

1 Налей на дно банки немного горячей воды (около 2,5 см) и прикрой банку крышкой

2 На крышку банки насыпь несколько кубиков льда

3 Наблюдай за тем, что происходит с кубиками льда. А что творить внутри банки?

Опыт№ 5

«Вода способна испаряться».

Цель: совершенствовать

и

расширить

представления

детей

об испарении

воды,

через

познавательную деятельность.

Материалы и оборудование: три банки с водой

Ход

Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее

нагревать

воду,

тем

сильнее

она

испаряется.

В

три

банки

наливается

одинаковое

количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной

батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.

Опыт №6

«Весенние кораблики»

Цель: учить отмечать различные свойства предметов.

Ход

опыта:

воспитатель

вместе

с

детьми

опускает

в

ручейки

или

лужи

предметы,

сделанные

из

разных

материалов

(деревянные

брусочки,

палочки,

металлические

пластины, бумажные кораблики и т.д.) Наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются

на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны.

. Воздух

Опыт №1

«Что легче? (Теплый и холодный воздух)»

Цель: расширить и углубить знания о воздухе.

Материалы и оборудование: трафарет, ножницы, нитка с иголкой, лампа

Ход

Н а р и с у й т е

н а

бум а г е

п о

т р а ф а р е т у

б ол ь ш о й

к ру г

и

в ы р е ж ьт е

е г о .

Проведите

по

контору

линии,

чтобы

получилось

спираль,

вырежьте

е е

На что похожа спираль? (на землю)

С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой. Что

наблюдаете? Почему змейка вертится?

Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что

теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз.

Опыт №2

«Что быстрее?»

Цель: формировать представления об атмосферном давлении.

Материалы и оборудование: 2 листа бумаги

Ход опыта: воспитатель предлагает подумать. Что будет, если одновременно выпустить из

рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально. Какой быстрей упадёт? Почему

первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй

лист падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше).

Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление.

Опыт №3

«Вертушка»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы,

палочки, гвоздики.

Ход:

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему

она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим

вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить

особенности ее конструкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она

вертится быстрее.

Опыт №4

«Парашют»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Оборудование: Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Ход опыта:

Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям

опустить игрушечного человечка на парашюте и без него.

Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на

вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях.

Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,

а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют

снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).

Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет

большим падение — более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха

парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.

Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной

бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в

несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки

(концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа

парашюты с грузами разной тяжести.



В раздел образования